Доклад на тему Геометрия в архитектуре

Цель этой работы: расширить представление о сферах применения математики (в   частности геометрии); показать возможность применения геометрических знаний в профессии архитектора. Эта работа была поручена ученику, которому нравится профессия архитектора. Обучающийся выяснял с каким предметом больше всего связана архитектура. А затем  поставил перед собой проблемные вопросы: 1)    Существует ли связь между математикой и архитектурой? 2)    Как человек применяет красоту геометрических построений в...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему Геометрия в архитектуре


Доклад на тему Геометрия в архитектуре


Работу выполнил ученик 9 класса

МБОУ СОШ им.И.А.Солдатова

с. Нижнее Большое Жихарев Александр.

Руководитель: учитель математики

Руднева Татьяна Кузьминична.



Введение.

Когда я был совсем маленьким, я очень любил делать башни из кубиков, строить замки на песке и рассматривать картинки, где изображены красивые здания. Повзрослев, я узнал, что человека, который создаёт проекты различных зданий, называют архитектором. Эта профессия мне нравится, и я решил узнать с каким предметом больше всего связана архитектура, поставив перед собой проблемные вопросы:

  1. Существует ли связь между математикой и архитектурой?

  2. Как человек применяет красоту геометрических построений в своих творениях?

Цели: расширить представление о сферах применения математики

(в частности геометрии);

показать возможность применения геометрических знаний в

профессии архитектора.

(Данная работа сопровождается показом слайдов презентации).

С незапамятных времен люди использовали геометрические знания, чтобы измерять участки земли, находить площади и объемы, правильно чертить проекты зданий и машин. Так практическая деятельность людей привела к дальнейшему углублению знаний по геометрии.

Геометрия - основная частью «фундамента», на котором строится важное направление деятельности человека - архитектура. Архитектура - это соединение искусства, науки и производства. Метко называют архитектуру дочерью геометрии.

Геометрия - одна из древнейших наук. Она зародилась в Древнем Египте.

Доказательством этому может служить чудо-сооружение, появившееся там около 2550 лет до Рождества Христова. Её высота составляет 146,6 м, что примерно соответствует пятидесятиэтажному небоскребу. Площадь основания 230х230 м. Это самое большое монументальное сооружение, когда-либо воздвигнутое человеком и имеющее геометрическую форму. Древние египтяне были замечательными инженерами. До сих пор ученые не могут до конца разгадать загадки и тайны этих огромных гробниц -Египетских фараонов.

Одним из красивейших произведений древнегреческой архитектуры является Парфенон (V в. до н. э) - храм Афины. Известно, что фасад Парфенона вписан в прямоугольник со сторонами 1: 2, а план образует прямоугольник со сторонами 1 и √5. Секретов гармонии Парфенона несколько. Например, в нём нет прямых линий, они слегка изогнутые. Это говорит о том, что зодчие Греции знали: в геометрии строго горизонтальные линии издалека представляются прогнувшимися в середине.

В XII в. архитектура понимается уже как наука, как знание, как геометрия, имеющая практическое приложение, как деятельность человека, требующая не только большого опыта, навыков и вкуса, но и специальных математических знаний.

Гармония и изящество в архитектуре достигаются чаще всего с применением законов симметрии.

С древних времён народы владели представлением о симметрии, как об уравновешенности и гармонии. Посредством симметрии человек всегда пытался, по словам немецкого математика Германа Вейля «постичь и создать порядок, красоту и совершенство». И, действительно, примеров использования симметрии в архитектуре множество.

Поражают своим величием и красотой здания Петергофа и Санкт-Петербурга.

И в нашем районе, селе есть очень красивые здания. Например, здание администрации Воловского района, здание ЗАГСа, церковь Михаила Архангела. В моём родном селе есть памятник Герою Советского Союза Солдатову Ивану Алексеевичу, это сооружение тоже имеет ось симметрии и без определённых геометрических расчётов тут не обошлось.

Архитектура, в которой мы видим традиционные геометрические фигуры

(2 слайда №17, №18).

Здесь строительство большое,

Прежде чем его начать,

Нужно всё очень подробно

Начертить и рассчитать.

А иначе рамы будут с перекосом,

Потолок провалиться.

А кому, друзья скажите, это может нравиться?

Архитектурные сооружения живут в пространстве, являются его частью, вписываясь в определенные геометрические формы.

Благодаря геометрии в архитектуре появилось множество возможностей.

Часто геометрические формы являются комбинациями различных геометрических тел. Сведение красоты только к симметрии ограничивало или лишало красоту жизни. Истинную красоту можно постичь только в единстве противоположностей.

Вот почему единство симметрии и асимметрии определяет сегодня внутреннее содержание прекрасного в искусстве.

Симметрия воспринимается нами как покой, скованность, закономерность, тогда как асимметрия означает движение, свободу, случайность. Примером этому может служить храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Симметричные архитектурные детали собора «кружатся» в своем асимметричном «танце», создавая впечатление радости и праздника.

Изучая тему «Геометрия в архитектуре» я понял, что гармония в архитектурном сооружении зависит не столько от его размеров, сколько от соотношений между размерами составляющих его частей и пришёл к выводу, что существуют законы симметрии, которые помогают человеку создавать объекты эстетически привлекательные, что ось симметрии часто используется как средство выражения архитектурного замысла, что без геометрии невозможна архитектура, невозможно познание гармонии окружающего мира.

Раньше я или не замечал, или не задумывался, что когда мы идем по улице, нас окружают почти везде геометрические фигуры. Например, обыкновенный дом состоит из квадратов, прямоугольников (балкон, окна, двери и т. д). Детская площадка: песочница квадратной формы, турник в виде прямой, разные ломаные, окружности и т.д.

Если мы посмотрим вокруг, то увидим насколько прекрасна геометрия и какие возможности она нам дает!

Если б, строя ваш дом, тот, в котором живёте,

Архитектор немного ошибся в расчёте,

Что б случилось? Мы были бы все в печали

Этот дом превратился бы в груду развалин!

В будущем я мечтаю стать архитектором.

Поэтому, прежде чем творения архитектора воплотятся в жизнь, надо сделать много геометрических построений, математических расчётов, которые воплощают замыслы архитектора в жизнь и создают ощущение спокойной уверенности и красоты вокруг нас.

Вывод: лучше ориентироваться в окружающем мире, открывать новое, понимать красоту и мудрость архитектурных строений поможет вам предмет - геометрия. Архитектура без геометрии немыслима.

.

Используемая литература :

1. Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике./Саратов,

ОАО-Издательство «Лицей»-2011г.

2. Ганс Райхардт «Семь чудес света» /М., «Слово»-2007 г.

3. Минковский В. Л . За страницами учебника. /М., «Просвещение»-2010 г.

4. Шейнина О.С., Соловьёва Г.М. Математика. Занятие математического

кружка./ НИ ЭНАС-2012 г.

5. Элективные курсы. Геометрия. Красота и гармония. Авторы-составители

Л.С. Сагателова, В.Н. Студенецкая. /Волгоград, «Учитель»-2010 г.

6. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Математика. Под редакцией О.Г.

Хини. /М., АСТ-ЛТД, 2007 г.

Интернет-ресурсы:

  • upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8c/SphinxGiza.jpg

  • 7788.ru/upload/iblock/e9d/p-3298.jpg

  • wallcoo.net/paint/fine-art-paintings/wallpapers/1440x900/art-painting-raphael_wallcoo.com.jpg


© 2010-2022