- Преподавателю
- Математика
- Пояснительная записка. Геометрия 8 класс к учебнику Л. С. Атанасяна
Пояснительная записка. Геометрия 8 класс к учебнику Л. С. Атанасяна
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Данилова А.М. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 8 КЛАСС. Геометрия
Рабочая программа по геометрии 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программы по геометрии к учебнику для 7 - 9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Э.Г. Позняка и И.И. Юдиной.
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Программа выполняет две основные функции. Информационно- методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно- планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы : пояснительная записка, основное содержание, примерное распределение учебных часов по разделам программы, требования к уровню подготовки учащихся данного класса, тематическое планирование учебного материала, поурочное планирование, примерные контрольные работы, учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя.
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.
Цели
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей :
-
овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе : ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Место предмета
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 8 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 8 класса. Эти требования структурированы по трем компонентам : знать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Распределение учебных часов по разделам программы
-
четырехугольники - 14 часов;
-
площадь - 14 часов;
-
подобные треугольники - 19 часов;
-
окружность - 17 часов;
-
повторение - 4 часа.
В каждом разделе уделяется внимание привитию навыков самостоятельной работы.
На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их
совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний, таким образом, решаются следующие задачи :
-
введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;
-
развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
-
совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
-
формирование умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;
-
совершенствование навыков решения задач на доказательство;
-
отработка навыков решения задач на построение с помощью циркуля и линейки;
-
расширение знаний учащихся о треугольниках, четырехугольниках и окружности.
В ходе изучения материала планируется проведение пяти контрольных работ по основным темам.
Содержание обучения
Треугольник. Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников.
Теорема Пифагора. Признаки равенства прямоугольных треугольников. синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0˚ до 90˚. Решение прямоугольных треугольников. замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. Окружность Эйлера.
Четырехугольники. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки.
Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.
Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности, равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд.
Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники.
Измерение геометрических величин. Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции(основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырехугольника. Связь между площадями подобных фигур.
Построения с помощью циркуля и линейки. Деление отрезка на n равных частей, построение четвертого пропорционального отрезка.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать:
-
основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
-
формулировки основных теорем и их следствий;
уметь:
-
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразования фигур;
-
решатьзадачи на вычисление геометрических величин, применяя изученные свойства фигур и формулы;
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат и соображения симметрии;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы и обнаруживая возможности для их использования;
-
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
-
владеть алгоритмами решения основных задач на построение;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин(используя при необходимости справочники и технические средства);
-
построений геометрическими инструментами(линейка, угольник, циркуль, транспортир);
-
владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов.
Используемый учебно - методический комплект
-
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия. 7 - 9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009 - 2012.
-
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Юдина И.И. Геометрия: Рабочая тетрадь для 8 класса. М.: Просвещение, 2009 - 2012.
-
Фарков А.В. Тесты по геометрии к учебнику Атанасяна Л.С. и др. Геометрия. 7 - 9 классы. 8 класс. Издательство М.:«Экзамен», 2014.
-
Ершова А.И., Голобородько В.В., Ершова А.С.. Алгебра, геометрия. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса. Москва. Илекса, 2012
-
Журавлев С.Г., Изотова С.А., Киреева С.В.. контрольные и самостоятельные работы по алгебре и геометрии. 8 класс. Издательство М.:«Экзамен», 2015.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
-
№ параграфа учебника
ТЕМА
Количество часов, отведенное на изучение темы
Глава V. Четырехугольники ( 14 часов )
1
Многоугольники
2
2
Параллелограмм и трапеция
6
3
Прямоугольник. Ромб. Квадрат
4
4
Решение задач
1
Контрольная работа № 1
1
Глава VI. Площадь ( 14 часов)
1
Площадь многоугольника
2
2
Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции
6
3
Теорема Пифагора
3
Решение задач
2
Контрольная работа № 2
1
Глава VII. Подобные треугольники ( 19 часов)
1
Определение подобных треугольников
2
2
Признаки подобия треугольников
5
Контрольная работа № 3
1
3
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач
7
4
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника
2
Решение задач
1
Контрольная работа № 4
1
Глава VIII. Окружность ( 17 часов)
1
Касательная к окружности
3
2
Центральные и вписанные углы
4
3
Четыре замечательные точки окружности
3
4
Вписанная и описанная окружности
4
Решение задач
2
Контрольная работа № 5
1
Повторение курса геометрии за 8 класс ( 4 часа)
итого
68