Рабочая программа учебного курса Стереометрия 7-9 классы

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Казинская средняя общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области





«Согласовано»

Руководитель МО

______Посохова Л.А.

Протокол № ___

от «___» _________2014 г

«Согласовано»

Заместитель директора

МОУ «Казинская СОШ»

_________Королева И. Н

« ___» ___________2014 г

«Утверждаю»

Директор

МОУ «Казинская СОШ»

__________Попов В. Г.

Приказ № ___

от « ___» ________2014 г



Рабочая программа учебного курса

«Стереометрия»

7-9 классы





Составитель

учитель математики и информатики

Посохова Любовь Александровна





2014 г.

Рабочая программа учебного курса «Стереометрия» для 7-9 классов составлена на основе примерной программы «Стереометрия 7-9» авторов А.Л. Вернер, Т.Г. Ходот, напечатанной в сборнике «Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 классы» (составитель: Т.А. Бурмистрова - Москва: «Просвещение», 2011 г.) и учебного пособия «Стереометрия» для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений А.Л.Вернера, Т.Г.Ходот.

Учебный курс « Стереометрия , 7-9» авторов А.Л.Вернера, Т.Г. Ходот используется по учебнику Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия 7-9 - М: Просвещение, в качестве дополнительного пособия для изучения стереометрического материала вместе с аналогичным ему планиметрическим материалом.

Данный курс содержит краткое изложение теоретического материала и задачи, рассчитанные как на работу с моделями фигур, так и применение теорем планиметрии в пространственных ситуациях и направлен на реализацию личностно - ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимися собственной, индивидуальной образовательной траектории.

Цели:

  • подготовка учащихся к систематическому изучению геометрии в основной школе;

  • создание условий для саморазвития, самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;

  • развитие конструкторской смекалки, точности, аккуратности при построении геометрических фигур.

Задачи курса состоят в следующем:

  • расширить представления учащихся о сферах применения математики;

  • научить изображать фигуры на нелинованной бумаге, используя геометрические инструменты;

  • научить использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

  • - показать возможности применения полученных знаний.

В авторской программе отводиться на изучение предмета в 7-9 классах 104 часа (35 часов в 7 классе, 35 часов в 8 классе и 34 часа в 9 классе), в рабочей программе изменений нет, согласно календарному учебному графику МОУ «Казинская СОШ», в 7 классе 35 учебных недель, в 8 классе 35 учебных недель, в 9 классе 34 учебные недели.

Программа рассчитана на 1 час в неделю в 7 классе, всего 35 часов; 1 час в неделю в 8 классе, всего 35 часов; 1 часа в неделю в 9 классе.

В программу внесены следующие изменения:

7 класс - 1 час отведен на вводное занятие, в конце учебного года проводится итоговый урок;

8 класс - 1 час отведен на вводное повторение материала 7 класса, в конце учебного года проводится итоговый урок;

9 класс - 1 час отведен на вводное повторение материала 7-8 класса, в конце учебного года проводится итоговый урок.

Учебно - методический комплект:

  1. ВернерА.Л. Стереометрия. Учебное пособие для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений, М .,Просвещение»,2006

  2. Атаносян Л.С. Бутузов В.Ф. ,КадомевС.Б. Геометрия 7-9 . - М.: просвещение,2010.

Программой предусмотрено проведение:

7 класс - количество практических работ - 2

8 класс - количество практических работ - 3

9 класс - количество практических работ - 2

Формы организации учебного процесса

Индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.

Предусмотрено использование различных форм уроков: комбинированный урок, урок закрепления изученного материала, урок комплексного применения знаний, урок- практическая работа.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела, темы урока

Сроки прохождения темы

Часы учебного времени

Примечание

Плановые

Фактические

1

2

3

4

5

6


7 класс


Отрезки. Плоскости и прямые в пространстве.(5 ч)

1

Отрезки



1

2

Пространственные фигуры и их каркасные модели



1

3

Плоскости в пространстве



1

4

Прямая и плоскость в пространстве



1

5

Прямые в пространстве



1

Углы в пространстве. Перпендикулярность(5 ч)

6

О значении слова «угол»



1

7

Двухгранные углы



1

8

Многогранные углы



1

9

Перпендикуляры и наклонные к плоскости



1

10

Проектирование фигур на плоскость



1


Треугольник. Пирамида (10ч)

11

Треугольник и тетраэдр



1

12

Развертка тетраэдра



1

13

Виды тетраэдров



1

14

Практическая работа «Изготовление разверток и склеивание тетраэдров»



1

15

Пирамиды



1

16

Правильные пирамиды



1

17

Решение задач по теме «Равенство треугольников»



1

18

Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник»



1

19

Замечательные точки треугольника



1

20

Замечательные точки тетраэдра



1


Расстояния (5 ч)

21

Понятие о расстоянии



1

22

Расстояние от точки до фигуры



1

23

Расстояние от точки до плоскости



1

24

Расстояние между фигурами



1

25

Расстояние на поверхности



1


Параллельность в пространстве (5 ч)

26

Параллельные прямые на плоскости



1

27

Параллельность и расстояние



1

28

Параллельность и перпендикулярность



1

29

Тела с параллельными элементами



1

30

Связи между параллельностью прямых и параллельностью плоскостей



1


Шар и сфера (5 ч)

31

Определение шара и сферы



1

32

Взаимное расположение шара и плоскости




33

Части шара



1

34

Практическая работа «Склеивание из частей круга и круга фигур конуса и цилиндра



1

35

Решение задач по теме «Шар и сфера»



1


Всего часов



35



8 класс



Многогранные тела и их объёмы §9 (11)

1


1

Многогранные фигуры и многогранные тела



1


2

Практическая работа «Составление многогранных тел из объёмных фигур»



1


3

Выполнение рисунков многогранных тел



1


4

Выпуклые многоугольники и выпуклые многогранники



1


5

Изготовление моделей выпуклых и невыпуклых многогранников



1


6

Развёртки четырёхугольных призм



1


7

Решение задач на построение сечений призм



1


8

Площадь поверхностей многогранника



1


9

Объёмы простейших многогранников



1


10

Решение задач на нахождение объёмов призм



1


11

Решение задач на нахождение объёмов пирамиды



1



Метрические соотношения в пространстве §8 (9)


12

Теорема Пифагора в пространстве



1


13

Практическая работа «Построение каркаса прямоугольного параллелепипеда»



1


14

Решение задач на определение диагонали прямоугольного параллелепипеда



1


15

Практическая работа «Построение прямоугольного тетраэдра»



1


16

Вывод формулы: определение квадрата площади поверхности прямоугольного тетраэдра»



1


17

Решение задач на применение теоремы Пифагора в пространстве



1


18

Равенство и подобие пространственных фигур



1


19

Соотношения между соответствующими размерами фигур



1


20

Решение задач на применение подобия пространственных фигур



1



Круглые тела, их объёмы и площади их поверхностей§10 (15)


21

Понятие тел вращения



1


22

Цилиндр. Развёртка цилиндра



1


23

Площадь поверхности цилиндра



1


24

Объёмы цилиндра



1


25

Конус. Развёртка конуса



1


26

Площадь поверхности конуса



1


27

Объем конуса



1


28

Сфера и шар



1


29

Площадь сферы



1


30

Объём шара



1


31

Решение задач на нахождение площади поверхности и объём тел вращения



1


32

Замечательные точки тетраэдра



1


33

Фигуры, вписанные в сферу



1


34

Описанные фигуры около шара



1


35

Систематизация и обобщение знаний



1



Итого



35



9 класс



Координаты и векторы(19 ч)




1

Понятие вектора в пространстве



1


2

Сумма векторов в пространстве



1


3

Сумма нескольких векторов



1


4

Разность векторов в пространстве



1


5

Умножение вектора на число



1


6

Решение задач по теме: «Векторы. Действия с векторами»



1


7

Разложение вектора по трём векторам, не лежащим в одной плоскости



1


8

Прямоугольная система координат в пространстве



1


9

Нахождение точки в пространстве по её координатам (использую модель системы координат в пространстве)



1


10

Практическая работа «Изображение пространственной системы координат на плоскости и нахождение точек по их координатам»



1


11

Нахождение расстояния между двумя точками в пространстве по их координатам



1


12

Координаты вектора. Длина вектора



1


13

Решение задач на определение углов между векторами



1


14

Решение задач на определение углов между прямыми в пространстве



1


15

Уравнение прямой и плоскости



1


16

Уравнение окружности и сферы



1


17

Практическая работа «Изображение фигур в пространстве заданными уравнениями»



1


16

Соотношения между сторонами и углами треугольника



1


17

Соотношения между сторонами и углами треугольника



1




Правильные и полуправильные многогранники (2)


18

Многогранные фигуры. Выпуклые многогранники



1


19

Провальные и полуправильные многогранники



1



Круглые тела, их объемы и площади их поверхностей( 5 ч)


20

Определение шара и сферы



1


21

Сфера, описанная около правильного многоугольника



1


22

Сфера, вписанная в правильный многогранник



1


23

РешениеРешение задач на нахождение площади поверхности сферы и объёма шара



1


24

Части шара



1



Движения и симметрия пространственных фигур (10ч)


25

Понятие симметрии в пространстве



1


26

Центр симметрии и ось симметрии пространственных фигур



1


27

Плоскость симметрии в пространстве



1


28

Зеркальная симметрия



1


29

Понятие движения пространства



1


30

Параллельный перенос



1


31

Поворотная симметрия около точки и около прямой



1


32

Элементы симметрии шара



1


33

Элементы симметрии правильного многогранника



1


34

Систематизация и обобщение знаний



1



Итого



34


Содержание учебного курса

7 класс.

  1. Ведение. О пространственных фигурах. Как рисуют пространственные фигуры. О моделях пространственных фигур и их развертках.

  2. Отрезки. Отрезок. Ломаная. Замкнутая ломаная. Многоугольник. Диагональ многоугольника.

  3. Плоскости и прямые в пространстве. Плоскости в пространстве. Прямая и плоскость в пространстве. Прямые в пространстве. Скрещивающиеся прямые.

  4. Шар и сфера. Определение шара и сферы. Части шара. Сферический сегмент.

  5. Углы в пространстве. Перпендикулярность. О значении слова «угол». Двугранные углы. Многогранные углы. Перпендикуляры и наклонные к плоскости. Проектирование фигур на плоскости.

  6. Треугольник. Пирамида. Треугольник и тетраэдр. Развертка тетраэдра. Виды тетраэдров. Пирамиды. Правильные пирамиды.

  7. Расстояние. Понятие о расстоянии. Расстояние от точки до фигуры. Расстояние от точки до плоскости. Расстояние между фигурами. Расстояние на поверхности.

  8. Параллельность в пространстве. Параллельные прямые и плоскости. Параллельность и расстояние. Параллельность и перпендикулярность. Тела с параллельными элементами. Связи между параллельностью прямых и параллельностью плоскостей.

8 класс

  1. Многогранники и четырехугольники. Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб. Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр). Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные и полуправильные многогранники. Объёмы простейших многогранников. Объём пирамиды. Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехуголь­ник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Пря­моугольник, ромб, квадрат, их свойства.

  2. Объёмы многогранников и площади их поверхностей. Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы. Объемы наклонной призмы, пирамиды. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда, прямой призмы, наклонной призмы и пирамиды.

  3. Движения и симметрия пространственных фигур. Понятие движения в пространстве. Осевая и центральная симметрии. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная). Примеры симметрий в окружающем мире. Сечения призмы, пирамиды. Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде.

9 класс

  1. Координаты и векторы. Координаты. Векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в координатах. Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности. Уравнение прямой.

  2. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Синус, косинус, тангенс угла. Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки. Теорема о площади треугольника. Теорема синусов. Теорема косинусов. Решение треугольников. Измерительные работы. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.

  3. Правильные и полуправильные многогранники. Правильный многоугольник. Правильные и полуправильные многогранники. Окружность, описанная около правильного многоугольника. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. Построение правильных многоугольников.

  4. Круглые тела, их объёмы и площади их поверхностей. Цилиндр. Конус. Сфера и шар. Длина окружности. Площадь круга. Площадь кругового сектора.

  5. Движения пространства. Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Наложения и движения. Параллельный перенос. Поворот.

Формы и средства контроля

Формы контроля: фронтальный опрос; опрос, в парах; тестирование; самостоятельная работа.

В ходе обучения учащимся периодически предлагаются короткие (10 - 15 мин) самостоятельные работы на проверку освоения изученных способов действий. Проводятся кратковременные проверочные работы (тесты) по определению уровня знаний учеников по данной тем

7 класс

Практическая работа «Изготовление разверток и склеивание тетраэдров»

Практическая работа «Склеивание из частей круга и круга фигур конуса и цилиндра

8 класс

Практическая работа «Составление многогранных тел из объёмных фигур»

Практическая работа «Построение каркаса прямоугольного параллелепипеда»

Практическая работа «Построение прямоугольного тетраэдра»

9 класс

Практическая работа «Изображение пространственной системы координат на плоскости и нахождение точек по их координатам»

Практическая работа «Изображение фигур в пространстве заданными уравнениями»

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература:

  1. Учебник Л.С.Атанасяна и др. «Геометрия 7-9», изд. «Просвещение» 2010 г.

  2. Стереометрия: учебное пособие для учащихся 7-9 кл. общеобразовательных учреждений, авторы: А.Л. Вернер, Т.Г. Ходот, изд. «Просвещение» 2006.

Цифровые образовательные ресурсы



  1. Информационный образовательный портал «Сетевой класс Белогорья» (belclass.net)

  2. fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

  3. edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.

  4. fipi.ru - портал информационной поддержки ЕГЭ и ОГЭ

1


© 2010-2022