Паспорт проекта Графики функций в русских пословицах

Математические формулы - лишь удобный язык для изложения идей и методов математики. Сами же эти идеи можно описать, используя привычные и наглядные образы из окружающей жизни.  Пословицы -отражение устойчивых закономерностей, выверенное многовековым опытом народа.Теория функций притягательна   тем, что при всей своей наглядности и простоте помогает решать серьезные математические и прикладные проблемы.  В ходе проекта учащимся предлагалось изучитьосновные свойства функции и их интерпретацию в гр...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Фамилия, имя, отчество автора


Фамилия, имя, отчество руководителя проекта

Хомякова Ольга Михайловна

Регион


Населенный пункт, в котором находится школа

Г. Самара

Номер и/или название школы/ОУ

МБОУ СОШ № 22

Описание проекта

Название темы вашего учебного проекта

Графики функций в русских пословицах

Краткое содержание проекта

Функции - это математические портреты устойчивых закономерностей.

Пословицы -отражение устойчивых закономерностей, выверенное многовековым опытом народа.

Теория функций притягательна тем, что при всей своей наглядности и простоте помогает решать серьезные математические и прикладные проблемы. В ходе проекта учащимся предлагалось изучить

основные свойства функции и их интерпретацию в графическом виде, изучить русские пословицы с точки зрения описания жизненных процессов и закономерностей, сравнить свойства функций и мораль пословиц с позиций наглядности.

1. Функция и ее свойства

2. Графики функций, как модель устойчивой закономерности..

3. Пословицы и их разновидности.

4. Пословица как отражение устойчивой закономерности.

5. Графики функций в русских пословицах.

Школьникам предстоит определить цель изучения функций и понять какую роль играют графики функций в нашей жизни. Таким образом, учащимся нужно провести исследование с опорой на свой практический и жизненный опыт, но и исторический опыт, зафиксированный в пословицах.

Предметы, на которых может быть реализован данный проект:

Математика (гуманитарный профиль), литература, основы проектной деятельности (региональный компонент Самарской области)

Классы

Проект предназначен для учащихся 10 классов гуманитарного профиля.

Приблизительная продолжительность проекта

4 недели

Основа проекта

Образовательный стандарт

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования изучение математики направлено на следующие цели:

  • формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической и графической культуры, способность к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-гуманитарного

Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения

Предметные результаты

После завершения проекта учащиеся:

  • осознают значение математики в повседневной жизни человека;

  • приобретут новые знания о функции, ее свойствах и графиках, их применение в различных областях;

  • овладеют основными понятиями свойств функции и их графической иллюстрацией;

  • научатся выделять основные свойства функции для построения схемы графика.

Личностные результаты

После завершения проекта учащиеся:

  • повысят интерес к математике;

  • оценят свои профессиональные предпочтения и личную готовность к выбору профиля в старшей школе;

  • получат навыки в общении и сотрудничестве со сверстниками в учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • осознают степень морально-этической ответственности авторского права.

Метапредметные результаты

После завершения проекта учащиеся:

  • научатся самостоятельно ставить новые учебные и познавательные цели и задачи, преобразовывать практическую задачу в теоретическую и наоборот;

  • планировать пути достижения целей, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать из них наиболее эффективные;

  • аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия;

  • научиться разрабатывать и проводить сравнение на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, делать выводы на основе аргументации;

  • создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели, схемы и графики с использованием различных техник визуализации;

овладеть средствами ИКТ как инструментальной основой развития универсальных учебных действий

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Что общего между русскими пословицами и графиками функций?

Учебные вопросы

В теме «Графики функций»

  • Что такое функция?

  • Какими основными характеристиками и свойствами обладают функции?

  • Что такое область определения функции?

  • Что такое область значений функции?

  • Что такое четность функции?

  • Что такое ограниченность функции?

  • Что такое монотонность функции?

  • Что такое график функции?

  • Как выглядят основные свойства функций на графиках?

В теме « Русские пословицы»

  • Что такое пословицы?

  • Структура пословиц

  • Смысл пословиц

  • Мораль пословиц

  • Моральная инварианта

  • Пословицы как модель обобщения жизненных процессов

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

Первоначально нам нужно выявить потребности учащихся. Для этого после представления стартовой презентации ученикам предлагается заполнить таблицу З-И-У. (Кроме столбца «Что я умею теперь»).

Далее учащиеся принимают свод правил, которые они должны соблюдать во время работы.

Ученики индивидуально заполняют дневник и составляют SWOT-анализ своей деятельности. Его школьники делают в группах, на которые будут поделены в начале проекта.

В процессе работы над проектом ученики активно участвуют в блоге. Кроме того каждый учащийся лично заполняет график личностного роста.

Групповой работой является построение ленты времени, на которой учащиеся отмечают важные этапы проекта.

Элементами оценивания уровня понимания являются:

  • личные беседы;

  • выполнение заданий с использованием интерактивной доски (использование SMART-технологий).

Демонстрацией понимания будет презентация продукта деятельности.

Учащиеся вторично обращаются к карте З-И-У, где заполняют столбец «Что я умею теперь».

Затем каждый учащийся составляет ментальную карту «Что мне дал проект».

Описание методов оценивания

Первоначально нам нужно выявить потребности учащихся. Поэтому после представления стартовой презентации, в которой представлены ключевые моменты данного проекта, ученикам предлагается заполнить таблицу З-И-У (кроме столбца «Что я умею теперь»), где учащиеся прописывают наиболее интересующие их направления.

Далее учащимся предлагается принять свод правил, который совместно обсуждается и каждый ученик должен беспрекословно выполнять эти правила на протяжении всей работы.

В процессе работы над проектом ученики индивидуально заполняют дневник, где указывают сроки выполнения задания, сами задания, успехи, трудности возникшие при выполнении, и причины неудач; составляют SWOT-анализ своей деятельности. Его школьники делают в группах, на которые будут поделены в начале проекта.

На протяжении всего проекта ученики активно участвуют в блоге, где оставляют сообщения о проделанной работе, новые идеи и предложения, общаются с руководителями проекта, а также, каждый учащийся лично заполняет график личностного роста, на котором фиксирует свои достижения.

Совместно осуществляется построение ленты времени, на которой учащиеся отмечают важные этапы проекта.

Чтобы оценить уровень понимания учащихся, необходимо проводить личные беседы, в которых ребенок может не только поделиться наболевшими проблемами и сложностями с учителем, но и получить поддержку. Учащимся предлагаются задания на интерактивной доске с использованием SMART-технологий.

После систематизации, анализа полученной информации и обсуждения результатов работы учащиеся создадут совместную презентацию продукта деятельности.

В завершении учащиеся вторично обращаются к карте З-И-У, где заполняют столбец «Что я умею теперь» и затем каждый учащийся составляет ментальную карту «Что мне дал проект», в которой выражает свои эмоции по проекту.

Необходимые начальные знания, умения и навыки

Учащиеся должны были обладать следующими знаниями:

  • знать основные математические термины;

  • уметь изображать графически условие задачи;

  • уметь искать информацию, оценивать ее актуальность и достоверность;

  • уметь совместно редактировать документы и использовать социальные сервисы для совместного хранения документов, размещения их, презентаций.

Учебные мероприятия

Занятие 1 (первая неделя проекта). Стартовая презентация представлена в Приложении 1. Заполняется таблица З-И-У. Происходит знакомство и принятие свода правил.

Домашнее задание:

  • найти определение функции и основные свойства функций;

  • рассмотреть виды графиков.

Занятие 2 (первая неделя проекта). Выработка целей и задач проекта. Планирование деятельности внутри групп: распределение обязанностей и заполнение дневника. Выполнение заданий на интерактивной доске, направленных на проверку выполнения домашнего задания.

Домашнее задание:

  • составить SWOT-анализ своей деятельности;

  • начать создание групповой ленты времени;

  • заполнить график личностного роста;

  • оставить запись в блоге.

Занятие 3 (вторая неделя проекта). Обсуждение заданий проекта. Каждая команда получает собственное задание по исследованию той или иной темы ( графики функций и свойства, пословицы и мораль, сгруппировав результаты по каждому свойству отдельно)

Домашнее задание: осуществить поиск и сбор информации;оставить запись в блоге.

Занятие 4 (вторая неделя проекта). Систематизация и анализ полученной информации. Обсуждение идеи презентации продукта деятельности.

Домашнее задание:сделать презентацию по своей теме, учитывая все разделы данной темы;

  • оставить запись в блоге.

Занятие 5 (третья неделя проекта). Подготовить результаты проекта и составить план защиты проекта.

Домашнее задание: подготовить материал для защиты проекта.

Занятие 6 (четвертая неделя проекта). Защита проекта. Подведение итогов работы в группах и создание общей презентации.

Домашнее задание:составить ментальную карту «Что мне дал проект».

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала

Каждый ребенок индивидуален и для каждого нужен свой подход.

Возможно, учителю следует помочь организовать работу в группе таким образом, чтобы данный ученик получал достаточно легкоусвояемый материал. Проверить успешность запоминания нового материала можно с помощью беседы или опроса. В процессе работы у такого ученика могут возникнуть трудности не только с пониманием нового учебного материала, но и в организации совместной работы со сверстниками.

В этом случае потребуется помощь учителя. Он в свою очередь должен провести беседу с одноклассниками и помочь им распределить обязанности в соответствии с возможностями всех участников данного проекта

Одаренный ученик

Одаренного ребенка отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо и упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. Поэтому учителю нужно сделать все возможное, чтобы ребенку было интересно принимать активное участие в проекте, а самое главное, чтобы он развивался!

Такому ребенку предлагается выполнить задания повышенной сложности.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

  • учебники теоретическим материалом и задачами по теории функций;

  • компьютер(ы);

  • проекционная система;

  • электронные таблицы;

  • текстовый редактор;

  • программы электронной почты, подготовки публикаций и презентаций

Интернет-ресурсы

Список информационных источников по теме исследования:

Википедия ru.wikipedia.org

Электронная библиотечная система «Книгафонд»: knigafund.ru

Математическая библиотека: math.ru

Московский центр непрерывного математического образования: mccme.ru/

Математика: koob.ru/math/

Сервисы:

  1. Блог - blogger.com

  2. Создание анкет - anketer.ru

  3. Создание ментальных карт - mindmeister.com

  4. Создание SWOT анализа - gliffy.ru

  5. Создание фиш-боун - classtools.net

Создание документов с общим редактированием - google.ru


Пример заполнения таблицы З-И-У учеником 10 класса

З-И-У

Знаю

Интересуюсь

Умею

Первые задачи теории функций были изучены в 7 классе и были связаны с построением графиков линейной функции и функции у=х2. В 8 -9 классе продолжилось изучение новых видов функций и их свойств.

Литературой, Информатикой, Историей, Английским.

Искать информацию; рисовать графики, схемы

Пример дневника ученика 10 класса

Дата

Что нужно сделать

Какие ресурсы мне нужны

Что сделал

Возникшие трудности

Причины затруднений

10.10

Найти виды функций и их свойства

Собственные знания и интернет

Написал список функций и к каждому его свойства и график

Очень много информации и сложно выбрать нужную

Слишком обширная тема для изучения

14.10

Построить ментальную карту

Сервис

"mindmeister"

Зарегистрировался на сайте и понял принцип построения карт

Оформить красочно и понятно

Не умею хорошо формулировать мысли

20.11

Начать построение ленты времени

Сервис

dipity.com/

Зарегистрировался на сайте и понял принцип построения ленты времени

Сначала было непонятно, как оформляется лента времени

Не было опыта работы с данным сервисом

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989. -560 с.

  2. Баталина И. К, Игнатьев М. В. Метод проектов в математике и развитие нестандартного мышления у детей. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http //ito.edu.ru / 2006 /Samara/II/II-0-2 html.

  3. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум - М, 2001. - 128 с.

  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2025 года // Официальные документы в образовании. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html.

  5. Кострова Ю. С. Метод проектов на занятиях по высшей математике в контексте компетентностного подхода // Молодой ученый, - 2011. - №8. Т.2. - с. 114-117.

  6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: mon.gov.ru/dok/akt/6591/

  7. Программа Intel® «Обучение для будущего». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: iteach.ru/abo/

  8. Пухначев Ю.,Попов Ю. математика без формул.-М.; АО «Столетие», 1995-512 с.

  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

  10. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005. - 96 с.

  11. Счастная Т.П. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ// Исследовательская работа школьников. - 2003. - №4 - с. 34

  12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: standart.edu.ru/

Вступление (актуальность)

Математические формулы - лишь удобный язык для изложения идей и методов математики. Сами же эти идеи можно описать, используя привычные и наглядные образы из окружающей жизни.

Размышляя о гуманитарном образовании, его сегодняшнем, особенно завтрашнем дне, я прихожу к вопросу: каким будет гуманитарий завтра? Глядя на то, с какой легкостью и с каким обвораживающим интересом многие из учащихся сегодня погружаются в "седьмой океан", можно лишь предположить, что они с большей легкостью, чем люди моего поколения, научатся постигать новый язык современной эпохи, язык информатики, язык символов, язык интерактивного общения. Потребность в гуманитарной культуре будет возрастать. Получая доступ к современным базам данных, будущий гуманитарий может строить свое индивидуальное информационное пространство, разрабатывать свои оригинальные концепции и модели изучаемых явлений и процессов. Информационная свобода является, таким образом, условием и, одновременно, формой свободы политической и творческой. Именно в обеспечении этой свободы и есть главный смысл информатизации гуманитарного образования. Но все, конечно, не так просто. Освобождаясь от зависимости от "классических" авторитетов, будущий гуманитарий рискует попасть в зависимость от составителей баз данных, разработчиков программных продуктов, да и просто от компьютеров с их странной притягательностью. Похоже, нет другого пути избежать этой опасности иначе, как научить гуманитария самостоятельно составлять собственные базы данных, критически оценивать имеющиеся и если не разрабатывать программы, то уметь выбирать наиболее подходящие... Другими словами - освоить этот вид культуры. А для гуманитарного образования в целом задача состоит в адекватной рационализации гуманитарного знания и более строгого обращения со Знанием. Думаю, что создание инструментария гуманитарных наук, использующего современные способы работы с информацией, носит вполне гуманитарный характер и заслуживает глубокого и неторопливого обсуждения. Эта проблема очень многопланова. Она включает в себя и создание информационных банков, и статистический анализ, и графическое представление информации, и многое другое. Но, вероятно, самым главным и самым трудным вопросом будет вопрос о применении математики, математических моделей и объединении метода моделей с традиционным инструментарием гуманитарных наук. Именно сейчас рождаются новые возможности и новые идеи использования математики, идеи объединения формализованных методов, созданных математикой, с техникой анализа, традиционной для гуманитарных наук. И, что крайне важно, эти идеи получают ныне необходимую техническую и программную базу. Они как раз и открывают перспективы для подобного симбиоза.

Объектом исследования является освоение учебного материала учащимися в системе основного школьного образования.

Предметом исследования является конструирование учебных задач учащимися как способ повышения эффективности освоения учебного материала.

Цель исследования создать систему учебных задач учащимися как способ повышения эффективности освоения ими учебного материала в процессе учебной деятельности.

Гипотеза исследования: конструирование учебных задач учащимися на основе специально организованного поэтапного обучения, построенного на личностно-деятельностном и задачном подходах, может обеспечить существенное повышение эффективности освоения учебного материала по критериям количества, времени и безошибочности решения задач.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза определили задачи исследования:

  • на основе теоретического анализа научно-педагогической литературы по проблеме исследования обосновать

целесообразность конструирования учебных задач самими учащимися в процессе обучения;

  • проанализировать возможность применения конструирования учебных задач в контексте проектного обучения;

  • представить способы и методы организации учебной деятельности, повышающие эффективность освоения учебного материала учащимися посредством конструирования учебных задач;

  • разработать и обосновать дидактическую модель эмпирического исследования по обучению учащихся конструированию учебных задач;

  • провести экспертную оценку разработанной дидактической модели.

Конструирование учебных задач учащимися, включенное в проектное обучение, существенно повышает эффективность освоения учебного материала по критериям количества, времени и безошибочности решения задач, обеспечивая прочность, полноту и глубину знаний учащихся.

Повышение эффективности освоения учебного материала учащимися, происходящее в результате конструирования ими учебных задач, опирается на программу действий, основанную на теории поэтапного формирования умственных действий и проблемного обучения, в контексте личностно-деятельностного подхода к организации учебного процесса.


Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том что:

  • конструирование учебных задач учащимися рассматривается как компонент проектного обучения;

  • показаны основанные на коллективных формах обучения способы организации учебного процесса при конструировании учебных задач;

  • построена дидактическая модель обучения учащихся конструированию учебных задач, включающая в себя конструирование учебных задач по аналогии, обратных, вспомогательных, обобщенных, творческих задач и состоящая из поэтапных действий по их освоению.

Практическая значимость работы заключается в том, что на основе полученных результатов разработаны способы организации учебного процесса, повышающие эффективность освоения учебного материала учащимися на занятиях по математике, а также программа действий, которая используется учащимися при самостоятельной работе по конструированию учебных задач.


Русские пословицы и поговорки - меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли народов входящих в состав России (мордвы, удмуртов, татар, чувашей и т.д.). Многие русские пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Часто существует несколько вариантов пословиц с одной и той же моралью (моральная инварианта). Пословицы отличаются от поговорок более высоким обобщающим смыслом. Наиболее древние из дошедших до нас произведений русской письменности, содержащие пословицы, датируются XII веком.



© 2010-2022