- Преподавателю
- Математика
- Проект Школьное математическое общество
Проект Школьное математическое общество
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рассказова Е.А. |
Дата | 06.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт
развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Кафедра математических дисциплин, информационных
технологий и дистанционного обучения
Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения как условие совершенствования качества образования в современной школе»
Проект «Школьное математическое общество»
Выполнен: Рассказовой Еленой Анатольевной,
учителем математики высшей квалификационной категории
МКОУ СОШ № 10 г.с.Ачикулак
Руководитель:
Юденко Т.А.,
доцент кафедры МД, ИТ и ДО, к.п.н.
г.Ставрополь, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………
I. ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТА…………………………………
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА…………………………………………
III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА…………………………..
IV. РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕТА………………………..
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………..
3
4
5
5
7
11
12
Введение.
Актуальность. Успешное развитие общества во многом зависит от творчески мыслящих, находящихся в поиске нового людей. Методов стимулирования интереса к творческому познанию рассматривается очень много. Но один из приёмов - организация познавательной деятельности через школьное математическое общество недостаточно широко используется в практике преподавания, за исключением инновационных учебных заведений.
Идея. Необходимо создать такую модель развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, которая позволит им реализоваться в различных областях науки или техники. Социальный заказ общества на творчески активную личность, проведение интеллектуальных муниципальных мероприятий требовали от школы воплощение этой идеи через продуманную организацию учебно-познавательной деятельности.
Среди существующих форм внеурочной деятельности, направленных на развитие интеллектуальных возможностей учащихся, необходимо выбрать такую модель, которая предусматривает организацию поисковой деятельности учащихся путем постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. После изучения и обобщения опыта педагогов разных школ было решено организовать исследовательскую деятельность через создание школьного математического общества учащихся.
В этом и есть необходимость создания школьного математического общество в условиях средней общеобразовательной школы для реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Создание инициативной творческой группы педагогов для разработки и реализации проекта ШМО.
2. Изучение опыта организации ШМО в других школах.
3. Определение структуры ШМО, его целей и задач, содержания деятельности.
4. Выявление способных обучающихся и вовлечение их в ШМО.
5. Реализация проектной деятельности через различные формы работы.
Гипотеза: Создание в условиях общеобразовательной школы математического общества приведет к развитию и реализации интеллектуальных и творческих способностей учащихся, позволит привлечь их к результативному участию в интеллектуальных мероприятиях разного уровня.
Реализация задуманного проекта решает проблему обучения и развития способных, талантливых и одаренных детей, которые в новом веке станут авторами научных открытий.
Информационная форма проекта.
-
Название проекта - «Школьное математическое общество».
-
Контактные данные разработчиков проекта: [email protected].
-
Аннотация проекта.
На сегодняшний день перед школой стоит задача подготовки будущих выпускников к самостоятельной жизни. Для этого необходимо у школьников развивать их интеллектуальные, творческие, коммуникативные способности, формировать аналитическое и критическое мышления. Это возможно сделать, организовав в школе математическое общество обучающихся, в котором в процессе творческого поиска и выполнения исследований, будут формироваться все выше указанные способности.
Аудитория проекта - учителя и обучающиеся МКОУ СОШ№10 .
-
Описание проблемы проекта.
Во все времена школа, помимо обучения детей основам наук, выполняла и важнейшую задачу подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни в обществе.
А для современного общества характерна сложность социальных, культурных, экономических условий, поэтому оно остро нуждается в людях, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, обладают критическим и творческим мышлением, умеют работать в коллективе, обладают коммуникационными навыками, то есть являются конкурентоспособными.
Таким образом, сегодня школа должна решить непростые вопросы: какой должна быть новая модель образования и как наиболее безболезненно для всех участников педагогического процесса изменить свою работу с целью выполнения социального заказа, и что очень важно, сделать привлекательной эту модель для самих учащихся.
В обычной общеобразовательной школе есть творческие учителя и способные учащиеся, интересы которых выходят далеко за рамки учебных предметов, и реализовать себя в пределах школьной программы такие дети в полной мере не могут.
Одним из решений этой проблемы может быть организация учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся и навыков исследовательской, проектной деятельности, что способствовало бы формированию выше указанных качеств будущих выпускников. В частности, это можно сделать, создавая в школах научные общества учащихся.
Таким образом, актуальность представленного проекта обусловлена следующим:
-
Необходимостью скорейшего решения важной задачи по воспитанию конкурентоспособной личности, способной к самореализации.
-
Необходимостью разрешить противоречия между потребностями общества и результатами деятельности школ по эффективной подготовке выпускников к самостоятельной жизни.
-
Необходимостью создания условий для самореализации учащихся.
-
Цели и задачи проекта.
Цель проекта - создание школьного математического общества обучающихся (ШМО), обеспечивающего
-
выявление и поддержку интересующихся математикой обучающихся,
-
развитие их интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей, путём создания условий для самореализации,
-
поддержку научно-исследовательских интересов учащихся,
-
подготовку учащихся к самостоятельной жизни,
-
совершенствование умений и навыков самостоятельной работы школьников,
-
активное включение обучающихся школы в процесс самообразования и саморазвития.
-
формирование аналитического и критического мышления обучающихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований,
-
содействие в профессиональной ориентации.
Задачи проекта:
-
Вовлечение педагогов школы в работу в ШМО.
-
Проведение просветительской работы среди обучающихся на тему "Что такое ШМО?"
-
Отбор учащихся для участия в работе ШМО.
-
Разработка проекта устава ШМО, его названия, девиза, эмблемы.
-
Знакомство школьников с правилами организации исследовательской деятельности.
-
Деятельность в рамках проекта.
Идея проекта состоит в предположении, что создание ШМО в школе будет способствовать воспитанию конкурентоспособной личности, способной к самореализации в обществе.
Проект рассчитан на 5 недель и содержит 5 этапов.
1 этап. Вовлечение педагогов школы в работу в ШМО. Для этого необходимо провести следующую работу:
-
Создать и тиражировать информационные буклеты о ШМО.
-
Распространить буклеты среди учителей математики МКОУ СОШ №10.
-
Организовать и провести личные беседы о создании ШМО с каждым учителем, получившим буклет, спустя 1-2 дня.
-
Провести «круглый стол» с педагогами по теме «За» и «против» моего участия в ШМО.
-
На «кругом столе» привести примеры отзывов учителей других школ, уже принимающих участие в работе ШМО.
-
Составить списки педагогов, согласившихся на участие в работе ШНО.
Срок реализации 1 этапа: 1 неделя.
2 этап. Проведение просветительской работы среди учащихся на тему «Что такое ШМО?» Для этого необходимо провести следующую работу:
-
Провести опрос учителей математики с целью выяснить, кто из обучающихся проявляет интерес к исследовательской деятельности, активно участвует в конкурсах, конференциях, и создать банк данных о таких школьниках.
-
Создать и тиражировать информационные буклеты о ШМО для обучающихся.
-
Распространить буклеты среди обучающихся, информация о которых есть в созданном банке данных, старост классов (они должны будут довести информацию из буклета до одноклассников на классном часе).
Срок реализации 2 этапа: 1 неделя.
3 этап. Отбор обучающихся для участия в работе ШМО. Для этого необходимо провести следующую работу:
-
Составить и тиражировать анкеты для будущих участников ШМО (ФИО, класс, домашний адрес, номер телефона и т. д.).
-
Проинформировать обучающихся посредством объявления о том, где, когда и для кого будет проведён «круглый стол» по теме «Что такое ШМО?».
-
Создать компьютерную презентацию о работе ШМО для демонстрации во время «круглого стола».
-
Составить список вопросов к участникам «круглого стола».
-
Провести заседание «круглого стола», после чего составить списки обучающихся, желающих работать в ШМО.
-
Предложить заполнить анкеты будущим участникам ШМО.
-
Дать задание придумать в течение 1 недели варианты названия, эмблемы, девиза ШМО, найти в сети Интернет или в другом источнике информацию об уставах уже существующих школьных МО.
Срок реализации 3 этапа: 1 неделя.
4 этап. Разработка проекта устава ШМО, его названия, девиза, эмблемы. Для этого необходимо провести следующую работу:
-
Посредством объявления проинформировать участников о первом заседании ШМО.
-
Ознакомить участников ШМО с проектом устава, с последующим его обсуждением и корректировкой.
-
Рассмотреть предложенные варианты названия, девиза, эмблемы ШМО.
-
Путём открытого голосования утвердить устав, название, девиз, эмблему ШМО.
Срок реализации 4 этапа: 1 неделя.
5 этап. Знакомство школьников с правилами организации исследовательской, проектной деятельности. Для этого необходимо провести следующую работу:
-
Пригласить 1-2 участников конкурсов, конференций исследовательских, проектных работ прошлого года для их презентации (в качестве примера).
-
Провести занятие по теме: «Проектная деятельность. Требования к исследовательской работе. Этапы организации исследовательской работы».
-
Договориться о времени и месте проведения 1 заседания ШМО.
Срок реализации 5 этапа: 1 неделя.
-
Рабочий план реализации проекта.
Этап
Мероприятие (временные затраты)
Сроки выполнения
Ответственный
1.
Создание информационных буклетов для педагогов (сбор информации + её обработка)
(3ч.)
1 неделя
Рассказова Е.А.
Тиражирование буклетов
(0,5 ч.)
1 неделя
Рассказова Е.А.
Распространение буклетов среди педагогов
(0,5 ч.)
1 неделя
Рассказова Е.А.
Личные беседы с педагогами
(2 ч.)
1 неделя
Рассказова Е.А.
Подготовка и проведение «круглого стола» с педагогами
(3 ч.)
1 неделя
Рассказова Е.А.
2.
Опрос педагогов для создания базы данных
(2 ч.)
2 неделя
Рассказова Е.А.
Создание списков обучающихся, которым необходимо вручить буклеты
(2 ч.)
2 неделя
Рассказова Е.А.
Создание информационных буклетов для обучающихся
(3 ч.)
2 неделя
Рассказова Е.А.
Тиражирование буклетов для обучающихся
(0,5 ч.)
2 неделя
Рассказова Е.А.
Распространение буклетов среди обучающихся
(1 ч.)
2 неделя
Рассказова Е.А.
3.
Составление анкеты для будущих участников ШМО
(1 ч.)
3 неделя
Рассказова Е.А.
Тиражирование анкет для будущих участников ШМО
(0,5 ч.)
3 неделя
Рассказова Е.А.
Создание компьютерной презентацию о работе ШМО для демонстрации во время «круглого стола»
(3 ч.)
3 неделя
Рассказова Е.А.
Составление списка вопросов к участникам «круглого стола»
(0,5 ч.)
3 неделя
Рассказова Е.А.
-
Подготовка и проведение заседания «круглого стола» (3 ч.)
-
Составление списков обучающихся, желающих работать в ШМО (0,5 ч.)
3 неделя
Рассказова Е.А.
4.
Разработка проекта устава ШМО
(5 ч.)
4 неделя
Рассказова Е.А.
Подготовка и проведения заседания с целью утверждения устава, названия, эмблемы, девиза ШМО
(1,5 ч.)
4 неделя
Рассказова Е.А.
5.
Подготовка обучающихся к презентации их проектов
(2 ч.)
4 неделя
Рассказова Е.А.
Презентация проектов
(0,5 ч.)
5 неделя
Рассказова Е.А.
Подготовка и проведение занятия по теме: «Проектная деятельность. Этапы организации исследовательской, проектной работы. Требования к исследовательской работе»
(5 ч.)
5 неделя
Рассказова Е.А.
-
Ожидаемые результаты проекта.
Направления стратегических изменений
Ожидаемые результаты проекта
Индикаторы
Личные беседы с педагогами, проведение «круглого стола» с педагогами.
Формирование общего представления о владении педагогами методом проектов, их отношении к идее создания ШМО, их желании и готовности заняться проектной деятельностью в рамках ШМО.
Наличие данных в виде таблицы.
Опрос педагогов для создания базы данных об обучающихся.
Накопление данных об обучающихся, проявляющих интерес к исследовательской деятельности в области математики.
Наличие списков обучающихся.
Подготовка и проведение заседания «круглого стола».
Формирование общего представления о том, что знают обучающиеся о ШМО, проектной, исследовательской деятельности; их отношении к идее создания ШМО.
Наличие списков будущих участников ШМО.
Подготовка и проведение занятия по теме: «Проектная деятельность. Этапы организации исследовательской, проектной работы. Требования к исследовательской работе».
Озвучены основные этапы проектной деятельности, требования к исследовательской работе.
Компьютерные презентации проектов.
Внутренние факторы
Благоприятные
Неблагоприятные
Сотрудничество с администрацией школы.
-
Наличие опыта проектной деятельности у некоторых учителей.
-
Наличие обучающихся, достигших успеха в проектной деятельности.
-
Множество творческих конкурсов.
-
Предметные декады, олимпиады в рамках которых могут самореализоваться дети и педагоги.
-
Низкий уровень активности учителей.
-
Низкий уровень активности обучающихся.
-
Насыщенность учебно-воспитательного процесса оставляет мало времени для творчества.
ЛИТЕРАТУРА:
-
Конституция РФ
-
ФГОС ООО
-
Алексеева Л.Н. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей // Исследовательская работа школьников. - 2003 -- № 4
-
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы. // методист. -2004. -- №3
-
Положение об ученическом научно-исследовательском обществе учащихся «ДИВО» (Детские исследования - великим открытиям) Политехнического лицея-интерната ТГТУ / Утв. 22 нояб. 2006 г.
-
Положение о конкурсе творческих работ учащихся 8-9-х классов школ Тамбовской области «ДИВО» (Детские исследования - великим открытиям) // Утв. 07 февр. 2011 г
-
nsportal.ru/
-
uchportal.ru/
-
festival.1september.ru/articles/614616/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Приложение 2