Рабочая программа по геометрии для 11 класса (базовый уровень)

Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ 11 КЛАСС (базовый уровень)


Пояснительная записка

Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, она необходима как один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.

Цели обучения

Изучение геометрии направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственного мышления и воображения, способности к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

  • построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

  • выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале;

  • выполнения расчетов практического характера;

  • использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

  • самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

  • проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

  • самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

Рабочая программа по геометрии составлена на основе Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Государственном образовательном стандарте основного общего образования на 2015-2017 гг. и полностью отражают базовый уровень подготовки школьников.

Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов:

• Государственный образовательный стандарт основного общего образования. Математика. (Приказ №327 от 17.07.2015 года «Об утверждении Государственного образовательного стандарта основного общего образования на 2015-2017 гг.»)

• Примерная программа основного общего образования по математике (Приказ №408 от 18.08.2015 года «О примерных основных образовательных программах основного общего и среднего общего образования»

Рабочая программа разработана на основании программы для общеобразовательных организаций: базовый уровень по геометрии для 10-11 классов \составители Коваленко Н.В., Федченко Л.Я., Маркина И.А.; ДИППО. - Донецк: Истоки, 2015

Базисный учебный план на изучение геометрии в 11 классе старшей школы отводит 2 часа в неделю. Всего 70 часов в неделю.

Тематическое планирование уроков геометрии в 11 классе

п/п

Наименование темы

Колич. часов

Из них к\р

Обобщение и систематизация материала

4

ИКР

    Векторы в пространстве

    7

    1

      Метод координат в пространстве. Движение

      11

      1

        Многогранники

        8

        1

          Обобщение и систематизация знаний за 1 семестр

          2

          СКР

            Цилиндр, конус, шар

            16

            1

              Объемы тел

              15

              1

                Итоговое обобщение и систематизация учебного материала

                7

                СКР

                ИКР

                Итого

                70

                9

                СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

                1. Обобщение и систематизация материала (4 часа)

                2. Векторы в пространстве (7 часов)

                Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.

                Основная цель - закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действиях над ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трѐм данным некомпланарным векторам.

                1. Метод координат в пространстве. Движение (11 часов)

                Координаты точки. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Движения.

                Основная цель - сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости.

                1. Многогранники (8 часов)

                Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.

                Основная цель − познакомить учащихся с основными видами многогранников (призма, пирамида, усеченная пирамида), с формулой Эйлера для выпуклых многогранников, с правильными многогранниками и элементами их симметрии.

                1. Обобщение и систематизация знаний за 1 семестр (2 часа)

                2. Цилиндр, конус, шар (16 часов)

                Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Площадь поверхности усеченного конуса. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь поверхности шара и его частей.

                Основная цель - дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения - цилиндре, конусе, сфере, шаре.

                1. Объемы тел (15 часов)

                Объѐм прямоугольного параллелепипеда. Объѐмы прямой призмы и цилиндра. Объѐмы наклонной призмы, пирамиды и конусов. Объѐм шара и площадь сферы. Объѐмы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.

                Основная цель - ввести понятие объѐма тела и вывести формулы для вычисления объѐмов основных многогранников и круглых тел, изученных в курсе стереометрии.

                1. Итоговое обобщение и систематизация учебного материала (7 часов)

                Календарно-тематическое планирование уроков геометрии в 11 классе

                урока

                Т е м а у р о к а

                Колич.

                часов

                Дата проведения


                Т.1. Обобщение и систематизация материала(4 часа)



                Повторение. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве

                1


                  Повторение. Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве

                  1


                    Повторение курса 10 класса

                    1


                      Диагностическая контрольная работа

                      1

                      Т.2.Векторы в пространстве (7 ч.)

                        Понятие вектора в пространстве. Равенство векторов.

                        1


                          Сложение и вычитание векторов

                          1


                            Умножение вектора на число.

                            1


                              Компланарные векторы. Правило параллелепипеда

                              1


                                Решение задач по теме «Векторы в пространстве»

                                1


                                  Урок обобщения и систематизации знаний

                                  1


                                    Контрольная работа №1 «Векторы в пространстве»

                                    1

                                    Т.3. Метод координат в пространстве. Движения (11 ч.)

                                      Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты точки. Координаты вектора

                                      1


                                        Координаты точки. Координаты вектора

                                        1


                                          Координаты точки. Координаты вектора

                                          1


                                            Скалярное произведение векторов

                                            1


                                              Скалярное произведение векторов

                                              1


                                                Скалярное произведение векторов

                                                1


                                                  Движения

                                                  1


                                                    Движения

                                                    1


                                                      Движения

                                                      1


                                                        Урок обобщения и систематизации учебного материала

                                                        1


                                                          Контрольная работа №2 «Метод координат в пространстве. Движения»

                                                          1

                                                          Т.4.Многогранники (8 ч)

                                                            Понятие многогранника. Призма

                                                            1


                                                              Понятие многогранника. Призма

                                                              1


                                                                Пирамида. Правильная пирамида

                                                                1


                                                                  Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида

                                                                  1


                                                                    Пирамида. Решение задач

                                                                    1


                                                                      Правильные многогранники

                                                                      1


                                                                      1. Р

                                                                      Правильные многогранники

                                                                      1


                                                                        Контрольная работа №4 «Многогранники»

                                                                        1

                                                                        Т.5.Обобщение и систематизация знаний за 1 семестр(2 ч.)

                                                                          Урок обобщения и систематизации знаний за 1 семестр

                                                                          1


                                                                            СКР

                                                                            1

                                                                            Т.6. Цилиндр, конус, шар (10 ч.)

                                                                              Цилиндр

                                                                              1


                                                                                Площадь поверхности цилиндра

                                                                                1


                                                                                  Цилиндр. Решение задач

                                                                                  1


                                                                                    Понятие конуса

                                                                                    1


                                                                                      Площадь поверхности конуса

                                                                                      1


                                                                                        Усеченный конус

                                                                                        1


                                                                                          Конус. Решение задач

                                                                                          1


                                                                                            Сфера и шар

                                                                                            1


                                                                                              Уравнение сферы

                                                                                              1


                                                                                                Взаимное расположение сферы и плоскости

                                                                                                1


                                                                                                  Касательная плоскость к сфере

                                                                                                  1


                                                                                                    Сфера и шар. Решение задач

                                                                                                    1


                                                                                                      Сфера и шар. Решение задач

                                                                                                      1


                                                                                                        Сфера и шар. Решение задач

                                                                                                        1


                                                                                                          Урок обобщения и систематизации знаний

                                                                                                          1


                                                                                                            Контрольная работа № 5 «Тела вращения»

                                                                                                            1

                                                                                                            Т.7. Объемы тел (15 ч.)

                                                                                                              Понятие объема. Основные свойства объемов. Объем прямоугольного параллелепипеда.

                                                                                                              1


                                                                                                                Решение задач на вычисление объемов прямоугольного параллелепипеда

                                                                                                                1


                                                                                                                  Объем прямой призмы

                                                                                                                  1


                                                                                                                    Объем цилиндра

                                                                                                                    1


                                                                                                                      Решение задач на вычисление объемов прямой призмы и цилиндра

                                                                                                                      1


                                                                                                                        Объем наклонной призмы

                                                                                                                        1


                                                                                                                          Объем пирамиды.

                                                                                                                          1


                                                                                                                            Объем конуса

                                                                                                                            1


                                                                                                                              Решение задач на нахождение объемов пирамиды и конуса

                                                                                                                              1


                                                                                                                                Объем шара и его частей

                                                                                                                                1


                                                                                                                                  Объем шара и его частей

                                                                                                                                  1


                                                                                                                                    Площадь сферы



                                                                                                                                      Решение задач на нахождение объемов шара и его частей

                                                                                                                                      1


                                                                                                                                        Урок обобщения и систематизации материала

                                                                                                                                        1


                                                                                                                                          Контрольная работа №6 «Объемы тел»

                                                                                                                                          1

                                                                                                                                          Т.8.Итоговое обобщение и систематизация учебного материала (7 ч.)

                                                                                                                                            Урок обобщения и систематизации материала II семестра

                                                                                                                                            1


                                                                                                                                              Урок обобщения и систематизации материала II семестра

                                                                                                                                              1


                                                                                                                                              1. с

                                                                                                                                              Семестровая контрольная работа

                                                                                                                                              1


                                                                                                                                                Урок обобщения и систематизации материала за предыдущие классы

                                                                                                                                                1


                                                                                                                                                  Урок обобщения и систематизации материала за предыдущие классы

                                                                                                                                                  1


                                                                                                                                                    Итоговая контрольная работа

                                                                                                                                                    1


                                                                                                                                                      Обобщающее повторение учебного материала

                                                                                                                                                      1

                                                                                                                                                      Итого

                                                                                                                                                      54



                                                                                                                                                      ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА

                                                                                                                                                      В результате изучения математики на базовом уровне

                                                                                                                                                      ученик должен знать/понимать:

                                                                                                                                                      • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

                                                                                                                                                      • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;

                                                                                                                                                      • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

                                                                                                                                                      • вероятностный характер различных процессов окружающего мира.

                                                                                                                                                      Учащиеся должны уметь:

                                                                                                                                                      • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;

                                                                                                                                                      • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;

                                                                                                                                                      • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;

                                                                                                                                                      • изображать основные многогранники, выполнять чертежи по заданным условиям;

                                                                                                                                                      • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;

                                                                                                                                                      • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей)

                                                                                                                                                      • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;

                                                                                                                                                      • приводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

                                                                                                                                                      Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

                                                                                                                                                      • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

                                                                                                                                                      • вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.



                                                                                                                                                      КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

                                                                                                                                                      Критерии оценивания устных ответов.

                                                                                                                                                      Ответ оценивается отметкой «5», если учащийся:

                                                                                                                                                      1) полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

                                                                                                                                                      2) изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

                                                                                                                                                      3) правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

                                                                                                                                                      4) показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять в новой ситуации при выполнении практического задания;

                                                                                                                                                      5) продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

                                                                                                                                                      6) отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя.

                                                                                                                                                      Возможны 1-2 неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

                                                                                                                                                      Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недочетов:

                                                                                                                                                      1) в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;

                                                                                                                                                      2) допущены 1-2 недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

                                                                                                                                                      3) допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

                                                                                                                                                      Ответ оценивается отметкой «3», если:

                                                                                                                                                      1) неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программы;

                                                                                                                                                      2) имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

                                                                                                                                                      3) ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил обязательное задание.

                                                                                                                                                      Ответ оценивается отметкой «2», если:

                                                                                                                                                      1) не раскрыто содержание учебного материала;

                                                                                                                                                      2) обнаружено незнание или не понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

                                                                                                                                                      3) допущены ошибки в определении понятия, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

                                                                                                                                                      Критерии оценивание письменных работ.

                                                                                                                                                      Отметка «5» ставится, если:

                                                                                                                                                      1) работа выполнена полностью;

                                                                                                                                                      2) в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

                                                                                                                                                      3) в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

                                                                                                                                                      Отметка «4» ставится, если:

                                                                                                                                                      1) работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

                                                                                                                                                      2) допущена одна - две ошибки или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

                                                                                                                                                      Отметка «3» ставится, если:

                                                                                                                                                      1) допущены более двух ошибок или более трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

                                                                                                                                                      Отметка «2» ставится, если:

                                                                                                                                                      1) допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

                                                                                                                                                      Отметка «1» ставится, если:

                                                                                                                                                      1) работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно

                                                                                                                                                      РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

                                                                                                                                                      1. Государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования на 2015-2017 гг.

                                                                                                                                                      2. Базисный учебный план для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики.

                                                                                                                                                      3. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия 10-11 класс: учеб. для общеобразовательных организаций: базовый и углубленный уровень». - М.: Просвещение, 2016.

                                                                                                                                                      4. Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 11 класса. - М.: Просвещение, 2004.

                                                                                                                                                      5. 6. Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский А.П. Задачи по геометрии для 7 - 11 классов. - М.: Просвещение, 2004.

                                                                                                                                                      6. Саакян С.М., Бутузов В.Ф. Изучение геометрии в 10 - 11 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2003.

                                                                                                                                                      7. Ю.А. Глазков, И.И. Юдина, В.Ф. Бутузов. Рабочая тетрадь. 11 класс. - М., Просвещение, 2013.

                                                                                                                                                      8. В.Н. Литвиненко. Готовимся к ЕГЭ. 10 класс. - М., Просвещение, 2011.

                                                                                                                                                      9. В.Н. Литвиненко. Готовимся к ЕГЭ. 11 класс. - М., Просвещение, 2012.

                                                                                                                                                      10. Разноуровневые задания для тематических и итоговых контрольных работ по геометрии. 10-11 классы. / Л.Я. Федченко, Г.Н Литвиненко. − Д., 2008.


                                                                                                                                                      © 2010-2022