- Преподавателю
- Математика
- Статья «Геометрическое изящество в творческих и технологических работах учащихся»
Статья «Геометрическое изящество в творческих и технологических работах учащихся»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Путилин С.О. |
Дата | 23.01.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ИЗЯЩЕСТВО В ТВОРЧЕСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТАХ УЧАЩИХСЯ
О. Л. Подвигалкина, Е.Е. Путилина, С.О. Путилин.
МБОУ «СОШ №76», МБОУ «СОШ №88 имени А. Кочева и А. Бородина»
«Всем истинным математикам знакомо
настоящее эстетическое чувство……..»
Анри Пуанкаре. (1908г.)
Слова эпиграфа к нашей статье взяты из книги А. Пуанкаре «Наука и метод», а раздел, где эти мысли изложил автор, называется «Математическое творчество». Именно о творчестве детей, которых в школе образовывают, воспитывают учителя и школьная среда, пойдёт речь в нашей статье. С точки зрения учителей технологии и математики, происходит интеграция следующих предметов: геометрии, арифметики и технологии. Важнейшей целью интеграции этих предметов в образовательном процессе становится способность формирования интеллектуальных умений и навыков; использование интеллектуальных умений и навыков для создания реального продукта; воспитание эстетического вкуса, интеллектуальных и моральных черт характера. Особенно важен перенос идей геометрии в другие науки дело в том, что геометрия в силу своей образности более приспособлена для «вычерпывания» из неё идей и переноса их в другие темы, где эти идеи ученикам было бы найти затруднительно. Опыт учёных и опыт учеников показывает, что многие идеи, приёмы, подходы, прорывы имеют свои корни именно в геометрии, и эту связь учитель должен постоянно подчёркивать. [2]
Любой предмет, с учётом его содержания, оказывает воспитательное воздействие на интеллект учащихся. С этой позиции, геометрия со своими тысячелетними аксиомами кажется наукой сухой, статичной, состоящей из треугольников, ромбов, окружностей и кругов, не имеющих никакого практического применения. И задача учителя математики помочь увидеть красоту пересечения окружностей, значимость треугольников, родство ромба, квадрата, прямоугольника. Постараться в обыденной жизни показать их применение и научить использовать их построение для практических задач. Раскрыть исторические нити необходимости включения геометрии в повседневную жизнь человека. За этой необходимостью приоткрыть все чудесные, прекрасные жизненные картины геометрии, которые на протяжении веков вдохновляют, удивляют и вызывают истинное эстетическое восхищение всего человечества.
Предмет геометрия начинается с седьмого класса, но пропедевтика геометрии включена в курс младшей школы и в курс пятого класса. С пятого класса закладываются смысловые понятия точки, прямой, отрезка, луча. Через эти понятия вводится угол и его измерение с помощью транспортира. Треугольник вводится уже с позиции понимания понятий отрезка и угла и их единиц измерения. Знакомятся пятиклассники и с таким инструментом, как циркуль для построения окружностей и кругов. И с этого момента может начаться творческий поиск. Можно показать, что в эту окружность вписывается правильный шестиугольник и квадрат, а в пересечении окружностей можно увидеть интересные картины и даже показать их в красках. С седьмого класса в курсе «Геометрия» начинается раздел задач на построение циркулем и линейкой без делений. Предлагается схема решения задач, состоящая из четырёх частей: анализ, построение, доказательство, исследование. В методических рекомендациях к учебнику Л.С. Атанасяна и др.[1] при решении задач на построение рекомендуется ограничиваться только выполнением построения, а по полной схеме выполнять построение рекомендуется учащимся, проявляющим повышенный интерес к предмету. Решение простейших задач на построение в геометрии имеет как бы «далёкий» перенос и в другие области, в частности в технологию. Именно это мы и наблюдаем на протяжении пятнадцати лет в своей педагогической интеграционной деятельности.
Очень интересные работы приносят учащиеся в 5 классе. В теме «Окружность» эта работа называется «Окружности в цвете», в 6 -«Симметрия в архитектуре», «Симметрия - придумай сам». В восьмом классе: «Подобие вокруг нас», «Вписанные и описанные окружности», «Я и геометрические фигуры». Эти творческие работы вызывают интерес у учащихся, и ребята с удовольствием демонстрируют их всему классу.
Если в пятом классе это цветные окружности, напоминающие цветы, мышку, свинку Нюшу из мультфильма, весёлого человечка или радостный мир из геометрических фигур, то в седьмом и восьмом это уже разноцветная бабочка, вылетающая из прекрасного цветка.
Это работы, в которых обыденные вещи представлены в виде геометрических фигур или вписаны в них(стиральная машина, изящное женское украшение, лицо девушки, балерина). И получается, что ожили классические геометрические фигуры, и каждый учащийся внёс свои личные ассоциации в изучение данного предмета, и он стал ему понятней и интересней.
Но наиболее практичным применением задач на построение из геометрии оказалось их использование в технологических продуктах учащихся. А так как предмет технология разделён по генторному признаку, то у мальчиков это шкатулки, хлебницы, столы, разделочные доски, подсвечники и т.д. У девочек вязаные салфетки, кофточки, вышивки, разнообразные поделки из бисера, паеток, аппликации.
Практически все работы из дерева мальчиков 5-8 классов украшаются геометрической резьбой.
Исполнение геометрического рисунка предполагает разметку на плоскости изделия. Как правило, рисунок сначала выполняется на листе, потом переносится на деталь, выполняется резьба, затем отделка и сборка всех элементов в конечный продукт.
Перед тем как размещать на поверхности геометрические фигуры, следует тщательно измерить длину и ширину заготовки, на которую будет наноситься рисунок. После этого необходимо разделить плоскость на отдельные квадраты, проведя прямые линии, параллельные базовым поверхностям. Эти квадраты разбить на более мелкие, а затем диагоналями на треугольники. Если в орнаменте предполагаются розетки, то в эту сетку для них вписывают окружности или овалы. Только после того, как вся разметка будет закончена, можно начинать вырезать фигуры. (рис. 1)
Геометрическая резьба представляет собой всевозможные орнаменты и композиции, составленные из несложных геометрических фигур в разнообразных комбинациях.
Относительная простота геометрической резьбы, ее декоративность, небольшой набор инструментов, необходимый для ее выполнения, сделали этот вид резьбы очень популярным. Простые и предельно четкие геометрические орнаменты с богатой игрой светотени при определенном освещении хорошо украшают изделия, различные по своему назначению.
Основные элементы геометрической резьбы - это двухгранные клинорезные выемки разной конфигурации, глубины и ширины; трехгранные выемки различной ширины и глубины; четырехгранные, а также криволинейные выемки в виде скобок. Различные узоры получают путем повторения прямых и криволинейных выемок, заключенных в какую-либо геометрическую фигуру (круг, многоугольник и т. д.).
Клинорезная геометрическая резьба
Наиболее распространены в геометрической резьбе трехгранные выемки (треугольники), отличающиеся формой и размером. Поэтому часто такую резьбу называют клинорезной, или трехгранно-выемчатой. Комбинациями из треугольников можно получить огромное количество вариантой разнообразных узоров для художественного оформления поверхностей: выемки, змейки, ромбы, цепочки, различного вида «сияния» и т.д.
Мотивом геометрической резьбы является круг-розетка. Невозможно даже вообразить многочисленность ее вариантов. В сочетании с треугольниками, квадратами, ромбами, прямоугольниками, прямыми и ломаными линиями мотив розетки встречается во многих композициях. В технике трехгранно-выемчатой резьбы можно получать также различные орнаменты растительных форм в виде листьев, цветов, плодов и т. д. В этой технике характерными углублениями и порезками на плоской поверхности выполняют панно, орнаментальные полосы.
В геометрической резьбе помимо трехгранных выемок иногда применяют четырехгранные выемки разной формы (квадратной, прямоугольной и другой). Обычно их режут более крупно и глубоко.
Скобчатая резьба
К разновидностям геометрической резьбы относится и скобчатая резьба, выполняемая полукруглой стамеской.
След от лезвия на поверхности древесины такой стамески похож на скобку или ноготь, поэтому скобчатую резьбу называют иногда и ногтевидной. Простейший элемент скобчатой резьбы - скобка делается в два приема, что получается намного быстрее, чем в трехгранно-выемчатой резьбе.
Скобчатая резьба отличается плавными округлыми линиями и мягким переходом светотеней в желобчатых выемках. Скобчатой резьбой выполняют как отдельные самостоятельные орнаментальные полосы, розетки, геометрические фигуры, так и элементы других видов резьбы - скульптурной и рельефной).
Технологические изделия у девочек предполагают использование и геометрических фигур и разных видов симметрии. Так, например, вышивка крестиком предполагает вышивку по канве, которая разбита на квадраты. В каждом квадрате вышивается один крестик, и, как правило, весь рисунок симметричен.
Красота и гармония симметрии была подмечена всеми древними народами мира. С пятого класса учащиеся знают два вида симметрии: симметрия относительно точки (центральная симметрия), симметрия относительно прямой (осевая симметрия). На самом деле симметрия многообразна. Неизменность тех или иных объектов может наблюдаться по отношению к разным операциям - поворотам, отражениям, переносам.
Вышивка требует выполнения какого- либо орнамента.
В искусстве орнамента используются такие типы геометрической симметрии, как бордюр.
БОРДЮР - это периодически повторяющийся рисунок.
Бордюр представляют собой тип переносной симметрии, когда каждая предыдущая фигура совпадает с последующей при поступательном перемещении вдоль бордюра на постоянный интервал ( шаг симметрии).
Любой бордюр может быть совмещён сам с собой параллельным переносом. При рисовании бордюров кроме параллельного переноса используется симметрия относительно прямой, и центральная симметрия (рис.2)
Используется орнамент и на трикотажных вещах (вязание спицами). Как правило, это изображения геометрических фигур (особенно у северных народов), людей, животных, растений. Выполняют его по схемам. Рисунок наносится на клетчатую бумагу. Клетка схемы соответствует одной петле на вязаном полотне. На схеме показан раппорт - элементарная повторяющаяся часть узора вязания. Раппорт для каждого узора имеет определённое число петель по ширине и чётное число рядов по высоте. Нечётные числа (1,3,5 и т.д.), проставленные с правой стороны схем, показывают, что читать знаки и вязать надо справа налево. Чётные числа (2,4,6, и т.д.), находящиеся с левой стороны схем, показывают, что читать знаки нужно слева направо, а вязать справа налево, предварительно повернув вязание на изнаночную сторону. Но если вязаное изделие не предполагает орнамент, а просто узор по раппорту, то получается, что всё изделие повторяет симметричный геометрический узор.
В изделиях, связанных крючком, не меньше геометрических узоров и симметрий. Филейные узоры предполагают образование пустых квадратов или ромбов, из-за чего всё изделие выглядит лёгким и воздушным.
Великолепна и мозаика шестиугольников, квадратов и прямоугольников, выполненных в разных цветах с особым рисунком, связанных крючком, а затем сшитых в полное изделие (кофточки, купальники, юбки, палантины).
Существует ещё техника изонити, которая основана на знании выполнения простейших задач на деление окружности и угла. Ею увлекаются и мальчики и девочки. Каждый стежок выверен и на своём месте. В любом рисунке чувствуется присутствие математической точности, идеальности. Сочетая треугольники, окружности, прямые линии, овалы, ромбы, прямоугольники и т.д. можно получить множество узоров и картин. Бумага, нитки и иголка - все, что понадобится для создания оригинальных красочных сувениров: открыток, обложек и закладок, настенных панно и декоративных безделушек.
Техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого возраста.
Для ее освоения достаточно знать два основных приема:
- заполнение окружности;
- заполнение угла.
ЗАПОЛНЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ
-
Начертить окружность нужного размера на изнаночной стороне.
-
Разделить окружность на равные части по всему периметру (можно разные). Число делений должно быть четное.
-
Размеченные точки проколоть иглой, пронумеровать.
-
Пронумеруйте сначала точки с внешней стороны окружности.
-
Затем пронумеруйте внутри него. Внутреннюю нумерацию начинают с той точки, в которую хотят ввести иглу в первый раз. Внимание! Чем ближе точка, тем больше узор примыкает к окружности.
-
Затем, как при заполнении угла соединяем точки, имеющие одинаковые номера.
-
Внимание! При правильном заполнении на лицевой стороне рисунок напоминает звезду, каждой точке игла проходит два раза, а на изнанке - повторяет линию окружности.
-
Если кончается нить, то на изнаночной стороне закрепить нитку и продолжить работу (рис 3)
ЗАПОЛНЕНИЕУГЛА:
-
Начертить угол нужного размера на изнаночной стороне основы.
-
Разделить стороны угла на равные части и пронумеровать их (вершина угла пропускается). Число точек деления на одной и другой стороне угла должно быть одинаково, а расстояние между точками деления на сторонах угла может быть и разная.
-
Внимание! Нумерация точек на одной стороне угла начинается от вершины к краю, на другой - от края к вершине.
-
Проколоть намеченные точки иглой.
-
В точке 1 с изнанки закрепить нитку скотчем, затем сделать стежок 1 - 1, далее маленький стежок с изнанки 1 - 2, стежок по лицевой стороне 2 - 2, по изнанки 2 -3, по лицевой стороне 3 - 3 и т. д.
-
Если кончается нить, то на изнаночной стороне закрепить нитку и продолжить работу.
-
В каждой точке игла проходит один раз.
-
8.Внимание! На изнаночной стороне располагаются короткие стежки между соседними точками вдоль стороны угла, а по лицевой стороне - длинные стежки между точками с одинаковыми номерами на разных сторонах угла. Если это так, то работа выполнена правильно.
-
Чем меньше шаг разметки, тем плотнее и чаще заполняется угол, а чем больше шаг, тем прозрачнее заполнение угла (рис. 4)
Все приведённые примеры не в полной мере отражают истинное использование геометрии в творческих работах учащихся. Знания, умения и навыки, которые получают учащиеся на геометрии, превращаются в универсальные действия учащихся, которые используются и в технологии и дают возможность импровизировать и творить. Происходит перенос знаний и умений из одной области в другую. А эти знания и умения помогают получить индивидуальный результат или продукт каждому учащемуся и, как правило, он осознанный и творческий. И как заметил психолог С.Л.Рубинштейн: «Основной механизм творчества заключается в том, что в процессе мышления познаваемый объект включается во все новые связи и поэтому выступает во всех новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях. Из объекта, таким образом, как бы вычерпывается всё новое содержание. Он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нём выявляются всё новые свойства».[2]
Литература:
1.Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации к учебнику .: Кн. для учителя/ Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.-М.: Просвещение,1997.
2.Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся.-СПб.: Питер, 2006.Гельфман Э.Г., Холодная М.А.
3. Шуба М.Ю. Учим творчески мыслить на уроках математики.: пособие для учителей общеобразоват. учреждений-М. : Просвещение, 2012.
Рис1
Рис2
Рис3
Рис4