Открытый интегрированный урок Геометрия и характер, 8 класс

Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированное внеклассное мероприятие (геометрия и психология)

"Геометрия и характер" (8 класс)

Открытый интегрированный урок Геометрия и характер, 8 класс

Цель внеклассного мероприятия:

  • Перенос знаний об основных геометрических фигурах в сферу психологии и «открытие» новой функции геометрических фигур как языка для описания себя (своего характера) - знакомство с психогеометрией.

  • Развитие навыков сотрудничества при работе в группе.

  • Актуализация опыта переживания всеобщего («Мы все - люди, ученики восьмого класса»), частного («Нас можно поделить на психологические типы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг») и единого («Я индивидуален и неповторим»).

Оборудование внеклассного мероприятия :

набор геометрических фигур, танграм, листы с напечатанным текстом «Какой Я?», музыка, мультимедийная презентация.

План внеклассного мероприятия:

  1. Невербальная настройка (приём «Зеркало»).

  2. Сообщение темы и цели внеклассного мероприятия.

  3. Выбор фигуры, свойства геометрических фигур.

  4. Комплимент фигуре.

  5. Характеристика знака (работа в группах).

  6. Пожелания себе.

  7. Наше творчество (домашнее задание).

  8. Танграм (соревнования между группами).

  9. Портрет класса.

  10. Пожелания друг другу.

В начале урока ребята делятся на микрогруппы по 3 человека, организованные по принципу случайности, беря при входе в класс цветной жетон (красный, синий, зелёный, фиолетовый, жёлтый). На столах разложены более крупные жетоны пяти цветов.

Ход внеклассного мероприятия

1. Невербальная настройка.

Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Попрошу вас выбрать понравившийся по цвету жетон и садиться за стол в соответствии выбранного жетона.

Психолог: А теперь повторяем за мной движения (прием «Зеркало» - ребята, молча, повторяют за учителем движения, связанные с геометрическими фигурами).

2. Сообщение темы и цели внеклассного мероприятия.

Учитель: Прослушайте стихотворение: (музыка)

Павел Коган
ГРОЗА

Косым, стремительным углом

И ветром, режущим глаза,

Переломившейся ветлой

На землю падала гроза.

И, громом возвестив весну,

Она звенела по траве,

С размаху вышибая дверь

В стремительность и крутизну.

И вниз. К обрыву. Под уклон.

К воде. К беседке из надежд,

Где столько вымокло одежд,

Надежд и песен утекло.

Далеко, может быть, в края,

Где девушка живет моя.

Но, сосен мирные ряды

Высокой силой раскачав,

Вдруг задохнулась и в кусты

Упала выводком галчат.

И люди вышли из квартир,

Устало высохла трава.

И снова тишь.

И снова мир.

Как равнодушье, как овал.

Я с детства не любил овал!

Я с детства угол рисовал!

- Как вы думаете, о чем это стихотворение? О чем хочет рассказать автор, используя образы геометрических фигур? (о характере человека)

- Сегодня мы с вами проведем небольшое психологическое исследование, возможно, установим связь между основными геометрическими фигурами и чертами характера. Поэтому тему нашего мероприятия мы назвали «Геометрия и характер».

3. Выбор фигуры

Учитель: На доске вы видите геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник и зигзаг). Выберите ту, которая первой привлекла ваше внимание, понравилась вам больше других. Перечислите известные вам свойства этих геометрических фигур. (ответы детей)

4. Комплимент фигуре

Учитель: А теперь постарайтесь придумать комплимент своей фигуре, почему именно эту фигуру вы выбрали (ответы детей).

5. Характеристика знака

Учитель: Спасибо! Итак, давайте представим себе сказочную страну геометрию, где жители - геометрические фигуры - круги, треугольники, зигзаги, квадраты, прямоугольники.

Психолог: Ваша задача, попытаться определить, а какой же характер у жителей этой страны? Каждая группа будет работать со своим «героем» (в группе раздаются листы, в верхней части которых обозначен символ геометрической фигуры и стоит вопрос «Какой он?»). Для того чтобы несколько облегчить вам задачу составления психологического портрета вашего «героя», мы подготовили листы, на которые выписали самые разнообразные черты характера. Ваша задача - ознакомиться с ними и, обсудив, выбрать: какие из них, на ваш взгляд, подходят к вашему «герою».

Учитель: Пожалуйста, проявите свою проницательность, воображение, может быть, даже «примерьте» на себя данную геометрическую форму, представьте: «Если б я был бы треугольником, то я бы был…». На работу дается 5 минут.

Работа детей в группах (5 мин.)

Листы с напечатанным текстом, «Какой Я?» (работа в группах). «Герои» - квадрат - 1 группа, треугольник - 2 группа, круг - 3 группа, зигзаг - 4 группа, прямоугольник - 5 группа (выбор 2 описаний).

  • Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы. Выносливость, терпение и методичность обычно делают его высококлассным специалистом в своей области.

  • Любит раз и навсегда заведенный порядок: всё должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Идеал - распланированная, предсказуемая жизнь. Ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий.

  • Временная форма личности, которую могут «носить» остальные устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это - люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и потому занятые поисками лучшего положения.

  • Ведущие качества - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.

  • Эта фигура символизирует лидерство. Самая характерная особенность - способность концентрироваться на главной цели. Энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их!

  • Они честолюбивы и прагматичны, умеют представить вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает его личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.

  • Самый доброжелательный из пяти фигур. Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную.

  • Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у него возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что именно он уступит первым. Стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.

  • Фигура, символизирующая творчество. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального. Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом.

  • Самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь за собой многих.

Психолог: Итак, у меня есть описания пяти «героев» - геометрических фигур, и мы ими воспользуемся для продолжения нашего исследования. Сейчас я буду зачитывать набор черт характера, вы внимательно слушаете и как бы «примеряете» их на себя, решая: «В какой мере это подходит ко мне? Это похоже на меня? Я такой?».

(Психолог зачитывает психологический портрет треугольника, не объявляя, что это именно треугольник).

ТРЕУГОЛЬНИК. Эта фигура символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Треугольники - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их! Они честолюбивы и прагматичны, умеют представить вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.

- А теперь прошу поднять руки тех, кто может сказать: «Это очень на меня похоже. Да, пожалуй, это я». А теперь те, кто поднял руки, посмотрите на ту фигуру, которую вы выбрали в начале урока, поднимите ее изображение (на столах среди раздаточного материала находятся вырезанные из бумаги геометрические фигуры). Обратите внимание, …(перечисляются имена ребят, которые показывают соответствующую фигуру, например, треугольник) из всех пяти фигур предпочли треугольник, и к их характеру очень подходит психологическое описание треугольника.

Учитель: Как вы думаете, какой вывод можно сделать по результатам нашего исследования?

Вывод: Если человек имеет определенный набор черт характера, то из предложенного набора геометрических фигур он выберет в качестве понравившейся больше других вполне определенную фигуру, соответствующую его типу.

Психолог: Определить свой тип характера помогает психогеометрия - специальные тесты с геометрическими фигурами. Психогеометрия как система сложилась в США. Автор системы Сьюзен Деллингер. Точность диагностики достигает 85%.

- Давайте проверим, совпадут ли описания характера и предпочтение фигур для других типов. (Психолог последовательно зачитывает описания квадрата, круга, зигзага, прямоугольника. Ребята обнаруживают совпадения выбранных для себя черт характера и геометрической фигуры).

КВАДРАТ. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, - вот чем знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в своё время. Идеал Квадрата - распланированная, предсказуемая жизнь, ему не по душе "сюрпризы" и изменения привычного хода событий.

ПРЯМОУГОЛЬНИК. Временная форма личности, которую могут "носить" остальные устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это - люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и потому занятые поисками лучшего положения. Поэтому ведущие качества Прямоугольника - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.

КРУГ. Самый доброжелательный из пяти фигур. Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что именно Круг уступит первым. Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.

ЗИГЗАГ. Фигура, символизирующая творчество. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального - вот что нравится Зигзагам. Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаг - самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги - неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь за собой многих.

Открытый интегрированный урок Геометрия и характер, 8 класс

6. Пожелания себе

Учитель: Узнав себя в геометрических фигурах, чтобы вы хотели себе пожелать? (ответы детей)

7. Творческое домашнее задание

Сочинить стихотворение о любой геометрической фигуре (стихотворения детей)

8. Танграм (соревнования между группами)

Учитель: Как вы думаете, если бы в классе все были по типу треугольники, это было бы хорошо? (ответы детей)

Вывод: Когда все люди разные, это интересно, можно многому научиться друг у друга, можно эффективно сотрудничать, то есть можно из различных элементов построить единое целое.

Учитель: Предлагаю построить единое целое - в группе собрать занимательный квадрат - танграм из семи его частей. Какая группа справится с заданием быстрее всех.

(Совместная практическая работа детей).

9. Портрет класса

Учитель: А сейчас мы посмотрим на портрет нашего класса. Возьмите свои фигуры и прикрепите их к листу ватмана на доске (музыка).

10. Пожелания друг другу в кругу

Учитель: На нашем уроке мы еще раз убедились в том, что геометрия помогает нам узнать как можно больше о себе и друг, о друге.

Завершая нашу встречу, мы предлагаем вам взяться за руки, образовать круг и по цепочке говорить пожелания друг другу. Ведь из каждого из нас, индивидуального и неповторимого, и всех вместе складывается единое человеческое сообщество - наш дружный класс.

Мы вам желаем успехов и удач!

Спасибо всем!


© 2010-2022