- Преподавателю
- Математика
- Выступление на педагогическом совете школы-Игра, как средство обучения математике
Выступление на педагогическом совете школы-Игра, как средство обучения математике
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Таранова С.В. |
Дата | 20.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Таранова Светлана Викторовна,
учитель математики КГУ « Средняя школа
№ 43 имени Габита Мусрепова»
Игра, как средство обучения математике
Использование игры в рамках учебно -воспитательного процесса - явление не новое, именно игра - единственная деятельность ребёнка имеющая место во все времена и у всех народов. В игре создаётся предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий формирования личности.
«Одна из сложнейших задач, над решением которой бьётся не одно поколение учителей, - развить ум ребёнка, приохотить его к активному, напряжённому, интеллектуальному труду, воспитать не пассивного потребителя, а добывателя» ( В.Ф. Шаталов)
За период работы, к сожалению, прихожу к выводу, что многие дети, обладая прекрасными способностями, имеют очень серьёзные пробелы:
- очень медленно выполняют вычислительную работу (как устную, так и письменную)
- не всегда применяют рациональные способы вычислений
- допускают ошибки в вычислениях и т. д.
Мне, как и любому учителю, хочется, чтобы мои ученики быстро считали, умели аргументировать свои действия при выполнении любых заданий, владели бы умениями решать основные типы задач и уравнений, что необходимо при решении задач повышенной трудности.
Некоторые из этих трудностей мне удалось преодолеть с помощью введения в урок игровых моментов. Ведь без игры не может быть полноценного умственного развития. «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (Сухомлинский) Таким образом, игра - форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Я пришла к выводу, что с детьми надо и необходимо играть. А как же нам при таком объёмном программном материале уделять время для игры? Наиболее подходящими для этого являются итоговые уроки, которые можно не чаще одного раза в месяц проводить. В число итоговых уроков я включаю интегрированные уроки, на которых учащиеся не только демонстрируют свои знания, но и получают дополнительную информацию, связанную с другими предметами. В 5-8 классах итоговые игровые уроки провожу в форме дидактической игры, например: «Крестики-нолики», математических путешествий, уроков весёлой математики и т. д. Для старшеклассников провожу уроки в форме деловой игры.
Конечно, подготовка к таким урокам большая, но она оправдывает себя - обобщение проходит на высоком уровне, так как старшеклассники относятся к таким урокам серьёзно, потому что осознают их значимость - формируются интеллектуальные умения и навыки.
В настоящее время появилось много литературы, где раскрываются технологии применения игровых моментов, разработки уроков в виде различных игр.
Я же хочу предложить Вашему вниманию технологию проведения «арифметической физминутки», поскольку уверена, что многие учителя об этом даже и не слышали.
Играющие рассчитываются на 1-10. Каждый должен запомнить своё число.
Упражнение №1: учитель называет то или иное число, а ученик под этим номером должен обязательно встать, затем учитель называет двузначное число, например 17 (встают те, у кого числа 1 и 7). После того, как это упр. Отработано
Упражнение №2: Учитель предлагает встать не тем, кого он назвал а их соседям слева и справа. (например учитель назвал число 6, а встают 4-ый и 5-ый) Дальше по усложняющей: можно предложить несложные примеры на сложение и вычитание.
Думаю, что учителя математики со мной согласятся, если я скажу, что придя в 5 класс, дети очень трудно воспринимают на слух простые, казалось бы выражения: «Чему равна сумма чисел 5 и 7?» Или: «Найдите разность 9 и 2». Детям больше нравится, когда им предлагают: «Прибавьте к 5-ти 4, или вычтите из 8-и 6» и т. д. Поэтому уже с 5-ого класса перед нами математиками стоит задача: учить мыслить.
Упражнение №3: например: найти сумму 3 и 6 (встаёт тот, у кого 9) , найти разность 9-ти и 5 (встаёт тот, у кого 4) и т. д. Дальше ещё сложнее: найти сумму 23 и 12, (так как в сумме получается 35, то встают те, у кого 3 и 5). Единственное условие, что примеры нужно так подбирать, чтобы не встречались числа, содержащие две одинаковые цифры: 33, 44 и т. д.
Такие физминутки можно время от времени повторять, усложняя задания по мере приобретения учащимися новых знаний и умений.
Интересно проводить такие арифметические физминутки с двумя командами, если накопляемость класса позволяет, в таких случаях уже присутствует дух соревнования на быстроту и правильность выполнения задания.
Пример арифметической физминутки: тема: «Признаки делимости на 2,3,5» учитель просит ответить хлопком рук -делится ли число на 2? (5- не хлопают, 8 хлопают и т. д., делится ли число на 3 ответить кивком головы( 7 не кивают , 15 кивают )
Преимущества таких минуток состоят в том, что в работе принимают участие все ученики, наступает не только физическая активность, но и проявляются и развиваются все познавательные процессы: память ,мышление, внимание, работает эмоциональная сфера , появляется ответственность, сопереживание.
Активизация умственную деятельность не всегда удаётся, поэтому учитель должен всегда иметь на «всякий случай какой-нибудь приём. В данном случае -умственная физминутка.
Например: написать в столбик по 5-6 примеров на вычитание, соблюдая одно условие: уменьшаемое в первой строчке должно быть вычитаемым во второй и т. д., например:
13-7=
18-13=
25-18=
29-25=
32-29=
Каждый затем проводит черту и находит сумму всех разностей, а учитель сразу выдаёт ответ: сумма всех разностей 25. ( Ответ:32-7) И так будет всегда!
В чём секрет? Учащимся предлагается дома придумать свои примеры, соблюдая условие. Затем предложить классу провести игру: кто больше, кто правильно сделал, и тот, кто лучше всех справился - получает ключ к разгадке, и сам может проводить такую игру.
Здесь и интерес к предмету, и умение выполнять действия и т.д.
Интерес к играм, к решению каких-то необычных задач, появляется у учеников не всегда и не у всех детей сразу. Поэтому, на мой взгляд, предлагать игры надо постепенно, не оказывая давления на детей. При организации и проведении игр важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени, они помогают учителю выполнять большие воспитательные и образовательные задачи. И самое главное надо помнить, что игрой можно увлечь, заставить играть нельзя!