МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

Министерство образования и науки Пермского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский центр образования № 1»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ дисциплины «Математика»



Методические рекомендации

для обучающихся

по освоению учебного материала

по дисциплине «Математика»

(для технического и социально - экономического профилей)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

Рассмотрена и одобрена на заседании цикловой методической комисии

естественно-математических дисциплин

«25»февраля 2016г. Председатель

Еремеева Л.Г.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

___________М.Е. Стасюк

«25» февраля 2016г.

МП

Методические рекомендации для обучающихся по освоению учебного материала по дисциплине «Математика» разработаны в соответствие с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (с изменениями от 03.07.2008г.), примерной программой по дисциплине и ФГОС по профессиям.

Методические рекомендации предназначены для обучающихся с целью более качественного освоения учебного материала. Представления ими последовательности выполнения практических и самостоятельных работ по дисциплине «Математика». Рекомендации помогут обучающимся подготовиться к зачетам и экзаменам, позволят путем решения контрольных заданий и ответов на контрольные вопросы проанализировать уровень овладения учебным материалом, а также помогут подготовить сообщение, доклад, реферат, презентацию.

Организация - разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский центр образования № 1»

Разработчик: Фомина Ольга Владимировна, преподаватель математики

Рецензенты:

1.Антонова С.С., преподаватель спец.дисциплин Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский многопрофильный техникум», высшая квалификационная категория.

2.Трясцина Т.А., преподаватель математики,

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский центр образования № 1» , высшая квалификационная категория.


Оглавление

Пояснительная записка………… …….………………...……………….…..4

Пояснительная записка


Самостоятельная работа по дисциплине «Математика» предусмотрена для проверки уровня знаний и умений, сформированных программой общих и профессиональных компетенций по учебной дисциплине.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

ГЕОМЕТРИЯ

распознавать на чертежах и моделях пространственные формы, соотносить трехмерные объекты с их описаниями , изображениями;

описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои рассуждения об этом расположении;

анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;

строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;

решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрические величин (углов, длин, площадей, объемов;

использовать при решении стехиометрических задач планиметрические факты и методы;

поводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

вычисления объемов и площадей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

АЛГЕБРА

выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приемы, находить приближенные значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная), сравнивать числовые выражения;

находить значения корня, степени, логарифма, тригонометрических выражений на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства, пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах;

выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов, тригонометрических функций.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.

Функции и графики

вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции;

определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках;

строить графики изученных функций, иллюстрировать по графику свойства элементарных функций;

использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков.

Начала математического анализа

находить производные элементарных функций;

использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков;

применять производную для проведения приближенных вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения;

вычислять в простейших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения.

Уравнения и неравенства

решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы;

использовать графический метод решения уравнений и неравенств;

изображать на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем с двумя неизвестными;

составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных) задачах.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для построения и исследования простейших математических моделей.

и знать:

значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии.

Формой промежуточной аттестации по дисциплине является экзамен.

Формой проведения экзамена служит контрольная работа. Для проведения экзамена разработано 8 пакетов заданий, в каждом пакете находится по 2 варианта контрольной работы. Контрольная работа состоит из 10 заданий.

Задания контрольной работы составлены в соответствии с рекомендациями по выполнению экзаменационной контрольной работы по математике.

Обучающийся должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач, анализировать, сравнивать и оценивать их результаты.

ПК 1.8. Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы.

ПК 2.1. Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации.

ПК 2.9. Применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты.

ПК 3.7. Производить измерения товаров и других объектов, переводить внесистемные единицы измерений в системные.













ОБРАЩЕНИЕ К ОБУЧАЮЩИМСЯ

Уважаемые обучающиеся! Перед Вами пособие, в котором представлены рекомендации и материалы для подготовки к текущей и итоговой аттестации по дисциплине «Математика».

«Плох тот ученик, который не превзошел своего учителя!», - говорил Леонардо да Винчи. Каждый обучающийся стремиться опередить своего преподавателя. Подлинные знания и умения приобретаются в процессе активного обучения. Знания, присвоенные обучающимися в ходе самостоятельного изучения имеют практическую значимость. Обучение - это серьезный труд, требующий старания, времени, силы. Чтобы учеба приносила радость, давала хорошие результаты, для вас разработаны материалы - рекомендации, оформленные в виде пособия.

Пособие разработано для обучающихся технического и социально - экономического профиля(1 курс, отделение специальностей) центра. Содержание обучения на каждом отделении имеет свои особенности, но учебная нагрузка по данным профилям одинакова. Поэтому в рекомендациях представлен Учебный план отделений по дисциплине

« Математика», где содержится информация о количестве часов, отводимых на её изучение, указана форма итоговой аттестации: экзамен.

Информация по дисциплине «Математика» представлена по единому плану:

Обращение к обучающимся.

Структура дисциплины и виды внеаудиторной работы.

Контрольные вопросы по дисциплине.

Рекомендации по выполнению экзаменационной контрольной работы

Примерные задания с эталоном ответов.

Список рекомендуемой литературы.

Обращаем Ваше внимание, что основная информация по дисциплине содержится в таблице «Структура дисциплины и виды внеаудиторной работы», где указано содержание дисциплины (разделы), предложены примерные задания для самостоятельной работы обучающихся и предусмотрен вид контроля, представленный разными формами проверки сформированности общих и профессиональных компетенций. Сборник предлагает выполнение тренировочных задания с эталонами ответов. Система заданий поможет оценить качество подготовленности к контрольной работе и экзамену. Благодаря эталонам ответов вы можете проверить каждый свой шаг. Список рекомендуемой литературы поможет Вам выбрать необходимый учебник, издание. Если затрудняетесь в оформлении самостоятельных работ, то обратитесь к Приложению. В нем вы можете ознакомиться с требованиями к выполнению задания, критериями его оценивания. Есть вопросы? Обращайся к пособию. Надеемся, что разработанные материалы помогут Вам подготовиться к экзаменам! Желаем успехов!

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

(выписка)

основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования

На базе основного общего образования (с получением среднего общего образования)

Форма обучения - очная

Нормативный срок освоения ОПОП - 1 год

Год начала подготовки по УП - 2015

Профиль получаемого профессионального образования - технический и социально - экономический

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

435

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

290

в том числе:


Теоретическое обучение

практические работы

145

145

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

145

в том числе:


Подготовка к контрольной работе

Подготовка к экзамену

Работа по заполнению справочника

Составление кроссворда

Составление ребусов

Изготовление моделей многогранников, тел вращения и их разверток.

Написание сообщения

Рефераты

Исследовательская работа

Создание презентаций

14

26

4

6

4


5

16

35

40

20


Итоговая аттестация в форме экзамена


ПРОФИЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА «МАТЕМАТИКА»

Дисциплина относится к циклу общеобразовательных, профильных дисциплин. Изучается в 1 и 2 семестрах. Основными формами контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины являются текущий и итоговый контроль. Текущий контроль проводится в виде контрольных работ. Форма итогового контроля - экзамен. Экзамен по математике проводится письменно в виде контрольной работы по экзаменационным сборникам под редакцией Г.В. Дорофеева Издательство «Дрофа».

Структура дисциплины и виды внеаудиторной работы

Раздел 1. Тригонометрические функции

Примерные виды самостоятельной работы:

  1. 1. Создание презентации «Свойства тригонометрических функций»

2.Подготовка сообщения «Секреты числа П»

3. Работа по заполнению справочника

4.Написать эссе на тему «Математика в моей специальности»

Раздел 2. Основные свойства функций

Примерные виды самостоятельной работы:

  1. Создание презентации «Числовые функции»

  2. Подготовка сообщения «Числовые функции»

  3. Работа по заполнению справочника


Контроль по разделу:

Контрольная работа 1 «Тригонометрические и числовые функции»

Раздел 3. Тригонометрические уравнения и неравенства

Примерные виды самостоятельной работы:

1.Составить ребусы по теме: «Геометрия - что это?»;

2.Написать эссе на тему «Что мы знаем о Пифагоре?»

3.Сообщения «Уравнения и способы их решения»

4. Работа по заполнению справочника

Контроль по разделу:

Контрольная работа 3 «Решение тригонометрических уравнений»

Раздел 4. Производная и её применение

Примерные виды самостоятельной работы:

1.Подготовка сообщения «Производная в технике»

2.Создание презентаций: «Геометрический смысл производной», «Физический смысл производной

3. Работа по заполнению справочника

Контроль по разделу:

контрольная работа 4 «Производная и её применение»

Раздел 5. Первообразная и интеграл

Примерные виды самостоятельной работы:

1.Составление ребусов «Первообразная и интеграл»

2.Подготовка сообщений «Биография и вклад в науку Лейбница»

3. Работа по заполнению справочника

Контроль по разделу:

контрольная работа 5 «Первообразная и интеграл»

Раздел 6. Обобщение понятия степени

Примерные виды самостоятельной работы:

1.Написание реферата «Понятие степени»

2. Работа по заполнению справочника

Контроль по разделу:

Контрольная работа 6 «Обобщение понятия степени»

Раздел 7. Показательная и логарифмическая функции

Примерные виды самостоятельной работы:

1.Написание реферата «Число е»

2. Работа по заполнению справочника

Контроль по разделу:

Контрольная работа 7 «Показательная и логарифмическая функции»

Раздел 8. Комбинаторика, статистика и элементы теории вероятности

Примерные виды самостоятельной работы:

1.Написание реферата «Повторение испытаний», «Формула Бернулли»

2. Работа по заполнению справочника

Контроль по разделу:

Контрольная работа № 8 «Комбинаторика, статистика и теория вероятности»

Раздел 9. Прямые и плоскости в пространстве

Примерные виды самостоятельной работы:

1.Подготовка сообщения «Понятие параллельности в реальной жизни»

2.Состовление ребусов «Предмет стереометрии»

3. Подготовка сообщения «Понятие перпендикулярности в реальной жизни»

4. Работа по заполнению справочника

Контроль по разделу:

Контрольная работа 9. «Прямые и плоскости в пространстве»

Раздел 10. Многогранники

Примерные виды самостоятельной работы:

1.Создание презентаций «Симметрия в природе»

2. Подготовка сообщений «Симметрия в моей профессии»

3 Подготовка сообщений. «Тайная сила пирамид»

4.Подготовка реферата «Правильные многогранники»

5.Изготовление моделей правильных многогранников

6. Работа по заполнению справочника

Контроль по разделу:

Контрольная работа 10. «Площади многогранников»

Раздел 11. Тела вращения

Примерные виды самостоятельной работы:

1.Составление кроссворда «Тела вращения»

2. Изготовление моделей тел вращения

3. Подготовка рефератов «Тела вращения»

3.Создание презентаций «Форма цилиндра», «Форма конуса», «Форма шара и сферы»

4. Работа по заполнению справочника

Контроль по разделу:

Контрольная работа 11 «Площади поверхности тел вращения»

Раздел 12.Объемы многогранников и тел вращения

Примерные виды самостоятельной работы:

1.Подготовка рефератов «Великие математики»

2.Подготовка рефератов «Платоновы тела»

3.Составление кроссворда «Многогранники»

4. Работа по заполнению справочника

Контроль по разделу:

Контрольная работа 12 «Объемы многогранников и тел вращения»

Итоговая аттестация - экзамен

Рекомендации по выполнению экзаменационной контрольной работы по «Математике»


Государственный выпускной экзамен проводится в соответствии с Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 28.11.2008 г. №362.

В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 15.12.2010 №2958 «Об утверждении сроков, единого расписания, формы и продолжительности проведения государственного выпускного экзамена по математике в 2011 г.» государственной выпускной экзамен по математике в субъектах Российской Федерации начинается в 10-00 по местному времени. Продолжительность государственного выпускного экзамена по математике составляет 5 часов (300 минут).

Экзамен по математике проводится в письменной форме в виде контрольной работы по экзаменационным сборникам под редакцией Г.В. Дорофеева Издательство «Дрофа».

Экзаменационная работа состоит из 10 заданий: 7 заданий по алгебре и 3 задания по геометрии.

Первая часть включает задания 1-5 по алгебре. Выполнение этих заданий не требует громоздких вычислений, сложных преобразований и нестандартных умозаключений. Для их решения достаточно уметь использовать основные определения, владеть минимальным набором формул и алгоритмов. Задания 6,7 относятся к геометрическому материалу. Выполнение этих заданий требует применения знаний по стереометрии, умения выполнять чертежи, работать с изображениями пространственных конфигураций и решать простейшие задачи с применением формул. Уровень доказательности при выполнении заданий предполагается минимальный. Задания первой части скомпонованы в наборы по семь заданий и помещены в разделе 1 и разделе 2.

Вторая часть включает задания 8, 9, 10 - геометрическая задача, которая помещена в разделе 3, и задания по алгебре и началам математического анализа, которые помещены в разделе 4. Вторая часть составлена из стандартных для курса математики отделения НПО заданий, уровень сложности которых несколько выше, чем в первой части. Содержание заданий по геометрии соответствует целям изучения геометрии в курсе «Математика», и для их решения, достаточно изучавшегося в курсе геометрического материала. От выпускников, однако, не требуется владения навыками сложных вычислений и преобразований, специальными приемами решения уравнений и неравенств, хотя часть заданий предполагает наличие определенных знаний и умений, приобретенных не только в старших классах, но и в основной школе (подстановка, формулы сокращенного умножения).

Оценивание результата экзамена по математике осуществляется в соответствии с рекомендациями:

В случае прохождения аттестации в письменной форме задание считается выполненным верно, если выпускник выбрал правильный путь решения, из письменной записи решения понятен ход его рассуждения, получен верный ответ.

Для получения отметки «3» (удовлетворительно) выпускник должен правильно выполнить не менее трех заданий.

Отметка «4» (хорошо) выставляется при выполнении шести - восьми заданий.

Отметка «5» (отлично) ставится за девять или десять верно выполненных заданий.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Нахождение значения корня, степени, логарифма, тригонометрических выражений.

Преобразование выражений, содержащих степени, логарифмы, тригонометрические функции.

Вычисление значения функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции.

Построение графиков функций: тригонометрических, степенных, показательной, логарифмической; исследование числовых функций по графику.

Решение рациональных, показательных, логарифмических, тригонометрических уравнений, сводящихся к линейным и квадратным, а также аналогичных неравенств и систем.

Нахождение производных и первообразных элементарных функций, используя правила дифференцирования и интегрирования.

Применение производной для исследования функции и построения графика, для нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке.

Геометрический и механический смысл производной; решение задач на составление уравнения касательной, на нахождение скорости и ускорения.

Применение первообразной функции для нахождения площади криволинейной трапеции.

Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве.

Признаки параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве.

Углы между прямыми и плоскостями в пространстве.

Многогранники и тела вращения: понятие, элементы, свойства элементов.

  1. Изображение основных многогранников и круглых тел; построение чертежа по условиям задачи.

  2. Построение простейших сечений куба, параллелепипеда, призмы, пирамиды.

  3. Нахождение величин: площадей поверхности, объемов многогранников и тел вращения.




ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Контрольная работа

для профессий социально-экономического и технического профилей

Инструкция:

Выполнить контрольные задания. Задания № 1 - 10 оцениваются в 1 балл. Всего - 10 заданий.

Время на выполнение 5 часов

Критерии оценок:

Максимум - 10 баллов. «5» - 9 - 10 баллов

«4» - 6 - 8 баллов

«3» - 3 - 5 баллов

«2» - меньше 3 баллов

Оценивание результата экзамена по математике осуществляется в соответствии с рекомендациями: задание считается выполненным верно,

  • если выбран правильный путь решения,

  • из письменной записи решения понятен ход рассуждения

  • получен верный ответ

Выполнить задания:

1. Решите неравенство МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

2. Решите уравнение 10  5 х - 1 + 5 х + 1 = 7

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ3. Решите уравнение МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

4. Функция y = f(x) задана своим графиком.

Укажите:

а) область определения функции;

б) при каких значениях х f (x) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ - 0,5;

в) точки, касательные в которых параллельны оси абсцисс;

г) промежутки, на которых производная функции

принимает положительные и отрицательные значения;

д) наибольшее и наименьшее значения функции.

5. Найдите первообразную функции f (x) = 6 х 2 + 4, график которой проходит через

точку (3; - 7).МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

6. Точки С и D расположены на ребрах куба.

Скопируйте рисунок, отметьте и обозначьте точки,

в которых прямая СD пересекает прямые,

содержащие другие ребра куба.

7. Найдите объем конуса, радиус основания которого равен 8 см, а площадь боковой

поверхности равна 80  см 2.

8. Сторона основания правильной четырехугольной пирамиды равна 6см, диагональное

сечение равновелико основанию. Найдите площадь боковой поверхности пирамиды.

9. Вычислите МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

10. Укажите промежутки возрастания и убывания функции

у = 2 х 3 - 6 х + 1

ЭТАЛОН РЕШЕНИЯ


1. Решите неравенство МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

Функция МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ дробно-рациональная  она непрерывна в каждой точке своей области определения.

1. Найдем «нули» функции

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

х = - 4 или х = 2,5

2. Найдем область определения функции

3 х  0  х  0

3. Отметим на числовой прямой точки: х = - 4 х = 2,5 х = 0 и определим знак функции на каждом из 4-х промежутков.

х = - 5 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ  0

х = - 1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ  0

х = 1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ  0

х = 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ  0

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

4. В ответ выписываем промежутки, соответствующие знаку данного неравенства, то есть те, на которых функция имеет отрицательные значения.

Неравенство нестрогое, значит числа - 4 и 2, 5 являются решениями неравенства.

Ответ: х  (- ; - 4  (0; 2,5

2. Решите уравнение 10  5 х - 1 + 5 х + 1 = 7

Данное уравнение показательное. 5 х - 1 = 5 х  5 - 1 5 х + 1 = 5 х  5

10  5 х  5 - 1 + 5 х  5 = 7

5 х  (10  5 - 1 + 5) = 7

5 х  (10  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ+ 5) = 7

5 х  (2+ 5) = 7

5 х  7 = 7  7

5 х = 1 5 х = 5 0  х = 0

Ответ: х = 0

3. Решите уравнение МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

Данное уравнение тригонометрическое.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ  2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

Применим формулу приведения МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

х = (- 1) k  arksin МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ+  k, k   х = (- 1) kМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ+  k, k  

Ответ: х = (- 1) kМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ+  k, k  

4. Функция y = f(x) задана своим графиком.

а) D = [- 2; 2]

б) f (x) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ - 0,5 при х  [- 1,5; 0] и х = 2

в) касательные параллельны оси абсцисс в точках: (- 1; - 1,5); (1,5; 2)

г) f '(x)  0 при х  (- 1; 1,5) f '(x)  0 при х  (- 2; - 1)  (1,5; 2)

д) max f(x) = 2,5 при x = - 2 min f(x) = - 1,5 при x = - 1

5. Найдите первообразную функции f (x) = 6 х 2 + 4, график которой проходит через точку (3; - 7)

Найдем множество всех первообразных

F(x) = 6  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ+ C

F(x) = 2  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ+ C

A (3; - 7)  F(x)  x = 3 F(x) = - 7

- 7 = 2  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ+ C

- 7 = 54 + 12 + C

- 7 = 66 + C  C = - 7 - 66 = - 73

Ответ: F(x) = 2МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ - 73

6. Точки С и D расположены на ребрах куба. Скопируйте рисунок, отметьте и обозначьте точки, в которых прямая СD пересекает прямые, содержащие другие ребра куба.

Прямая СD пересекает те ребра куба, которые лежат на грани, содержащей эту прямую. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

С другими ребрами куба пересечения у прямой СD нет.

7. Найдите объем конуса, радиус основания которого равен 8 см, а площадь боковой поверхности равна 80  см 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

Дано: конус

R = 8 см

S бок. = 80  см 2

Найти: V конуса

Решение:

  1. V конуса = МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕR = 8 см L - ?

  2. S бок. =  R L  L = МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕсм

  3. По теореме Пифагора L 2 = R 2 + H 2  H 2 = L 2 - R 2

H 2 = 10 2 - 8 2 = 100 - 64 = 36

H = МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕсм

4. V конуса = МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ= МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ= МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ= 128  см 3

Ответ: V конуса = 128  см 3

8. Сторона основания правильной четырехугольной пирамиды равна 6см, диагональное сечение равновелико основанию. Найдите площадь боковой поверхности пирамиды.

Дано: SABCD - правильнаяМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

четырехугольная пирамида

АD = 6 см

S сеч.SBD= S осн.

Найти: S бок.

Решение:

  1. S бок. = МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

  2. Р осн. = 4 А D = 4  6 = 24 см Н бок. = SК - ?

  3. S сеч.SBD = S осн. = А D 2 = 6 2 = 36

  4. S сеч.SBD = МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ  SO = МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

  5. Δ АВD - прямоугольный и равнобедренный, т. к. АВСD - квадрат

По теореме Пифагора ВD 2 = АВ 2 + АD 2 = 6 2 + 6 2 = 36 + 36 = 72

ВD = МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

  1. SO = МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ= МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

  2. Δ SOK - прямоугольный

SK 2 = SO 2 + OK 2 OK = МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

SK 2 = МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ + 3 2 = МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ  SK = МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ = 9 см

8. S бок. = МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ= МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕсм 2

Ответ: S бок. = 108 см 2

9. Вычислите МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ= МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

= МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ 5

Ответ: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ= 5

10. Укажите промежутки возрастания и убывания у = 2 х 3 - 6 х + 1

Область определения функции D = (- ; + )

Производная функции f '(x) = (2 х 3 - 6 х + 1)' = 2  3 х 2 - 6 = 6 х 2 - 6

Найдем критические точки 6 х 2 - 6 = 0  6

х 2 - 1 = 0

х 2 = 1  х =  1 - критические точки

Отметим критические точки на числовой прямой и установим знак производной на каждом из 3-х промежутков

f ' ( 2) = 6  ( 2) 2 - 6 = 18  0

f ' (0) = 6  0 2 - 6 = - 6  0

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

Ответ: функция возрастает при х  (- ; - 1)  (1; + ),

убывает при х  (- 1; 1)



СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Колмогоров А. Н. «Алгебра и начала анализа» 10 - 11 (учебник). - М.: Просвещение, 2012.

  2. Мордкович А. Г. «Алгебра и начала анализа» 10 - 11 (учебник). - М.: Мнемозина, 2011.

  3. Мордкович А. Г. «Алгебра и начала анализа» 10 - 11 (задачник). - М.: Мнемозина, 2011.

  4. Погорелов А. В. «Геометрия» 10 - 11 (учебник). - М.: Просвещение, 2010.

  5. Дорофеев, Г. В. Муравин, Г. К. Седова Е. А. «Математика». Сборник заданий для подготовки и проведения письменного экзамена за курс средней школы. 11 класс (пособие). - М.: Дрофа, 2012.

  6. Алимов Ш. А. и др. «Алгебра и начала математического анализа» 10 - 11 (учебник). - М.: Просвещение, 2011.




ПРИЛОЖЕНИЯ


Критерии оценки за устный ответ в форме сообщения

Оценка «5» (отлично) ставится, если:

  • полно раскрыто содержание вопроса

  • материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно используется терминология

  • показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации

  • продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков

  • ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов

  • допущены одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые исправляются по замечанию

Оценка «4» (хорошо) ставится, если:

  • ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа

  • допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию экзаменатора

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, которые легко исправляются по замечанию экзаменатора

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов

  • при неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций, умений и навыков, студент не может применить теорию в новой ситуации

Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала

  • обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов

  • не сформированы компетенции, умения и навыки

Критерии оценки выступления с использованием

электронной презентации


Обучающийся______________________________________________

Тема выступления ___________________________________________________________________________

Баллы:

0 - позиция отсутствует

1 - слабо

2 - хорошо

3 - отлично

Самооценка выступающего
Средняя оценка группы
Оценка преподавателя
Итоговая оценка
Требования
Структура (до 9 баллов)
  • количество слайдов соответствует содержанию и продолжительности выступления (для 7-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов)
  • наличие титульного слайда
  • оформлены ссылки на все использованные источники
Текст на слайдах (до 6 баллов)
  • текст на слайде представляет собой опорный конспект (ключевые слова, маркированный или нумерованный список), без полных предложений
  • наиболее важная информация выделяется с помощью цвета, размера, эффектов анимации и т.д.
Наглядность (до 9 баллов)
  • иллюстрации помогают наиболее полно раскрыть тему, не отвлекают от содержания
  • иллюстрации хорошего качества, с четким изображением
  • используются средства наглядности информации (таблицы, схемы, графики и т. д.)
Дизайн и настройка (до 12 баллов)
  • оформление слайдов соответствует теме, не препятствует восприятию содержания
  • для всех слайдов презентации используется один и тот же шаблон оформления
  • текст легко читается
  • презентация не перегружена эффектами
Содержание (до 9 баллов)
  • презентация отражает основные этапы исследования (проблема, цель, гипотеза, ход работы, выводы, ресурсы)
  • содержит ценную, полную, понятную информацию по теме проекта
  • ошибки и опечатки отсутствуют
Требования к выступлению (до 18 баллов)
  • выступающий свободно владеет содержанием, ясно излагает идеи
  • выступающий свободно и корректно отвечает на вопросы и замечания аудитории
  • электронная презентация служит иллюстрацией к выступлению, но не заменяет его
  • выступающий обращается к аудитории, поддерживает контакт с ней
  • при необходимости выступающий может легко перейти к любому слайду своей презентации
  • в выступлении отражен вклад каждого участника в работу группы (по возможности)

Общее количество баллов


Оценка


Максимум -63 балла,«5» - 51- 63 баллов, «4» -36 - 50 баллов,«3» - 21 - 35 баллов, «2» - 0 - 20 баллов

Требования к презентации:


  1. Технические требования для презентации

    • Суммарный объем работы не должен превышать 10Мб.

    • Презентации выполняются в формате MS Power Point, версия не ниже 97-2003 (файл, в формате pps. для PowerPoint).

    • Максимальное количество слайдов - 10.

    • Продолжительность демонстрации презентации не более 10 минут.

    • В презентации обязательно должны присутствовать ссылки на список авторов с контактной информацией; источники, информация, из которых использовалась при создании презентации.

  2. Информационная составляющая презентации

  • Соответствие заявленной теме.

  • Соответствие названия содержанию презентации.

  • Уровень владения материалом.

  • Логичность содержания презентации.

  • Интересное представление заявленной темы.

  • Законченность работы.

  • Отсутствие теоретических ошибок, грамотность.

  1. Дизайн презентации

  • Соответствие оформления содержанию презентации.

  • Оригинальность оформления, качество исполнения работы.

  • Эргономичность, удобная навигация, удобный режим смены слайдов.

Количество используемых возможностей программы Power Point (вставка текста, фото, звука, объектов WordArt, анимации на смену слайдов и на отдельные объекты, использование гиперссылок и управляющих кнопок и т.п.).

Критерии оценивания эссе



Общие требования к качеству эссе могут оцениваться по следующим критериям

Критерий

Требования к обучающемуся

Максимальное количество баллов

Знание и понимание теоретического материала

- определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры
- использует понятия соответствующие теме
- самостоятельно выполняет работу

2 балла

Анализ и оценка информации

- грамотно применяет категории анализа
- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа
- способен объяснить альтернативные взгляды на проблему и прийти к заключению
- использует большое количество различных источников информации

- обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм
- дает личную оценку проблеме

4 балла

Построение суждений

- ясно и четко излагает мысли
- присутствует логика доказательств
- выдвинутые тезисы сопровождает аргументацией
- приводит различные точки зрения присутствует личная оценка
- общая форма изложения соответствует жанру проблемной научной статьи.

3 балла

Оформление работы

- соблюдены требования к оформлению и использованию цитат
- соблюдены нормы русского литературного языка
- работа соответствует формальным требованиям.

1 балл


Максимальное количество баллов - 10

Требования к написанию эссе


Эссе - это литературное произведение (связный текст), отражающий позицию автора по какому-либо актуальному вопросу (проблеме).

Цель эссе - высказать свою точку зрения и сформировать непротиворечивую систему аргументов, обосновывающих предпочтительность позиции, выбранной автором данного текста. Эссе включает в себя следующие элементы:

Часть1. Титульный лист имеет объем, равный 1 странице. Отсчет страниц в эссе ведется с него, но номер страницы на титульном листе не ставится.

Часть 2. Результаты исследований (Введение и Основная часть) объемом = 3-4 стр.

Часть3. Выводы и рекомендации по дальнейшему развитию, модернизации, выбору, приобретению, использованию и т.п. Объем = 1 стр.

Часть4. Список найденных и использованных ссылок, а также литературы, если она использовалась (Объем - до 1 стр.). Список может не выводиться на отдельную страницу, а следует за выводами.

Страницы нумеруются начиная с первой (с Титульного листа), при этом на первой странице номер не ставится. Таким образом, общий объём Эссе составляет от 5 до 6 страниц.

Содержание

Содержание Эссе отражают части 2 - 4 его "Состава" и включают:

1. Введение. В нем даётся краткая характеристика проблемной области по выбранной теме:

а) что за проблема рассматривается (объект исследования),

б) с чем связано ее рассмотрение (актуальность проблемы),

в) краткая историческая справка (например, кем и когда было изобретено рассматриваемое устройство, программа и т.п., кто и когда в России и за рубежом занимался этой проблемой и т.д.) - изученность проблемы.

В среднем объем текста при ответе на каждый пункт равен одному-двум абзацам. Объем всего Введения = 1-1,5 стр.

2. Основная часть. В ней раскрывается тема Эссе:

а) основные используемые термины;

б) название и назначение устройства, системы, программы и т.п.;

в) содержание (состав) устройства, системы, программы и т.п.;

г) методы (способы) и область использования.

Основная часть может включать, помимо описательной текстовой части, структурные схемы, рисунки, графики, диаграммы, таблицы и т.п. материалы небольшого размера, способствующие наиболее полному и наглядному раскрытию темы (Часть 2). Объём нетекстовых материалов не должен превышать одной трети общего объема основной части. При необходимости включения большего объема нетекстовых материалов, объём основной части и, соответственно, Эссе пропорционально увеличивается.

В среднем объем текста при ответе на каждый пункт равен 0,5-1 стр. Объем собственно Основной части = 3-4 стр.

3. Заключение. В нем отражаются выводы по теме исследования, предложения о дальнейших работах в данной области и т.п. (Часть 3). Заключение включает:

а) сведения о полученных результатах (что за устройство, программа получились, для чего или кого они нужны, где могут применяться);

б) обнаруженные закономерности (как они связаны с другими устройствами, программами и почему);

в) новые результаты (рассмотренные устройства, программы и т.п. являются продолжением предыдущих - модернизация, совершенно новым видом и др.);

г) данные, которые, по мнению автора эссе, имеют теоретическое и (или) практическое значение.

Выводы могут сопровождаться рекомендациями, оценками, предложениями и т.п. В среднем объем текста при ответе на каждый пункт равен одному-двум абзацам. Объем всего Введения = 1-1,5 стр.

4. Список использованных ссылок и литературы (Часть 4). Список создается в соответствии с правилами библиографических описаний, принятыми в России. Список должен содержать не менее трех источников информации. В среднем его объем составляет 0,25-0,5 стр.


Оформление Эссе

Эссе готовится в соответствии свыше сформулированными указаниями и рекомендациями на компьютере. При этом следует максимально точно придерживаться данных рекомендаций.

Эссе печатается на бумаге в формате А4 и сдаётся преподавателю.

Материалы готовятся в текстовом редакторе "MS Word" с использованием следующих параметров страниц:

а) размер бумаги - А4, ориентация - книжная, поля: сверху - 2 см, снизу - 2 см, слева - 2,5 см и справа - 2 см;

б) шрифт: "Times New Roman", "обычный" размером "14";

в) абзац с выравниванием - по ширине, отступы - равны нулю, интервалы - равны нулю, первая строка с отступом на: 1,25 или 1,27 см, межстрочный интервал - полуторный. Текст с автоматическим переносом слов.

Список найденных и использованных ссылок и литературы выполняется в виде нумерованного списка согласно принятым в России правилам библиографического описания.


Критерии оценки сообщений, докладов, рефератов


Качество выступления

(до 5 баллов)

Качество ответов на вопросы

(до 3 баллов)

Использование демонстративного материала

( до 3 баллов)

Оформление демонстрационного материала (до 3-х баллов)

Владение научной и специальной терминологией (до 3-х баллов)

Обобщающие выводы (до 3-х баллов)

5 баллов -выступление произвело яркое впечатление.

3 балла - ответил кратко и точно на большинство вопросов.

3 балла -автор представил убедительно демонстрационный материал и хорошо в нём ориентируется

3 балла - к демонстрационному материалу нет претензий.

3 балла - свободное владение общенаучной и специальной терминологией.

3 балла - выводы аргументированы и совпадают с заявленной темой и целями работы.

4 балла - кроме текста доклада, хорошо владеет иллюстрированным материалом;

2 балла -не умеет чётко отвечать на вопросы;

2 балла -использовался частично

2 балла - хорошо оформлен, но допущены неточности

2 балла - использованы общенаучные и частично специальные термины;

2 балла - нет чёткости в аргументации;

3 балла -

доклад выстроен чётко;

1балл - не ответил на большинство вопросов;

1 балл - демонстрационный материал представлен, но докладчиком не использовался

1 балл - небрежно оформлен

1 балл - владеет базовым материалом

1 балл - выводы есть, но не аргументированы;

2балла - доклад рассказывает, но не объясняет суть;


1 балл - зачитывает текст доклада;


Максимум -20 баллов «5» - 18 - 20 баллов

«4» - 11 - 17 баллов

«3» - менее 10 баллов

Требования к оформлению сообщений, докладов, рефератов



  1. Выбрать тему сообщения, доклада, реферата. Она должна быть актуальной, проблемной, конкретно сформулированной

  2. Составить план сообщений, докладов, рефератов

  3. Подобрать литературу по выбранной теме. Сделать все необходимые выписки.

    • источников должно быть не меньше 3-х

    • прочитать текст, разбить его смысловые на части, выделить непонятные слова, найти их значение

    • сделать необходимые выписки

  4. Написать сообщение, доклад, реферат

  5. Сообщение, доклад, реферат должно иметь определённую структуру:

  • Введение

Введение содержит мотивацию и актуальность выбранной темы, цель написания сообщения, доклада, реферата

  • Основное содержание

Тема раскрывается на 2-3 страницах. Материал содержит различные точки зрения на излагаемую тему. Материал разбивается на смысловые части. Каждая часть заканчивается выводом

  • Заключение

В заключение автор выражает своё отношение к теме. Вывод не должен противоречить выводам каждой части

  • Список используемой литературы



Защита сообщений, докладов, рефератов


  1. За 2-3 недели до защиты дать сообщение, доклад, реферат на рецензирование

  2. Выступление не должно быть больше 7минут. Автор называет тему сообщения, доклада, реферата и объясняет свой выбор и актуальность темы. Далее кратко характеризуются использованные источники. Затем кратко излагаются основные идеи работы и выводы. В ходе выступления обязательно высказывается своё аргументированное мнение

  3. Слушатели задают вопросы. Отвечать нужно кратко, корректно и чётко

  4. Зачитывается рецензия (если имеется)

  5. Заключительное слово автора

Памятка для оппонента


  1. Высказать общее впечатление о работе или устном выступлении

  2. Оценить

  • Знание материала

  • Логику изложения

  • Умение сравнивать, выделять главное

  • Умение отстаивать свою точку зрения

  • Речь: эмоциональность, грамотность

  1. Сделать вывод о работе и оценить её

Критерии оценивания заполнения таблиц, справочников


«5» - содержание соответствует теме, в таблице заполнены все столбцы и строки, содержание столбцов и строк соответствует их названию, материал излагается кратко, последовательно, с наличием специальных терминов; таблица оформлена аккуратно карандашом и заполнена без помарок.

«4» - содержание соответствует теме, в таблице заполнены все столбцы и строки, содержание столбцов и строк соответствует их названию, материал излагается не достаточно кратко и последовательно, с наличием не большого числа специальных терминов. В оформлении таблицы имеются помарки.

«3» - в таблице заполнены не все столбцы и строки, содержание столбцов и строк имеет некоторые отклонения от их названия, материал излагается не последовательно, специальные термины отсутствуют. Таблица оформлена ручкой.

«2» -таблица не заполнена или в таблице заполнены не все столбцы и строки, содержание столбцов и строк имеет существенные отклонения от их названия, материал излагается не последовательно, специальные термины отсутствуют. Таблица оформлена небрежно.




Общие требования к составлению кроссвордов

Кроссворд (от англ. Crossword - пересечение слов) самая распространенная игра со словами.

При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности.

1. Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.

2. Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.

3. Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.

4. Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.

5. Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.

6. Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.).

7. Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.

8. Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.

9. На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда.

Требования к оформлению

1. Рисунок кроссворда должен быть чётким.

2. Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах: 1-й экз. - с заполненными словами; 2-й экз. - только с цифрами позиций.

Ответы на кроссворд.

Они публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов - повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.

Оформление ответов кроссворда

- Для типовых кроссвордов и чайнвордов: на отдельном листе;

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

- для скандинавских кроссвордов: только заполненная сетка;

- для венгерских кроссвордов: сетка с аккуратно зачеркнутыми искомыми словами.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

Составление условий (толкований ) кроссворда.

1. Они должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.

2. Старайтесь подать слово с наименее известной стороны.

3. Просмотрите словари: возможно, в одном из них и окажется наилучшее определение. В определениях не должно быть однокоренных слов.

Критерии оценки:

Соответствие теме - 2 балла.

Соответствие требованиям - 6 баллов.

Оригинальность - 5 баллов.

Рефлексия - 1 балл.

Максимальное количество баллов за II-ой этап - 14 баллов





История возникновения ребусов.

Первые ребусы появились во Франции в XV веке.

Ребусом называется загадка, состоящая из изображений разных предметов (часто вперемежку с буквами, цифрами и музыкальными нотами), названия которых не обозначают понятий, выражаемых подлежащими разгадке словами, но сходны с ними по произношению или созвучию (без всякого отношения к правописанию).

Так, например, изображенные ребусах

конь, чай, тесьма, розы

читаются: кончайтесь морозы;

лоб, нули - лопнули и т. п..

Первые известные рукописные сборники ребусов относятся к концу XV или началу XVI в. В 1582 г. появился первый печатный их сборник под заглавием "Les Bigarurres du Seigneur des Accords", имевший большой успех и выдержавший несколько изданий. Автором его был Этьенн Табуро (1548-1590).Его книжка представляет собой целый трактат о ребусах ,но рисунков в ней не более 16. Большинство остальных ребусов Табуро передает в форме шутливых рассказов. Из Франции мода на ребусы перешла в Англию, Германию и Италию, но ни в одной из этих стран не получила широкого развития. В России он появился в 1845 г. в журнале "Иллюстрация". Ребусы рисовали даже известные художники, как М. П. Клодт, H. H. Карамзин; особенно удачными считаются ребусы И. И. Волкова (в "Ниве"). Миллионы людей во всех частях света любят разгадывать ребусы. И это не удивительно. "Гимнастика ума" полезна в любом возрасте. Ведь ребусы тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать и сопоставлять.

Наши предки знали шахматы и шашки, не чужды им были ребусы и загадки. Таких игр во все времена не чуждались ученые, мыслители, педагоги. Они и создавали их.

Ребус - одна из самых популярных и распространённых игр. В ребусе можно зашифровать пословицы, поговорки, отрывки из стихотворений, отдельные фразы и слова. Ребус - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков»
Ребус - это головоломка, в которой скрыты слова, фразы и даже небольшие рассказы.Слово "ребус" происходит от латинского слова "res" - "вещь".Суть ребуса - загадка, сформулированная в виде рисунка (либо фотографии) в сочетании с буквами, цифрами, знаками, символами, фигурами. Решить ребус - значит "перевести" всё, что он содержит, в буквы, составляющие осмысленное слово или предложение.

Общие положения

  1. Ребусом загадывается какое-либо слово либо предложение (обычно это пословица, поговорка, афоризм, цитата).

  2. Количество отдельных элементов, входящих в ребус (рисунков либо фотографий, а также букв, цифр, знаков, символов, фигур и так далее), не ограничивается.

  3. Для составления ребуса используются особые приёмы, отличающие его от какой-либо другой "загадки в картинках".

  4. Эти приёмы могут применяться как самостоятельно, так и в различных сочетаниях (комбинациях) друг с другом.

  5. Количество используемых в одном ребусе приёмов и их сочетаний (комбинаций) не ограничивается.

Требования к ребусу

  1. Ребус должен иметь решение, причём, как правило, одно. Неоднозначность ответа должна оговариваться в условиях ребуса. Например: "Найди два решения этого ребуса".

  2. Загадываемое слово или предложение не должно содержать орфографических ошибок.

  3. Если в ребусе загадывается одно слово, то оно должно быть, как правило, именем существительным, причём в единственном числе и в именительном падеже. Отклонение от этого правила должно быть оговорено в условиях ребуса (например: "Отгадай причастие").

  4. Если загадывается предложение (пословица, афоризм и т. п.), то в нём, естественно, могут быть не только имена существительные, но и глаголы, и другие части речи. В этом случае условия ребуса должны содержать соответствующую фразу (например: "Отгадай пословицу").

  5. Ребус должен составляться слева направо.

Правила разгадывания ребусов

Правила разгадывания ребусов одновременно являются и правилами их составления.

  • слово или предложение делится на такие части, которые можно изобразить в виде рисунка;

  • названия всех изображённых на рисунке предметов нужно читать только в именительном падеже;

  • если предмет на рисунке перевернут, его название читают справа налево;

  • если слева от рисунка стоят запятые (одна или несколько), то не читаются первые буквы слова. Если запятые стоят после рисунка, справа от него, - не читаются последние буквы;

  • если над рисунком изображена зачёркнутая буква, ее надо исключить из названия предмета;

  • если над рисунком стоят цифры, буквы следует читать в указанном порядке;

  • если рядом с зачёркнутой буквой написана другая, ее следует читать вместо зачёркнутой. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства;

  • если часть слова произносится как числительное, в ребусе она изображается цифрами и числами (О5 - опять; 100Г - стог);

  • если у рисунка нет никаких дополнительных знаков, следует учитывать только первую букву названия изображённого предмета;

  • многие части зашифрованных слов обозначают соответствующим расположением букв и рисунков. Слова, в которых есть сочетание букв на, под, над, за, можно изобразить с помощью размещения букв или предметов одного над другим или за другим. Буквы С и В могут стать предлогами. Если буква составлена из других букв, при чтении используется предлог из.

Одна из главных трудностей при разгадывании ребусов - умение правильно назвать изображённый на рисунке предмет и понять, как соотносятся между собой фрагменты рисунка. Кроме знания правил, нужны еще смекалка и логика.



Должность

Ф.И.О.

Дата

Разработал

преподаватель

Фомина О.В.

01.03.2016

Проверил и согласовал

методист

Мальгина М.А.

01.03.2016

Версия 1.0

Страница 1 из 36


© 2010-2022