- Преподавателю
- Математика
- Программа элективного курса 9 класс
Программа элективного курса 9 класс
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шестопалова Е.Г. |
Дата | 25.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Особенность элективного курса «Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по математике в новой форме» состоит в том, что для занятий по математике предлагаются небольшие фрагменты, рассчитанные на 2-3 урока, относящиеся к различным разделам школьной математики.
Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале, а главное, порешать интересные задачи.
Этот курс предлагает учащимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя.
Если в изучении предметов естественнонаучного цикла очень важное место занимает эксперимент и именно в процессе эксперимента и обсуждения его организации и результатов формируются и развиваются интересы ученика к данному предмету, то в математике эквивалентом эксперимента является решение задач. Собственно весь курс математики может быть построен и, как правило, строится на решении различных по степени важности и трудности задач.
Элективный курс «Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по математике в новой форме» рассчитан на 34 часа для работы с учащимися 9 класса и предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по математике, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей.
Цель данного курса: оказание индивидуальной и систематической помощи девятикласснику при повторении математики и подготовке к экзаменам.
Задачи курса: 1) подготовить учащихся к экзаменам;
2) дать ученику возможность проанализировать свои способности;
3) помочь ученику с профессиональным выбором.
Функции элективного курса:
-
ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;
-
компенсация недостатков обучения по математике.
Актуальность программы, новизна, ее практическая значимость
В новых условиях актуальной становится задача комплексной подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме ГИА.
Оптимальной формой подготовки к экзаменам является предлагаемый предметно - ориентированный курс пробного вида «Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по математике в новой форме», включающий в себя материал, дополняющий базовые программы.
При разработке элективного курса изучен и проработан теоретический материал по теме, касающейся структуры и типологии элективных курсов, структуру экзаменационной работы по математике в новой форме ГИА. Программа нацелена, прежде всего, на развитие математических способностей учащихся, дает возможность систематизировать и расширить учебный материал, способствовать успешной сдаче ГИА по математике.
По окончании изучения курса учащимися также будет накоплен определенный опыт, способный стать основой дальнейшего формирования ключевых компетентностей личности: получение информации из различных источников, в том числе из справочников, учебных пособий, интернета; использование полученной информации; взаимодействие со сверстниками, старшими; использование методов, приемов решения нестандартных задач.
Методы и формы обучения
Методы и формы обучения определяются требованиями обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения элективного курса:
-
обучение через опыт и сотрудничество;
-
учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
-
интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги);
-
личностно-деятельностный и субъект-субъективный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).
Для работы с учащимися, безусловно, применимы такие формы работы, как лекция и семинар. Помимо этих традиционных форм рекомендуется использовать также дискуссии, выступления с докладами, содержащими отчет о выполнении индивидуального или группового домашнего задания или с содокладами, дополняющими лекцию учителя.
Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, его цель - создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся. Все свойства, входящие в элективный курс, и их доказательства не вызовут трудности у учащихся, т.к. не содержат громоздких выкладок, а каждое предыдущее готовит последующее. При направляющей роли учителя школьники могут самостоятельно сформулировать новые для них свойства и даже доказать их. Все должно располагать к самостоятельному поиску и повышать интерес к изучению предмета. Представляя учащимся возможность осмыслить свойства и их доказательства, учитель развивает геометрическую интуицию.
Организация на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения.
Таким образом, программа применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих хорошей подготовки. В этом случае, учитель может сузить требования и предложить в качестве домашних заданий создание творческих работ, при этом у детей развивается интуитивно-ассоциативное мышление, что, несомненно, поможет им при выполнении заданий ГИА.
Сроки реализации программы
Программа реализуется сроком на 1 год.
Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися знаний.
Программа содержит пять блоков, связанные единой идеей, в то же время они построены по модульному принципу.
Первый блок систематизирует ранее полученные знания о числах и действиях с числами. На блок отводится 7 часов вместе с решением задач на проценты.
-
Натуральные числа. Делимость натуральных чисел
-
Дроби. Все действия с дробями
-
Отношения. Пропорции.
-
Проценты. Основные задачи на проценты
-
Решение тестовых задач
-
Действия чисел с разными знаками
-
Сравнение чисел
На второй и третий блоки отводится 10 часов, их цель - вывод формул, эффективно используемых при решении многих других задач. Их полезно свести в таблицу и использовать в дальнейшем, как справочный материал. У школьников появится некоторый минимум знаний, без которых они не могут продвинуться дальше в решении даже простейших задач.
-
Иррациональные числа. Действия с иррациональными числами
-
Степень с натуральным показателем
-
Квадратный корень. Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях
-
Алгебраические выражения и их преобразования
-
Многочлены, разложение многочленов на множители
-
Многочлены, разложение многочленов на множители
-
Алгебраические дроби, действия с алгебраическими дробями
-
Алгебраические дроби, действия с алгебраическими дробями
-
Рациональные выражения и их преобразования
-
Рациональные выражения и их преобразования
В зависимости от уровня подготовки класса, на доказательство основных соотношений может быть отведено 2 или 3 занятия, на оставшихся школьники учатся применять полученные знания к практике решения задач.
Четвертый блок включает в себя задачи на решение уравнений и систем уравнений, также рассматривает функции.
-
Уравнения. Квадратные уравнения
-
Рациональные уравнения
-
Рациональные уравнения
-
Системы уравнений
-
Системы уравнений
-
Графический способ решения уравнений
-
Функции. Способы задания функций. Область определения и область значений функции
-
Графики функции
-
Графики функции
-
Графики функции
Пятый блок посвящен решению текстовых задач и задач, решаемых с помощью последовательностей, а также геометрических задач.
Итоговым занятием планируется провести зачет.
Таким образом, на изучение пяти блоков отводится 34 часов, из них 4 часа - на определение успешности усвоения материала
Ожидаемый результат
учащийся должен
знать/понимать:
-
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
значение математики как науки;
-
значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности
уметь:
-
решать задания, по типу приближенных к заданиям государственной итоговой аттестации (базовую часть)
иметь опыт:
-
работы в группе,
-
работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет
Организация и проведение аттестации учеников
Основными результатами освоения содержания элективного курса учащимися может быть определенный набор общеучебных умений, а также приобретение опыта внеурочной деятельности, содержательно связанной с математикой.
Начинается курс с ознакомительной вводной лекции. Следующее за ней занятие посвящается входному тестированию, цели которого:
-
Составить представление учителя об уровне базовых знаний учащихся, выбравших курс.
-
Коррекция в связи с этим уровня подачи материала по данному курсу.
При прослушивании блоков лекционного материала и проведения семинара, закрепляющего знания учащихся, предусматривается индивидуальное или групповое домашнее задание, содержащее элементы исследовательской работы, задачи для самостоятельного решения. Защита решений и результатов исследований проводится на выделенном для этого занятии и оценивается по пятибалльной системе или системе «зачет-незачет», в зависимости от уровня подготовленности группы.
Диагностика обученности - это безотметочная оценка знаний и умений учащихся на момент диагностирования, включающая в себя:
-
контроль;
-
проверку;
-
оценивание;
-
накопление статистических данных и их анализ;
-
выявление их динамики;
-
прогнозирование результатов.
По итогам изучения элективного курса составляется Итоговая диагностическая карта ученика, где отражены результаты всех зачетных работ.
Содержание курса и распределение часов по темам
Данный элективный курс рассчитан на 34 тематических занятия.
Основное содержание курса
-
Вводная лекция «Чем занимается алгебра».
Предмет, изучению которого посвящен данный курс. Исторические сведения. Связь с базовым курсом школьной математики. Организационные моменты о формах работы с элективным курсом.
-
Входное тестирование: составляет учитель, ориентируясь на базовый курс алгебры и соответственно класс, в котором проводится тест (для девятиклассников - база 7-8 класса).
Задание для самостоятельной работы: отыскать в источниках, выходящих за рамки обязательного курса использование основных алгебраических законов и формул, историю их появления.
-
Об эволюции понятия числа.
Историческая справка о развитии понятия числа (экскурс в историю математики).
-
Основные законы и формулы алгебры в древних источниках.
Основные законы алгебры. Исторические справки. Формулы сокращенного умножения, их применение в различных сферах деятельности человека.
Задание для самостоятельной работы:
Привести примеры задач, приводящих к решению уравнений.
-
Какие бывают уравнения.
Определение уравнения. Определение решения уравнения. Что значит решить уравнение. Виды уравнений. Классификация уравнений.
Задания для самостоятельной работы:
-
Придумать свои примеры для каждого названного в классификации вида уравнений.
-
Вспомнить известные способы и алгоритмы решения уравнений.
-
Задачи, решаемые линейными уравнениями.
Определение линейного уравнения. Классификация линейных уравнений. Алгоритм решения линейного уравнения. Примеры задач, решение которых сводится к решению линейных уравнений.
Задания для самостоятельной работы:
Составить свои задачи, приводимые к решению линейного уравнения.
-
Решение квадратных уравнений в мировой математике.
Определение квадратного уравнения. Разновидности квадратных уравнений. Способы решения квадратных уравнений.
Задания для самостоятельной работы:
Заслушать подготовленные дополнения по теме.
-
Решение геометрических задач
Признаки равенства треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Четырехугольники. Площади фигур. Подобные треугольники. Окружность. Векторы. Движения.
-
Тестирование. Итоговая контрольная работа.
Календарно-тематическое планирование
«Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по математике в новой форме»
9 класс 2014-2015 учебный год
34 часа (1 час в неделю)
№ урока
Тема урока
Календар-ный
срок
Не проведенные
уроки
Корректи-
ровка
Натуральные числа. Делимость натуральных чисел
Дроби. Все действия с дробями
Отношения. Пропорции.
Проценты. Основные задачи на проценты
Решение тестовых задач
Действия чисел с разными знаками
Сравнение чисел
Иррациональные числа. Действия с иррациональными числами
Степень с натуральным показателем
Квадратный корень. Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях
Алгебраические выражения и их преобразования
Многочлены, разложение многочленов на множители
Многочлены, разложение многочленов на множители
Алгебраические дроби, действия с алгебраическими дробями
Алгебраические дроби, действия с алгебраическими дробями
Рациональные выражения и их преобразования
Рациональные выражения и их преобразования
Уравнения. Квадратные уравнения
Рациональные уравнения
Рациональные уравнения
Системы уравнений
Системы уравнений
Графический способ решения уравнений
Функции. Способы задания функций. Область определения и область значений функции
Графики функции
Графики функции
Графики функции
Последовательности и прогрессии
Последовательности и прогрессии
Решение текстовых задач
Треугольники
Соотношения между сторонами и углами треугольника
Площади фигур
Окружность
Список литературы:
-
Пичурин Л.Ф. «За страницами алгебры», Москва: Просвещение, 1990.
-
Ященко И.В., Семенов А.В., Захаров П.И.. ГИА 2012, Математика. Тематическая рабочая тетрадь. 9 класс (новая форма) - М.: Издательство «Экзамен», МЦННМО, 2012.
-
Кочагин В.В., Математика: 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь - М.: Эксмо, 2012
-
Подготовка к ГИА-9 под редакцией Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Кулабухова, Легион-М, Ростов-на-Дону, 2012.
-
Кузнецова Л.В. Суворова С.Б. Сборник заданий для подготовки итоговой аттестации в 9 классе. - М.: Просвещение 2012.
-
Колесникова Т.В., Минаева С.С. Типовые тестовые задания 9 класс. М.: «Экзамен», 2012.
-
Минаева С.С. Рослова Л.О. Математика. Тематические тренировочные задания. 9 класс. Рабочая тетрадь. М.: «Экзамен», 2012.