- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии для 11 класса (базовый уровень)
Рабочая программа по геометрии для 11 класса (базовый уровень)
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Демичева И.В. |
Дата | 05.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ 11 КЛАСС (базовый уровень)
Пояснительная записка
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, она необходима как один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.
Цели обучения
Изучение геометрии направлено на достижение следующих целей:
-
овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственного мышления и воображения, способности к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
-
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
-
выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале;
-
выполнения расчетов практического характера;
-
использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
-
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
-
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
-
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Рабочая программа по геометрии составлена на основе Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Государственном образовательном стандарте основного общего образования на 2015-2017 гг. и полностью отражают базовый уровень подготовки школьников.
Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов:
• Государственный образовательный стандарт основного общего образования. Математика. (Приказ №327 от 17.07.2015 года «Об утверждении Государственного образовательного стандарта основного общего образования на 2015-2017 гг.»)
• Примерная программа основного общего образования по математике (Приказ №408 от 18.08.2015 года «О примерных основных образовательных программах основного общего и среднего общего образования»
Рабочая программа разработана на основании программы для общеобразовательных организаций: базовый уровень по геометрии для 10-11 классов \составители Коваленко Н.В., Федченко Л.Я., Маркина И.А.; ДИППО. - Донецк: Истоки, 2015
Базисный учебный план на изучение геометрии в 11 классе старшей школы отводит 2 часа в неделю. Всего 70 часов в неделю.
Тематическое планирование уроков геометрии в 11 классе
№п/п
Наименование темы
Колич. часов
Из них к\р
Обобщение и систематизация материала
4
ИКР
Векторы в пространстве
7
1
Метод координат в пространстве. Движение
11
1
Многогранники
8
1
Обобщение и систематизация знаний за 1 семестр
2
СКР
Цилиндр, конус, шар
16
1
Объемы тел
15
1
Итоговое обобщение и систематизация учебного материала
7
СКР
ИКР
Итого
70
9
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
-
Обобщение и систематизация материала (4 часа)
-
Векторы в пространстве (7 часов)
Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.
Основная цель - закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действиях над ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по трѐм данным некомпланарным векторам.
-
Метод координат в пространстве. Движение (11 часов)
Координаты точки. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Движения.
Основная цель - сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости.
-
Многогранники (8 часов)
Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.
Основная цель − познакомить учащихся с основными видами многогранников (призма, пирамида, усеченная пирамида), с формулой Эйлера для выпуклых многогранников, с правильными многогранниками и элементами их симметрии.
-
Обобщение и систематизация знаний за 1 семестр (2 часа)
-
Цилиндр, конус, шар (16 часов)
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Площадь поверхности усеченного конуса. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь поверхности шара и его частей.
Основная цель - дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения - цилиндре, конусе, сфере, шаре.
-
Объемы тел (15 часов)
Объѐм прямоугольного параллелепипеда. Объѐмы прямой призмы и цилиндра. Объѐмы наклонной призмы, пирамиды и конусов. Объѐм шара и площадь сферы. Объѐмы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.
Основная цель - ввести понятие объѐма тела и вывести формулы для вычисления объѐмов основных многогранников и круглых тел, изученных в курсе стереометрии.
-
Итоговое обобщение и систематизация учебного материала (7 часов)
Календарно-тематическое планирование уроков геометрии в 11 классе
№
урока
Т е м а у р о к а
Колич.
часов
Дата проведения
Т.1. Обобщение и систематизация материала(4 часа)
Повторение. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве
1
Повторение. Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве
1
Повторение курса 10 класса
1
Диагностическая контрольная работа
1
Т.2.Векторы в пространстве (7 ч.)
Понятие вектора в пространстве. Равенство векторов.
1
Сложение и вычитание векторов
1
Умножение вектора на число.
1
Компланарные векторы. Правило параллелепипеда
1
Решение задач по теме «Векторы в пространстве»
1
Урок обобщения и систематизации знаний
1
Контрольная работа №1 «Векторы в пространстве»
1
Т.3. Метод координат в пространстве. Движения (11 ч.)
Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты точки. Координаты вектора
1
Координаты точки. Координаты вектора
1
Координаты точки. Координаты вектора
1
Скалярное произведение векторов
1
Скалярное произведение векторов
1
Скалярное произведение векторов
1
Движения
1
Движения
1
Движения
1
Урок обобщения и систематизации учебного материала
1
Контрольная работа №2 «Метод координат в пространстве. Движения»
1
Т.4.Многогранники (8 ч)
Понятие многогранника. Призма
1
Понятие многогранника. Призма
1
Пирамида. Правильная пирамида
1
Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида
1
Пирамида. Решение задач
1
Правильные многогранники
1
-
Р
Правильные многогранники
1
Контрольная работа №4 «Многогранники»
1
Т.5.Обобщение и систематизация знаний за 1 семестр(2 ч.)
Урок обобщения и систематизации знаний за 1 семестр
1
СКР
1
Т.6. Цилиндр, конус, шар (10 ч.)
Цилиндр
1
Площадь поверхности цилиндра
1
Цилиндр. Решение задач
1
Понятие конуса
1
Площадь поверхности конуса
1
Усеченный конус
1
Конус. Решение задач
1
Сфера и шар
1
Уравнение сферы
1
Взаимное расположение сферы и плоскости
1
Касательная плоскость к сфере
1
Сфера и шар. Решение задач
1
Сфера и шар. Решение задач
1
Сфера и шар. Решение задач
1
Урок обобщения и систематизации знаний
1
Контрольная работа № 5 «Тела вращения»
1
Т.7. Объемы тел (15 ч.)
Понятие объема. Основные свойства объемов. Объем прямоугольного параллелепипеда.
1
Решение задач на вычисление объемов прямоугольного параллелепипеда
1
Объем прямой призмы
1
Объем цилиндра
1
Решение задач на вычисление объемов прямой призмы и цилиндра
1
Объем наклонной призмы
1
Объем пирамиды.
1
Объем конуса
1
Решение задач на нахождение объемов пирамиды и конуса
1
Объем шара и его частей
1
Объем шара и его частей
1
Площадь сферы
Решение задач на нахождение объемов шара и его частей
1
Урок обобщения и систематизации материала
1
Контрольная работа №6 «Объемы тел»
1
Т.8.Итоговое обобщение и систематизация учебного материала (7 ч.)
Урок обобщения и систематизации материала II семестра
1
Урок обобщения и систематизации материала II семестра
1
-
с
Семестровая контрольная работа
1
Урок обобщения и систематизации материала за предыдущие классы
1
Урок обобщения и систематизации материала за предыдущие классы
1
Итоговая контрольная работа
1
Обобщающее повторение учебного материала
1
Итого
54
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА
В результате изучения математики на базовом уровне
ученик должен знать/понимать:
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
-
вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Учащиеся должны уметь:
-
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
-
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
-
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
-
изображать основные многогранники, выполнять чертежи по заданным условиям;
-
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
-
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей)
-
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
-
приводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
-
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
Критерии оценивания устных ответов.
Ответ оценивается отметкой «5», если учащийся:
1) полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
2) изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
3) правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
4) показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять в новой ситуации при выполнении практического задания;
5) продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
6) отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя.
Возможны 1-2 неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недочетов:
1) в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
2) допущены 1-2 недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
3) допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «3», если:
1) неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программы;
2) имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
3) ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил обязательное задание.
Ответ оценивается отметкой «2», если:
1) не раскрыто содержание учебного материала;
2) обнаружено незнание или не понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
3) допущены ошибки в определении понятия, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Критерии оценивание письменных работ.
Отметка «5» ставится, если:
1) работа выполнена полностью;
2) в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
3) в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
1) работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
2) допущена одна - две ошибки или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
1) допущены более двух ошибок или более трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
1) допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
1) работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования на 2015-2017 гг.
-
Базисный учебный план для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики.
-
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия 10-11 класс: учеб. для общеобразовательных организаций: базовый и углубленный уровень». - М.: Просвещение, 2016.
-
Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 11 класса. - М.: Просвещение, 2004.
-
6. Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский А.П. Задачи по геометрии для 7 - 11 классов. - М.: Просвещение, 2004.
-
Саакян С.М., Бутузов В.Ф. Изучение геометрии в 10 - 11 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2003.
-
Ю.А. Глазков, И.И. Юдина, В.Ф. Бутузов. Рабочая тетрадь. 11 класс. - М., Просвещение, 2013.
-
В.Н. Литвиненко. Готовимся к ЕГЭ. 10 класс. - М., Просвещение, 2011.
-
В.Н. Литвиненко. Готовимся к ЕГЭ. 11 класс. - М., Просвещение, 2012.
-
Разноуровневые задания для тематических и итоговых контрольных работ по геометрии. 10-11 классы. / Л.Я. Федченко, Г.Н Литвиненко. − Д., 2008.