- Преподавателю
- Математика
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По курсу «Вероятность и статистика» учебного курса «Математика» в 5 классе (базовый уровень)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По курсу «Вероятность и статистика» учебного курса «Математика» в 5 классе (базовый уровень)
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Архипцева Ю.М. |
Дата | 05.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу «Вероятность и статистика»
учебного курса «Математика» в 5 классе
(базовый уровень)
Составитель:
Архипцева Юлия Михайловна
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
В программу по математике основной школы включаются элементы теории вероятностей и статистики. Рабочая программа модуля «Вероятность и статистика» ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе следующих документов:
1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования;
2. Письмо МО России от 23.09.2003 г. № 03-93 ин/13-03 «О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в содержание математического образования основной школы»;
3. Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5 - 6 классы/[автор - составитель В.И. Жохов]. - 2-е издание, стереотипное - М.: Мнемозина, 2010. - 31 с. Рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ
Рабочая программа разработана на основе учебного пособия «Вероятность и статистика», авторов Е.А. Бунимович, В.А. Булычев.
Согласно планированию в 5 классе предполагается изучение случайных, невозможных, достоверных событий, вероятностной шкалы, абсолютной и относительной частоты (Главы I, II, III и IV). Обучение указанной дисциплине проводится в виде теоретических и практических занятий. В процессе теоретических занятий сообщаются основные понятия соответствующего раздела курса, описываются способы доказательств, решаются задачи. На практических занятиях учащиеся выполняют самостоятельные работы, проводят индивидуальные исследовательские работы, в ходе которых они могут самостоятельно ставить эксперименты, быстро проверять свои гипотезы, устанавливать закономерности.
Цели курса:
-
способствовать формированию осознанного выбора дальнейшего пути образования;
-
способствовать формированию у учащихся первоначальных вероятностно-статистических представлений;
-
способствовать ознакомлению учащихся со случайными величинами и числами, необычными для школьников и естественными в повседневной жизни;
-
способствовать развитию у учащихся первоначальных навыков решения задач, связанных, в том числе, с жизненными ситуациями.
Задачи курса:
-
расширить кругозор учащихся;
-
сформировать у учащихся представления о комбинаторике и основных элементах теории вероятностей;
-
сформировать первоначальный навык решения задач, связанных, в том числе, с конкретными жизненными ситуациями;
-
способствовать развитию творческих способностей и дарований учащихся;
-
способствовать формированию у школьников интереса к изучению математики.
-
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности - умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
-
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
-
развить логическое мышление и речь - умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контр примеры.
Тематическое планирование рассчитано на 0,5 часа в неделю, всего 17 часов за учебный год. Преподавание ведется - 1 час в неделю в первом полугодии.
В результате изучения модуля «Вероятность и статистика» в 5 классе обучающиеся должны:
уметь
-
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контр примеры для опровержения утверждений;
-
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
-
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов;
-
вычислять средние значения результатов измерений;
-
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
-
находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
-
распознавания логически некорректных рассуждений;
-
записи математических утверждений, доказательств;
-
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
-
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
-
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
-
сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
-
понимания статистических утверждений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
n/n
Наименование разделов и тем
Максимальная нагрузка (ч)
Из них
Самостоятельные, практические работы, тесты
Теоретическое обучение (ч)
Практическое обучение (ч)
Контрольные работы (ч)
Что изучает теория вероятностей?
1
1
-
-
-
I.
Случайные события
4
1
3
-
1
II.
Что вероятнее?
3
1
2
-
1
III.
Как сравнивать события?
3
1
2
-
1
IV.
Эксперименты со случаем
6
1
4
1
3
Итого:
17
5
11
1
6
Содержание учебного предмета
Глава 1. Случайные события (1 + 4ч)
Что изучает теория вероятностей? Случайные события. Невозможные события. Достоверные события. Решение комбинаторных задач.
Основная цель: познакомить с понятиями случайные, невозможные, достоверные события, выработать умение решать простейшие задачи на определение вида события.
Знать и понимать:
-
понятия случайного, достоверного, невозможного события;
-
примеры случайных, достоверных, невозможных событий.
Уметь:
-
правильно употреблять термины;
-
решать задачи с применением вероятностных методов.
Глава 2. Что вероятнее? (3ч)
Сравнение шансов. Вероятностная шкала. Решение комбинаторных задач.
Основная цель: ознакомить с понятием вероятностной шкалы, выработать умение строить вероятностную шкалу.
Знать и понимать:
-
вероятность и статистическая частота наступления события;
-
понятие вероятностной шкалы.
Уметь:
-
строить вероятностную шкалу;
-
распределять события по вероятностной шкале.
Глава 3. Как сравнивать события? (3ч)
Сравнение событий. Шансы наступления событий. Решение комбинаторных задач.
Основная цель: выработать умение сравнивать между собой шансы наступления событий.
Уметь:
-
сравнивать между собой шансы наступления событий;
-
строить вероятностную шкалу;
-
правильно употреблять термины и формулы;
-
решать задачи.
Глава 4. Эксперименты со случаем (6ч)
Абсолютная частота. Относительная частота. Таблица относительных частот. Гистограмма. Систематизация и подсчет имеющихся данных в частотных таблицах. Решение комбинаторных задач.
Основная цель: дать начальное представление о трех этапах любого статистического исследования: сборе, систематизации и анализе статистических данных.
Знать и понимать:
-
статистические данные;
-
представление данных в виде таблиц, графиков;
-
понятие о статистическом выводе на основе выборки;
-
что такое абсолютные, относительные частоты.
Уметь:
-
разбираться в структуре таблицы и находить в ней нужную информацию;
-
структурировать информацию и представлять ее в виде таблицы;
-
использовать таблицы для подсчета результатов опыта.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по модулю «Вероятность и статистика» в 5 классе
(0,5 часа в неделю, всего 17 часов в 1 полугодии)
№ урока
Наименование разделов и тем
Количество часов
Тип урока
Виды самостоятельной работы
Дата проведения урока
планируемая
фактическая
1
Что изучает теория вероятностей?
1
УОНМ
Работа по учебнику
Глава 1. Случайные события (4ч)
2
Случайные события
1
УОНМ
Работа по учебнику
3
Решение задач по теме: «Случайные события»
1
УЗИМ
Работа в парах
4
Решение комбинаторных задач
1
УПЗУ
Индивидуальные задания
5
Решение комбинаторных задач
1
УПЗУ
Самостоятельная работа
Глава 2. Что вероятнее? (3ч)
6
Вероятностная шкала
1
УОНМ
Работа по учебнику
7
Сравнение шансов
1
КУ
Работа у доски
8
Решение комбинаторных задач
1
УОСЗ
Самостоятельная работа
Глава 3. Как сравнивать события? (3ч)
9
Как сравнивать события?
1
УОНМ
Работа по учебнику
10
Решение задач по теме: «Как сравнивать события?»
1
УЗИМ
Индивидуальные задания
11
Решение комбинаторных задач
1
УПЗУ
Самостоятельная работа
Глава 4. Эксперименты со случаем (6ч)
12
Частота абсолютная и относительная
1
УОНМ
Работа по учебнику
13
Решение задач на нахождение абсолютной и относительной частот
1
УЗИМ
Практическая работа
14
Решение задач на нахождение абсолютной и относительной частот
1
УПЗУ
Практическая работа
15
Решение комбинаторных задач
1
УОСЗ
Самостоятельная работа
16
Итоговое повторение
1
КУ
Индивидуальные задания
17
Контрольная работа
1
УКЗУ
Контрольная работа
Итого
17 ч
Условные обозначения:
Тип урока
УОНМ - урок ознакомления с новым материалом
УЗИМ - урок закрепления изученного материала
УПЗУ - урок применения знаний и умений
УОСЗ - урок обобщения и систематизации знаний
УКЗУ - урок контроля знаний и умений
КУ - комбинированный урок
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
-
Компьютер, экран, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
-
Таблицы, презентации уроков.
-
«Вероятность и статистика» - электронное учебное пособие по книге Е. А. Бунимовича и В. А. Булычева.
Учебно-методическое обеспечение предмета
-
Бунимович Е.А., Булычев В.А. Вероятность и статистика. Учебное пособие для 5 - 9 классов общеобразовательных учреждений. М.: изд-во «Дрофа», 2002
-
Ткачева М.В., Федорова Н.Е. Элементы статистики и вероятность. М.: изд-во «Просвещение», 2007
-
Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностей. 5-9 классы/авт.-сост. В.Н.Студенецкая.-Волгоград: Учитель, 2009
-
Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»
-
Научно-методический журнал издательской группы ОСНОВА «Математика. Все для учителя»
-
Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» Математика
Интернет-ресурсы:
-
metodist.lbz.ru - методическая служба на сайте издательства «БИНОМ»
-
school-collection.edu.ru/ - «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
-
festival.1september.ru - Я иду на урок математики (методические разработки)
-
pedsovet.ru - уроки, конспекты
-
teorver.mccme.ru - статистика и вероятность в школе
-
tmn.fio.ru - теория вероятностей в школе