Бурятский язык - доклад

Предмет- "Бурятский язык" Языковая ситуация в школе Введение национально - регионального компонента в школе- повышение учебно- воспитательного потенциала. Школьный музей Фольклорный кружок- различные жанры фольклора, песни, танцы, ёохор, обряды, праздники. Электронные учебники-помощь учителям, учащимся, родителям. Проект "Школьная республика"-ученическое самоуправление на современной этнонациональной основе. Сохранение духовных традиций, обычаев. Окружная программа по развитию и сохранению бурят...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры народа, средством приобщения к богатствам культуры и литературы. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования Байкальского региона учебный предмет «Бурятский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности бурятский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Наряду с русским языком он входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника в поликультурном обществе, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. Предмет «Бурятский язык» способствует формированию представлений ученика о диалоге культур, осознанию им себя как носителя бурятской культуры и духовных ценностей своего народа, национальной идентичности, гражданственности, норм морали и речевого поведения.

Возрождение языка, традиционной культуры прежде всего отражается в системе школьного образования. Многие годы школы нашего округа работали по единому учебному плану национальных школ Российской Федерации, разработанной по принципу предметного изучения родного языка. Печальные последствия такого развития национальной школы, общеизвестны. В результате появилось поколение людей, которые слабо владеют родным языком, не знают обычаев, историю и культуру своего народа. Произошёл отход молодёжи от традиционного образа жизни, утрата сформированных веками нравственно- этических понятий, разрыв связей и поколений. Известно, что человек без прошлого, не знающий истории своего народа, оказывается нравственно бесперспективным

Языковая ситуация в нашей школе остаётся сложной. Преподавание предмета вызывает трудности, дети не владеют родным языком, нет языковой среды. Малыши поступают в детские сады и школы с нулевым знанием языка. К пятому классу овладевают родным языком примерно процентов на 40 %. На улицах сёл и деревень, на школьных переменах практически не слышится бурятская речь. Получается, единственная среда общения на бурятском- это уроки в школе. Дома, в семьях, все говорят по- русски. Сейчас ведутся занятия в детских садах, но 1-2 часа в неделю не даёт ощутимых результатов. В школе ведутся кружки и факультативы, где знакомятся с этикетом, костюмом, утварью, праздниками и т.д. Казалось бы, родители должны быть счастливы оттого, что их детей окружает наконец-то национальная среда. Не все родители понимают, как важно ребёнку знать родной язык. Развит прогресс языкового нигилизма у родителей: « А что даёт моему ребёнку знание родного языка, нет никаких привилегий?»Это и есть социальный фактор- невостребованность в современной социально- экономической жизни. Бабушек и дедушек, знающих свой язык остаётся мало, молодые родители сами не знают язык и помочь детям не могут.

В нашей школе большинство учащихся это буряты. Сегодня перед школой стоит задача- организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы нащи дети стали наследниками своей культуры, передать им традиции мироотношений их предков. Вписать в их сознание национальную культуру во всём многоцветии человеческой цивилизации, дать осознание личной связанности с корнями своей земли и со всем родом человеческим.

С введением регионально-национального компонента школа расширила учебно- воспитательный потенциал. Введены факультативы: « География округа», « Быт и культура бурят», «Народно-декоративное искусство бурят». Работает фольклорный кружок. Все эти факультативы раскрывают содержание учебно- воспитательного процесса под углом зрения народной педагогики. Факультативный курс «Быт и культура бурят» знакомит детей с комплексом обрядов и обычаев, праздников, с разными жанрами фольклора, с бурятским играми, с системой воспитания мальчиков и девочек, с бурятской кухней и т.д. Многое делается по обучению народному прикладному искусству на занятиях факультатива «Народно- прикладное искусство». Курс «География округа» знакомит детей с географией родного края, с флорой и фауной Унгинской долины, рассматриваются вопросы экологии, развивается любовь к родным местам. Дети участвуют в различных конкурсах, НПК, смотрах. Учащиеся готовят презентации, делают проекты.

Своеобразным учреждением является школьный музей, в меру своих возможностей ведёт поисково- собирательную работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы. В музее много экспонатов сделанные ребятами фольклорного кружка- «Наше село: вчера, сегодня, завтра», Историческое прошлое края», Семейные династии», «Национальная кухня»,и т.д.

В школе работает фольклорный кружок. Члены кружка на занятиях знакомятся с различными жанрами фольклора, учат бурятские песни и танцы. В арсенале кружковцев богатый материал сценариев, обрядов, песен ёхора, праздников, и т.д. Очень отрадно, что сегодня можно приобрести диски с песнями, с танцами, различные минусовки, караоке. Танец, песня, музыка- мощное и эффективное средство формирования нации. Одним из показателей благополучия нации является всплеск её музыкальной культуры- появление новых профессиональных и любительских фольклорных и художественных коллективов, создание новых художественных и документальных фильмов, издание художественной литературы, и т.д.

Символом бурятской жизни является бурятский костюм, кухня, семейные и общественные праздники, промыслы. Сегодня многие приближаются к истокам, «входят» в свою этничность, начинают осмысливать этническую этику, эстетику, осознают свою близость к нации. Родители шьют костюмы детям, очень красивые стилизованные платья, учат песням по караоке, покупают диски с бурятскими мультфильмами и песнями, сейчас много детских красочных бурятских книжек. Нашей библиотеке подарили 15 томник всех произведений бурятских писателей, богатейший материал не только литературных произведений, но и описание обрядов, обычаев, традиций.

Большое подспорье представляют 2 электронных учебника бурятского языка, огромная благодарность создателям этого учебника. Электронный учебник могут приобрести не только учителя, но и родители и заниматься совместно с детьми. Координатор проекта Жанна Дымчикова сказала: «Я очень надеюсь, что с выпуском этих учебников интерес учащихся к изучению языка повысится, учителям станет удобно работать. Пока живы профессора, поэты, писатели, пишущие на бурятском языке, необходимо успеть создать такие учебники. Это не только обучающие и тренировочные упражнения по грамматике, но и впервые в электронном виде основные словари бурятского языка, игры для начинающих изучать язык, масса познавательного материала с фотографиями по истории, традициям, флоре, фауне».

Для осуществления проекта «Школьная республика», ученического самоуправления на современной этнонациональной основе выбирается Хурал республики, Президент. Реализация этого проекта позволяет раскрыть творческий потенциал учащихся, развитие организаторских способностей учащихся, повышение правовой культуры, связь теоретических основ права и практического применения.

Наметились сдвиги в деле сохранения и развития языка культуры в целом. Очень отрадно отметить, что в округе принята программа по развитию и сохранению бурятского языка, которая является основой развития школ с этнокультурной составляющей общего и дополнительного образования. Программа даёт результаты- в школы поступают компьютеры, интерактивные доски для оборудования кабинетов бурятского языка, ждём поступления учебников, таблиц. Хотелось бы, чтобы учащиеся имели под рукой в достаточном объёме литературу, справочные материалы. Учителя округа выезжали в Агинский округ по обмену опытом в рамках программы.

Существует проблема кадров, молодёжь не поступают на факультеты родного языка.

Как сделать так, чтобы люди осознанно подходили к изучению родного языка, чтобы появилась необходимость. Есть некоторые предложения: на руководящие должности назначать людей, знающих родной язык(В.А. Рассадин, доктор исторических наук пишет, что чиновники, от самых мелких до занимающих важные должности, обязаны знать и применять оба языка-русский и родной языки. Что это условие должно являться необходимым элементом языковой политики, направленной на расширение функционирования бурятского языка); при поступлении в ВУЗы учитывать знание абитуриентами родного языка; в масштабах округа поощрять грантами победителей различных конкурсов, олимпиад; создать своеобразные(престижные) детские лагеря отдыха с этнокультурным направлением; держать связь с монгоязычными народами.

Призываю всех подумать и прийти к единому мнению, изучать свой язык, возрождать культуру народа- это необходимость и образовательная потребность, которую необходимо поддерживать и развивать.

В заключении хочется отметить, что истоки народной культуры обогащают человека, облагораживают его, учат ценить прошлое и настоящее. Поэтому, хотелось бы, чтобы наши дети старались сохранить богатые духовные, традиции, обычаи своего народа, ибо сохранённые народом эти традиции, обычаи сохраняет и сам народ.

Буряад hайхан ороноо

Бузарлангуй ябаарайгты.

Буряад hайхан хэлэеэ

Мартангуй ябаарайгты.

hайн hайханаа орхингуй

Муу муухайда дутэлэнгуй

Сэхэ урагшаа дабшажа

Сэбэр агаараар амилжа,

Унэн сэхэ ябаарайгты!


© 2010-2022