- Преподавателю
- Математика
- Решение иррациональных уравнений и уравнений с модулем
Решение иррациональных уравнений и уравнений с модулем
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Киселева М.В. |
Дата | 16.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Решение иррациональных уравнений и уравнений с модулем, содержащих тригонометрические функции, как средство формирования универсальных учебных действий на уроках математики в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ (профильный уровень)
Киселева М.В., учитель математики
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17»
Цель: расширения спектра методов решения задач, способствующих углублению знаний, подготовки к ЕГЭ, а также интеллектуальному развитию учеников.
Задачи по формированию УУД
Познавательных:
Создание ситуации для формирования умения сравнивать и анализировать факты, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задачи, осуществлять перенос знаний в новые условия.
Регулятивных:
Создание ситуации для оценки - выделения и осознания учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознания качества и уровня усвоения, на основе этого постановка учебной задачи, а также осуществление контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном и коррекция своих действий (если возникла необходимость).
Коммуникативных:
Организация фронтальной и индивидуальной работы для формирования умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, проявлять инициативное сотрудничество в поиске информации, участвовать в коллективном обсуждении проблем, отстаивать свою точку зрения.
Для более эффективной организации повторения методов решения тригонометрических уравнений можно совместить эту работу с решением иррациональных уравнений и уравнений с модулем. Когда? В конце 10 класса во время итогового повторения на уроках; на факультативах, элективных курсах, во время индивидуальных занятий, в 11 классе в течение всего учебного года опять же на факультативах и индивидуальных занятиях, включать уравнения в домашние задания.
-
Методом решения иррационального уравнения типа является равносильный переход к системе
Уравнение
Ответ
Комментарии
Используя основное тригонометрическое тождество. Уравнение сводится к квадратному; применяется формула косинуса двойного угла
;
Используя основное тригонометрическое тождество. Уравнение сводится к квадратному; применяется формула косинуса двойного угла, запись ответа содержит обратные тригонометрические функции не являющиеся частными случаями
Прежде всего надо «уединить радикал»
где
Уравнение сводится к квадратному. Ответ содержит обратные тригонометрические функции не являющиеся частными случаями. Неравенство более сложное.
;
Применяется вынесение за скобку общего множителя решение однородного уравнения 1-ой степени.
;
;
В результате преобразований получается однородное тригонометрическое уравнение 2-ой степени.
;
Затрудняет решение сложный аргумент, в одном из уравнений надо применить формулу суммы косинусов.
;
;
При решении неравенства используется метод введения вспомогательного угла, может возникнуть трудность при проверке корней
;
;
Применив условие равенства дроби нулю, тождество и основное тригонометрическое тождество уравнение сводится к квадратному.
-
Уравнения содержащие радикалы третьей степени, решают возведением в куб обеих частей уравнения, применяя при этом формулы куба суммы и разности в таком виде:
Уравнение
Ответ
;
-
Уравнения, содержащие два и более квадратных корня.
Уравнение
Ответ
Комментарии
,
Так как выражения под знаком квадратного корня положительные, после преобразований (возведение в квадрат дважды) уравнение сводится к квадратному.
-
Первый шаг при решении следующих уравнений заключается в ведении новой переменной.
Уравнение
Ответ
Комментарии
;
-
Применить условие равенства произведения нулю требуется при решении следующих уравнений.
-
Уравнения, в которых применяется тождество
Уравнение
Ответ
Комментарии
;
;
-
Раскрываем модуль по определению. Для проверки корней можно использовать единичную окружность.
Уравнение
Ответ
Комментарий
После раскрытия модуля получаем простейшее тригонометрическое уравнение
После раскрытия модуля получаем однородное уравнение первой степени
После раскрытия модуля при решении уравнения используем разложение на множители
После раскрытия модуля применим условие равенство дроби нулю
После раскрытия модуля применим условие равенство дроби нулю, вынесение за скобку общего множителя и решим однородное тригонометрическое уравнение первой степени
При решении придется сравнивать корни тригонометрического уравнения с числом (-3)
После раскрытия модуля уравнение сводится к квадратному, усложняет решение аргумент
Применяется метод вспомогательного угла
Для разложения на множители применяется группировка, усложняет решение проверка условия
Применив формулу суммы (разности) косинусов и формулу синуса двойного угла, разложить на множители, далее уравнение сводится к квадратному.
В результате преобразований получаем однородное тригонометрическое уравнение второй степени
-
Уравнения можно решить с помощью равносильного перехода к системе
Уравнение
Ответ
-
Уравнения можно решить с помощью равносильного перехода к системе
Уравнение
Ответ
Комментарий
для всех
для всех
Литература
-
Подготовка к единому государственному экзамену: математика. Методические материалы. Вологда 2009.
-
Задачник-практикум по математике. Алгебра. Тригонометрия: для поступающих в вузы. /В.Н.Литвиненко, А.Г. Мордкович, М. 2005г.
-
3000 конкурсных задач по математике 2-е издание, М. 1998г.
-
Математика. ЕГЭ - 2008. Вступительные испытания. Под редакцией Ф.Ф.Лысенко - Ростов-на-Дону: Легион, 2007г.