- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии 9 класс по учебнику Атанасяна
Рабочая программа по геометрии 9 класс по учебнику Атанасяна
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тараторкина Е.А. |
Дата | 10.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Любостанская средняя общеобразовательная школа»
Большесолдатского района Курской области
Рассмотрена на заседании
МО учителей естественно-
математического цикла
Руководитель _____ Шевелёва Л.Д.
Протокол №___
от «__» ______ 2015 г.
«Согласована»
Заместитель директора школы по УВР
______ Гнездилова З.Н.
«__» _______ 2015 г.
«Утверждена»
Директор
МКОУ «Любостанская СОШ»
_____ Булгаков С.В.
Приказ №__ от «__» ____2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
(геометрия)
9 класс
Составитель:
Тараторкина Елена Алексеевна.
учитель математики 1 категории
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по математике (геометрии) в 9 классе составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.2012,
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по математике утвержденного приказом Минобразования РФ от 5.03. 2004 г. №1089,
- Приказа Министерства образования и науки об утверждении федерального перечня учебников (Приказ №253 от 31.03.2014),
- Примерных программ по математике. «Дрофа» 2008;
- Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. «Просвещение» 2008;
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1312 от 09.03.2004 ,
- Учебного плана МКОУ «Любостанская СОШ» на 2015-2016 учебный год,
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов (ФКГОС) МКОУ «Любостанская средняя общеобразовательная школа» (Приказ №51 от 01.06.2013 года),
- Авторского тематического планирования Л.С. Атанасяна и др. к учебнику «Геометрия» 7-9 классы «Просвещение» 2008
При реализации данной программы используется УМК под руководством Л.С.Атанасяна.
Структура документа
Структура рабочей программы призвана представить учебный предмет как целостную систему, отражающую внутреннюю логику организации и взаимодействия учебного материала и учебного процесса, и включает в себя следующие элементы:
титульный лист, пояснительную записку, содержание разделов и тем учебного курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.
Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Программа направлена на достижение следующих целей:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
-
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
В курсе геометрии 9-го класса формируется понятие вектора. Особое внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Учащиеся дополняют знания о треугольниках сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольниках, основанных на теоремах синусов и косинусов. Даются систематизированные сведения о правильных многоугольниках, об окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной. Особое место занимает решение задач на применение формул. Даются первые знания о движении, повороте и параллельном переносе. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане МКОУ «Любостанская СОШ» на изучение геометрии в 9 классе отводится 2 часа в неделю, 34 учебных недели, всего 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Уроки вводного повторения (2 ч)
I. Векторы (8ч) . Метод координат. (10 ч.)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
II. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (14 ч.)
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
III. Длина окружности и площадь круга. (12 ч.)
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
IV. Движения. (8 ч.)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
V. Начальные сведения из стереометрии. (8 ч.)
Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объёмов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объёмов.
Повторение. Решение задач. (6 ч.)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Содержание программы
Количество часов
Количество контр. работ
1
Повторение
2
2
Векторы
8
3
Метод координат
10
1
4
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
14
1
5
Длина окружности и площадь круга
12
1
6
Движения
8
1
7
Начальные сведения из стереометрии
8
Итоговое повторение
6
1
Итого:
68
5
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения данного курса обучающиеся должны уметь/знать:
-
Знать определения вектора и равных векторов; изображать и обозначать векторы, откладывать от данной точки вектор, равный данному; уметь решать задачи.
-
Уметь объяснить, как определяется сумма двух и более векторов; знать законы сложения векторов, определение разности двух векторов; знать, какой вектор называется противоположным данному; уметь строить сумму двух и более данных векторов, пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника, строить разность двух данных векторов; уметь решать задачи.
-
Знать, какой вектор называется произведением вектора на число; уметь формулировать свойства умножения вектора на число; знать, какой отрезок называется средней линией трапеции; уметь формулировать и доказывать теорему о средней линии трапеции; уметь решать задачи.
-
Знать формулировки и доказательства леммы о коллинеарных векторах и теоремы о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам, правила действий над векторами с заданными координатами; уметь решать задачи.
-
Знать и уметь выводить формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками; уметь решать задачи.
-
Знать и уметь выводить уравнения окружности и прямой; уметь строить окружности и прямые, заданные уравнениями; уметь решать задачи.
-
Знать, как вводятся синус, косинус и тангенс углов от 0º до 180º; уметь доказывать основное тригонометрическое тождество; знать формулы для вычисления координат точки; уметь решать задачи.
-
Знать и уметь доказывать теорему о площади треугольника, теоремы синусов и косинусов; уметь решать задачи.
-
Уметь объяснить, что такое угол между векторами; знать определение скалярного произведения векторов, условие перпендикулярности ненулевых векторов, выражение скалярного произведения в координатах и его свойства; уметь решать задачи.
-
Знать определение правильного многоугольника; знать и уметь доказывать теоремы об окружности, описанной около правильного многоугольника, и окружности, вписанной в правильный многоугольник; знать формулы для вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности; уметь их вывести и применять при решении задач.
-
Знать формулы длины окружности и дуги окружности, площади круга и кругового сектора; уметь применять их при решении задач.
-
Уметь объяснить, что такое отображение плоскости на себя; знать определение движения плоскости; уметь доказывать, что осевая и центральная симметрии являются движениями и что при движении отрезок отображается на отрезок, а треугольник - на равный ему треугольник; уметь решать задачи.
-
Уметь объяснить, что такое параллельный перенос и поворот; доказывать, что параллельный перенос и поворот являются движениями плоскости; уметь решать задачи.
-
Иметь представления о простейших многогранниках, телах и поверхностях в пространстве; знать формулы для вычисления площадей поверхностей и объёмов тел.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Дата проведения
Название темы
Количество часов
Примечание
по плану
по факту
1 четверть - 17 ч
Повторение (2 ч)
1
5.09
Урок вводного повторения.
1
2
8.09
Урок вводного повторения.
1
Глава 9. Векторы (8 ч)
3.
12.09
Понятие вектора. Равенство векторов.
1
4.
15.09
Откладывание вектора от данной точки.
1
5.
19.09
Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма.
1
6.
22.09
Сумма нескольких векторов.
1
7.
26.09
Вычитание векторов.
1
8.
29.09
Произведение вектора на число.
1
9.
3.10
Применение векторов к решению задач.
1
10.
6.10
Средняя линия трапеции.
1
Глава 10. Метод координат (10 ч)
11.
10.10
Разложение вектора по двум данным неколлинеарным векторам.
1
12.
13.10
Координаты вектора.
1
13.
17.10
Решение задач по теме «Координаты вектора»
1
14.
20.10
Контрольная работа №1 по теме «Векторы. Координаты вектора»
1
15.
24.10
Анализ контрольной работы. Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в координатах.
1
16.
27.10
Простейшие задачи в координатах. Решение задач.
1
17.
31.10
Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности.
1
2 четверть - 18 ч
18.
10.11
Уравнение окружности. Решение задач.
1
19.
14.11
Уравнение прямой.
1
20.
14.11
Решение задач по теме «Координаты вектора»
1
Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (14 ч)
21.
17.11
Синус, косинус, тангенс. Основное тригонометрическое тождество.
1
22.
21.11
Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки.
1
23.
24.11
Решение задач по теме «Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки»
1
24.
28.11
Теорема о площади треугольника. Теорема синусов.
1
25.
1.12
Теорема косинусов.
1
26.
5.12
Решение треугольников.
1
27.
8.12
Решение треугольников.
1
28.
12.12
Измерительные работы.
1
29.
12.12
Решение задач по теме «Теорема синусов. Теорема косинусов»
1
30.
15.12
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.
1
31.
19.12
Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов.
1
32.
22.12
Скалярное произведение векторов и его свойства. Решение задач.
1
33.
26.12
Решение задач по теме «Скалярное произведение векторов»
1
34
26.12
Решение задач по теме «Скалярное произведение векторов»
35.
29.12
Контрольная работа №2 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»
1
3 четверть - 17 часов
Глава 12. Длина окружности и площадь круга (12 ч)
36.
16.01
Анализ контрольной работы. Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника.
1
37.
19.01
Окружность, вписанная в правильный многоугольник.
1
38.
23.01
Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.
1
39.
26.01
Построение правильных многоугольников.
1
40.
30.01
Длина окружности.
1
41.
2.02
Площадь круга.
1
42.
6.02
Площадь кругового сектора.
1
43.
9.02
Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»
1
44.
13.02
Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»
1
45.
13.02
Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»
1
46.
16.02
Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»
1
47.
20.02
Контрольная работа №3 по теме «Длина окружности и площадь круга»
1
Глава 13. Движения (8 ч)
48.
27.02
Анализ контрольной работы. Отображение плоскости на себя. Понятие движения.
1
49.
5.03
Отображение плоскости на себя. Понятие движения.
1
50.
12.03
Параллельный перенос.
1
51.
15.03
Поворот.
1
52.
19.03
Поворот.
1
4 четверть - 19 ч
53.
29.03
Решение задач по теме «Движения»
1
54.
2.04
Решение задач по теме «Движения»
1
55.
5.04
Контрольная работа т№4 по теме «Движения»
1
Глава 14. Начальные сведения из стереометрии (8 ч)
56.
9.04
Анализ контрольной работы. Многогранник.
1
57.
12.04
Призма.
1
58.
16.04
Параллелепипед.
1
59.
19.04
Объём тела.
1
60.
23.04
Пирамида.
1
61.
26.04
Цилиндр.
1
62.
30.04
Конус.
1
63.
3.05
Сфера и шар.
1
Итоговое повторение (6 ч)
64.
7.05
Треугольник. Решение задач.
1
65.
10.05
Окружность. Решение задач.
1
66.
14.05
Четырёхугольники. Многоугольники. Решение задач.
1
67.
21.05
Контрольная работа №5. Итоговая.
1
68.
24.05
Анализ контрольной работы.
1
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УЧИТЕЛЯ
-
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др - Геометрия: учеб. Для 7-9 кл. срд. шк./ М.: Просвещение, 2007
-
Бурмистрова Т.А. -Геометрия 7-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений/ М.: Просвещение 2009
-
Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразов. учреждений/составитель Т.А.Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2011
-
Гаврилова Н.Ф. Контрольно-измерительные материалы. Геометрия: 9 класс/ М.:ВАКО, 2011
-
Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ВАКО, 2009.
-
Рабочая тетрадь/ Геометрия 9
-
Л.И. Звавич, Е.В.Потоскуев. Тесты по геометрии 9 класс
-
Министерство образования РФ: ed.gov.ru/ ; edu.ru
-
Тестирование online: 5 - 11 классы: kokch.kts.ru/cdo
-
Сеть творческих учителей: it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com ,
-
Новые технологии в образовании: edu.secna.ru/main
-
Путеводитель «В мире науки» для школьников: uic.ssu.samara.ru
-
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: mega.km.ru
-
сайты «Энциклопедий»: rubricon.ru/; encyclopedia.ru
-
сайт для самообразования и он-лайн тестирования: uztest.ru/
-
досье школьного учителя математики: mathvaz
УЧАЩИХСЯ
1.Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др - Геометрия: учеб. Для 7-9 кл. срд. шк./ М.: Просвещение, 2007
-
Рабочая тетрадь/ Геометрия 9
-
Л. И. Звавич, Е. В. Потоскуев. Тесты по геометрии 9 класс
14