Выступление на секционном заседании учителей математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на секционном заседании учителей математикиВыступление на секционном заседании учителей математики



Секционное заседание учителей математики



Подготовила: учитель математики

первой квалификационной категории

МБОУ «СОШ№9» ст.Старопавловской

Наседко Елена Николаевна



2015 год

















План

  1. Формирование познавательной активности старшеклассников сельской школы на уроках математики

  2. Дефицит знаний теории и методики организации обучения математике у сельских учителей

  3. Противоречия между: новым качеством жизни и действующей системой обучения

  4. Познавательная активность как способ развития творческой активности и самостоятельности старшеклассников

  5. Общие вопросы формирования познавательной активности

  6. Актуальность и недостаточная разработанность проблемы формирования познавательной активности в математическом образовании

  7. Различные подходы к повышению познавательной активности и самостоятельности

  8. Познавательная активность старшеклассников в обучении математике

  9. Факторы, способствующие формированию познавательной активности и самостоятельности учащихся

  10. Важнейшими элементами системы организации учебной работы в условиях сельской школы







1.Ориентация системы образования на современные и перспективные виды деятельности обуславливает поиск новых подходов к осуществлению образования, способствующего самореализации и творческому развитию личности.

Под образованностью, в отличие от обучения, современная педагогическая наука понимает способность к индивидуальному восприятию мира, широкое использование собственного опыта в оценке окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок. Задача образовательного учреждения - раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка для их максимального усвоения и самовыражения и создать условия для учения с увлечением. Л.Н. Толстой заметил, что для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно чтобы он учился охотно (Толстой 1948, с. 296). Писарев Д.И. в своей работе « Промахи незрелой мысли» писал: «Приохочивать, а не приневоливать к учению» (Писарев Д.И. 1984, с.294).

Познавательная активность - направленность личности на познание нового, возникающая на основе побудительных, познавательных мотивов, интересов, потребностей, проявляющаяся в учебной деятельности, направленной на совершенствование знаний и обретающая в процессе этой деятельности устойчивый характер.

Познавательную активность учащихся старших классов можно определить как непрерывный процесс получения новых знаний, самостоятельную целенаправленную учебную деятельность с использованием разнообразных форм и методов обучения.

Старший школьный возраст период становления личности, подготовки к вступлению во взрослую жизнь, к обучению в вузе.

Математика занимает особое место в системе школьных предметов, так как она является не только объектом изучения, но и средством, развивающим творческое, логическое мышление, ибо на уроках математики учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они приобретают знания по другим предметам. Учебные программы по математике ориентированы на изучение её как системы, на развитие логического мышления, повышения математической культуры, выработку практических умений и навыков.

Системность изучения математики способствует не только глубокому осознанию её законов, овладению её закономерностями, но и создает предпосылки для целенаправленной работы по обогащению математическим образованием.

В последние годы исследователи (А.Г. Асмолов, Д.Н. Богоявленский, Н.Ф. Виноградова, А.Б. Воронцов, В.И. Горовая, Н.Б. Истомина, Л.В. Занков, Н.Г. Калашникова, В.Г. Кинелев и др.) отмечают острую потребность в новом подходе к процессу обучения.

В системе российского образования предприняты определенные шаги в направлении внедрения новых педагогических идей. На современное образование сегодня работают:

базисный учебный план, позволяющий, с одной стороны, сохранять единое образовательное пространство в стандартной его части, с другой - формировать вариативность образования за счет регионального и школьного компонентов;

типы и виды образовательных учреждений, в которых заложена возможность выбора для ученика и родителей;

формы получения образования: экстернат, семейное, дистанционное и др.;

вариативность содержания образования (возможность выбора программ и учебников);

технологии обучения и воспитания и др.

Переход к разнообразию учебных программ и учебников, ориентированных на вариативность в обучении, требует от педагога специальных знаний в области психологии, педагогики, предметных дидактик (А.Г. Асмолов,

Д.Н. Богоявленский, Л.С. Выготский, М.Р. Гинзбург, В.Г. Горецкий, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б, Эльконин и др.).

Кроме того, внедрение вариативных программ и учебников предполагает творческий подход учителя к организации учебно-воспитательной работы с детьми (Ш.А. Лмонашвили, Т.Н. Крохмаль, A.M. Кушнир, С.Н. Лысенкова, В.Д. Пеньковская, В.Ф. Шаталов и др.)

2. Нередко учителя сельских школ испытывают дефицит знаний теории и методики организации обучения математике. На наш взгляд, это объясняется тем, что педагогические вузы недостаточно готовят студентов к решению этой проблемы в школьной практике; что усугубляется противоречивостью подходов к профессиональной подготовке будущих учителей, материально-техническому оснащению школ сельской местности. Это приводит к тому, что по окончании вуза учитель математики не готов в полной мере к успешному решению учебно-воспитательных задач в условиях национальной сельской школы.

3. Таким образом, налицо ряд противоречий между: новым качеством жизни и действующей системой обучения: сложившейся образовательной практикой и требованиями времени; потребностью учета принципа творческой активности и самостоятельности в процессе обучения при руководящей роли учителя и реальной практикой обучения детей в национальной сельской школе; современными требованиями к учителю математики и уровнем преподавания в сельской школе.

Вместе с тем, в современной педагогической теории и практике накоплен определенный опыт разрешения названных противоречий. Появившиеся в последние годы инновационные учреждения (учебные комплексы, гимназии, лицеи и др.) успешно осуществляют вариативный поход к обучению детей.

4.В сельской местности зачастую один и тот же учитель ведет несколько предметов или один предмет, но во всех классах, что сказывается на качестве педагогической деятельности, не способствующей развитию активности учащихся старших классов средствами учебных дисциплин.

Познавательная активность способствует развитию творческой активности и самостоятельности старшеклассников, поэтому в учебном процессе учителями должно уделяться больше внимания её формированию.

В учебно-воспитательном процессе происходит систематическое и последовательное формирование личностных качеств, которые являются важными компонентами обученности учащихся. Школа оказывает решающее влияние на темп, глубину усвоения знаний, умений и навыков учащимися. Формирование познавательной активности и самостоятельности является одним из механизмов становления активной позиции школьника в учебной деятельности и во внешкольном образовании.

5.Проблема формирования познавательной активности и самостоятельности сложна и многогранна. Общие вопросы формирования познавательной активности и самостоятельности, роль самостоятельной работы учащихся раскрыты в работах отечественных психолотов (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Л.П. Леонтьев, СП. Рубинштейн, Л.М. Фридман, М.Г. Ярошевский и др.), педагогов (Л.П. Аристова, Ю.К. БабанскиЙ, М.А. Данилов, Н.А. Добровольский, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, В.И. Лозовая, А.В.Троценко, М.И. Махмутов, Н.А. Менчинская, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин и др.).

Ряд диссертационных работ посвящены отдельным аспектам активизации учения учащихся. О.А. Андреев, Л.А. Концевая, Н.А. Лошкарева, Е.В. Першанина и др. в своих работах рассматривают вопросы, связанные с самостоятельной работой с учебной и учебно-технической литературой. А.П. Зеш.кович, А.А. Кирсанов, Н.И. Чиканцева и др., исследуют вопросы индивидуализации учебной деятельности в процессе самостоятельной работы по формированию математических понятий.

Многообразие подходов, отраженных в работах В.И. Андреева, Л.П. Буевой, Л.П. Леонтьева и др., свидетельствует, с одной стороны, об актуальности проблемы обучения старшеклассников активности и творческому подходу к процессу познания нового, а с другой - ее многоаспектное. Именно последнее обстоятельство обусловливает необходимость вновь обратиться к данной теме в свете новых педагогических ориентиров.

6.Актуальность и недостаточная разработанность проблемы формирования познавательной активности в математическом образовании как условия результативного обучения сельских школьников обусловили поиск решения проблемы, которая сформулирована следующим образом: какова эффективность формирования познавательной активности в сельской национальной школе на уроках математики? В какой зависимости педагогическое руководство учебным процессом: структурирование, типология, планирование уроков и результативность обучения с развитием познавательной активности у старшеклассников на уроках математики?

Некоторые исследователи выделяют внутреннюю (мыслительную) и внешнюю (моторную) и соответствующий этим видам активности характер самостоятельности - преобразовательный и воспроизводящий. Внешняя (моторная) деятельность служит главным образом средством, способствующим стимулированию внутренней активности и обеспечивающим контроль за его протеканием. Исследователи И.И. Родак и Л.Н. Нестерова разделяют активность на исполнительную и творческую (137). В.А. Крутецкий излагая свою позицию об активном самостоятельном мышлении, пишет: «Отношение между понятиями «активное мышление», «самостоятельное мышление»и «творческое мышление» можно обозначить в виде концентрических кругов. Это разные уровни мышления, из которых каждый последующий является видовым по отношению к предыдущему, родовому. Творческое мышление будет самостоятельным и активным, но не всякое активное есть самостоятельное и не всякое самостоятельное мышление есть творческое».

Мы считаем, что в процессе преподавания математики нельзя ориентироваться только на механическое решение задач, необходимо развивать у учащихся активность и творческий подход одновременно исходя из устойчивого состояния успешности.

В психолого-педагогической, методической и философской литературе имеются разные толкования понятия познавательной активности. Она рассматривается как аналитико-синтетическая деятельность учащихся в овладении системой научных знаний, как осознанная направленность усилии школьника на осмысление знаний основ наук, как интенсивные действия школьника, нацеленные на проникновение в сущность изучаемых явлений, процессов, как умственная деятельность учащихся в учебном процессе и др.

Активность познания ставится в зависимость от проявления двигательной активности (ведение записи, проведение измерений, вычислений и т.д.); организационных форм учебной работы; приемов и методов организации познавательной деятельности, учащихся на уроке. Безусловно, перечисленные признаки отражают те или иные стороны познавательной активности и самостоятельности ученика в обучении, но далеко не исчерпывают его содержание

7.На практике встречаются различные подходы к повышению познавательной активности и самостоятельности, изложение нового материала в полном объеме (при этом активность учащихся проявляется в запоминании этого материала, в его закреплении в ходе самостоятельной работы и применения в решении учебных и практических задач); освещение лишь узловых вопросов темы (все остальное ученики должны усвоить самостоятельно); организация мыслительной деятельности учащихся с использованием методов сопоставления, противопоставления, сравнения, анализа, синтеза и т.д.

Очевидно, ни один из этих подходов, взятых изолированно от других, или их простое суммирование не раскрывает процессуальную сущность проблемы познавательной активности старшеклассников в обучении математике. Доминирование первого подхода может привести к сужению возможностей учебного процесса в развитии индивидуальных способностей учащихся, второй подход в достаточной степени не учитывает их психофизиологические возможности в усвоении сложного материала, а третий подход в основном ориентирует на проблемное изложение материала, которое, наряду с положительным, имеет и отрицательные стороны и ограничения в организационно-педагогическом и содержательно-сущностном плане.

8. Познавательная активность старшеклассников в обучении математике характеризуется, прежде всего, направленностью усилий на усвоение знаний, требующих от ученика высокой самоорганизованности, мобилизации душевных и физических сил, внимания, памяти, воли и др.

Характер познавательной активности, ее мотивы динамичны, с возрастом учащихся они дифференцируются.

Показателем сформированности познавательной активности является наличие у учащихся учебно-организационных, учебно-интеллектуальных, учебно-информационных умений. Умения являются только одним из взаимосвязанных элементов познавательной активности, поэтому при их формировании следует учитывать изменение мотивации в приобретении системы знаний, рассматривать развитие этого сложного интеллектуального свойства личности в единстве с развитием самостоятельности.

9. Изучение научной литературы и анализ учебного процесса сельской школы показывают, что крайне недостаточно учитываются факторы, способствующие формированию познавательной активности и самостоятельности учащихся.

!!! Это негативно сказывается в выработке умений и навыков учащихся рационально организовать свою работу по усвоению новой информации, самостоятельному добыванию нужных сведений для решения познавательных задач -всё это приводит к тому, что многие учащиеся способны лишь к репродуктивной деятельности, к решению типичных задач, не умеют переносить полученные знания в иные условия, теряются при нестандартно заданном вопросе.

Творческий подход учителей по организации активного участия учеников в построении урока привела их к проверке знаний разнообразными методами на всех этапах урока, сочетанию элементов проверки, учитывались результаты усвоения ранее пройденного материала и умения приобрести и применить знания, которые получены в течение урока.

Имеются определенные приемы активизации познавательной деятельности учащихся в структуре урока в процессе закрепления полученных знаний. В зависимости от сочетания видов деятельности учителя и учащихся в процессе изучения нового материала разрабатывались различные варианты закрепления приобретенных знаний.

Например, если новый материал школьники изучали самостоятельно, схема урока представляла собой следующее: а) повторительная беседа; б) выполнение устных заданий (подбор примеров, задач, придумывание своих примеров на основе регионального материала); в) письменное задание; г) творческая работа с раздаточным материалом;

д) выводы. В случае частичного объяснения теоретического материала учителем в сочетании с самостоятельной работой учеников, структура приобретала следующий вид: а) устная работа учащихся (ответы на поставленные вопросы; выполнение примеров; придумывание задач на основе раздаточного материала; зрительный или слуховой диктант); б) письменная работа (самостоятельное выполнения задания но учебнику и т.п.).

10.Важнейшими элементами системы организации учебной работы учащихся являются: целенаправленное, последовательное, изучение теоретического учебного материала под руководством учителя; выполнение индивидуальных домашних работ, включающих блок теоретических вопросов и специально подобранный набор задач. При этом получается систематизация, обобщение, глубокое усвоение и закрепление изучаемого материала, прочное усвоение основных понятий, рост интереса к процессу учебы, формирование внутренней потребности самосовершенствоваться, творчески использовать полученные знания; уверенность в собственных силах.

Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Он характеризуется постоянным стремлением к новым, более полным и глубоким знаниям.

Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению и носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность ученика совершается с увлечением, эмоциональным подъемом.

Познавательный интерес положительно влияет на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под его влиянием приобретают особую направленность. Это один из важнейших мотивов учения школьников. При правильной педагогической организации он может и должен стать сильным средством обучения.

Классическая педагогика прошлого утверждала - «Смертельный грех учителя - быть скучным». Принцип сознательности и активности обучения предъявляет следующие требования к учителю:

1) знание признаков, которые определяют сознательное понимание, сознательное отношение и стиль познавательной активности обучаемых;

2) создание условий для формирования умственных действий, мыслительных операций, способствующих осознанному усвоению материала;

3) изучение методов учения и определение в процессе обучения факторов, оказывающих благоприятное влияние на воспитание положительного отношения к учебным занятиям, школе, учителям одноклассникам;

4) Планирование способов и приемов повышения познавательной активности;5) Формирование устойчивой потребности в новых знаниях, любознательности и пытливости, самостоятельности и самообучения,

Я.Л. Каменский в «Великой дидактике писал... «если едят без аппетита, вводя при этом все-таки в желудок пищу, то в результате это вызовет..., по меньшей мере, плохое пищеварение, нездоровье. Напротив, если еда вводится в желудок под влиянием чувства голода, то он воспринимает её с удовольствием, хорошо переваривает и успешно обращает в сок и кровь »... Поэтому «... Всеми возможными способами нужно воспламенить в детях горячее стремление к знаниям и к учению » (Каменский Я.А. 1984,163)





















© 2010-2022