Статья - из опыта работы

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Из опыта работы в классах с низкими учебными возможностями»

Последнее время мне приходилось работать в классах с низкими учебными возможностями. В любой неспециализированной общеобразовательной школе есть ученики с высокими учебными возможностями, а есть другие - те, которые усваивают учебный материал с определенными трудностями в большей или меньшей степени. У таких детей присутствует еще и низкая мотивация обучения, так как постоянно возникающие проблемы вызывают неуверенность в своих силах, а затем и равнодушие - «все равно ничего не могу, ничего не получается». И хорошо, если такие ребята учатся в общих классах, где «сильные» - это и пример, на который должно равняться, и помощь этих «сильных» ребят в какой-то ситуации. Конечно, при условии, что в этом коллективе дружелюбная атмосфера, добрые отношения между одноклассниками.

А вот если таких ребят собирают в отдельные классы!.. По любым причинам. Коррекционными эти классы не всегда называют, но работать надо, учитывая специфику класса. Поэтому мне пришлось изучить систему коррекционно-развивающего обучения. И планировать свою работу на основе работы в обычных общеобразовательных классах, с применением теории коррекционно-развивающего обучения, с учетом реальных возможностей ребят, учитывая их уровень подготовки.

Некоторые моменты такой работы применимы и актуальны в любом детском коллективе, так как каждый ребенок индивидуален и, зачастую, очень раним, потому, что, в силу возрастных особенностей у ребят еще не сформировано философское восприятие действительности и то, что для взрослого кажется пустяком, для него проблема.

Думаю, что изученное и проработанное мною будет полезно и другим учителям, которые начинают работать и столкнулись с такой же проблемой. Хочу кратко изложить основное, на мой взгляд, в такой работе.

Коррекционно-развивающее обучение - это обучение, направленное на развитие высших психологических функций ребенка, при помощи которых осуществляется усвоение программно-учебного материала.

Результат коррекционно-развивающего обучения - компенсация, то есть развитие у ребенка механизма продуктивной обработки информации, в результате чего достигается адекватное функционирование ребенка в окружающем его обществе.

Наряду с традиционными методами в классах с низкими возможностями и низкой мотивацией необходимо учитывать возможности и строить свою работу с учетом этих особенностей. И основополагающими принципами этой работы должны стать:

- принцип мотивации обучения;

- принцип доступности - развитие познавательной активности, обеспечение

эффекта новизны при решении учебных задач;

- принцип дозированности - объяснять порционально, спрашивая, что понятно

и что не понятно, то есть чего от них хочет учитель;

- индивидуальная работа;

- оптимальный выбор средств;

- отбор учебного материала в соответствии с поставленными задачами.

Основные принципы работы в таких классах:

- принцип личностно-ориентированного подхода в обучении: - принятия уникальности ребенка, введение в содержание обучения разделов, предусматривающих восполнение пробелов предшествующего развития и формирование готовности к восприятию сложных разделов программы;

- принцип развития и коррекции высших психологических функций: - развития наглядно-образного мышления, словесно-логического (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями), развития зрительного восприятия и узнавания, развития зрительной памяти и внимания, развития слухового внимания и памяти, развитие пространственных представлений и ориентации;ия зрительног восприятия и узнавани

- принцип создания психологической зоны успеха:- создание ситуации успеха при выполнении различных заданий (по объему доступных на данный момент с обязательной оценкой), динамичности восприятия, продуктивной обработки учебной информации, развития и коррекции высших психологических функций, мотивации обучения;

- принцип педагогического оптимизма: - вера учителя в силы и возможности ребенка;

- принцип нормативности и открытости образовательных перспектив: - недопущение снижения образовательной планки, развитие перспектив в получении среднего профессионального и высшего образования; и др.

Памятка

учителю, работающему в классах с низкими возможностями и низкой мотивацией обучения:

1. Для поддержания высокого уровня внимания:

- на каждом уроке создавать ситуацию успеха;

- подчеркивать главное цветными мелками;

- исключить раздражающие факторы: - обилие наглядных пособий,

- много различных записей на классной доске,

- агрессивный тон учителя;

- уменьшение количества учебных материалов для отслеживания;

- высокий темп раздражает и усиливает раздражение;

- необходимо многократно повторять учебный материал;

- поддерживать единые учебные требования;

- одежда учителя спокойных тонов.

2. Особенности и принципы построения урока:

- отбор информации зависит от индивидуальных особенностей и возможностей детей;

- учебный материал должен быть доступен для каждого ученика;

- требования к обучению соответствуют уровню группы риска в зоне ближайшего развития,

не завышаются и не занижаются, выбор оптимального пути обучения;

- несоответствие нагрузки вызывает занижение самооценки.

3. Отличительные особенности учебных заданий:

- увеличить число продуктивных занятий;

- одно из средств урока - дозированная помощь:

стимулирующая - мобилизовать внимание, напомнить, подсказать;

направляющая - указать на ошибку или где ее искать в работе, напомнить правило, алгоритм;

обучающая помощь.

Цель - обеспечить успех ученика на уроке, что является положительной мотивацией.

Оценка успешности:

«5», «4», «3» - Ι уровень - самостоятельно выполнил - стимулирующая помощь;

(минимальная мера помощи не оказывалась) . «3» - ΙΙ уровень - самостоятельно исправил ошибки при указании на них -

направляющая помощь;

«3», «2» - ΙΙΙ уровень - требуется прямая подсказка некоторой части задания,

«2» - ΙV уровень - или подсказка всем заданиям - обучающая помощь.

4. Дети не любят работать, поэтому:

- положительная мотивация, которая создается двумя факторами:

1. формирование положительного мотива (предмет, учитель, стимулирование);

2. целеполагание - достижение результата (цель присваивается,

проговаривается и удерживается - так развивается рефлексия).

5. Критерий относительной успешности:

- движение ребенка относительно самого себя;

- оценки выставляются по уровню сложности, их критериям;

- любые попытки поощряются.

6. Коммуникативный комплект:

- стиль авторитарно-демократический;

- уровень общения: учитель - ученик, ученик - ученик.

7. Итог: - сформированная на выпуск 9 класса элементарная рефлексия;

- оценка каждого ребенка: успевает - не успевает, умеет - не умеет;

- отметка на каждом уроке.

8. Санитарно - гигиенические требования:

- напряжение на первые 25 - 30 минут (в т. ч. объяснение).

- смена видов деятельности и видов работы, т.к. однообразие вызывает напряжение,

утомление.

Урок - это и традиционные методы работы на уроках (объяснительно-иллюстративные с применением наглядности, добротное репродуктивное закрепление и повторение, применение изученного в новой ситуации - продуктивная деятельность) и нестандартные уроки - работа в парах, в группах по четыре человека (хотя, по моему мнению, работа в группах давно уже стандартная форма урока), и др.

Группы могут быть одноуровневые и разноуровневые по степени подготовки учащихся.

В одноуровневых группах ребята занимаются с учетом своих возможностей, своего уровня подготовки.

В разноуровневых группах «сильные» ученики помогают «слабым», проговаривая и объясняя изученный материал, закрепляя тем самым и свои знания, обучаясь умению излагать информацию, обосновывая свой собственный подход, разъясняя значение и смысл теории, умению привести примеры, подобрать аргументы.

Здесь работает и воспитательный момент - воспитывается доброжелательность к окружающим, умение сотрудничать, работать в коллективе.

Основная цель урока - вооружить обучающихся научным методом познания, способствовать развитию мышления, формировать навыки прогнозирования, развивать умения решать практические задачи в повседневной жизни.

Для достижения этих целей на уроках надо включать обучающихся в деятельностный режим работы и осмысления способов получения знаний. Необходимо так организовать урок, чтобы работал каждый ученик: постановка проблемы, поиск решения предъявленной задачи, предъявление и защита собственной точки зрения, принятия точки зрения другого при логическом обосновании и доказанности высказываний.

Создавать на уроке условия для свободного высказывания и защиты своего мнения при решении задач, предъявления своего способа решения, что развивает умение сформулировать свои мысли в обоснованные высказывания.

Особое внимание - развитию навыков анализа, обобщения, структурирования, систематизации изученного, формированию умений анализировать, сравнивать, обобщать, структурировать материал, умений интерпретировать словесное описание условий задачи в математическую модель и обратно, создание условий для работы каждого в зоне своего ближайшего развития.

Развитию умений и навыков способствуют и практические работы, тесты, математические диктанты, что позволяет включать в активную самостоятельную работу каждого ученика, применяя и развивая их умения и навыки.

Так я столкнулась в своей практике с тем, что учащиеся одиннадцатых классов, зная формулы объема куба и прямоугольного параллелепипеда, не сразу смогли его вычислить, получив эти кубики и «кирпичики» - прямоугольные параллелепипеды для практической работы по вычислению объема и площади полной поверхности.

Надо больше включать заданий практического применения знаний.

Включить в работу каждого обучающегося, можно через математические диктанты - «пятиминутки», как обучающего, так и проверочного характера. Математические диктанты - не новая форма работы, а новое в моих диктантах - это то, что они диктанты - «пятиминутки», пять заданий - пять минут! Но иногда время на выполнение задания можно и увеличить. Я сама разрабатываю диктант из пяти заданий, от простого к сложному, где включаю основные моменты изучаемой темы. Можно брать задания из дидактических материалов, но адаптируя для конкретного класса. Критерии оценки при этом ребята знают заранее - задание выполнено и ставится "+", либо не выполнено и ставится "-", а по количеству «плюсов» ставится отметка:

5 заданий

5 +

«5»

4 +

«4»

3 +

«3»

1-2 +

«2»

Математические диктанты могут быть обучающими или проверочными, на два варианта или с одним вариантом - это зависит от цели урока, цели диктанта.

1. Математический диктант на два варианта - проверка знаний, умений. Математика.



1 вариант

2 вариант

1. Вычислить:

- 12 + 4

- 14 - 5

2. Найти значение:

- 12 - 4

- 14 + 5

3. Выполнить действие:

2 - 9

3 - 8

4. Вычислить:

Статья - из опыта работы

Статья - из опыта работы

5. Найти сумму:

- 2 +1Статья - из опыта работы

- 3 + 2Статья - из опыта работы

  1. Геометрия. Математический диктант - обучающая практическая работа. Вариант один. Возможно, один ученик работает у доски самостоятельно, а по окончании работы - по его рисунку разбор ошибок и коррекция.


1

Построить произвольный прямоугольник ABCD. Построить прямую АС.

2

Построить прямую a, параллельную прямой АС и проходящую через точку D.

3

Построить перпендикуляр от точки С к прямой a. Назвать его СМ.

4

Построить прямую ВА и точку пересечения прямой ВА с прямой a назвать N.

5

Определить вид четырехугольников ACDN и ACMD.


  1. Тот же математический диктант - проверочная практическая работа. Вариантов два.




1

Построить произвольный

прямоугольник ABCD. Построить прямую АС. | квадрат МNKF. Построить прямую NF.

2

Построить прямую a, проходящую через точку

D и параллельную прямой АС. | M и параллельную прямой NF.

3

Построить перпендикуляр от точки

С к прямой a. Назвать его СМ. | от точки N к прямой a. Назвать его NP.

4

Построить прямую

ВА | KF

и точку пересечения прямой

ВА | KF

с прямой a назвать

N. | S.

5

Определить вид четырехугольников

ACDN и ACMD. | МNFS и РNFМ.

Немаловажно и воспитание пунктуальности, аккуратности, привитие навыков организации своего рабочего места - для организации успешной работы заранее проверяем наличие инструментов и остального, необходимого в предстоящей работе.

Решая задачи видения своих ошибок и отработки знаний можно предложить проверку домашнего задания и одновременной коррекции предполагаемых ошибок по готовым решениям, записанным на обороте доски. Проверка, поиск ошибок развивают навыки видения этих ошибок, а одновременная их коррекция помогает лучшему усвоению знаний. Необходимо при проверке обсуждать ошибку, давая обоснование своему решению.

Развивается умение: смотреть и видеть, слушать и слышать!

Можно практиковать самооценку своей работы по итогам самопроверки, что развивает навыки критического подхода к своей работе и помогает осознать уровень своей подготовки, повышает, повышая при этом мотивацию обучения мотивацию обучения .

Все это помогает организовать урок так, чтобы в работу был включен каждый ученик.

Толстунова Л. Р.

г. Нефтеюганск, 2014г.


5


© 2010-2022