Задачи с экологическим содержанием

        Математика остается одним из предметов, который пока недостаточно связан с  экологией, а между тем эти науки тесно переплетаются. Решение задач с экологическим содержанием способствует  общему умственному развитию и формированию исследовательских навыков обучающихся. Одним из направлений является экологическое воспитание в процессе преподавания различных предметов в школьном обучении, в частности, на уроках математики. Основным средствам являются математические задачи. Но действующие уче...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Задачи с экологическим содержанием

Кандаурова Ю.Г., учитель математики

МКОУ «Политотдельская СОШ» Николаевского района

тел.8(84494)55449 [email protected]

Бровченко Н.М. учитель математики

МКОУ «Солодушинская СОШ» Николаевского района

тел.8(84494)52135 [email protected]



Математика остается одним из предметов, который пока недостаточно связан с экологией, а между тем эти науки тесно переплетаются. Решение задач с экологическим содержанием способствует общему умственному развитию и формированию исследовательских навыков обучающихся. Одним из направлений является экологическое воспитание в процессе преподавания различных предметов в школьном обучении, в частности, на уроках математики. Основным средствам являются математические задачи. Но действующие учебники не содержат задачи с экологическим содержанием. Поэтому возникает проблема, заключенная в разработке системы задач с экологическим содержанием, отражающая экологию нашего края.

Требования к заданиям с экологическим содержанием: задачи должны соответствовать программе по математике школьного курса; должны быть адекватны системам задач по каждой изучаемой теме; не должны превышать по трудности задачи школьных учебников; задачи должны отражать современное состояние экологической действительности, экологии производства, показывать применение математических знаний в конкретных бытовых условиях и профессиях людей данного региона; условие задачи должно быть доступно для понимания; необходимым условием является расширение знаний учащихся об окружающем мире.

Рассмотрим три типа задач по теме «Линейное уравнение»:

Первый тип: умение решать предложенную математическую задачу с экологическим содержанием, формулировать экологическую оценку полученных результатов.

Цель: познакомить с понятием «Линейное уравнение», научить распознавать их среди других уравнений, познакомить учащихся с задачами экологического содержания, определить уровень сформированности практических умений.

Задача: 1.В 2010г. на территории лесного фонда Волгоградской области произошло 242 лесных пожаров. Сколько пожаров было вызвано из-за местного населения, если 4 произошло по неизвестным причинам и из-за грозы на 118 меньше, чем из-за местного населения? (Ответ: 178 пожаров)

Решив задачу, учащиеся делают вывод: большее количество пожаров было вызвано из-за местного населения так как нарушаются правила пожарной безопасности.

Второй тип: умение составлять математическую задачу, используя предложенные экологические факты.

Цель: научить применять алгоритм конструирования математических задач с экологическим содержанием, формировать конструктивные умения учащихся.

Задача1.Известно, что содержание нефтепродуктов в реке Волга в 2011 году было примерно равно 0,28 мг/дм3. Сколько было содержание нефтепродуктов в реке Волга за 2010г, зная, что за два года содержание нефтепродуктов в реке насчитывалось в 2,5 раза больше, чем за 2010г.Определите, на сколько процентов выросло содержание нефтепродуктов в реке по сравнению с 2010г.? (Ответ: 0,19 мг/дм3 - содержание нефтепродуктов в реке Волга за 2010г., на 9%)

Решив задачу, учащиеся делают вывод: содержание нефтепродуктов в реке увеличилось с 0,19 мг/дм3 до 0,28 мг/дм3, т.е. увеличилось в 1,5 раза. В процентном содержании с 19% до 28%. Это опасно для жизнедеятельности. С каждым годом все больше и больше выбрасывается нефтепродуктов в реку Волга.

Третий тип :ученики самостоятельно подбирают экологические факты, составляют и решают математическую задачу.

Цель :формировать умения отбора экологических фактов, на основе которых можно выполнять конструирование математических задач, делать экологическую оценку ситуации, обосновывать свои действия.

Пример задачи, которую учащиеся самостоятельно составили, подобрав экологические факты:

В одной цистерне было нефтезагрязненного грунта в 2 раза больше, чем в другой. Из первой цистерны вывезли 750 т.нефтезагрязненного грунта, во вторую цистерну 350т, после чего в обеих цистернах нефтезагрязненного грунта стало поровну. Сколько нефтезагрязненного грунта было первоначально в каждой цистерне? Определите процент возникновения аварии на предприятии, если нефтезагрязненного грунта можно хранить не более 3000т.

Текстовые задачи с экологическим содержанием позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств.



© 2010-2022