РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ

Итоговый письменный экзамен по алгебре за курс основной школы сдают все учащиеся 9-х классов. С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена: малое ЕГЭ. Особенности такого экзамена: ·                    состоит из двух частей; ·                    на выполнение каждой части дается ограниченное количество времени; ·                    первая часть экзаменационной работы содержит задания в тестовой форме; ·                    вторая часть – в традиционной фор...
Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АННИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

с углублённым изучением отдельных предметов

Аннинский муниципальный район

Воронежская область

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей математики и информатики
протокол № ____


от «___» _____________ 2013 г.

Утверждена педагогическим советом

школы


протокол № ____


от «___» ___________ 2013 г.


УТВЕРЖДАЮ________

Директор школы

Е.В. Азовская

приказ № ____


от «___» ____________2013 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 9 «Б» КЛАССА

«Технология работы

с контрольно-измерительными материалами»




Составитель: учитель математики

Корыпаева Антонина Юрьевна




п.г.т.Анна

2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Количество недельных часов: 0,5

Количество часов в год: 18

Тип программы: авторская

Уровень программы: углублённый

Цели элективного курса:

подготовить учащихся к сдаче малого ЕГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.

Задачи:

  • повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы;

  • расширить знания по отдельным темам курса алгебра 5-9 классы;

  • выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.


Актуальность введения курса

Итоговый письменный экзамен по алгебре за курс основной школы сдают все учащиеся 9-х классов.

С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена: малое ЕГЭ. Особенности такого экзамена:

  • состоит из двух частей;

  • на выполнение каждой части дается ограниченное количество времени;

  • первая часть экзаменационной работы содержит задания в тестовой форме;

  • вторая часть - в традиционной форме;

  • оценивание работы осуществляется отметкой и рейтингом.

Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.

В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях.
Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу.
Учитывая новую форму сдачи государственных экзаменов в форме единого государственного экзамена, предлагается элективный курс по алгебре: «Технология работы с контрольно-измерительными материалами».

Данный курс имеет основное назначение - введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а так же могут учитываться при формировании профильных 10 классов; развивает мышление и исследовательские знания учащихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.
Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерителей, они обеспечивают более широкие по сравнению с действующим экзаменом дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования к уровню подготовки учащихся.

Ожидаемые результаты:

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:

  • Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.

  • Усвоят основные приемы мыслительного поиска.

  • Выработают умения:

    • самоконтроль времени выполнения заданий;

    • оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;

    • прикидка границ результатов;

    • прием «спирального движения» (по тесту).

Основные методические особенности курса:

  1. Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;

  2. Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;

  3. Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;

  4. Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;

  5. Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.

  6. Активное применение развивающих технологий: «Мозговой штурм».

Структура курса

Курс рассчитан на 18 занятий. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры:

  • Выражения и их преобразования.

  • Уравнения и системы уравнений.

  • Неравенства.

  • Координаты и графики.

  • Функции.

  • Текстовые задачи.

Формы организации учебных занятий

Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений.

Основной тип занятий комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления.
Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.

В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 510 минут, контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность.
Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

Контроль и система оценивания

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и лабораторных работ. Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности.
Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по алгебре в форме малого ЕГЭ).

Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.
Итоговый контроль реализуется в двух формах: традиционного зачёта и тестирования.

































СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЭЛЕКТИВОГО КУРСА

Тема 1. Числа и выражения. Преобразование выражений

Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.

Тема 2. Уравнения

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных и уравнений высших степеней).

Тема 3. Системы уравнений

Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.

Тема 4. Неравенства

Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.

Тема 5. Координаты и графики

Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.

Тема 6. Функции

Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.

Тема 7. Текстовые задачи

Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.

Тема 8. Уравнения и неравенства с модулем

Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения.

Тема 9. Уравнения и неравенства с параметром

Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения. Применение теоремы Виета. Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек. Системы линейных уравнений.

Тема 10. Обобщающее повторение

Решение задач из контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ (первая часть).

Тема 11. Обобщающее повторение

Решение задач из контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ (полный текст).









УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА


п/п

Тема

Количество часов

Формы

проведения

Образовательный продукт

Всего часов

Лекции

Практикум

1

Числа и выражения.
Преобразование выражений

1

0,5

0,5

Мини-лекция, урок-практикум, тестирование.

Актуализация вычислительных навыков.
Развитие навыков тождественных преобразований.

2

Уравнения.

1

0,5

0,5

Комбинированный урок, групповая работа

Овладение умениями решать уравнения различных видов, различными способами.

3

Системы уравнений.

2

0,5

1,5

Мини-лекция, работа в парах

Овладение разными способами решения линейных и нелинейных систем уравнений.

4

Неравенства.

2

0,5

1,5

Комбинированный урок, урок-практикум, тестирование

Овладение умениями решать неравенства различных видов, различными способами.

5

Координаты и графики.

1

0,5

0,5

Мини-лекция, лабораторная работа

Обобщение знаний о различных функциях и их графиках.

6

Функции

2

0,5

1,5

Семинар, групповая работа, тестирование

7

Текстовые задачи.

2

0,5

1,5

Мини-лекция, групповая работа, тестирование

Овладение умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами.

8

Уравнения и неравенства с модулем.

2

0,5

1,5

Мини-лекция, работа в парах

Овладение умениями решать уравнения и неравенства с модулями.

9

Уравнения и неравенства с параметром.

2

0,5

1,5

Мини-лекция, урок-практикум

Овладение умениями решать уравнения и неравенства с параметрами.

10

Обобщающее повторение

1

1

Зачет

Умение ориентироваться в заданиях первой части и выполнять их за минимальное время.

11

Обобщающее повторение

2

2

Тестирование

Умение работать с полным объемом теста ЕГЭ.

Итого

18

4,5

13,5

































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



№ урока

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Домаш.

задание

Планируемая

дата

Фактическая дата

Примечание

Числа и выражения. Преобразование выражений (1 час)

1

Арифметический квадратный корень и его свойства. Преобразование выражений.

1





Уравнения (1 час)

2

Решение линейных и квадратных уравнений.

1





Системы уравнений (2 часа)

3

Графический метод решения систем уравнений.

1





4

Решение систем уравнений методом подстановки сложения.

1





Неравенства (2 часа)

5

Решение линейных неравенств и их систем

1





6

Решение квадратных неравенств и их систем

1





Координаты и графики (1 час)

7

Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.

1





Функции (2 часа)

8

Основные виды функций, их свойства и графики.

1





9

Построение и чтение графиков функций

1





Текстовые задачи (2 часа)

10

Задачи на движение и на проценты.

1





11

Задачи на работу

1





Уравнения и неравенства с модулем (2 часа)

12

Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля.

1





13

Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения.

1





Уравнения и неравенства с параметром (2 часа)

14

Линейные уравнения и неравенства с параметром

1





15

Квадратные уравнения и неравенства с параметром

1





Повторение (3 часа)

16

Обобщающее повторение (зачёт)

1





17-18

Обобщающее повторение (тестирование)

2






Итого

18









МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

  1. Колесникова Т.В., Минаева С.С. Типовые тестовые задания 9 класс. М.: «Экзамен», 2007.

  2. Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. и др. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Алгебра. М.: «Просвещение», 2006.

  3. Т.Е.Бондаренко, Э.С.Беляева, И.Н. Данкова. Разноуровневые дидактические материалы по алгебре для 9 класса: Пособие для учителя. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2001/

  4. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк.Алгебра. Дидактические материалы. 9 класс: с углубл. изучением математики. - М.: Просвещение, 2012.

  5. С.И. Колесникова. Решение сложных задач ЕГЭ по математике: 9 - 11 классы.-М.:ВАКО, 2011.

  6. Д.А Мальцева, А.Г. Клово. Алгебра. 9 класс. Итоговая аттестация. Предпрофильная подготовка: учебно - методическое пособие.- М.: НИИ школьных технологий, 2009.

  7. С.А.Литвинова, Л.В.Куликова, С.В.Шиловская, Г.Ю.Тараева, О.Л.Безрукова. За страницами учебника математики. - М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2008.

  8. Ю.А.Глазков, И.К. Варшавский, М.Я. Гаиашвили. Тесты по алгебре:9 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2011.


.

Подпись учителя_________________ (Корыпаева А.Ю..)



© 2010-2022