Программа краткосрочного курса 8 класс

Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №82» г. Перми






Программа

профориентационного краткосрочного курса

«Математика в экономических специальностях»

8 класс.














Составители:

Учитель математики

высшей квалификационной

категории

Федорова

Любовь Борисовна,

Специалист международной

IT-компании «Прогноз»

Федоров

Антон Владимирович









Пермь

2014г.

Пояснительная записка

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.

Кроме того, учащиеся, очень часто стремясь поступить в учебные заведения экономического профиля, слабо представляют, в каких сферах в дальнейшем они могут работать.

Экономическая образованность формируется на основе всего комплекса предметов, изучаемых в школе, математике здесь принадлежит особая роль. Это объясняется тем, что многие экономические проблемы поддаются анализу с помощью того математического аппарата, который изложен в курсе алгебры VII - XI классов.

Программа краткосрочного курса в сочетании с программой курса математики способствует знакомству учащихся не только с экономическими специальностями, но и увидеть роль математики в них.

Содержание курса не дублирует школьный курс математики, а является «мостом» к его осознанному изучению. Все понятия рассматриваются с точки зрения математики на примерах, которые могут быть дополнением к ряду тем школьного курса математики.

Организация учебного процесса построена так, чтобы школьники не только обновили и пополнили знания, но и смогли выработать умения и навыки, необходимые для осознанного принятия решения при выборе экономических специальностей.

Курс может быть использован как отдельный краткосрочный курс, как курс для расширения и углубления знаний, умений и навыков, а также как элемент внеклассной работы по предмету в системе дополнительного образования. Он предусматривает классно-урочную и лекционно-практическую и экскурсионную системы обучения.

Цели курса: интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для экономической деятельности и необходимых для успешной социализации учащихся и адаптации их к реальной жизни; изучение взаимодействия математики и экономики с целью привития устойчивого интереса, усвоения, углубления и расширения знаний учащихся; профориентация.

Задачи курса:

  • познакомить учащихся с экономическими специальностями;

  • показать учащимся применение математического аппарата при решении экономических задач разных экономических специальностей;

  • познакомить школьников с интересующими их профессиями в области экономики, требованиями, предъявляемыми к работникам этой сферы.

Содержание курса

Занятие №1 Знакомство с экономическими специальностями. Банкир.

Задача по профессии «банкир»:

Кредит для покупки товара на сумму 1,5 млн. руб. открыт на 2 года, процентная ставка 16% годовых, выплаты в конце каждого месяца. Найти сумму долга с процентами и ежемесячные платежи.

Решение:

Дано: Ссуда P =1,5 млн. руб., срок кредита в годах n = 2, годовые проценты i = 16%.

Найти: S - сумма долга и R - величина разового погасительного платежа.
S=P*(1+n*i)

R=S/n*m
m - число платежей в году
S = 1, 5*(1+2*0, 16) = 1980000
R = 1980000/2*12 = 82500
Ответ: сумма долга составляет 1980000 млн. руб., ежемесячный платеж составляет 82500 тыс. руб.

Занятие №2 Логист

Задача по профессии «логист»:

Логист должен определить, какой вид транспорта - автомобильный или железнодорожный - выбрать для доставки комплектующих с завода, расположенного в городе Череповец, на предприятие окончательной сборки, размещенное в Нижнем Новгороде. Потребности производства составляют 150 комплектов в месяц. Цена комплекта - 50 тыс. рублей. Затраты на содержание запасов составляют 20% в год от их стоимости. Характеристики поставок железнодорожным и автомобильным видами транспорта приведены в таблице:

Вид транспорта

Транспортный тариф, руб./комплект

Размер поставки, комплектов

Длительность поставки, дней

Железнодорожный

400

80

5

Автомобильный

700

25

3

Решение:

Рассчитаем общие годовые затраты для двух видов транспорта и выберем для доставки комплектующих тот вид транспорта, по которому общие затраты окажутся меньше.

Общие годовые затраты по видам транспорта включают:

- затраты на транспортировку (транспортный тариф * годовая потребность в комплектующих изделиях);

- затраты на запасы заводов комплектующих изделий (доля годовых затрат на содержание запасов * цена комплекта * средняя величина запасов);

- затраты на запасы сборочного предприятия - соответствуют запасам заводов производства комплектующих;

- затраты на запасы в пути (затраты на содержание 1 комплекта в день * размер поставки * длительность поставки * количество поставок в году).

Средняя величина запасов может быть оценена в половину максимального запаса. Если размер поставки равен Q комплектов, то максимальная величина запаса на заводе комплектующих также равна Q. Эта же величина составит максимальный запас и на сборочном предприятии. Значит средняя величина запасов = Q/2.

Количество поставок в году = годовая потребность в комплектующих / размер поставки.

Сведем результаты расчетов в таблицу:

Вид затрат

Железнодорожный транспорт, руб./год

Автомобильный транспорт, руб./год

Затраты на транспортировку

400*150*12 = 720 000

700*150*12 = 1 260 000

Затраты на запасы заводов комплектующих изделий

0,2*50000*80/2 = 400 000

0,2*50000*25/2 = 125 000

Затраты на запасы сборочного предприятия

0,2*50000*80/2 = 400 000

0,2*50000*25/2 = 125 000

Затраты на запасы в пути

(0,2*50000/365)*80*5*150*12/80 = 246 575,34

(0,2*50000/365)*25*3*150*12/25 = 147 945,21

Итого:

1 766 575,34

1 657 945,21

Получили, что годовые общие затраты на транспортировку и содержание запасов меньше в случае автомобильного транспорта по сравнению с железнодорожным. Экономия составит около 109 тыс. руб. в год.

Ответ: выгоднее доставлять комплектующие автомобильным транспортом.

Занятие №3 Мерчендайзер

Профессия «мерчендайзер»

Профессия «мерчендайзер» - достаточно новая для России, появилась только после перестройки в 1990-х. Название происходит от английского merchandiser - торговец (продавец). В мире эта профессия появилась во второй половине XX века - так начали называть работников супермаркетов, специализирующихся на выкладке товаров на полки и продвижении определенных брендов.

Так как профессия новая и охватывает значительный спектр действий, то строгих норм и конкретного круга обязанностей не существует.

Направления деятельности и работы мерчендайзера:

1. Мерчандайзер работает в компании-производителе или поставщике некоторых товаров и занимается постоянным контролем продаж и поставок в розничные магазины, следит за условиями в каждой из торговых точек, чтобы товар правильно лежал на полках, своевременно осуществлялись поставки, соблюдались условия хранения и т.д.

2. От мерчендайзера, как от сотрудника магазина, располагающего продукцию на витринах и прилавках для наилучшей покупаемости, в таких условиях одновременно требуется выполнение нескольких задач:

а) каждый товар всегда должен легко находиться в торговом зале, чтобы покупателям не требовалось задавать вопросы сотрудникам магазина;

б) максимально увеличить время нахождения покупателя в торговом зале. Для этого применяются разные приемы: например, хлеб - продукт первой необходимости, за которым очень часто заходят в супермаркет, должен располагаться в дальнем углу от входа, чтобы для его покупки пришлось пройти все остальные отделы;

в) обеспечить хорошую доступность продуктов, приносящих максимальную прибыль (на средней полке, на уровне взгляда, как правило расположены самые дорогие товары из раздела, более дешевые выставляются на нижних полках);

г) не допустить залеживания товара на полках (самые свежие продукты часто стоят во втором ряду, чтобы точно такие же с истекающим сроком годности раскупались в первую очередь).

3. Сотрудник, поставленный компанией для увеличения продаж в торговом зале и рассказывающий о преимуществах товара. Часто мерчендайзеры в магазинах предлагают попробовать тот или иной продукт; если дело касается технической продукции, то демонстрируют, как она работает.

Без участия мерчандайзеров не обходится ни одна современная рекламная кампания по продвижению или выходу на рынок нового продукта.

Иногда при работе в целях повышения продаж мерчандайзерами могут учитываться такие факторы, как освещение, звуковое оформление торгового зала, цвет стен и стеллажей.

В работе мерчендайзерам приходится тесно сотрудничать с логистами, бухгалтерами, товароведами, продавцами, кассирами в магазинах.

Возникновение такой профессии и целого направления маркетинга обусловлено нехваткой квалифицированных кадров среди продавцов. Грамотным расположением товаров и необходимой информацией на ценнике можно не только увеличить продажи товара, но и избежать лишних вопросов к сотрудникам магазина.

Задача по профессии «мерчендайзер»:

Длина торгового зала магазина 100 метров, ширина - 90 метров. Основная витрина расположена по центру дальней стены торгового зала. Вход расположен строго в правом нижнем углу зала, а кассы строго в левом нижнем углу. Покупатель передвигается по магазину со средней скоростью 1 шаг за 1,5 секунды, средняя длина одного шага в магазине 50 см.

Программа краткосрочного курса 8 класс

Рассчитайте среднее время нахождения покупателя в магазине, при условии, что он двигается по границам «золотого треугольника».

Возможно ли увеличить среднее время нахождения покупателя в магазине, согласно правилу «золотого треугольника», переставив основную витрину в другое место?

Решение:

В данной задаче «золотой треугольник» - равнобедренный. Основание равно ширине магазина - 90 метров. Рассчитаем боковую сторону треугольника, как гипотенузу прямоугольного треугольника Программа краткосрочного курса 8 класс. Тогда периметр «золотого треугольника» равен 90 + 135*2 = 360 метров. Покупатель сделает 360 * 2 = 720 шагов, что займет 720 * 1,5 = 1080 секунд или 18 минут - это и будет среднее время нахождения покупателя в магазине.

Увеличить данное время невозможно. Расположение основной витрины оптимально.

Занятие №4 Страховой агент

Задача по профессии «страховой агент»:

Цена автомобиля - 50 000 д/е. Он застрахован на сумму 40 000 д/е сроком на один год. За повреждение автомобиля в ДТП страховая организация установила ставку страхового тарифа 5% от страховой суммы. В договоре присутствует пункт о франшиза. Франшиза безусловная и составляет 10% от величины убытка. В соответствии с этим предусмотрена скидка к тарифу в размере 3%. Автомобиль с места аварии был доставлен на станцию технического обслуживания, при этом расходы владельца составили 1 200 д/е. Стоимость материалов по ремонту автомобиля - 8 000 рублей, оплата ремонтных работ - 5 000 д/е, стоимость поврежденного двигателя, подлежащего замене, - 15 000 д/е. Во время ремонта на автомобиль был поставлен более мощный двигатель стоимостью 20 000 д/е. В договоре страхования пункт о дополнительных затратах отсутствует. Определить фактическую величину убытка, величину страховой премии и размер страхового возмещения.

Решение:

  1. Фактическая величина убытка:

Программа краткосрочного курса 8 класстыс. д/е

  1. Страховое возмещение, определяемое по методике пропорциональной ответственности:

Программа краткосрочного курса 8 класстыс. д/е

  1. Франшиза:

Программа краткосрочного курса 8 класстыс. д/е

  1. Сумма страхового возмещения с учетом франшизы:

Программа краткосрочного курса 8 класстыс. д/е

  1. Величина страховой премии:

Программа краткосрочного курса 8 класстыс. д/е

Занятие №5 Менеджер по ликвидности

Задача по профессии «менеджер по ликвидности»:

Спрос в банкомате, расположенном в аптеке в отдаленном районе города, равен спросу в банкомате, расположенном в магазине в центре города и составляет 1,5 млн. рублей в день. Затраты на инкассацию 1-го банкомата 2000 руб., 2-го - 900 руб.

Ответьте на вопрос: в каком из банкоматов сумма загрузки будет больше и почему?

Как часто нужно загружать второй банкомат, чтобы банк не потерял от «пролежки» денег, если годовая трансфертная ставка 7,5%?

Решение:

Сумма загрузки банкомата в отдаленном районе будет больше, так как расходы на доставку денег (инкассацию) больше и не выгодно часто ездить для пополнения денежных запасов банкомата.

Трансфертная ставка показывает сколько банк теряет в год, если деньги просто лежат в банкомате.

Рассчитаем сумму потерь банка при «пролежке» 1,5 млн. руб. в течение одного дня = 1500000*0,075/365 Программа краткосрочного курса 8 класс 308 рублей.

Таким образом, если в банкомат загрузить сумму, необходимую по спросу на три дня, то есть 4,5 млн. руб., то банк в первый день потеряет (от пролежки 3 млн. руб. - то есть сумма загрузки за вычетом суммы спроса одного дня, которая будет снята и не будет «пролеживать» этот день) 308*2 = 612 рублей, а во второй день (от пролежки 1,5 млн. руб.) 308 руб. Итого за два дня 612+308=920 рублей, что чуть больше суммы на инкассационные расходы для данного банкомата. Если загрузить банкомат суммой только на два дня, то инкассационные расходы будут значительно превышать потери от неиспользования денег, если суммой на 4 дня, то наоборот. Соответственно, банкомат необходимо загружать каждые три дня.

Занятие №6 Статистик

Задача по профессии «статистик»:

Доля бракованной продукции в 1 партии изделий составила 1%, во 2 партии - 1,5%, а в третьей - 2%. Первая партия составляет 35% всей продукции, вторая - 40%. Определить средний процент бракованной продукции.

Решение:

По данным задачи составим таблицу, следующего вида:

№ партии

Доля бракованной продукции, % (Программа краткосрочного курса 8 класс)

Удельный вес каждой партии в общем объеме продукции (Программа краткосрочного курса 8 класс)

1

2

3

1

1,5

2

0,35

0,40

0,25

Итого

-

1

Средний процент бракованной продукции определим по формуле средней арифметической взвешенной:

Программа краткосрочного курса 8 класс

Занятие №7,8 Экскурсия в международную ИТ-компанию «Прогноз»

Тематический план

Занятие

Тема

Количество часов

1

Знакомство с экономическими специальностями. Экономист

1

2

Логист

1

3

Мерчендайзер

1

4

Страховой агент

1

5

Менеджер по ликвидности

1

6

Статистик

1

7,8

Экскурсия в международную ИТ-компанию «Прогноз»

2


ИТОГО:

8

Планируемые результаты

  1. Расширение знаний учащихся об экономических специальностях;

  2. Знакомство с решением простейших экономических задач математическими методами;

  3. Осознанный подход к выбору обучения в учебных заведениях экономического профиля.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Список экономических специальностей

№ п/п

Наименование

1

Product-менеджер

2

Администратор предприятия торговли

3

Ассистент менеджера по продажам

4

Аудитор

5

Банкир

6

Банковский кассир-операционист

7

Бизнес-аналитик

8

Бизнес-консультант

9

Бизнес-тренер

10

Билетный кассир

11

Бренд-дизайнер

12

Бренд-менеджер

13

Брокер

14

Бухгалтер

15

Дистрибутор

16

Заведующий складом

17

Инкассатор

18

Кассир

19

Кризис-менеджер

20

Лоббист

21

Логист

22

Маклер

23

Маркетолог

24

Медиа-байер

25

Менеджер

26

Менеджер по ликвидности

27

Менеджер по PR

28

Менеджер по закупкам

29

Менеджер по логистике

30

Менеджер по персоналу

31

Менеджер по продажам

32

Менеджер по работе с клиентами

33

Менеджер по рекламе

34

Менеджер по туризму

35

Менеджер торгового зала

36

Мерчендайзер

37

Налоговый инспектор

38

Офис-менеджер

39

Оценщик

40

Продавец

41

Продавец-консультант

42

Промоутер

43

Риелтор

44

Сметчик

45

Снабженец

46

Специалист по ВЭД

47

Статистик

48

Страховой агент

49

Супервайзер

50

Товаровед

51

Торговый представитель

52

Трейдер

53

Финансист

54

Финансовый аналитик

55

Экономист

Список используемой литературы

  1. Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования : Элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса: Учебное пособие / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичёв, Е. О. Черкашин - М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; Издательский центр «Академия»,2004.-96 с.

  2. Симонов А.С. Экономика на уроках математики. - М.: Школа-Пресс, 1999.

  3. Интернет ресурсы: examen.ru/.

13


© 2010-2022