- Преподавателю
- Математика
- Тема самообразования Развитие логического мышления на уроках математики
Тема самообразования Развитие логического мышления на уроках математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бальджиков Б.Б. |
Дата | 14.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Развитие логического мышления на уроках математики
«Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий»
А.И.Маркушевич.
Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Главное, сейчас - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально-развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путем включения в активную учебно-познавательную деятельность. Развитие логического мышления является одним из направлений этой деятельности.
Цель: научить детей самостоятельно добывать знания в процессе творческого поиска с любым источником информации; высказывать и проверять предположения, догадки.
Задачи:
Формировать у учащихся основные приемы умственной деятельности: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение.
Развивать творческие способности, интерес к математике.
Формировать речевые, коммуникативные умения.
Развивать внимание, память.
Для решения этих задач я определил этапы работы над темой.
I этап - организационный:
работа с научной , методической , справочной литературой;
изучение опыта коллег.
II этап - основной;
работа над темой;
использование приемов развития логического мышления на уроках математики.
III этап - заключительный;
обобщение опыта на школьном и муниципальном уровнях.
При работе над темой я руководствовался следующими принципами:
Свобода выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
Максимальное разнообразие предоставляемых возможностей;
Возрастание роли внеурочной деятельности по математике;
Создание условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителей;
Предоставлять ребятам возможность обсуждать вопросы самим;
Индивидуализация обучения.
Системное развитие логического мышления должно быть неотрывно от урока , каждый ученик должен принимать участие в процессе решения не только стандартных заданий, но и задач развивающего характера (активно или пассивно). На уроках учитель должен моделировать ту умственную деятельность, которая нужна на данном этапе развития (учить анализировать задачи, делать чертежи, выявлять отношения объектов и т.д.). Это имеет обучающее и воспитывающее значение: обучающиеся приобщаются к методу поиска, ориентируются не только на результат, но и на процесс его достижения, т.е. учатся мыслить логически .
Можно выделить два подхода к формированию и становлению логико-математического мышления :
1.Традиционное обучение, приводящее в зависимости от воздействия и других объективных причин к формированию либо эмпирического, либо теоретического мышления.
2.Специально организованное обучение, ориентированное на формирование учебной деятельности, приводящее к становлению теоретического мышления. Для формирования логического мышления приоритетным является второй подход
Для формирования логического мышления обучающихся 5-7 классов может быть использована система развивающих заданий по темам:
· аналогия;
· исключение лишнего;
· «в худшем случае»
· классификация;
· логические задачи;
· перебор;
· задачи с геометрическим содержанием;
· задачи «на переливание»;·
· задачи-шутки;
· ребусы и кросснамберы;
Эти задачи можно разделить на группы, учитывая их воздействие на мыслительную деятельность учащихся.
Формирование гибкости ума, освобождение мышления от шаблонов происходит при решении задач-шуток, занимательных заданий, задач на перебор вариантов, т.к. в большинстве своем эти задачи не привязаны к темам и не требуют особой теоретической подготовки.
Задачи на переливание, логические задачи, ребусы, задачи на классификацию учат школьников умению рассуждать, формируют математический стиль мышления , развивают логико-лингвистические способности детей, которые приводят к умению четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли.
Задачи на аналогию и исключение лишнего используются для формирования умений поиска решения задач, интуиции, требуют знания теории и нешаблонного подхода к решению
Задачи с геометрическим содержанием нацелены на знание геометрических фигур и их свойств как основы для формирования пространственных и изобразительных умений школьников, на расширение кругозора.
Учитель, преподающий в 5-7 классах, может развивать логическое мышление обучающихся с помощью созданной системы заданий. Для этого необходимо учитывать следующее:
1.выбранные задания должны быть посильными для детей;
2.задания, отобранные для одного урока , должны быть разнообразными для воздействия на различные;
3.если ученики не справляются с заданием, то целесообразно оставить его на обдумывание до следующего урока;
4.ученикам можно дать необязательное домашнее задание по составлению аналогичных задач;
5.если на уроке время ограничено, то эти задания можно применять на занятиях математического кружка.
Условиями успешного обучения на уроках математики:
развитие навыков устного счета ("Тренажер устного счета", тесты из книги Узоровой О.В. и Нефедовой Е.А. "Как научиться быстро считать");
использование компьютерных программных средств на уроках математики (обучающий комплекс 1:С Репетитор 2.1. Математика, программы "Алгебра не для отличников", "Геометрия не для отличников", "Живая геометрия". Для создания мультимедийной презентации используется Windows - приложение PowerPoint).
Выполнение условий позволит добиться ожидаемых результатов:
1. Повышение качества знаний по математике;
2. Развитие познавательного интереса к математике;
3.Интерес к олимпиадам различного уровня, в том числе и интернет-олимпиадам, сдаче экзамена в форме ЕГЭ по математике;
4.Активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития;
5. Поступление в вузы и ссузы.
Для решения поставленных задач работу на уроке организую следующим образом:
Актуализация опорных знаний;
Мотивация и сообщение темы урока;
Применение знаний, умений и навыков в стандартной ситуации;
Коррекция знаний;
Применение знаний , умений и навыков в нестандартной ситуации;
Подведение итогов и задание на дом.
Развитию логического мышления учащихся помогают применяемые мною различные методы и формы.
Нетрадиционные технологии (элементы развивающего обучения, проблемный метод, использование информационных технологий и др.)
Игра (математический бой, КВН, математическое лото, аукцион и др.)
Зачеты
Рейтинговая система оценки
Для выявления способных ребят, увлекающихся математикой, я стал применять рейтинговую систему, где учитываю не только учебные достижения на уроках, но и на олимпиадах различного уровня, конкурсах, выступления учащихся на предметных неделях . Мои ученики ведут папку своих достижений - портфолио. Считаю, что учитель-предметник , обязательно должен продумать эффективные приемы развития логического мышления и во внеклассной деятельности. Этому способствуют:
Математические недели;
Математические олимпиады;
Интеллектуальные игры;
Участие в интернет-олимпиадах;
Участие в международном математическом конкурсе "Кенгуру";
Индивидуальная работа в кабинете.
Целенаправленная работа по данной теме дает положительные результаты , что отражено на следующем слайде.
Результаты входного мониторинга по математике 2011-2012 учебный год.
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Успеваемость
100
100
100
100
Качество знаний
83
60
50
50
Средний балл
60,75
Результаты выходного мониторинга по математике 2011-2012 учебный год.
6 класс
7 класс
8 класс
Успеваемость
100
100
100
Качество знаний
17
40
83
Средний балл
Результаты входного мониторинга по математике 2012-2013 учебный год.
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
Успеваемость
100
100
100
100
Качество знаний
100
100
66
100
Средний балл
Результаты ГИА-2012 г.
9 класс
Успеваемость
100
Качество знаний
100
Участие в олимпиадах различного уровня:
Районная олимпиада по математике
2011-2012 гг. - 3 участника;
2011-2012 гг.
"Кенгуру" - 4 участника;
2011-2012 гг.
«Олимпус» - 6 участников;
Районная олимпиада по математике
2012-2013 гг. - 3 участника;
2012-2013 гг.
"Олимпус" - 4 участника; 3 лауреата.
2012-2013 гг.
«Кенгуру» - 5 участников.