- Преподавателю
- Математика
- Методическая разработка УП на тему Применение методов обследования беременной на разных сроках беременности
Методическая разработка УП на тему Применение методов обследования беременной на разных сроках беременности
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Степанова А.В. |
Дата | 12.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Методическая разработка учебной практики
по ПМ.01 Диагностическая деятельность
Тема: Применение методов обследования беременной на разных сроках беременности
специальность 060101 Лечебное дело
(углубленный уровень подготовки)
Купино 2014
План занятия
Тема: Применение методов обследования беременной на разных сроках беременности
Цели:
Обучающая: формирование практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта
Развивающая: Развитие самостоятельности, творческого начала, навыков умственного труда, умение находить главное, существенное, умение классифицировать отдельные признаки, симптомы, показатели.
Воспитывающая: формирование у обучающихся устойчивого интереса к профессии, ответственности за результаты своей работы, умение работать в коллективе.
Мотивация: Диагностика и постановка предварительного диагноза является очень важным и наиболее сложным видом профессиональной деятельности медицинского работника и требует глубоких знаний по диагностике заболеваний пациентов разных возрастных групп, специальных знаний, навыков, умений, формирование первоначального практического опыта обследования пациента, интерпретации лабораторных и инструментальных методов диагностики, постановки предварительного диагноза.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия
Время
Алгоритм проведения занятия учебной практики в ЛПУ
Деятельность руководителя
Деятельность обучающегося
Задание
1 этап
Организационный
15 мин
1. Организационный момент
2. Внешний вид, дневник
3. Объявление темы. Целевая установка. Актуализация опыта
4. Задание
1. Отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность студентов к занятию
2. Оценка внешнего вида студентов.
3. Объявление темы, целей занятия. Мотивация студентов для усвоения материала
1. Соблюдение правил внутреннего распорядка
2 этап
Основной
220 мин
1. Контроль выполнения задания
2. Взаимодействие руководителя и обучающегося: методическая помощь обучающемуся при выполнении задания
1. Объяснение, помощь и контроль при планировании обследования пациента с заболеваниями органов дыхания и кровообращения
2. Объяснение, помощь и контроль при осуществлении сбора анамнеза у пациентов с заболеваниями органов дыхания и кровообращения
3. Объяснение, помощь и контроль применения различных методов обследования пациента при заболеваниях органов дыхания и кровообращения
4. Объяснение, помощь и контроль при интерпретации результатов лабораторных и инструментальных методов диагностики
5. Объяснение, помощь и контроль при формулировании предварительного диагноза
6. Объяснение, помощь и контроль при оформлении медицинской документации
1. Соблюдение алгоритма при планировании обследования пациентов; обоснованность и точность плана обследования пациентов
2. Соблюдение алгоритма проведения диагностического исследования пациентов;
точность выбора методов диагностического исследования пациентов;
правильность выполнения диагностического исследования пациентов;
3. Правильность, точность, обоснованность постановки предварительного диагноза
4. Грамотность и точность оформления медицинской документации;
соответствие требованиям оформления медицинской документации.
Курация пациентов (приложение №1).
Индивидуальная карта беременной родильницы (приложение №2)
Задания (приложение №3)
Задачи (приложение №4)
3 этап
Заключительный
35 мин
1. Оценка выполненного задания, обсуждение, анализ
2. Проверка дневника практики
Контроль выполненного задания, проведение анализа. Обсуждение результатов.
Проверка и оценивание дневника практики
Обсуждение выполненного задания, работа над ошибками.
Критерии оценивания (приложение №5)
Приложение №1
Задания для отработки практических умений
-
Составление плана обследования пациентов при разных сроках беременности
-
Осуществление сбора анамнеза при разных сроках беременности
-
Применение объективных, дополнительных методов обследования пациентов при разных сроках беременности
-
Интерпретация результатов лабораторных методов диагностики при разных сроках беременности
-
Интерпретация результатов инструментальных методов диагностики при разных сроках беременности
-
Постановка предварительного диагноза в соответствии с современными классификациями
-
Оформление медицинской документации
Приложение №2
Форма № 111/у
наименование лечебного учреждения
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА
беременной родильницы
Код по ОКУД
Код по ОКПО
Родовый сертификат № выдан « ___ » __________________ 20 ___ г. Подпись_____________________
(здесь и далее - «да», «нет» по смыслу)
Аллергия
Гепатит
ГЛПС
Гематрансфузия
Сахарный диабет
Туберкулез
Группа крови
Резус принадлежность
Беременной
Ее мужа
1. Дата взятия на учет ____________________________
Реакция Вассермана
I «____» _______________________ 200___г.
II «____»_______________________ 200___г.
III «____» _______________________ 200___г.
Результат исследования на гонококки_______________
Фамилия, имя,
отчество
Дата рождения ________________________________________
Семейное положение: брак зарегистрирован
, не зарегистрирован
, одинокая
Домашний
адрес
, телефон
Образование: начальное
, среднее
, высшее
Место службы, работы
, профессия, должность
, условия труда
, телефон
Фамилия мужа
Место работы
, телефон
2. Диагноз: беременность (которая) _________________ Роды ________________
Осложнения данной беременности ______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________
Экстрагенитальные заболевания (диагноз)_______________________________________________________________________
3. Исход беременности: аборт
, роды в срок
, преждевременные
_________________________
___________________________________________ недель
Дата
« ____ » _______________________ 200 __ г.
Особенности родов _____________________________________________________________________________________________
Ребенок: живой
, мертвый
, масса (вес) ___________г рост ________см
выписался
, переведен в больницу
, умер в родильном доме
- диагноз
4. Анамнез
Перенесенные заболевания: общие _____________________________________________________________________________
, гинекологические
Операции
Половая жизнь с
лет Здоровье мужа
Менструация с
лет Особенности
Последние менструации с
по
200___г.
Первое движение плода «_____» _______________________ 200___г.
5. Исход предыдущих беременностей
№ п/п
Год
Чем кончилась беременность
и при каком сроке
Ребенок родился живой, мертвый,
масса (вес)
Ребенок жив, умер
в каком возрасте
Особенности течения предыдущих беременностей
абортами
родами
искусст-венными
самопроиз-вольными
преждевре-менными
в срок
6. Первое обследование беременной
Рост ________ см Масса (вес) ________ кг Особенности телосложения ИМТ=___________________
И_________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________
Состояние молочных желез______________________________________________________________________________________
Сердечно-сосудистой системы __________________________________________________________________________________
КАД _____________________________ АД: на правой руке______________________ на левой____________________________
Другие органы ___________________________________________________________________________________________________
Размер таза: D. Sp._________________ D.Cr._________________ D.troch__________________ C.ect____________________
C.diag________________________________C.vera ____________________________________________________________________
Наружное акушерское исследование: высота дна матки __________ см Окружность живота __________ см
Положение плода, позиция, вид_________________________________________________________________________________
Предлежание __________________________________________ Сердцебиение плода __________________________________
Влагалищное исследование
Наружные половые органы______________________________
Влагалище_____________________________________________
Шейка матки____________________________________________
Тело матки_____________________________________________
Придатки_______________________________________________
Особенности___________________________________________
Диагноз: срок беременности_______________________недель
_______________________________________________________
Предполагаемый срок родов_____________________________
Подпись врача_____________________________
Назначение
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Дата «_____»________________200___г.
9. Лист для подклейки анализов, обменной карты и других документов
10. Отпуск по беременности с «____» _________________ 200___г. по «____» __________________ 200___г.
Листок нетрудоспособности №
Роды ___________________200___г. в срок
, раньше
, позже
на __________________ дней
Роды произошли в __________________________________________________________________________________________
Послеродовой отпуск на ______ дней с «____» ___________________200___г. по «____» _______________200___г.
Листок нетрудоспособности №
11. Наблюдение за родильницей
Дата
Жалобы
Данные обследования
Советы, назначения
Подпись врача _______________________________ Подпись зав. консультацией ____________________________
Приложение №3
Задания на овладения практическими умениями манипуляционной техники
-
Продемонстрируйте на фантоме следующие манипуляции:
-
Измерение наружных размеров таза;
-
Определение окружности живота
-
Применение наружных методов акушерского исследования (приемов Леопольда);
-
Выслушивание сердцебиения плода;
-
Измерение АД;
-
Измерение роста беременной;
-
Измерение веса беременной
-
Оформите медицинскую документацию по результатам полученных данных.
Приложение №4
Задача№1
Пациентка Е. Н. 22 лет, обратилась на ФАП к фельдшеру 3 июля.
Жалобы на отсутствие менструации, тошноту по утрам, отвращение к запахам.
Анамнез: Последняя менструация была 8 мая. Менструации с 12 лет регулярные, через 27 - 28 дней, по 3 - 4 дня, умеренные, безболезненные.
Объективно: общее состояние удовлетворительное АД -110\ 80 мм рт. ст.. Со стороны внутренних органов патологических изменений не обнаружено. При осмотре влагалищными зеркалами: слизистая оболочка влагалища и шейки матки синюшная. Бимануальное исследование: наружные половые органы развиты правильно, влагалище узкое, матка в антефлексио-верзио, увеличена до размеров гусиного яйца, мягковатой консистенции, но во время исследования становится плотной, придатки без изменений, выделения светлые.
Задания
1. Выявите проблемы женщины.
2. Сформулируйте диагноз и обоснуйте его.
3. Перечислите дополнительные методы диагностики беременности.
4. Определите срок беременности и предполагаемый срок родов.
5. Продемонстрируйте на фантоме технику осмотра половых органов в зеркалах и технику бимануального исследования.
Эталон ответа:
1. Приоритетные проблемы.
-
отвращение к запахам,
-
отсутствие менструации,
-
тошнота.
Потенциальные проблемы: сохранение и донашивание беременности.
2. Диагноз: беременность 8 недель. Устанавливается на основании сомнительных и вероятных признаков беременности: отвращение к запахам, тошнота, отсутствие менструации, синюшность слизистой оболочки влагалища и шейки матки, увеличение тела матки.
Срок беременности устанавливается на основании бимануального обследования и даты последней менструации: матка увеличена до размеров гусиного яйца, последняя менструация 8 недель назад.
3. Дополнительные методы диагностики беременности:
-
определение ХГЧ гормона (хорионического гонодотропина) в сыворотке крови и моче;
-
ультразвуковое исследование матки.
4. Определение срока беременности осуществляют:
-
по дате последней менструации (к первому дню последней менструации прибавляют 2 недели) = 8 недель.
-
по величине тела матки - 8 недель (небеременная матка имеет размер - с крупную сливу, при 8 неделях беременности размер с гусиное яйцо, при 12 неделях с головку новорожденного).
Предполагаемый срок родов определяется по дате последней менструации - 15 февраля (от первого дня последней менструации отнимают три месяца и прибавляют 7 дней. Или к первому дню последней менструации прибавляют 280 дней, 39 - 40 недель).
5. Техника осмотра шейки матки в зеркалах:
-
укладывают женщину на гинекологическое кресло,
-
одевают перчатки, готовят створчатое зеркало,
-
левой рукой раздвигают малые половые губы, а в правой руке держат зеркало Куско, которое вводят во влагалище створками продольно. При введении одновременно поворачивают зеркало замком кверху, далее выводят шейку матки и фиксируют створки.
Бимануальное (двуручное) исследование проводят после осмотра в зеркалах. Левой рукой раздвигают наружные половые органы. Два пальца (указательный и средний) правой руки вводят во влагалище, оценивая состояние влагалища, затем оценивают состояние шейки матки и сводов влагалища. Пальцы правой руки переводят в передний свод, левую руку кладут на переднюю стенку живота и придвигают матку к правой руке. Сближая обе руки, находят тело матки и определяют ее величину, форму и консистенцию. Закончив пальпацию матки, приступают к исследованию придатков матки. Для этого пальцы внутренней и наружной руки постепенно перемещают от углов матки к боковым стенкам таза. В норме придатки не пальпируются, выделения в норме слизистые, бесцветные.
Задача №2
Беременная И.А, 24 лет обратилась на ФАП к фельдшеру 11 декабря.
Анамнез: последняя менструация 3 апреля, первое шевеление плода 21 августа.
Объективно: живот овоидной формы, дно матки на уровне мечевидного отростка. Окружность живота 100 см, высота стояния дна матки 35 см. При пальпации живота в области дна матки пальпируется крупная, мягкая, малоподвижная часть плода. В левой боковой стороне матки прощупывается гладкая, широкая поверхность плода, в правой мелкие подвижные бугорки. Предлежащая часть пальпируется в виде крупной, плотной, баллотирующей части. Сердцебиение плода ясное, ритмичное, 130 уд./мин., слева ниже пупка.
Задания
1. Выявите проблемы женщины.
2. Сформулируйте диагноз.
3. Перечислите сроки беременности по высоте стояния дна матки.
4. Определите положение, позицию и предлежащую часть плода.
5. Продемонстрируйте технику наружного акушерского исследования (приемы Леопольда).
Эталон ответа:
1. Приоритетные проблемы:
-
встать на учет по поводу беременности,
-
определить срок беременности,
-
определить предполагаемый срок родов.
Потенциальные проблемы.
-
провести полное обследование,
-
выявить группу риска,
-
доносить беременность
2. Диагноз: беременность 36 недель, положение плода продольное, первая позиция, головное предлежание.
3. Высота стояния дна матки в различные сроки беременности:
16 недель - дно матки находится на середине между пупком и верхним краем симфиза.
20 недель - дно матки находится на два поперечных пальца ниже пупка
24 недели - дно матки находится на уровне пупка.
28 недель - дно матки находится на два поперечных пальца выше пупка.
32 недели - дно матки находится на середине между мечевидным отростком и пупком.
36 недель - дно матки находится на уровне мечевидного отростка
40 недель - дно матки находится на середине между мечевидным отростком и пупком.
4. При наружном акушерском исследовании определяется - продольное положение, первая позиция плода. Предлежащей частью является головка плода.
5. Наружное акушерское исследование (приемы Леопольда). При пальпации живота у беременной применяют последовательно 4 приема наружного акушерского исследования.
Первый прием позволяет определить высоту стояния дна матки и ту часть плода, которая находится у дна матки. С этой целью ладони обеих рук располагают на дне матки, пальцы рук сближают и определяют уровень стояния дна матки и часть плода, расположенную у дна матки.
Второй прием служит для определения положения плода, позиции и ее вида. Обе руки располагают на боковых поверхностях матки и пальпацию частей плода проводят поочередно то одной, то другой рукой. При продольном положении плода с одной стороны прощупывается спинка, а с противоположной мелкие части его - ручки и ножки.
Третий прием применяется для определения предлежащей части плода. Для этого правой рукой, расположенной над симфизом, охватывают предлежащую часть. Головка определяется в виде плотной круглой части. Отчетливо ощупывается ее "баллотирование", если она подвижна над входом в малый Таз. При тазовом предлежании над симфизом прощупывается объемистая мягковатая часть, не имеющая округлой формы и четких контуров.
Четвертый прием дополняет третий и уточняет уровень стояния предлежащей части. Исследующий становится лицом к ногам беременной и, углубляя пальцы над симфизом, устанавливает отношение предлежащей части к входу в малый таз.
Задача №3
На ФАП к фельдшеру обратилась женщина 25 лет.
Жалобы: на потерю аппетита и неоднократную рвоту, не связанную с приемом пищи.
Анамнез: менструация с 13 лет без особенностей, последняя менструация 3 месяца тому назад. Замужем, от беременности не предохранялась.
Объективно: рост 160 см, вес 65 кг. Кожные покровы бледные, сухие, язык обложен белым налетом. Пульс 90 ударов в минуту. АД 100/70 мм. рт. ст., молочные железы увеличены, напряжены. Рвота 10 раз в сутки.
Бимануальное исследование: наружные половые органы развиты правильно, слизистая влагалища и шейки матки синюшны, своды свободные. Матка в нормальном положении, размягчена, увеличена до размеров головки новорожденного, придатки не увеличены.
Задания
1. Выявите проблемы женщины.
2. Сформулируйте диагноз и обоснуйте его.
3. Оцените состояние женщины.
4. Определите тактику фельдшера в данной ситуации.
5. Продемонстрируйте технику измерения наружных размеров таза.
Эталон ответа:
Приоритетные проблемы:
-
потеря аппетита,
-
рвота
-
задержка менструации,
-
беспокойство за исход беременности.
Потенциальные проблемы:
-
снижение массы тела,
-
ухудшение состояния,
-
обезвоживание организма,
-
нарушение внутриутробного развития плода.
2. Диагноз: Беременность 12 недель. Ранний гестоз, умеренная рвота.
Беременность подтверждается тем, что у женщины имеется задержка менструации в течение 12 недель, молочные железы напряжены, слизистые влагалища, и шейки матки синюшны, матка увеличена, размягчена - все эти признаки относятся к вероятным признакам беременности. Потеря аппетита и неоднократная рвота подтверждает диагноз ранний гестоз, а рвота 10 раз в сутки - умеренную рвоту.
3. Состояние женщины средней тяжести.
4. Тактика фельдшера заключается в следующем.
-
взятие на диспансерный учет по беременности,
-
госпитализировать беременную женщину в ОПБ акушерского стационара для уточнения диагноза, обследования и лечения
-
раннего гестоза.
5. Измерение таза проводят тазомером. Фельдшер встает справа от женщины, которая лежит на спине. Измеряют обязательные размеры:
-
дистанция спинарум - расстояние между передневерхними остями подвздошных костей (25 - 26 см) Пуговки тазомера прижимают к наружным краям передневерхних остей.
-
дистанция кристарум - расстояние между наиболее отдаленными точками гребней подвздошных костей (28 - 29 см) Пуговки передвигают по наружному краю гребней подвздошных костей до тех пор, пока не определят наибольшее расстояние.
-
дистанция трохантерика - расстояние между большими вертелами бедренных костей (31 - 32 см.) Отыскивают наиболее выдающиеся точки больших вертелов бедренных костей и прижимают к ним пуговки.
-
наружная коньюгата - прямой размер таза - это расстояние от надкрестцовой ямки до верхнего края симфиза. Женщину укладывают на бок, нижележащую ногу сгибают в тазобедренном и коленном суставах, вышележащую вытягивают. Пуговку одной ветви устанавливают на верхненаружном крае симфиза, пуговку другой прижимают к надкрестцовой ямке (20 см.)
-
истинная коньюгата (акушерская) - это расстояние от крестцового мыса до наиболее выдающейся точки на внутренней поверхности симфиза, определяется путем вычитания от наружной коньюгаты 9 см. (20- 9 = 11).
-
диагональная коньюгата - это расстояние от мыса крестца до нижнего края симфиза. Определяется при влагалищном исследовании (13 см).
Приложение №5
Критерии оценивания
5 (отлично) ставится в случае:
- комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий; последовательное, уверенное выполнение диагностической программы; медицинская документация заполняется в соответствии с требованиями без нарушений.
- оформление дневника в срок, в полном объеме, эстетично, записи грамотны, логичны. Студент описывает методики, способы проведения манипуляций, приборов, макро- и микропрепаратов, химических реакций и т.д., впервые изучаемых на данном занятии, рисунки, фото и схемы приборов, изучаемого инструментария, микро- и макропрепаратов и т.д., то есть все, что видел, наблюдал, изучал, самостоятельно проделывал обучающийся, с указанием объема проведенной обучающимся самостоятельной работы.
4 (хорошо) ставится в случае:
- комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей; правильный выбор тактики действий; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога; последовательное, уверенное выполнение диагностической программы; медицинская документация заполняется в соответствии с требованиями с незначительными ошибками по оформлению.
- дневник оформлен полностью, с опозданием на 1-2 дня, записи с грамматическими ошибками, краткие не логичные, последовательные. Студент не в полном объеме описывает методики, способы проведения манипуляций, приборов, макро- и микропрепаратов, химических реакций и т.д., впервые изучаемых на данном занятии, рисунки, фото и схемы приборов, изучаемого инструментария, микро- и макропрепаратов и т.д., то есть все, что видел, наблюдал, изучал, самостоятельно проделывал обучающийся, с указанием объема проведенной обучающимся самостоятельной работы.
3 (удовлетворительно) ставится в случае:
- затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий, в соответствии с ситуацией, возможен при наводящих вопросах педагога, правильное последовательное, но неуверенное выполнение диагностической программы; при заполнении медицинской документации студент испытывает затруднения, устраняет их при помощи преподавателя.
- дневник оформлен в полном объеме с задержкой на 3-5 дней, записи краткие, непоследовательные, с грамматическими ошибками, небрежные. Студент не в полном объеме описывает методики, способы проведения манипуляций, приборов, макро- и микропрепаратов, химических реакций и т.д., впервые изучаемых на данном занятии, отсутствуют рисунки, фото и схемы приборов, изучаемого инструментария, микро- и макропрепаратов и т.д., без указания объема проведенной обучающимся самостоятельной работы.
2 (неудовлетворительно) ставится в случае:
- неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации, нарушению безопасности пациента; неправильное выполнение диагностической программы; медицинская документация заполняется не в соответствии с требованиями, студент не может самостоятельно исправить ошибки указанные преподавателем.
- дневник не оформлен в соответствии с требованиями, либо отсутствует, записи с грамматическими ошибками, краткие не логичные, непоследовательные. Студент не описывает методики способы проведения манипуляций, приборов, макро- и микропрепаратов, химических реакций и т.д, отсутствуют рисунки, фото и схемы приборов, изучаемого инструментария, микро- и макропрепаратов и т.д., без указания объема проведенной обучающимся самостоятельной работы. В дневнике лишь перечисляются методики, манипуляции, приборы и т.д впервые увиденные студентом на данном занятии