- Преподавателю
- Математика
- ФГОС. Самостоятельная работа на уроках математики в 5 классах
ФГОС. Самостоятельная работа на уроках математики в 5 классах
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Родкина Н.В. |
Дата | 13.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МАОУ «Демиховский лицей» учитель математики Родкина Н.В.
ФГОС. Самостоятельная работа
на уроках математики в 5 классах.
Творческий подход к учебе, потребность в самостоятельности, умения и навыки самостоятельно работать не приходят сами собой, она формируются, воспитываются в ходе всего обучения, от класса к классу степень самостоятельной работы должна возрастать. Особое место ФГОС в организации самостоятельной работы учащихся занимают 5 классы.
-
С 5 класса начинается предметное обучение, увеличивается число учебных предметов, объем информации;
-
Учащиеся 5 класса имеют уже достаточный запас знаний по математике. Эти знания служат основой не только для приобретения, но и для самостоятельного применения новых знаний;
-
В курсе математики 5 класса постоянно усиливается роль доказательств, элементы дедуктивных рассуждений. Учащиеся знакомятся с особыми математическими оборотами речи;
-
В 5 классе ученики уже достаточно свободно читают, поэтому целесообразно учить их самостоятельной работе с учебником. Поэтому организация самостоятельной работы учащихся в 5 классе приобретает особое значение.
-
Работа с учебником:
-
Чтение текста вслух;
-
Чтение текста про себя;
-
Воспроизведение содержания прочитанного вслух.
Главная цель: запоминание материала, развитие устной речи, обучение использованию математических терминов.
-
Обсуждение прочитанного материала.
Обсуждение проводится в виде беседы, в ходе которой задаются вопросы, учащиеся отвечают, учитель стимулирует учащихся различными методами. Например, с учеником можно обсудить тему учебника «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»:
Учитель: На какие части разделили апельсин?
Учащиеся: Апельсин разделили на 7 частей.
Учитель: Какими были эти части?
Учащиеся: Эти части были равными.
Учитель: На тарелку положили 2 части апельсина. Сколько на тарелки апельсина?
Учащиеся: апельсина.
Учитель: Как записать, что на тарелку положили еще 4 части апельсина.
Учащиеся: апельсина.
Учитель: Сколько частей апельсина теперь находится на тарелке?
Учащиеся: апельсина.
Учитель: А как было получено это число?
Учащиеся: + .
Учитель: Запишите этот результат в виде равенства.
Учащиеся: + =
Учитель: Сформулируйте правило сложение дробей с одинаковыми знаменателями.
Учащиеся сначала зачитывают правило по учебнику, затем проговаривают наизусть, решают задачи из учебника по данной теме. Можно предложить задание придумать несколько аналогичных задач, решение которых можно объяснить классу. В заключение урока ещё раз проговаривают правило сложение (вычитание) дробей с одинаковыми знаменателями, активные учащиеся получают оценки за урок. Дома учащиеся повторяют правило по учебнику и решают задания из учебника с применением правила.
-
Разбиение прочитанного текста на смысловые части.
Учитель разбивает текст на части и предлагает учащимся воспроизвести содержание каждой части. Ученики должны самостоятельно выполнить деление текста на смысловые части. Можно предложить озаглавить каждую выделенную часть текста, так учащиеся обучаются составлению плана прочитанного текста.
-
Самостоятельное составление плана прочитанного.
План используется при подготовке к ответу. Учитель обращает внимание на то, что абзац обычно содержит законченную мысль.
-
Работа с рисунками и иллюстрациями.
-
Работа с оглавлением и предметными указателями.
-
Работа над понятиями и терминами.
-
Письменная самостоятельная работа:
-
Выполнение упражнений, решение задач на закрепление пройденного материала.
Например, при изучении темы: «Законы сложения» учащиеся должны уметь записывать переместительное и сочетательное свойство с помощью букв и применять их при вычислениях. Поэтому закрепление этого материала направленно на: а) формирование у учащихся умения записывать законы сложения с помощью букв; б) обучение применять законы сложения для получения верных равенств из данного и для вычисления рациональным способом значения числовых выражений. В зависимости от степени подготовленности учащихся, примеры могут быть разной сложности.
-
Составление задач и упражнений учащимися.
Учащиеся приучаются думать, мыслить, творить. Начинать эту работу нужно с элементарных заданий: составить вопрос, придумать аналогичную задачу, составить самостоятельную работу для соседа, составить контрольную работу, составить кроссворд, придумать сказку. С каждым шагом задания увеличиваются и требуют больше творческого мышления.
-
Проведение практических работ.
Учащиеся на практике используют свои знания, умения и навыки, учатся измерять, вычислять, округлять.
-
Организация работы над ошибками.
Работа над ошибками планируется следующим образом: 1.Повторяется правило. 2.Решается то же задание. 3.Решается аналогичное задание. 4.Выполняется самостоятельная работа на внимание «Найди ошибку». У доски учащийся отвечает на вопрос «Почему неправильно?»
-
Создание проблемной ситуации.
Почти каждая задача включает в себя какую-то проблему. При решении проблемы обсуждаем различные варианты и предложения.
-
Выполнение домашних заданий.
С целью обеспечения самостоятельности при выполнении домашних заданий и предупреждения перегрузки необходимо на уроках уделять внимание: алгоритмам действия, решению текстовых задач, выполнению практических работ на вычисления и построения, выполнению рисунков, схем, таблиц, изготовлению моделей.
-
Выполнение обучающихся самостоятельных работ на внимание, творческих заданий.
Выполнение таких заданий требует определенных умений и навыков от учащихся. Задания даются разноуровневые, логические, которые решаются не по шаблону.
Формирование навыков самостоятельной работы - одна из главных задач современного образования. Надо учесть. Что навыки самостоятельной деятельности не являются чем-то данным человеку от рождения. Выработка их происходит постоянно, в течение всех лет обучения.
Источник:
Математика 5-11 классы. Проблемно-развивающие задания, конспекты уроков, проекты. Г.Б.Полтавская, Волгоград, 2014г.