Викторина по математике Хочу все знать

Проведение внеклассных мероприятий по математике всегда вызывает у обучающихся повышенное внимание и желание поучаствовать в них. Такие мероприятия не только способствуют формированию  интереса к математике у самого широкого круга обучающихся, но и побуждает их к активной творческой деятельности.   Внеклассное мероприятие «Викторина по математике «Хочу все знать» помогло обучающимся проверить свои знания по математике, повторить основные геометрические фигуры, их свойства, способствовало  развит...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОГАОУ СПО «Белгородский машиностроительный техникум»

Викторина по математике Хочу все знать

Хочу всё знать

разработка внеклассного мероприятия по математике


Подготовила: преподаватель Ключникова Н.В.



Белгород, 2015




Оглавление

Аннотация ……………………………………………………………………….3

Основная часть

Цели мероприятия…………………………………………………….…..5

Оборудование……………………………………………………………..5

Подготовка к мероприятию……………………………………………....5

План мероприятия ………………………………………………………..6

Ход мероприятия………………………………………………………….6

Заключение ……………………………………………………………………..11

Список использованной литературы, сайты…………………………………..12

Приложения……………………………………………………………………...13

































Аннотация


В настоящее время одной из задач качества образования становится развитие творческого потенциала обучающихся, формирование умения выходить из различных нестандартных ситуаций. Поэтому в последнее время возрастает роль внеклассной работы по математике. Она является составной частью всего учебного процесса, естественным продолжением работы на уроке и решает несколько задач:

  1. Повышает уровень развития обучающихся.

  2. Расширяет кругозор.

  3. Развивает интерес к занятиям по предмету математика;

  1. Прививает навыки самостоятельной работы.

  2. Развивает познавательную активность, память, внимание, логическое

мышление и инициативу.

Существуют разнообразные формы организации внеклассной работы. Каждое внеклассное мероприятие имеет свою специфику. Одни проводятся в индивидуальной форме, с целью выявить наиболее способных и одарённых обучающихся (конкурсы, олимпиады), другие проводятся в групповой форме, где дети объединяются в группы или команды.

Внеклассные мероприятия по математике могут включать в себя разнообразные задания: арифметические ребусы, шарады, магические квадраты, загадки, задачи на смекалку, логические упражнения и т.д.

Внеурочные занятия по математике заслуживают самого пристального внимания каждого преподавателя предметника, который может на внеурочных занятиях в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы обучающихся. Внеклассные занятия с обучающимися приносят большую пользу и самому преподавателю.

Чтобы успешно проводить внеклассную работу, преподавателю приходится постоянно расширять свои познания по предмету. Она требует от него любви к этому делу, большого желания работать. Если принять во внимание исключительный интерес к внеклассным занятиям, то любой преподаватель, умело организуя работу, будет вполне доволен и вознаграждён её результатами.

В рамках недели естественнонаучного цикла, было проведено открытое внеклассное мероприятие по математике в форме викторины «Хочу все знать» в группах первого курса. В данном мероприятии использовались различные методы обучения (диалогический, частично-поисковый, эвристический). Это позволяет проверить у обучающихся знания математических терминов и величин, знаний основных геометрических фигур и их свойств. Способствует развитию познавательной и творческой деятельности, логическому мышлению обучающихся и памяти.

Соревновались команды, сформированные из обучающихся групп 18 и 15 первого курса , это команда 18 группы «Умники» и команда 15 группы «Смекалистые». Оценивало игру компетентное жюри, выбранное из пришедших на урок ребят этих же групп.

Викторина состояла из 5 туров (разминочка, геометрия, внимательность, сообразительность, шевели извилинами), во время 4 и 5 туров были предложены вопросы для болельщиков, которые для своей команды за правильный ответ смогли принести дополнительные баллы.

Ребята с интересом участвовали в данной викторине.

Данное мероприятие будет полезно для преподавателей математики, классных руководителей и организаторов внеклассной работы. Его можно использовать как в полном объёме, так и фрагментарно на уроках математики в качестве творческих заданий. Мероприятие можно проводить как среди обучающихся разных групп, так и в одной группе, деля ее на команды.











Цели мероприятия:

Образовательная: проверка знаний у обучающихся математических терминов, величин, геометрических фигур и их основных свойств.

Развивающая: - способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти, речи;

- способствовать развитию умения обобщать, делать выводы; развитию коммуникабельных качеств.

Воспитательная: создать условия для воспитания уверенности в себе, этики групповой работы; формирования положительного эмоционального отношения и интереса к предмету.

Оборудование:

1. Протокол игры для членов жюри (Приложение 1)

2. Таблички с названиями команд и табличка «жюри» (Приложение 2)

3. Вопросы для 4 тура (Приложение 3)

4. Бланк -задание для 5 тура (Приложение 4)

5. Вопросы для болельщиков (Приложение 5)

6. Чистые листы бумаги членам команды на парты -2 шт. и по 4 ручки

7. Компьютер

8. Мультимедийный проектор

9. Экран

10. Таблички-высказывания великих ученых-математиков (Приложение 6)

11. Презентация (Приложение 7)

12. Вопросы для жеребьевки команд (Приложение 8)


Подготовка к мероприятию:

Двум командам, состоящих из 4 человек каждая, предлагается методом жеребьевки выбрать название команды, эмблему команды, выбрать капитана команды, подготовить приветствие. В качестве жеребьевки командам предлагается 2 вопроса, команда, ответившая правильно, выбирает себе название (из предложенных «Умники» и «Смекалистые» и получает право начать викторину первой)

Включен компьютер, настроен мультимедийный проектор. Приготовлены призы для участников команд.

На каждом из двух столов, стоящих друг напротив друга находятся по 4 чистых листа бумаги. На отдельном столе находится протокол викторины для членов жюри.



План мероприятия:

№ п/п

Этап мероприятия

Время, мин

1

Вступительное слово преподавателя, жеребьевка

3

2

Тур № 1 «Разминочка»

7

3

Тур № 2«Геометрия»

7

4

Тур №3 «Внимательность»

7

5

Тур №4 «Сообразительность»

7

6

Тур №5 «Шевели извилинами»

7

7

Вопросы для болельщиков

3

8

Подведение итогов. Рефлексия.

2

9

Награждение команд.

2

Игра рассчитана на 45 минут

Ход мероприятия:

Вступительное слово: (слайд 1)

Добрый день, дорогие гости! Добрый день, уважаемые болельщики! Мы рады вас приветствовать на математической викторине под названием «Хочу все знать!». Сегодня встречаются команды умных и смекалистых любителей математики.

Самый главный любой игры - жюри. Его решения окончательны и обжалованию не подлежат. В жюри мы выбрали крепких, здоровых ребят, которые не имеют права болеть ни за одну команду.

Уважаемые болельщики, свой восторг, одобрение и недовольство вы можете выражать аплодисментами. В ходе состязания будет проводиться конкурс болельщиков, которые могут поддержать свою команду, правильно отвечая на заданные им вопросы.

Жюри имеет право снять от одного до трёх баллов с команды, если со стороны участников или болельщиков будут допущены нарушения (Протокол викторины для членов жюри представлен в Приложении 1).

Представляем жюри …

1.

2.

Предмет математики на столько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным
Б. Паскаль





Жеребьевка.

Вопрос командам. Вспомните пословицы и поговорки, в которых упоминаются числа. За каждый правильный ответ - 1 балл команде. Побеждает такоманда, у которой больше баллов (предлагается 4 вопроса).

Победитель выбирает себе название и эмблему команды.
1.Одна голова хорошо, ………..(а две - лучше)
2.Один ……………….(в поле не воин).
3.Семь раз ………………….(отмерь - один раз отрежь).
4.Семеро …………….(одного не ждут).
Резерв пословиц:

- Одна рука ……………(узла не вяжет).
- Хвастуну цена - …………………(три копейки).
- Лук от семи…………………..( недуг).
- Сам не дерусь, ………………………..(семерых не боюсь).
- Не имей сто ……………………..(рублей, а имей сто друзей).

Итак, больше правильных ответов было у ……команды, поэтому право выбора названия и эмблемы за ними. (Слайд 2)

(Определяются с названиями команд, расставляют таблички и эмблемы)

1 тур «Разминочка» (Слайд 3)

1 тур «Разминочка» содержит 15 веселых вопросов на смекалку, команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ присваивается 1 балл.

1. Спутник Земли делает один оборот за 100 минут, а другой оборот за 1 час 40 минут. Как это объяснить?

Ответ: 1 час 40 минут=100 минут.

2.Яйцо вкрутую надо варить 5 минут. Сколько времени надо варить 6 яиц вкрутую?
Ответ: 5 минут

3. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на десяти руках?
Ответ: 50

4.Рыба весит 8 кг. плюс половина ее собственного веса. Сколько весит рыба?
Ответ: 16 кг.

5. У Мамеда было 10 овец. Все, кроме девяти, околели. Сколько овец осталось у Мамеда Ответ: 9 овец.

6. Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, которая может вместить лишь одного, но оба переправились. Как это могло случиться?
Ответ: Они подошли к разным берегам.

7. Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежит каждая лошадь?
Ответ: 30 км.
8.Врач прописал 3 укола. Через полчаса на укол. Через сколько часов будут сделаны все уколы?
Ответ: через 1 час.

9. Два отца и два сына купили 3 апельсина. Каждому из них досталось по апельсину. Как это могло случиться?

Ответ: дед - отец - сын.

10.В семье семь братьев, у каждого по одной сестре. Сколько детей в семье?

Ответ: 8 детей
11.Палку распилили на 12 частей. Сколько сделали распилов?

Ответ: 11 распилов.
12.Птицелов поймал в клетку 5 синиц, по дороге встретил 5 учениц. Каждой подарил по синице, в клетке осталась одна птица. Как это могло случиться?
Ответ: Последнюю отдал вместе с клеткой.
13. В каком числе столько же букв, сколько и цифр?

Ответ: В числе 100.

14.Комната имеет форму квадрата. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. Сколько всего кошек в комнате?
Ответ: 4 кошки.

15. В магазине стоит очередь. Один и тот же человек оказался пятым с конца и третьим с начала. Сколько всего человек в очереди?

Ответ: Семь человек.

Жюри подводит итоги 1 тура.

2 тур«Геометрия»

2 тур «Геометрия», здесь содержатся 4 вопроса по основным геометрическим фигурам. Начинает 2 тур та команда, у которой по итогам 1 тура наибольшее количество баллов. За каждый правильный ответ присваивается 2 балла.

Вам представлены геометрические фигуры: квадрат, параллелограмм, трапеция, прямоугольник.

Внимание 1 вопрос: Какой четырехугольник по очень важному признаку является лишним? (Слайд 10)

2 вопрос: Какая из этих фигур обладает наибольшим количеством свойств? (Слайд 11)

3 вопрос: Для какого четырехугольника имеет смысл выражение: «Найдите среднюю линию» (Слайд 12)

4 вопрос: Название какой фигуры в переводе с греческого языка означает «обеденный столик»? (Слайд 13)

Слово жюри, подводятся итоги первых двух туров.

3тур «Внимательность»

Ребята, вам будет включен слайд ровно на 3 секунды. На слайде изображены 4 разноцветные геометрические фигуры с цифрами внутри. После чего слайд выключится и командам необходимо ответить на четыре вопроса на внимательность и память.

Право ответить первой у той команды, у которой по итогам 1 и 2 туров наибольшее количество баллов. За каждый правильный ответ в этом туре присваивается 3 балла.

Слайд 15

Итак 1 вопрос (Слайд 16)

Какое число записано в треугольнике?

2 вопрос

Какого цвета квадрат?

3 вопрос

В какой фигуре число 12?

4 вопрос

Какая фигура жёлтого цвета?

Слово жюри, подводятся итоги трех туров.

4 тур «Сообразительность» (Слайд 17)

Командам предлагается математическая головоломка (уравнение из спичек, листы из приложения № 3), в которой необходимо переложить всего одну спичку, чтобы математическое уравнение стало верным. Команды начинают работу одновременно, болельщики могут помогать своим командам.

На это задание отводится 3 минуты и в случае правильного ответа команде присваивается 4 балла.

Слайд 18

Команды отдают листы с ответами жюри.

Жюри подводит итоги четвертого тура и озвучивает общую сумму баллов.

5 тур «Шевели извилинами» (слайд 19)

И первой и второй командам предлагается одно слово «АРИФМЕТИКА». Вы должны из него составить как можно больше других слов. Каждую букву разрешается использовать столько раз, сколько она встречается в слове, т.е. буквы «а» «и» - два раза, а остальные по одному. Тот, кто назовет последнее слово - победит.

На выполнение задания дается 2 минуты (за каждое полученное слово - 1 балл). (Слайд 20)

Возможные варианты ответов для 5 тура:
Акр Камера Кит Мера Мир Рама Риф Тик Ферма
Ар Кара Кифара Мерка Миф Рама Рифма Тир Фирма
Арка Карат Крем Метка Мрак Река Тара Тиф Фрак
Арфа Карта Мак Метр Рак Ритм Тариф Фа
Икра Катер Марка Метрика Ракета Ритмика Тема Фара

Пока команды думают над своим заданием, вы, болельщики, можете помочь заработать очки своим командам. Для этого вам нужно будет ответить на несколько занимательных вопросов. За каждый правильный ответ болельщик получает 1 балл, который отдает своей команде. Итак начали:

1.Лифт поднимается с первого этажа на третий за 6 секунд. За сколько секунд он поднимется с первого этажа на пятый?
Ответ: 12 секунд.
2.Когда моему отцу было 31 год, мне было 8 лет, а теперь отец старше меня вдвое. Сколько мне лет?
Ответ: мне 23 года.
3.Какие цифры пишут летчики в небе?
Ответ: 8
4.Над каким предприятием можно увидеть вывеску с подписью «СТО»?
Ответ: Над станцией технического обслуживания.
5.На какой угол поворачивается солдат по команде «кругом»?
Ответ: на
6.Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей?
Ответ: угол
7.Какие геометрические фигуры дружат с солнцем?
Ответ: лучи
8.Эмблемой какого автомобиля являются четыре кольца?
Ответ: Ауди

Слово для подведения итогов викторины предоставляется жюри.

Итак, первое место в математической викторине заняла команда «…………..», второе место - команда «…………».

Победители получают главный приз викторины, команда, занявшая второе место - утешительный приз.

Слайд 21

Спасибо всем за участие в викторине! Было очень приятно иметь дело со смекалистыми и умными ребятами.















Заключение


Проведение внеклассных мероприятий по математике всегда вызывает у обучающихся повышенное внимание и желание поучаствовать в них. Такие мероприятия не только способствуют формированию интереса к математике у самого широкого круга обучающихся, но и побуждает их к активной творческой деятельности.

Внеклассное мероприятие «Викторина по математике «Хочу все знать» помогло обучающимся проверить свои знания по математике, повторить основные геометрические фигуры, их свойства, способствовало развитию интереса к предмету, самостоятельности при выполнении заданий, памяти, внимания и мышления при решении логических задач. Во время выполнения заданий, ребята каждой из команд были дружны, выглядели единым, сплочённым коллективом.

Обучающиеся пожелали как можно чаще проводить подобные мероприятия, в которых они примут активное участие.


















Список литературы

1. Аверьянова И. В., Лапшина Н. Н. Предметные недели и праздники [Текст]. методические рекомендации/ И. В.Аверьянова, Н. Н Лапшина. - Москва: ВАКО, -2008г, - С.3.

2. Байрамукова П. У. Внеклассная работа по математике в начальных классах./ П. У. Байрамукова. - Москва: Издат-школа; - Райл, 2008г.- С. 50.

3. Веденина В. П., Федотова В. А. Математика. Внеклассная работа [Текст]. методическое пособие./ В. П.Веденина, В. А. Федотова. - Москва:- Дрофа, - 2010г. - С.3-5, С.58, 60.

4. Гейдман Б. П., Мишарина И. Э. Олимпиадные задания по математике 2-4 класс./ . Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина. - Москва: ВАКО, - 2007г. С. 8.

5. Задания развивающего характера по математике. / Т. А. Лавриненко. - Саратов: - Лицей, - 2002г. С.12.

6. Тонких А. П., Кравцова Т. П., Лысенко Е. А. Логические игры и задачи на уроках математики./ А. П.Тонких, Т. П Кравцова., Е. А. Лысенко. - Ярославль:- Академия развития, - 2003г. С. 35


Электронные образовательные ресурсы:


1. zavuch. info/methodlib/280/44252/

2.mat-raskraska.ru/index.php/all-raskraski

3.matematiku.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1




















Приложение 1

«Умники»

Кол-во баллов

«Смекалистые»

Кол-во баллов

1 тур

1 тур

2 тур

2 тур

3 тур

3 тур

4 тур

4 тур

5 тур

5 тур

Болельщики

Болельщики

Итого

Итого








Приложение 2


ЖЮРИ


___________________


УМНИКИ


___________________


СМЕКАЛИСТЫЕ



Приложение 3



Умники

Переложите одну спичку так, чтобы равенство стало верным



V = II + VIII




Смекалистые

Переложите одну спичку так, чтобы равенство стало верным



VII = IV + I



Приложение 4


Умники

Из слова «Арифметика» нужно составить как можно больше слов. Каждую букву разрешается использовать столько раз, сколько она встречается в слове, т.е. буквы «а» «и» - два раза, а остальные по одному.

АРИФМЕТИКА






СМЕКАЛИСТЫЕ

Из слова «Арифметика» нужно составить как можно больше слов. Каждую букву разрешается использовать столько раз, сколько она встречается в слове, т.е. буквы «а» «и» - два раза, а остальные по одному.

АРИФМЕТИКА






Приложение 5

Вопросы для болельщиков

1.Лифт поднимается с первого этажа на третий за 6 секунд. За сколько секунд он поднимется с первого этажа на пятый?
Ответ: 12 секунд.
2.Когда моему отцу было 31 год, мне было 8 лет, а теперь отец старше меня вдвое. Сколько мне лет?
Ответ: мне 23 года.
3.Какие цифры пишут летчики в небе?
Ответ: 8
4.Над каким предприятием можно увидеть вывеску с подписью «СТО»?
Ответ: Над станцией технического обслуживания.
5.На какой угол поворачивается солдат по команде «кругом»?
Ответ: на
6.Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей?
Ответ: угол
7.Какие геометрические фигуры дружат с солнцем?
Ответ: лучи
8.Эмблемой какого автомобиля являются четыре кольца?
Ответ: Ауди






Приложение 6

Предмет математики на столько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным
Б. Паскаль

Приложение 7

Викторина по математике Хочу все знать

Викторина по математике Хочу все знать

Викторина по математике Хочу все знать

Викторина по математике Хочу все знать


Викторина по математике Хочу все знать

Викторина по математике Хочу все знать

Викторина по математике Хочу все знать

Викторина по математике Хочу все знать

Викторина по математике Хочу все знать

Викторина по математике Хочу все знать

Викторина по математике Хочу все знать

Викторина по математике Хочу все знать

Викторина по математике Хочу все знать

Викторина по математике Хочу все знать

Викторина по математике Хочу все знать

Викторина по математике Хочу все знать

Викторина по математике Хочу все знать

Викторина по математике Хочу все знать

Викторина по математике Хочу все знать

Викторина по математике Хочу все знать

Викторина по математике Хочу все знать









Приложение 8

Вопросы для жеребьевки команд

1.Одна голова хорошо, ………..(а две - лучше)
2.Один ……………….(в поле не воин).
3.Семь раз ………………….(отмерь - один раз отрежь).
4.Семеро …………….(одного не ждут).
Резерв пословиц:

- Одна рука ……………(узла не вяжет).
- Хвастуну цена - …………………(три копейки).

- Лук от семи…………………..( недуг).
- Сам не дерусь, ………………………..(семерых не боюсь).
- Не имей сто ………………(рублей, а имей сто друзей).







© 2010-2022