Тема самообразования Развитие логического мышления на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие логического мышления на уроках математики

«Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий»

А.И.Маркушевич.

Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Главное, сейчас - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально-развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путем включения в активную учебно-познавательную деятельность. Развитие логического мышления является одним из направлений этой деятельности.

Цель: научить детей самостоятельно добывать знания в процессе творческого поиска с любым источником информации; высказывать и проверять предположения, догадки.

Задачи:

Формировать у учащихся основные приемы умственной деятельности: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение.

Развивать творческие способности, интерес к математике.

Формировать речевые, коммуникативные умения.

Развивать внимание, память.

Для решения этих задач я определил этапы работы над темой.

I этап - организационный:

работа с научной , методической , справочной литературой;

изучение опыта коллег.

II этап - основной;

работа над темой;

использование приемов развития логического мышления на уроках математики.

III этап - заключительный;

обобщение опыта на школьном и муниципальном уровнях.

При работе над темой я руководствовался следующими принципами:

Свобода выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;

Максимальное разнообразие предоставляемых возможностей;

Возрастание роли внеурочной деятельности по математике;

Создание условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителей;

Предоставлять ребятам возможность обсуждать вопросы самим;

Индивидуализация обучения.

Системное развитие логического мышления должно быть неотрывно от урока , каждый ученик должен принимать участие в процессе решения не только стандартных заданий, но и задач развивающего характера (активно или пассивно). На уроках учитель должен моделировать ту умственную деятельность, которая нужна на данном этапе развития (учить анализировать задачи, делать чертежи, выявлять отношения объектов и т.д.). Это имеет обучающее и воспитывающее значение: обучающиеся приобщаются к методу поиска, ориентируются не только на результат, но и на процесс его достижения, т.е. учатся мыслить логически .

Можно выделить два подхода к формированию и становлению логико-математического мышления :

1.Традиционное обучение, приводящее в зависимости от воздействия и других объективных причин к формированию либо эмпирического, либо теоретического мышления.

2.Специально организованное обучение, ориентированное на формирование учебной деятельности, приводящее к становлению теоретического мышления. Для формирования логического мышления приоритетным является второй подход

Для формирования логического мышления обучающихся 5-7 классов может быть использована система развивающих заданий по темам:

· аналогия;

· исключение лишнего;

· «в худшем случае»

· классификация;

· логические задачи;

· перебор;

· задачи с геометрическим содержанием;

· задачи «на переливание»;·

· задачи-шутки;

· ребусы и кросснамберы;

Эти задачи можно разделить на группы, учитывая их воздействие на мыслительную деятельность учащихся.

Формирование гибкости ума, освобождение мышления от шаблонов происходит при решении задач-шуток, занимательных заданий, задач на перебор вариантов, т.к. в большинстве своем эти задачи не привязаны к темам и не требуют особой теоретической подготовки.

Задачи на переливание, логические задачи, ребусы, задачи на классификацию учат школьников умению рассуждать, формируют математический стиль мышления , развивают логико-лингвистические способности детей, которые приводят к умению четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли.

Задачи на аналогию и исключение лишнего используются для формирования умений поиска решения задач, интуиции, требуют знания теории и нешаблонного подхода к решению

Задачи с геометрическим содержанием нацелены на знание геометрических фигур и их свойств как основы для формирования пространственных и изобразительных умений школьников, на расширение кругозора.

Учитель, преподающий в 5-7 классах, может развивать логическое мышление обучающихся с помощью созданной системы заданий. Для этого необходимо учитывать следующее:

1.выбранные задания должны быть посильными для детей;

2.задания, отобранные для одного урока , должны быть разнообразными для воздействия на различные;

3.если ученики не справляются с заданием, то целесообразно оставить его на обдумывание до следующего урока;

4.ученикам можно дать необязательное домашнее задание по составлению аналогичных задач;

5.если на уроке время ограничено, то эти задания можно применять на занятиях математического кружка.

Условиями успешного обучения на уроках математики:

развитие навыков устного счета ("Тренажер устного счета", тесты из книги Узоровой О.В. и Нефедовой Е.А. "Как научиться быстро считать");

использование компьютерных программных средств на уроках математики (обучающий комплекс 1:С Репетитор 2.1. Математика, программы "Алгебра не для отличников", "Геометрия не для отличников", "Живая геометрия". Для создания мультимедийной презентации используется Windows - приложение PowerPoint).

Выполнение условий позволит добиться ожидаемых результатов:

1. Повышение качества знаний по математике;

2. Развитие познавательного интереса к математике;

3.Интерес к олимпиадам различного уровня, в том числе и интернет-олимпиадам, сдаче экзамена в форме ЕГЭ по математике;

4.Активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития;

5. Поступление в вузы и ссузы.

Для решения поставленных задач работу на уроке организую следующим образом:

Актуализация опорных знаний;

Мотивация и сообщение темы урока;

Применение знаний, умений и навыков в стандартной ситуации;

Коррекция знаний;

Применение знаний , умений и навыков в нестандартной ситуации;

Подведение итогов и задание на дом.

Развитию логического мышления учащихся помогают применяемые мною различные методы и формы.

Нетрадиционные технологии (элементы развивающего обучения, проблемный метод, использование информационных технологий и др.)

Игра (математический бой, КВН, математическое лото, аукцион и др.)

Зачеты

Рейтинговая система оценки

Для выявления способных ребят, увлекающихся математикой, я стал применять рейтинговую систему, где учитываю не только учебные достижения на уроках, но и на олимпиадах различного уровня, конкурсах, выступления учащихся на предметных неделях . Мои ученики ведут папку своих достижений - портфолио. Считаю, что учитель-предметник , обязательно должен продумать эффективные приемы развития логического мышления и во внеклассной деятельности. Этому способствуют:

Математические недели;

Математические олимпиады;

Интеллектуальные игры;

Участие в интернет-олимпиадах;

Участие в международном математическом конкурсе "Кенгуру";

Индивидуальная работа в кабинете.

Целенаправленная работа по данной теме дает положительные результаты , что отражено на следующем слайде.

Результаты входного мониторинга по математике 2011-2012 учебный год.

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Успеваемость

100

100

100

100

Качество знаний

83

60

50

50

Средний балл

60,75








Результаты выходного мониторинга по математике 2011-2012 учебный год.

6 класс

7 класс

8 класс

Успеваемость

100

100

100

Качество знаний

17

40

83

Средний балл


Результаты входного мониторинга по математике 2012-2013 учебный год.

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

Успеваемость

100

100

100

100

Качество знаний

100

100

66

100

Средний балл



Результаты ГИА-2012 г.


9 класс

Успеваемость

100

Качество знаний

100

Участие в олимпиадах различного уровня:

Районная олимпиада по математике

2011-2012 гг. - 3 участника;

2011-2012 гг.

"Кенгуру" - 4 участника;

2011-2012 гг.

«Олимпус» - 6 участников;

Районная олимпиада по математике

2012-2013 гг. - 3 участника;

2012-2013 гг.

"Олимпус" - 4 участника; 3 лауреата.

2012-2013 гг.

«Кенгуру» - 5 участников.


© 2010-2022