Формирование вычислительных навыков у школьников/

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование вычислительных навыков у школьников,

как основное средство успешной сдачи ЕГЭ и ГИА.

Как показывают проведённые мониторинги, включая ЕГЭ и ГИА, значительная часть школьников не достигает уровня обязательной математической подготовки. Причём происходит это на достаточно ранних этапах обучения: в начальной школе и при обучении в 5 - 6 классах. Одна из причин слабой подготовки большинства учащихся - большое количество вычислительных ошибок, которые ученики допускают как при выполнении задач базового, так и повышенного уровня. Обучающиеся недостаточно уверено владеют вычислительными стратегиями, пренебрегают промежуточным контролем и проверкой правдоподобия результата.

Обучение вычислениям вносит специфический вклад в развитие основных психических функций учащихся, способствуя развитию скорости мышления, внимания, памяти. В свою очередь, нельзя получить хороших результатов при формировании вычислительных навыков, без развития общеучебных навыков.

Вычислительный навык - это высокая степень овладения вычислительными приемами.

Полноценный вычислительный навык характеризуется правильностью, осознанностью, обобщённостью, автоматизмом и прочностью.

Вычислительные навыки и умения закладываются при изучении курса математики в первые 6 лет обучения. В этот период школьники обучаются именно умению осознанно использовать законы математических действий. В последующие годы, полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются.

Этапы формирования вычислительных навыков:

  1. Знакомство с новым понятием, навыком. На этом этапе работа должна идти в соответствии с идеями развивающего обучения, знания, полученные осознанно, усваиваются быстрее и дольше сохраняются.

Навык вырабатывается при участии сознания, которое первоначально направляет действие к определенной цели при помощи осмысленных способов его выполнения и контролирует его. Советский психолог С. А. Рубинштейн пишет: «Высшие формы навыка у человека, функционирующие автоматически, вырабатываются сознательно и являются сознательными действиями, которые стали навыками; на каждом шагу - в частности при затруднениях - они вновь становятся сознательными действиями; навык, взятый в его становлении, является не только автоматическим, но и сознательным актом; единство автоматизма и сознательности заключено в какой - то мере в нем самом».

  1. Формирование навыка - овладение умением. Первые упражнения на применение нового приёма должны выполняться с подробными объяснениями и записями. Такая работа помогает ученикам лучше понять смысл и последовательность выполнения изучаемого действия.

  2. Этап автоматизации умения. Автоматизация умения происходит путём исключения промежуточных операций, сложные ассоциации заменяются прямыми. Для формирования навыка и доведения его до автоматизма, недостаточно отдельных упражнений. При выборе способов организации вычислительной деятельности необходимо ориентироваться на развивающий характер работы, отдавать предпочтение обучающим заданиям.

Работа по формированию вычислительных умений и навыков должна вестись в системе, целенаправленно.

На всех этапах работы по формированию вычислительных умений и навыков необходимо: проводить диагностику вычислительных навыков учащихся; вести мониторинг формирования вычислительной культуры учащихся;

постоянно закреплять все вычислительные навыки на уроках и во внеурочной деятельности по предмету; использовать в работе систему тренинга по совершенствованию вычислительных навыков; учить различным способам быстрых вычислений, приучать применять рациональные приёмы вычислений; развивать у учащихся потребность и умение контролировать себя при выполнении упражнений.

Избежать случайных ошибок на экзамене ученикам поможет умение выбрать наиболее подходящий способ получения результата и умение пользоваться приемами проверки и интерпретации ответа.

Рациональное выполнение вычислений и тождественных преобразований требует от ученика не только хорошего знания теоретического материала, но и таких качеств мышления, как наблюдательность, гибкость, критичность. Применение нестандартных решений, служат формированию более прочных, осмысленных, высокоразвитых умений и навыков.

Выбору рационального пути решения предшествует анализ предложенного вида упражнения.

Необходимо рассматривать с учениками различные способы выполнения упражнений, показывать преимущества рационального выбора решения. Обращать внимание учащихся пути рационализации вычислений в повседневной практике.

В условиях подготовки учащихся к ГИА наиболее важное значение приобретает формирование у учащихся навыков самоконтроля, самооценки, самопроверки, самоанализа.

Необходимо развивать у учеников привычку проверять свои решения, умение находить ошибку в записях решений, анализировать реальность полученных результатов. Владение навыками самопроверки и самооценки проявляется в умении проверить свою работу, найти ошибку и исправить её.

Способы проверки можно условно разделить на две группы: математические и житейские.

К житейским можно отнести: проверка на правдоподобие, сравнение данных и найденных величин, элементарная прикидка. Встречаются задачи, в которых учащиеся могут получить ответы не соответствующие реальной жизни, допустив логическую или вычислительную ошибку в решении. При решении задачи получается неправдоподобный ответ, например, масса товара в упаковке получилась больше его массы без упаковки. Приучать учащихся анализировать полученный результат, его реальность. Способ прикидки особенно хорош при работе с отрицательными числами.

К математическим способам можно отнести элементарную подстановку, если это уравнение, неравенство, решение несколькими способами, прикидка числа решений, прикидка вида ответа.

Для того, чтобы ученик пришел к необходимости делать проверку, предлагать найти значение выражения и сверить конечный результат с ответом. Учить осуществлять проверку по готовому алгоритму; развивать умение учащихся обнаруживать ошибки: в действиях своих товарищей, учителя, собственных, в результате действия, в процессе действия. В работе использовать задания, направленные на развитие умения учащихся обнаруживать ошибки, умение объяснять их, выявлять причины их возникновения, такие как: решение учителя с преднамеренной ошибкой, найти ошибку и подумать, что привело к появлению ошибки. Вести работу на развитие у детей умение задавать уточняющие вопросы, доказательно рассуждать. Учить детей самостоятельно разрабатывать алгоритм контрольного действия, ставить учебную задачу на основе контроля.

Систематически проводить анализ результатов письменных работ, вести работу над ошибками. Предлагать учащимся самопроверку и самооценку домашней работы по готовому решению и известным критериям оценивания

Как правило, учащиеся в работах допускают одни и те же «свои» ошибки. Полезно вести с учеником вести работу по учёту и прогнозированию своих ошибок, создавать банк ожидаемых ошибок.

Работу по формированию культуры вычислений, необходимо вести на основе индивидуально - дифференцированного подхода.

Устранить пробелы в знаниях у учащихся можно только при наличии активной позиции учащихся при изучении математики, в этом случае формируются прочные умения и навыки, развиваются умственные и творческие способности, самостоятельность мышления. Ученики учатся соизмерять свои возможности, определять уровень своих знаний, приобретает надпредметные компетенции.


© 2010-2022