Урок на тему Сложение и вычитание рациональных чисел

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок на тему Сложение и вычитание рациональных чисел

Тема:

Основная задача урока - обобщение знаний учащихся по данной теме, умение применять полученные знания на практике. Урок состоит из семи этапов, плавно переходящих из одного в другой.

На I этапе - «Чтобы это значило?» - проводится устный счет.

На II этапе - Работа в парах - повторяются правила, определения, свойства.

На III этапе - Взаимопроверка д/з - проверяется домашнее задание.

На V и VI этапах - «Отгадай слово» и Решение теста - проверяются вычислительные навыки, умения применять правила.

На VII этапе - «Кросс - опрос» - подводятся итоги.

При проведении урока активизированы все виды деятельности. Использование различных методов и форм дает свои положительные результаты: активность учащихся, их интерес ко всем заданиям, желание работать на уроке.

Цель

  1. Обобщить и систематизировать знаний учащихся по данной теме.

  2. Развивать предметные и общеучебные навыки и умения, умение использовать полученные знания для достижения поставленной цели; устанавливать закономерности многообразия связей для достижения уровня системности знаний.

  3. Воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля; вырабатывать желания и потребности обобщать полученные факты; развивать самостоятельность, интерес к предмету.

Ход урока

Все знают: «Повторение - мать учения». Учителя добавляют «обобщение и повторение - мать учения». Ученики, как спортсмены на олимпийских играх, должны показать результаты своей подготовки на контрольной работе и экзамене. Но этому, как правило, предшествует обобщающий урок, чтобы привести «в порядок» полученные знания, систематизировать их «разложить все по полочкам», чтобы в нужный момент ученик «нашел» быстро то, что необходимо для выполнения задания. Таким, обобщающим, и является урок по теме «Сложение и вычитание рациональных чисел» (6 класс).

Человек в жизни постоянно имеет дело с рациональными числами, поэтому действия с ними необходимо «довести до автоматизма». Данная тема является начальным этапом в обеспечении систематической фундаментальной подготовки учащихся.

При планировании урока учтены возрастные и психологические особенности данной возрастной группы, подобраны задания в интересной игровой форме.

  1. Организационный момент

Ученики под руководством учителя проверяют наличие дневника, рабочей тетради, инструментов, тестов, отмечаются отсутствующие, проверяется готовность класса к уроку, учитель психологически настраивает детей на работу на уроке.

  1. Блиц-опрос

«Что бы это значило?»

Задания с помощью компьютера выводятся на экран.


Учащиеся находят неизвестные числа и формулируют правила, которые применялись при решении примеров.

1.

-6 + ? =

-15;

2.

-16 + 23 =

?

3.

-16 - 18 =

?

4.

-37 + ? =

11

5.

? -5 =

- 8;

6.

-15+ (-16)=

?

Ответ: 1) - 9; 2) 7; 3) - 34; 4) 26; 5) - 3; 6) - 31.

  1. Работа в парах

Пары на данном уроке были составлены по принципу один ученик более «сильный», а второй «слабее». Задания спроектированы на экран. Сначала ученики I варианта отвечают на вопросы, а ученики II варианта - «учителя» выставляют им баллы в зачетную книжку, а затем их роли меняются.

I вариант

  1. Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.

  2. Как найти длину отрезка на числовой прямой?

  3. Вычислите:

а) - 3 + 10;

б) 10 - ( -3).

  1. Закончите предложение: «Числа, расположенные правее 0 ...»

II вариант

  1. Сформулируйте правило вычитания чисел с разными знаками.

  2. Что называется модулем числа?

  3. Вычислите:

а) ? - 17? - ? - 15?;

б) ?18 ? + ? - 20 ?.

1. Закончите предложение: «Сумма противоположных чисел равна ....»

IV Проверка домашнего задания (взаимопроверка)

Заполните пустые места таблицы:

Команды

«Звезда»

«Орел»

«Трактор»

«Сокол»

«Чайка»

Число забитых мячей

49

37


21

6

Число пропущенных

мячей


28

23

35


Разность забитых и пропущенных мячей

33


6

-

-22

Вспомогательные вопросы

  1. Какими числами являются некоторые слагаемые?

  2. Чему равна сумма противоположных чисел?

  3. Какие свойства сложения можно применять?

Задание №2
«Отгадай слово»

На земном шаре живут птицы - безошибочные «составители» прогноза погоды на лето. Название этих птиц зашифровано в карточке. Задание выполняется на компьютере. Ученик вводит ответ в компьютер, если он правильный, то появляется буква из ключевого слова. Выполнив все задания, ученик получает ключевое слово. Если нет возможности работать с компьютером, то карточки раздаются, а ответы проверяются с помощью компьютера.


-4,5

4,6

11/

18

4,4

-3

5/6

-6,5

-4,7

-9,5

А

Г

И

М

Н

О

Л

Ф

№ п/п

Пример

Ответ

Буква

1

- 3.8 - 5.7 =



2

- 8.4 + 3.7 =



3

3.9 - 8.4 =



4

- 2.9 + 7.3 =



5

- 2/9 + 5/6 =



6

- 13/4 - 2 1/12 =



7

- 3.5 + 8.1 =



8

- 2.9 - 3.6 =



Ключ ФЛАМИНГО

Фламинго строят гнезда в виде конуса:

высокие - к дождливому лету;

низкие - к сухому.

(Учитель показывает ученикам модель конуса).


Задание №3

«Сравните (вместо звездочки поставьте знаки =, >, < )»


  1. 1

    -3,8 -5,7

    2

    -8,4+ 3,7

    3

    3,9-8,4

    4

    -2,9 + 73

    5

    - 2/ 9 + 5/ 6

    6

    -13/4-21/12

    7

    -3,5+ 8,1

    8

    -2,9-3,6




    -5,6 + 1,8 * - 3,8;

  2. -5,6 + 1,8 * 3,8;

  3. -5,6 + (-1,8) * -3,8.

Ответ: 1) =; 2) < ; 3) < .

Учащиеся объясняют постановку знаков и формулируют соответствующие правила.


  1. Решение тестов

Учащимся выдаются тесты с выбором ответов, на решение которых отводится 6-8 минут. Проверка проводится сразу после их решения.

Тест №11

I вариант

  1. а) Решите уравнение: 7,1 + у = - 1,8.

1)у = - 5,3; 2) у = 8,9; 3) у = 5,3; 4) у = -8,9

б) Решите уравнение: - 5,2 + х = - 2,5 (записано в обыкновенных дробях).

1) х = - 7,7; 2) х =7,7; 3) х = -2,7; 4) х = 2,7

  1. Вычислите: - 5,6 + (- 3,5 + 5,6).

1) 3,5; 2) 2,5; 3) -3,5; 4) -2,5

  1. Найдите сумму всех целых чисел, расположенных между числами - 5,6 и 3,5.

1) 3; 2) - 11; 3) - 9; 4) - 15.

  1. Скорость лодки по течению реки 15,3 км/ч. Найдите скорость лодки против течения реки и собственную скорость лодки, если скорость течения реки 4,5 км/ч.

1) 6,3 км/ч; 10,8 км/ч;

2) 19,8 км/ч; 10,8 км/ч;

3) 4,5 км/ч; 6,3 км/ч;

4) 4,5 км/ч; 5,4 км/ч



II вариант


  1. а) Решите уравнение: 3,8 +у = - 2,7.

1) у = - 6,5; 2)у = 6,5; 3)у = - 1,1; 4)у = 1,1.

б) Решите уравнение: - 2,2 + х = - 5,5 (записано в обыкновенных дробях).

1) х = - 7,7; 2) х = 3,3; 3) х = 7,7; 4) х = - 3,3.

  1. Вычислите: - 11,9 + (- 6,7 + 11,9).

1. 6,7; 2) 5,6; 3)-6,7; 4)-5,6.

  1. Найдите сумму всех целых чисел, расположенных между числами - 6,3 и 4,2.

1. 2; 2) - 20; 3) - 9; 4) - 11.

  1. Скорость лодки против течения реки 0,9 км/ч. Собственную скорость лодки - 3,2 км/ч Найдите скорость течения реки и скорость лодки по течению.



1. 4,1 км/ч; 5,2 км/ч; 2) 2,3 км/ч; 5,5 км/ч;

3) 5,4 км/ч; 2,3 км/ч; 4) 5,2 км/ч; 6,4 км/ч.

Ключ

  1. вариант: 4, 4,3, 3,1

  2. вариант: 1, 4, 3, 4, 2

  1. Кросс-опрос

  1. Число, которому соответствует точка на координатной прямой ...

  2. Из двух чисел на координатной прямой больше то число, которое расположено ...

  3. Число, не являющееся ни отрицательным, ни положительным ...

  4. Расстояние от числа до начала отсчета на числовой прямой ...

  5. Натуральные числа, им противоположные и нуль ...

  1. Домашнее задание (инструктаж)

  2. Итог урока

Учащиеся подсчитывают количество баллов и ставят себе оценку.


№ п/п

Вид работы

Количество баллов

1

Блиц-опрос


2

Работа в парах


3

Взаимопроверка д/з


4


5

Отгадай слово


6

Тест


7

Кросс-опрос




Сравните

(вместо звездочки поставьте знаки =,<,>)



1. - 5,6 + 1,8 * -3,8;

2. - 5,6 + 1,8 * 3,8;

3. - 5,6 + (- 1,8) * -3.8

© 2010-2022