• Преподавателю
  • Математика
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По курсу «Вероятность и статистика» учебного курса «Математика» в 5 классе (базовый уровень)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По курсу «Вероятность и статистика» учебного курса «Математика» в 5 классе (базовый уровень)

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По курсу «Вероятность и статистика»

учебного курса «Математика» в 5 классе

(базовый уровень)








Составитель:

Архипцева Юлия Михайловна











2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

В программу по математике основной школы включаются элементы теории вероятностей и статистики. Рабочая программа модуля «Вероятность и статистика» ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе следующих документов:

1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования;

2. Письмо МО России от 23.09.2003 г. № 03-93 ин/13-03 «О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в содержание математического образования основной школы»;

3. Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5 - 6 классы/[автор - составитель В.И. Жохов]. - 2-е издание, стереотипное - М.: Мнемозина, 2010. - 31 с. Рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ

Рабочая программа разработана на основе учебного пособия «Вероятность и статистика», авторов Е.А. Бунимович, В.А. Булычев.

Согласно планированию в 5 классе предполагается изучение случайных, невозможных, достоверных событий, вероятностной шкалы, абсолютной и относительной частоты (Главы I, II, III и IV). Обучение указанной дисциплине проводится в виде теоретических и практических занятий. В процессе теоретических занятий сообщаются основные понятия соответствующего раздела курса, описываются способы доказательств, решаются задачи. На практических занятиях учащиеся выполняют самостоятельные работы, проводят индивидуальные исследовательские работы, в ходе которых они могут самостоятельно ставить эксперименты, быстро проверять свои гипотезы, устанавливать закономерности.

Цели курса:

  • способствовать формированию осознанного выбора дальнейшего пути образования;

  • способствовать формированию у учащихся первоначальных вероятностно-статистических представлений;

  • способствовать ознакомлению учащихся со случайными величинами и числами, необычными для школьников и естественными в повседневной жизни;

  • способствовать развитию у учащихся первоначальных навыков решения задач, связанных, в том числе, с жизненными ситуациями.

Задачи курса:

  • расширить кругозор учащихся;

  • сформировать у учащихся представления о комбинаторике и основных элементах теории вероятностей;

  • сформировать первоначальный навык решения задач, связанных, в том числе, с конкретными жизненными ситуациями;

  • способствовать развитию творческих способностей и дарований учащихся;

  • способствовать формированию у школьников интереса к изучению математики.

  • Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности - умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

  • получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

  • развить логическое мышление и речь - умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контр примеры.

Тематическое планирование рассчитано на 0,5 часа в неделю, всего 17 часов за учебный год. Преподавание ведется - 1 час в неделю в первом полугодии.

В результате изучения модуля «Вероятность и статистика» в 5 классе обучающиеся должны:

уметь

  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контр примеры для опровержения утверждений;

  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, составлять таблицы, строить диаграммы и графики;

  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов;

  • вычислять средние значения результатов измерений;

  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;

  • находить вероятности случайных событий в простейших случаях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);

  • распознавания логически некорректных рассуждений;

  • записи математических утверждений, доказательств;

  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;

  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;

  • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;

  • сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;

  • понимания статистических утверждений.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


n/n

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка (ч)

Из них

Самостоятельные, практические работы, тесты

Теоретическое обучение (ч)

Практическое обучение (ч)

Контрольные работы (ч)



Что изучает теория вероятностей?

1

1

-

-

-

I.

Случайные события

4

1

3

-

1

II.

Что вероятнее?

3

1

2

-

1

III.

Как сравнивать события?

3

1

2

-

1

IV.

Эксперименты со случаем

6

1

4

1

3


Итого:

17

5

11

1

6



Содержание учебного предмета


Глава 1. Случайные события (1 + 4ч)

Что изучает теория вероятностей? Случайные события. Невозможные события. Достоверные события. Решение комбинаторных задач.

Основная цель: познакомить с понятиями случайные, невозможные, достоверные события, выработать умение решать простейшие задачи на определение вида события.

Знать и понимать:

  • понятия случайного, достоверного, невозможного события;

  • примеры случайных, достоверных, невозможных событий.

Уметь:

  • правильно употреблять термины;

  • решать задачи с применением вероятностных методов.

Глава 2. Что вероятнее? (3ч)

Сравнение шансов. Вероятностная шкала. Решение комбинаторных задач.

Основная цель: ознакомить с понятием вероятностной шкалы, выработать умение строить вероятностную шкалу.

Знать и понимать:

  • вероятность и статистическая частота наступления события;

  • понятие вероятностной шкалы.

Уметь:

  • строить вероятностную шкалу;

  • распределять события по вероятностной шкале.

Глава 3. Как сравнивать события? (3ч)

Сравнение событий. Шансы наступления событий. Решение комбинаторных задач.

Основная цель: выработать умение сравнивать между собой шансы наступления событий.

Уметь:

  • сравнивать между собой шансы наступления событий;

  • строить вероятностную шкалу;

  • правильно употреблять термины и формулы;

  • решать задачи.

Глава 4. Эксперименты со случаем (6ч)

Абсолютная частота. Относительная частота. Таблица относительных частот. Гистограмма. Систематизация и подсчет имеющихся данных в частотных таблицах. Решение комбинаторных задач.

Основная цель: дать начальное представление о трех этапах любого статистического исследования: сборе, систематизации и анализе статистических данных.

Знать и понимать:

  • статистические данные;

  • представление данных в виде таблиц, графиков;

  • понятие о статистическом выводе на основе выборки;

  • что такое абсолютные, относительные частоты.

Уметь:

  • разбираться в структуре таблицы и находить в ней нужную информацию;

  • структурировать информацию и представлять ее в виде таблицы;

  • использовать таблицы для подсчета результатов опыта.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по модулю «Вероятность и статистика» в 5 классе

(0,5 часа в неделю, всего 17 часов в 1 полугодии)


№ урока

Наименование разделов и тем

Количество часов

Тип урока

Виды самостоятельной работы

Дата проведения урока

планируемая

фактическая

1

Что изучает теория вероятностей?

1

УОНМ

Работа по учебнику



Глава 1. Случайные события (4ч)

2

Случайные события

1

УОНМ

Работа по учебнику



3

Решение задач по теме: «Случайные события»

1

УЗИМ

Работа в парах



4

Решение комбинаторных задач

1

УПЗУ

Индивидуальные задания



5

Решение комбинаторных задач

1

УПЗУ

Самостоятельная работа



Глава 2. Что вероятнее? (3ч)

6

Вероятностная шкала

1

УОНМ

Работа по учебнику



7

Сравнение шансов

1

КУ

Работа у доски



8

Решение комбинаторных задач

1

УОСЗ

Самостоятельная работа



Глава 3. Как сравнивать события? (3ч)

9

Как сравнивать события?

1

УОНМ

Работа по учебнику



10

Решение задач по теме: «Как сравнивать события?»

1

УЗИМ

Индивидуальные задания



11

Решение комбинаторных задач

1

УПЗУ

Самостоятельная работа



Глава 4. Эксперименты со случаем (6ч)

12

Частота абсолютная и относительная

1

УОНМ

Работа по учебнику



13

Решение задач на нахождение абсолютной и относительной частот

1

УЗИМ

Практическая работа



14

Решение задач на нахождение абсолютной и относительной частот

1

УПЗУ

Практическая работа



15

Решение комбинаторных задач

1

УОСЗ

Самостоятельная работа



16

Итоговое повторение

1

КУ

Индивидуальные задания



17

Контрольная работа

1

УКЗУ

Контрольная работа




Итого

17 ч








Условные обозначения:

Тип урока

УОНМ - урок ознакомления с новым материалом

УЗИМ - урок закрепления изученного материала

УПЗУ - урок применения знаний и умений

УОСЗ - урок обобщения и систематизации знаний

УКЗУ - урок контроля знаний и умений

КУ - комбинированный урок


Материально-техническое обеспечение учебного предмета

  • Компьютер, экран, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

  • Таблицы, презентации уроков.

  • «Вероятность и статистика» - электронное учебное пособие по книге Е. А. Бунимовича и В. А. Булычева.

Учебно-методическое обеспечение предмета

  1. Бунимович Е.А., Булычев В.А. Вероятность и статистика. Учебное пособие для 5 - 9 классов общеобразовательных учреждений. М.: изд-во «Дрофа», 2002

  2. Ткачева М.В., Федорова Н.Е. Элементы статистики и вероятность. М.: изд-во «Просвещение», 2007

  3. Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностей. 5-9 классы/авт.-сост. В.Н.Студенецкая.-Волгоград: Учитель, 2009

  4. Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»

  5. Научно-методический журнал издательской группы ОСНОВА «Математика. Все для учителя»

  6. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» Математика

Интернет-ресурсы:

  1. metodist.lbz.ru - методическая служба на сайте издательства «БИНОМ»

  2. school-collection.edu.ru/ - «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

  3. festival.1september.ru - Я иду на урок математики (методические разработки)

  4. pedsovet.ru - уроки, конспекты

  5. teorver.mccme.ru - статистика и вероятность в школе

  6. tmn.fio.ru - теория вероятностей в школе

© 2010-2022