Статья Улучшение качества образования

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Улучшение качества образования

через использование инновационных технологий


«Обучать ребенка - это, значит,

не давать ему нашей истины,

но развивать его собственную

истину до нашей, иными словами,

не навязывать ему нашего мира,

созданного нашей мыслью, но помогать

ему перерабатывать мыслью

непосредственно очевидный чувственный мир»

П.П.Блонский

русский философ, педагог и психолог



Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. В качестве одного из условий достижения «нового современного качества общего образования» определена: оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся, проведение в образовательных учреждениях работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, в том числе за счет использования эффективных методов обучения.

Проблема - это всегда препятствие. Преодоление препятствий - движение, неизменный спутник развития. Но проблемы на уроке математики бывают разными, и решение различных проблем приводят к различным видам развития. Поэтому, на своих уроках, стараюсь развить у учащихся способность решать возникающие проблемы.

С точки зрения классической современной дидактики, проблемное обучение - это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

При проблемном обучении, прежде чем выучить, требуется понять, всё принимает характер открытий: надо искать, находить теоремы самим, осмысливать правила критически. Такая учебная деятельность в конечном итоге приводит к изменению в структуре мыслительной деятельности, спецификой которой становится решение учебной проблемы путем рассуждения, выдвижения гипотезы, догадки или же сочетания аналитического и эвристического путей решения. Цель проблемного обучения - усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности ученика и развитие его творческих способностей.

В своей педагогической деятельности при обучении математике, используя данную технологию, организую проблемные ситуации, формулирую проблемы, при этом в случае необходимости оказываю ученикам необходимую помощь в решении проблем, и осуществляю проверку этих решений, при этом даю возможность учащимся сопоставить решение каждого, выполнить самоанализ правильности решения.

Главные цели проблемного обучения, которые решаю на уроках математики:

  • развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;

  • усвоение учащимися знаний, умений и добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;

  • воспитание активной, творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;

  • развитие профессионального проблемного мышления.

Проблема, поставленная перед учащимися на моих уроках, выглядит и как теоретическая, и как практическая. Постановка теоретической проблемы основывается на некоторых общих положениях, известных учащемуся и отправляется от них. Она заключается в том, чтобы раскрыть общие положения, обосновывающие те действия, которые приобретаются учащимися, или те факты, которые необходимо объяснить на понимание новых фактов, или обоснование нового действия. При постановке практической проблемы учащиеся сталкиваются с некоторым «интеллектуальным» препятствием, которое необходимо преодолеть для выполнения известного ему действия. При этом возникает необходимость найти новый способ, соответствующий заданным условиям выполнения задания. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия, решение проблемы включает творческого мышления. Проблемная ситуация возникает на основе противоречия между необходимостью применять общие законы развития к объяснению конкретных явлений, и уровнем умений учащихся обобщать и конкретизировать; путь решения проблем - под руководством учителя коллективный анализ результатов выполнения работ.

К методам проблемного обучения относятся: исследовательский метод, эвристический метод и метод проблемного изложения.

Центральное место в проблемном обучении занимает исследовательский метод. Этот метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования. Осуществление основных этапов исследовательского процесса, разумеется, в упрощенной, доступной учащимся форме. Выявление неизвестных (неясных) фактов, подлежащих исследованию (ядро проблемы); уточнение и формулировка проблемы; выдвижение гипотез; составление плана исследования; осуществление исследовательского плана, исследование неизвестных фактов и их связей с другими, проверка выдвинутых гипотез; формулировка результата; оценка значимости полученного нового знания, возможностей его применения.

Важная особенность исследовательского метода состоит в том, что в процессе решения одних проблем постоянно возникают новые.

Исследовательский метод в обучении, однако, лишь в какой-то мере имитирует процесс научного исследования. Учебное исследование отличается от научного некоторыми существенными особенностями.

Во-первых, учебная проблема, т.е. то, что исследуется в процессе проблемного обучения, и та истина, которую учащиеся открывают, для науки не являются новыми. Но они новы для учащихся, а открывая для себя то, что в науке давно открыто, учащиеся на этом этапе своей учебной деятельности мыслят как первооткрыватели.

Во-вторых, стимулы учащихся к проведению исследования отличны от стимулов, побуждающих ученого к исследованию. Учебное исследование ведется учащимися под руководством, с личным участием и с помощью учителя. Эта помощь должна быть такой, чтобы учащиеся считали, что они самостоятельно достигли цели.

В-третьих, как и всякий другой метод обучения, исследовательский метод не является универсальным методом обучения. В младших и средних классах школы в деятельность учащихся могут включаться лишь отдельные элементы исследований. Это является подготовкой для применения в старших классах исследовательского метода в более развитой и сложной форме. Но и на этом этапе обучения этот метод может применяться лишь для изучения отдельных тем, вопросов. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, управляемых учителем, их самостоятельной познавательной деятельности, необходимо организовать эти поиски, развивать познавательную деятельность учащихся, что, несомненно, более сложно и требует методической подготовки более высокого уровня, чем объяснение изложенного в школьном учебнике материала и требование его заучивания учащимися.

Для учеников работа над учебными исследованиями - это возможность максимального раскрытия их творческого потенциала. Это деятельность, позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности, найденный способ решения проблемы, носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учащийся, испытавший радость открытия, смело идет на поиск решения новых задач. Он уже знает, что его ожидает, что напряженность поиска сменяется радостью открытия. Нетрудно заметить в этом большое воспитательное и развивающее значение исследовательского метода.

Такой подход наряду с несомненными достоинствами требует чрезмерно большого времени. Хотя это дополнительное время окупается эффективностью развития творческого мышления учащихся, когда этого времени нет, естественно ограничиться применением исследовательского метода к отдельным темам, наиболее подходящим для этой цели. При такой методике и в тех случаях, когда некоторые темы будут изучаться непосредственно по учебнику, без предварительного исследования, учащиеся будут смотреть и на этот изложенный в учебнике материал как на результат некоторых исследований (проведенных другими), что будет положительно влиять на уровень его усвоения.

Фактор времени часто вынуждает применять в обучении методы, являющиеся лишь частично исследовательскими.

Таким образом, проблемное обучение, как процесс предполагает:

  • создание проблемной ситуации;

  • выход из нее, то есть решение проблемы.

В создании проблемной ситуации основная роль принадлежит мне как учителю, я должна заинтересовать, увлечь учащихся работой. Так, например, при решении задачи наиболее активной становится деятельность учеников, я как учитель только направляю и корректирую их мыслительные усилия.

Проблемное обучение ориентировано на формирование потребности в учебной деятельности, т. е. оно более интенсивно, чем непроблемное обучение, влияет на активизацию учебной деятельности.

Несмотря на совершенно явные достоинства проблемного обучения перед непроблемным, ни на каком этапе школьное обучение не может строиться целиком как проблемное. Для этого потребовалось бы много времени, намного больше, чем возможно выделить на обучение математике. Более того, переоткрытие всего программного содержания в процессе обучения привело бы к обеднению этого процесса (например, в выработке навыков самостоятельной работы с книгой, усвоения лекций и др.).

Работа по развитию у учащихся творческих способностей на уроках математики, когда используется технология проблемного обучения, еще один верный способ улучшения качества образования.

Максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании знаний и овладении способами действий обеспечило рост их учебных достижений. Главным результатом моей педагогической деятельности считаю создание ситуации успеха - создание обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой, т.е. повышение качества образования. Используемые мною активные формы и методы обучения различны, но назначение их одно: сделать сложное простым и доступным.

Список литературы

  1. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителей/ под редакцией А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2006. - 176с.

  2. Инновационные процессы в образовании. Авторские школы//Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-3-е изд..испр.-М.: Издательский центр «Академия»,2006.-С.12-19.

  3. Карпов А.О. Педагогика научного поиска: истоки//Школьные технологии.-2005.-№4.-С.20-21.

  4. Князев А.М. Роль педагогической науки в формировании гражданских качеств как условия самоопределения и самореализации личности//Мир психологии.-2006.-№2.-С.205-216.

  5. Потев М.И. Инновационные технологии обучения: Теория и проектирование. - СПб.: ГИТМО (ТУ), 2000. - 228с.


© 2010-2022