Рабочая программа Математика 5

Статья соответсвует рекомендациям по составлению рабочих программ с ФГОС ООО.Так как функции программы определяют следующие требования к ней:отражение нормативных документов,учёт положений образовательной программы школы,цели обучения, целостность содержания образования,последовательность расположения элементов содержания курса,конкретность представления элементов содержания образования, то в стрктуре рабочей программы должны быть следующие элементы: титульный лист,пояснительная записка, содержа...
Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по математике разработана на основе нормативных документов:

  • Закон РФ об образовании (2012г.)

  • Федеральный государственный стандарт общего образования.

  • Фундаментальное ядро государственного стандарта общего образования.

  • Примерной программы по учебным предметам .Примерные программы основного общего образования. Математика.- 2 -е изд .-М: Просвещение,2010 г

  • Рабочая программа основного общего образования. Программа. Планирование учебного материала. Математика 5-6 классы/авт.-сост. В.И.Жохов М: Мнемозина,2010. -31с

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год.

  • Основная образовательная программа МБОУ «Северодвинская городская гимназия».

  • Учебный план МБОУ «Северодвинская городская гимназия».


Общая характеристика учебного предмета

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования, фундаментального ядра содержания образования, примерной программы основного общего образования по математике ( Примерные программы основного общего образования. Математика. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010), авторской программы В.И. Жохова (Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы / (авт.-сост. В.И. Жохов). - 2-е изд., - М.: Мнемозина, 2010

Для жизни в современном обществе важным является форми­рование математического стиля мышления, проявляющегося в опре­делённых умственных навыках.

Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, воспри­ятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной со­циальной, экономической, политической информации. Таким образом, практическая полезность математики обусловлена тем, что её предме­том являются фундаментальные структуры реального мира: простран­ственные формы и количественные отношения - от простейших, ус­ваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей.

Без базовой математической подготовки невозможно достичь высокого уровня образования, так как всё больше специальностей связано с непосредственным применением математики.

Математическое образование вносит свой вклад в формирова­ние общей культуры человека. Её необходимым компонентом является общее знакомство с методами познания действительности. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пони­манию красоты, изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идей симметрии, развивает воображение, пространственные представления, вносит огромный вклад в развитие логического мышления учащихся.

Школьное математическое образование позволяет формировать умения и навыки умственного труда: планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов, направлено на решение задач формирования общей куль­туры личности, адаптации личности к жизни в коллективе класса, школы. В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобретают навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения записей.

Роль математики в развитии общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого человека определяет общие целевые установки в обучении математике. К общим целевым установкам относятся следующие установки, отражённые в фунда­ментальном ядре содержания общего образования:

  • формировать умение решать практические задачи;

  • способствовать интеллектуальному развитию;

  • способствовать успешному изучению других учебных дис­циплин за счёт воспитания интеллектуальной корректности, критич­ности мышления, способности различать обоснованные и необосно­ванные суждения, развития способности к продолжительной умственной деятельности;

  • формировать умение и навыки, необходимые для предпрофес-
    сиональной подготовки и трудовой деятельности.

Общие целевые установки, заявленные выше, обусловливают изу­чение математики по определённому учебно-методическому комплекту, соответствующему учебнику «Математика» для 5-го класса образова­тельных учреждений Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда. Учебно-методический комплект реализует идеи системно-деятельностного подхода, направленного на формирование го­товности к саморазвитию учащихся, их активную учебно-познава­тельную деятельность, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д. Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий , обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.

Следовательно, рабочая программа позво­ляет в области математического образования учитывать определённые характеристики выпускника основной школы:

• активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда, науки и творчества.

Программа рассчитана на 175 часов в год ( 5 часов в неделю)

Программой предусмотрено проведение 14 контрольных (тематических) работ.


Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 175 часов для обязательного изучения учебного предмета «Математика», из расчета 5 учебных часов в неделю. По учебному плану МБОУ «Северодвинская городская гимназия» -175 часов - 5 часов в неделю.

В данной программе нашли отражение цели и задачи изучения математики на ступени основного общего образования:

· освоение знаний математической терминологии

· овладение умениями применять математические знания, работать с измерительными инструментами, справочниками, проводить расчёты

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

· воспитание позитивного ценностного отношения к истории развития математики, математической культуры ,эстетическому восприятию математических рассуждений

· использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования


Требования к уровню подготовки учащихся , обучающихся по данной программе

Личностные

• Формирование ответственного отношения к уче­нию, готовности и способности обучающихся к само­развитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

  • Формирование осознанного уважительного и доб­рожелательного отношения к другому человеку и его мнению

  • Освоение социальных норм, правил поведения в группах и сообществах

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и
    взрослыми в процессе образовательной деятельности

  • Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни

Метапредметные

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познава­
    тельной деятельности

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознан­
    но выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
    деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложен­
    ных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
    выбора в учебной и познавательной деятельности

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
    самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-
    следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
    и по аналогии) и делать выводы

  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
    учебных и познавательных задач

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­
    ками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе

согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для вы­ражения своих мыслей; владение устной и письменной речью

∙ Формирование и развитие компетентности в области использования информационно - коммуника-
ционных технологий (далее - ИКТ- компетенции)

Предметные

  • Формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления

  • Развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информа­цию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, прово­дить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений

  • Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навы­ками устных, письменных, инструментальных вычислений

  • Овладение символьным языком алгебры, приёмами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умением моделировать реальные ситуации на языке алгебры , исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат

  • Овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические пред­ставления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей

  • Овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений

  • Формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших про­странственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования по­строенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач

  • Овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных ; формирование представле­ний о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, ис­пользовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений

  • Развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользо­ваться оценкой и прикидкой при практических расчётах

  • Формирование информационной и алгоритмической культуры

  • Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе


Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения учебного предмета

  • Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, по­нимать смысл поставленной задачи

  • Представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об эта­пах её развития, о её значимости для развития цивилизации

  • Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач

  • Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности

  • Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, реше­ний, рассуждений

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обуча­ющихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности

Метапредметные результаты освоения учебного предмета

• Первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники

  • Умение находить в различных источни­ках информацию, необходимую для ре­шения математических проблем, и пред­ставлять её в понятной форме

  • Умение понимать и использовать мате­матические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации

  • Умение выдвигать гипотезы при реше­нии учебных задач и понимать необхо­димость их проверки

  • Умение устанавливать причинно-след­ственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы

∙ Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем

• Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера

Предметные результаты освоения учебного предмета

  • Умение работать с ма­тематическим текстом, грамотно выражать свои мысли с применением
    математической терми­нологии и символики

  • Владение базовым понятийным аппаратом ; развитие представлений о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, окружность, круг и др.)

  • Умение выполнять арифметические преоб­разования числовых вы­ражений, применять их для решения учебных математических задач

  • Умение пользоваться изученными математи­ческими формулами

  • Умение решать задачи с помощью перебора всех возможных вариан­тов

Базовыми технологиями, на которых построена реализация курса, являются:

  1. игровые технологии

  2. элементы проблемного обучения

  3. технологии уровневой дифференциации

  4. проектный метод.

  5. ИКТ

Срок реализации рабочей программы: программа рассчитана на 2014-2015 учебный год



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и имеет большую практическую направленность.













Система контрольно-измерительных процедур

включает в себя: входную диагностику, текущие контрольные работы тематического планирования, городскую контрольную работу по преемственности , итоговую контрольную работу по данному предмету, итоговое тестирование.

Формы контроля:

Устный опрос - устная форма контроля знаний и умений, используется взаимопроверка, самопроверка по образцу, заслушивание ответа и его оценивание учителем.

Самостоятельная работа- письменная форма контроля, рассчитанная на 5 - 20 мин, применяется для оценивания уровня сформированности знаний и умений по изучаемому вопросу в теме.

Контрольная работа - письменная форма контроля знаний, умений и навыков по изучаемой теме, рассчитана на выполнение в течение урока.

Контрольно-измерительные материалы (тесты)


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике

Работы оцениваются согласно единых критерий и норм знаний, умений и навыков обучающихся по математике, согласованных кафедрой естественно-математических наук.

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся

Устный ответ

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и предметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия , справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

  2. допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;

  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

  1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  1. Время выполнения работы: 10-15 мин.

  2. Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  1. Время выполнения работы: 30-40 мин.

  2. Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Библиотечный фонд

Математика: Учеб.для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. - 30-е изд., перераб. - М.: Мнемозина, 2012. - 280 с

Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса. - М.: Классикс Стиль, 2009. - 144 с

Ершова А.П., Голобородько В. В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. - 5-е изд., испр. - М.: ИЛЕКСА, - 2010, - 208 с

Жохов В.И. Преподавание математики в 5 и 6 классах: Методические рекомендации для учителя к учебникам Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда. - М.: Русское слово, 1999.157 с

Жохов В.И. Разработки уроков, нормативные и контрольно-методические материалы: Математика. 5-6: Книга для учителя.- М.: ИЛЕКСА, 2007.-175 с.

Рабочие тетради "Математика" 5, 6 классы (в двух частях). Автор В.Н. Рудницкая

Контрольные работы "Математика" 5, 6 классы. Авт.: В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева

Математические диктанты 5 класс. Авт.: В.И. Жохов, И.М. Митяева

Математический тренажер 5, 6 классы. Авт.: В.И. Жохов, В.Н. Погодин

Печатные пособия

Таблицы по математике для 5-6 классов

Портреты выдающихся деятелей математики

Информационные средства

Учебное интерактивное пособие к учебнику на CD

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по истории развития математики, математических идей и методов

Технические средства

Компьютеры

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска

Учебно-практическое оборудование

Доска

Комплект чертёжных инструментов






© 2010-2022