- Преподавателю
- Математика
- Урок математики Отрицательные числа
Урок математики Отрицательные числа
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Смирнова Е.И. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок математики в 6а классе от 21.01.2016г
с использованием технологии А.В. Хуторского
"Индивидуальная образовательная траектория"
Тема: Отрицательные числа.
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели урока:
-
Методическая - применение индивидуальной траектории образования.
-
Обучающая - изучение отрицательных чисел, их происхождения и обозначения.
-
Развивающая - создание условий для реализации творческих способностей учащихся, развитие навыков использования изучаемого материала.
-
Воспитательная - воспитание высокой познавательной активности и самостоятельности.
Предполагаемые цели каждого ученика планируется выяснить в ходе анкетирования в начале урока:
а) индивидуальные цели учащиеся могут выбрать самостоятельно или по предложенным учителем вариантам (например, хочу изучить самостоятельно изучить материал учебника и самостоятельно составить опорный конспект по теме, хочу изучить свойства отрицательных чисел и научиться хорошо решать задачи, хочу выполнить доклад по истории математики и выступить с ним пред ребятами, хочу углубленно изучить тему, хочу получить хорошую оценку на контрольной работе или… свой вариант ответа).
Б) общие цели урока в их составлении помогут ответы самих учеников на вопросы учителя: Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? Чему хотели бы научиться? А из предложенного ребятами, выбираются основные вопросы. При этом, на доске выписываются начальные вопросительные слова из основных вопросов:
-
Что?
-
Как?
-
Какие?
-
Где?
-
Зачем?
Таким образом, происходит рождение основной пунктирной линии (траектории) урока. Эти слова сохраняются до конца урока, чтобы затем к ним вернуться и подвести итоги урока.
Главная проблема урока: необходимость формирования целостного образа числа у учащихся и развитие у них математической культуры посредством знакомства с культурно-историческими аналогами символов, созданных различными древними цивилизациями в разные исторические периоды.
Как именно на уроке предполагается достичь индивидуальной самореализации учащихся? С помощью проведения разнообразных видов деятельности на уроке, таких как проективный рисунок, мини-сочинение, изображение иллюстраций к легендам, самостоятельный вывод правил и тд.
Ход урока
На доске записана тема урока. Так же выписаны начальные вопросительные слова из основных вопросов.
- Тема Вам известна, а теперь попробуйте составить вопросы к ней с вопросительных слов, которые записаны на доске. (все вопросы записываются на доску).
Учащиеся заполняют анкету (приложение 1).
-
Образовательная напряженность.
(Презентация термометры1) На слайде несколько рисунков: термометры для измерения температуры воздуха, изображения уровня моря и отметки глубин различных морей и океанов относительно него; линия времен.
- Что объединяет эти рисунки? (в каждом из них присутствуют отрицательные числа).
- Верно! А где еще вокруг нас встречаются отрицательные числа? (в бухгалтерии, выплата долгов, показания приборов на метеостанциях и тд).
- Какие ситуации в Вашей жизни были связаны с отрицательными числами? Вспомните их, пожалуйста. (5 мин)
2. Уточнение образовательного объекта.
- Как вы думаете, почему их так называют?
- От какого слова происходит название «отрицательные числа»?
- Назовите существительное, однокоренное с ним. (отрицание)
- В каком смысле мы понимаем слово «отрицание»? (несогласие с чем-то, отказ от чего-то, надо сделать наоборот и тд).
- Хорошо! Давайте с Вами поиграем. Покажите, пожалуйста, каким образом и сколькими способами Вы сможете показать свое несогласие или отказ или «деланье наоборот». (Учитель начинает, ребята продолжают цепочку отрицаний: да - нет, кивки головы, жесты рук и различные позы отрицания и тд)
- Молодчинки! Вы настоящие актеры!!! Как вы думаете, существуют ли для этого специальные математические символы и знаки? Конечно, это «+» и «-». Попробуйте сами сформулировать правило, какие числа называются отрицательными.
Ребята самостоятельно формулируют правило и придумывают свои примеры. Сравнивают свои ответы с учебником (7 мин).
-
Конкретизация задания.
- В сведениях из истории математики, упоминается, что в древнем иероглифическом письме знаки имели вид рисунков, изображавших людей, животных, птиц, насекомых, предметы обихода и тд.
- Пожалуйста, выполните следующее задание: письменно в своих тетрадях попробуйте изобразить собственными символами следующие понятия: положительное число, нуль, отрицательное число, плюс, минус и др.
- А теперь предлагаю выполнить задание на выбор:
1) Ночью тебе приснился сон, в котором ты оказался в царстве чисел. Опиши свой сон. Что ты увидел в царстве отрицательных чисел? В царстве положительных чисел? Чем они отличались друг от друга?
-
Написать свою старинную легенду о том, как древние люди впервые узнали об отрицательных числах. (алгоритм:
-
В какой стране это произошло?
-
Когда это случилось?
-
Как это происходило?
-
Кто в этом участвовал?
-
Чем сопровождалась ситуация?
(3 мин)
-
Решение ситуации.
Письменная работа выполняется индивидуально каждым учеником в течение 10 минут.
-
Демонстрация образовательной продукции.
Учащиеся показывают свои работы и рассказывают свои мини-рассказы. Выясняется отношение учеников к чужим продуктам и формулируются критерии их оценки (5 мин)
-
Систематизация полученной продукции.
Обсуждаются выполненные работы. (5 мин)
-
Работа с литературно-историческими аналогами.
Впервые отрицательные числа появились в Древнем Китае примерно 2100 лет тому назад. Там умели также складывать и вычитать положительные и отрицательные числа. Отрицательные числа трактовали как долг, а положительные как имущество. Таким же образом смотрели на эти числа в индии в VII столетии, но там уже были известны правила умножения и деления. Люди с некоторым недоверием относились к отрицательным числам, считая их не совсем реальными, истолкование их как имущество - долг вызывало недоумение: как можно «складывать» и «вычитать» имущество и долги?
Ребята сравнивают свои варианты ответов с историческими аналогами и с работами одноклассников. Выясняется, что многие элементы их работ повторялись. Возникает версия о существовании единых первооснов, а это является одним из результатов образовательной ситуации. (5 мин)
-
Рефлексия.
Задания ученикам по рефлексии их деятельности:
-
Что нового Вы узнали сегодня на уроке, чему научились?
-
Все ли цели урока оказались выполненными?
-
Нарисуйте, пожалуйста, график вашего настроения на сегодняшнем уроке?
-
Каких значений на нем больше - положительных или отрицательных?
-
Проанализируйте эту ситуацию.
На эти вопросы нужно ответить письменно (5 мин).
-
Задания на дом.
Разные варианты на выбор или индивидуально:
-
Выполнить номера из учебника.
-
Выполнить модель координатной прямой из деревянной линейки с делениями, капроновой нитки или лески, а также нескольких цветных бусинок для работы по следующей теме «Сложение положительных и отрицательных чисел с помощью координатной прямой».
-
Приготовить доклад из истории математики по теме «Математические символы и история их создания».
-
Сочинить сказку на тему: «Приключения положительных и отрицательных чисел на море».
-
Составить таблицу авторских символов по теме «противоположные числа» и выполнить по ней шифровку какого-то математического высказывания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АНКЕТА
Поставьте галочку напротив утверждения, которое Вам подходит:
-
Хочу изучить самостоятельно материал учебника и самостоятельно составить опорный конспект по теме.
-
Хочу изучить эту тему углубленно.
-
Хочу выполнить доклад по истории математики.
-
Хочу написать мини-сочинение на тему «Моя собственная легенда возникновения отрицательных чисел».
-
Хочу получить хорошую оценку за контрольную работу.
-
Хочу сделать открытие в математике и создать новую математическую символику.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Ответьте письменно:
-
Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Все ли цели урока выполнены?_______________________________________________
-
Нарисуйте график вашего настроения на сегодняшнем уроке:
хорошее
Время урока
плохое
-
Каких значений на нем больше - положительных или отрицательных?___________________________________________________________
-
Проанализируйте эту ситуацию:________________________________________________
Технологическая карта урока
-
Класс: 6 а
-
Тема: «Положительные и отрицательные числа»
-
Тип урока: Объяснение нового материала
-
Технология: Индивидуальная образовательная траектория.
Этапы урока
Шаги урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
О. Организационный момент
-приветствие
-фиксирование отсутствующих
-определение индивидуальных целей учащихся
-организация внимания
-включение в деловой ритм
-выбирают индивидуальную цель (приложение 1)
1. Образовательная напряженность.
-тема урока
-цель урока
-презентация
-вступительное слово
-вспомогательные вопросы
-отвечают на вопросы
- просматривают слайды, делают вывод
2. Уточнение образовательного объекта
- игровой момент
-объясняет правила
-помогает по необходимости
-выполняют действия
-формулируют правило
3. Конкретизация задания.
-объединение промежутков
-пересечение промежутков
-объясняет задание
-слушают учителя
4. Решение ситуации.
-выполнение
-оказывает помощь при необходимости
-выполняют задание индивидуально
5. Демонстрация образовательной продукции.
-демонстрация работ
-исправляет ошибки
-привлекает учеников к исправлению ошибок
-показывают
-объясняют
6. Систематизация полученной продукции.
-формулирование выводов
-помогает сформулировать определения
-обсуждают работы
-сверяют выводы с учебником
7. Работа с литературно-историческими аналогами.
-история появления отрицательных чисел
-карточка
-рассказ о появлении отрицательных чисел (презентация)
-помощь учащимся при выполнении заданий
-слушают рассказ
-выполняют задания индивидуально
8. Рефлексия.
-заключение
-выдает карточки
-обсуждает вопросы на доске
-заполняют карточку
(приложение 2)
-подводят итог урока
9. Домашнее задание.
-домашнее задание
-дополнительное задание, если осталось время
-раздает карточки
-объяснение домашнего задания
-выбирают задание