Статья на тему Инновационные технологии на уроках математики

   Инновационные технологии на уроках математики. В данной статье рассматриваюся информационно-коммуникационные и тестовые технологии. Целью данной работы является выявление положительных сторон при использовании инновационных технологий на уроках математики и во внеурочное время. Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач: 1.                Рассмотреть целесообразность применения тех или иных инновационных технологий на различных этапах урока или во внеурочное время. 2.     ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель математики

МБОУ «Средняя образовательная школа № 30»

городского округа Балашиха

Московской области

Хажилова Наталья Михайловна

Инновационные технологии на уроках математики

Важнейшая задача цивилизации -

научить человека мыслить.

Т. Эдисон

Введение.

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу.

«Если мы учим сегодня так,

как учили вчера, мы крадём у наших детей завтра».

Ю. Дьюи

В настоящее время происходит изменение роли учителя в образовательном процессе. Постепенно основная функция учителя как источника знаний снижается. Современная задача преподавателя - направить образовательный процесс в нужное русло, дать ссылки на качественные ресурсы и проследить за пониманием аудиторией материала, помочь каждому в его освоении. Роль учителя как координатора образовательного процесса должна поддерживаться современными достижениями, среди которых - компьютерные технологии.

Сегодня быть грамотным специалистом нельзя без изучения инновационных образовательных технологий, освоения на практике новых компьютерных программ, улучшающих течение и результаты учебно-воспитательного процесса. Эти новации помогают в решении вопросов повышения мотивации учебно-воспитательной деятельности, увеличении объема материала, изучаемого на уроке, ускорении темпов обучения, устранении временных потерь, и, разумеется, в повышении качества знаний учащихся.

Целью данной работы является выявление положительных сторон при использовании инновационных технологий на уроках математики и во внеурочное время.

Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:

  1. Рассмотреть целесообразность применения тех или иных инновационных технологий на различных этапах урока или во внеурочное время.

  2. Выявить влияние внедрения инноваций на повышение уровня мотивации обучения.

  3. Сделать выбор рационального и оптимального уровня использования инновационных технологий.

Основная часть.

В своем докладе я хочу рассмотреть информационно-коммуникационные и тестовые технологии.

Информационно-коммуникационные технологии

Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении.

Информационные компьютерные технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

1. Для обозначения темы урока.

2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

3. Как сопровождение объяснения преподавателя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

4. Для контроля знаний

Интерактивная доска - поле информационного обмена между учителем и учеником. В них объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования.

Интерактивная доска с её демонстрационно-наглядно-интерактивными возможностями - одно из средств поддержания и удержания интереса учащихся к предмету.

Основные преимущества работы с интерактивной доской:

1. совместима с программами для всех лет обучения и всех школьных дисциплин;

2. повышает мотивацию учебной деятельности учащихся;

3. даёт возможность увеличения объёма учебного материала;

4. создаёт высокий темп обучения;

5. вызывает интерес к предмету при умелом использовании ресурсов и технических возможностей доски;

6. удобна при работе с большой аудиторией;

7. даёт возможность сохранять уроки, дополнять их; улучшает способ подачи учебного материала.

8. успешно применяются проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, интерактивный методы обучения.

9. при исследовательско-поисковом методе возможно активное применение ресурсов Интернет.

10. появляется возможность выхода за рамки школьной программы.

11. на доске можно размещать большое количество разноплановой информации, плотность которой намного выше, чем на обычной доске.

12. отказ от мела и фломастера делает учебный процесс комфортнее;

13. можно использовать в качестве релаксационного инструмента с помощью коллекции программ;

14. стимулирует профессиональный рост учителя.

Не стоит забывать, что мультимедийное оборудование всего лишь один из инструментов в учебно-воспитательном процессе и использование интерактивной доски не обязательно на каждом этапе урока. Правильным будет разумное сочетание всего инструментария учебно-воспитательного процесса.

Тестовые технологии

Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания. Я их использую на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Сегодня существуют разнообразные варианты тестов. На мой взгляд, тесты, созданные самим учителем, позволяют индивидуализировать задания, учитывая особенности каждого ученика. Тестовые задания составляю с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей, уровня готовности учащихся. Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Использование тестовых заданий позволяет осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся с учетом их уровня познавательных способностей.

При проведении тестов удобно использовать систему электронного голосования.

Система электронного голосования - это высокоинтеллектуальное оборудование, предназначенное для оперативного опроса и проверки полученных знаний.

Данный комплекс совмещает в себе дистанционные пульты, приемник сигнала, а также программное обеспечение. Статья на тему Инновационные технологии на уроках математики

Все это необходимо для оперативного создания опросов, дальнейшего их анализа и оценки полученных результатов.

Интерактивная система электронного голосования позволяет с легкостью создавать любые тесты и задания. Используя этот продукт, преподаватель всегда будет в курсе, на каком этапе опроса он находится.

Данный программно-аппаратный комплекс предоставляет полноценную возможность для быстрого создания и опросных документов, а также тестов и контрольных работ.

Система электронного голосования позволяет создавать и свои собственные опросы, которые легко можно интегрировать на любом этапе проведения урока, семинара, конференции или доклада. Кроме того, можно выбрать один из множества готовых шаблонов, входящих в комплект программного обеспечения, а также доступных на портале для педагогов SMART Exchange. Также можно импортировать вопросы из своих собственных тестов, созданных в программах Microsoft Word или Excel;

Системы электронного голосования можно использовать в связке с интерактивной доской SMART. Она идеально подойдет для демонстрации вопросов и вариантов ответа, а также статистики успеваемости класса и отдельных учеников. Если в классе нет интерактивной доски или нужно провести индивидуальное тестирование каждого ученика для избежания списывания, то можно просто раздать учащимся подготовленные материалы с различными вариантами опроса.

Существуют системы для начальных, средних и старших классов. Системы опроса и голосования также различаются по количеству пультов: 12, 18, 24 и 32.

Во время того, как опрашиваемые лица отвечают на поставленные вопросы при помощи своих пультов, система интерактивного голосования проводит комплексный анализ, автоматически суммирует полученные результаты и отображает их на экране. Это позволяет всем присутствующим сразу увидеть, сколько и какие ответы были даны, а также демонстрирует данные о возможности повторения опроса. Проводить опрос можно в анонимном режиме.

Результаты проведенного тестирования в автоматическом режиме добавляются и сохраняются в интегрированный табель. Это позволяет наилучшим образом организовать и обработать полученные сведения.

Подключение системы голосования производится чрезвычайно просто через компьютер с помощью USB-соединения. Сам приемник в классе можно разместить где угодно, он достаточно компактен и обходится без внешнего источника питания, а степень зарядки контролируется светодиодными индикаторами.

Существуют программы для систем электронного голосования SMART Response , Interwrite Response. Скачать программу для SMART Response вы можете по ссылке. Руководство по использованию ПО Interwrite Response можно найти на сайте

san-san.ru/seminar/docs/06-response-06.pdf

Также удобно и целесообразно проводить компьютерное тестирование, если позволяет оборудование кабинетов.

Настроить и организовать компьютерное тестирование за 5 минут поможет специальный видеокурс для учителей, в котором рассматривается программа MyTestX. Программа распространяется бесплатно на сайте mytest.klyaksa.net/.

Видеокурс включает 5 видеоуроков:

Урок 1. Скачиваем и устанавливаем MyTestX

Урок 2. Создание и редактирование тестов в MyTestX

Урок 3. Настройка модулей Server и Student, распространение и получение тестов по сети

Урок 4. Как получить и выполнять тест

Урок 5. Дополнительные настройки и информация

Положительные стороны при использовании системы электронного голосования и компьютерного тестирования:

- повышает интерес учащихся к уроку;
- экономия времени учителей при проверке работ учащихся (позволяет получить мгновенный результат оценки работы);

- позволяет объективно проверить знания учащихся;
- соревновательный характер обучения повышает мотивацию школьников;

- упрощает процесс анализа работы и планирование коррекционных занятий;

- развивает у учащихся внимательность, сосредоточенность;

- экономия времени, бумаги и ресурсов картриджа принтера на создание тестов с широкими возможностями;
- удобство просмотра отчетов как по ученику, так по всему классу;
- на другой уровень выводится работа с родителями учащихся;

- получен отличный «тренажер» для подготовки к ЕГЭ и ГИА;

Основная проблема при проектировании инновационных продуктивных технологий, которые позволяют при наименьших затратах труда и времени, получать максимально высокий результат, состоит в том, что необходимо помнить о том, что любая технология должна быть здоровьесберегающей, что вытекает из п.1 ст. 51 Закона РФ «Об образовании»: «Образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».

При использовании информационно-коммуникационных технологий очень важно учитывать требование санпина, где указано продолжительность использования компьютера на уроке.

Время непрерывной работы на компьютере в течение урока, согласно санитарным «нормам», составляет для учащихся начальной школы - 10 - 15 минут, средней ступени 20 - 25 минут, старшей ступени - 30 минут. Общее суммарное время работы в день соответственно 50, 120 и 200 минут.

Заключение:

Подводя общий итог работы применения инновационных технологий, можно выделить их преимущества: они помогают научить учащихся активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых учащиеся не могут не научиться; стимулируют творческие способности учащихся; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию. В связи с чем особый интерес вызывают активные методы обучения, т.к. они способствуют: эффективному усвоению знаний; формируют навыки практических исследований, позволяющие принимать профессиональные решения; позволяют решать задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности; формируют ценностные ориентации личности; повышают познавательную активность; развивают творческие способности; создают дидактические и психологические условия, способствующие проявлению активности учащихся.

Вывод:

Инновационные технологии и достигаемые результаты:

Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету.

Китайская мудрость гласит: "Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю". Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность. Системная работа по использованию мною современных педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе приводит к тому, что успеваемость по математике в классах 100%, учащиеся принимают активное участие в предметных неделях, участвуют в олимпиадах, научно-практических конференциях по предмету, у слабых учащихся снижается порог тревожности.

Школьный урок - это всегда таинство, волшебство, это неповторимый педагогический шедевр, который возникает благодаря личности учителя, его профессиональному мастерству, а также методическому уровню и техническому оснащению занятия. Творческое и глубоко продуманное использование интерактивных образовательных систем создаёт прекрасные развивающие возможности, как для детей, так и для самих учителей, обеспечивает современный уровень образовательной деятельности на уроках.

8


© 2010-2022