- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Горохова Г.В. |
Дата | 29.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и реализуется на основе следующих документов:
Государственный стандарт основного общего образования по математике.
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 10 -11 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А., М.: Просвещение, 2011 г., а так же на основании методического письма о преподавание математики в 2009/2010 учебном году. /Методическое письмо под ред. И.В. Ященко, А.В. Семенова. - М.: МИОО, 2009. - 304 с.
Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 10 -11 классов средней школы. - М.: Просвещение, 2011 г.
Цели изучения курса геометрии в 11 классе
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
Формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критического мышления, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
овладение математическими знаниями и умениями, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
формирование преставлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники;
-
воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Задачи изучения геометрии в 11 классе.
-
Уметь распознавать на чертежах , моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; иметь представления об их сечении и развертках;
-
Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними;
-
Проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
Общая характеристика учебного предмета.
При изучении курса математики на базовом уровне продолжается и получает развитие содержательная линия «Геометрия». В рамках этой линии решаются следующие задачи: изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Обучающиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении стереометрических задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений обучающихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников.
Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения обучающихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения геометрии на этапе основного общего образования в 11классе отводится не менее 68 часов из расчета 2 часа в неделю. Планом предусмотрено проведение 5 контрольных тематических работ и итогового контрольного теста.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса геометрии.
К важнейшим результатам обучения математике в 10 классе по данному УМК относятся следующие:
в личностном направлении:
-
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
-
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
-
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
-
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
-
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
-
умение планировать деятельность;
-
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
в метапредметном направлении:
-
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
-
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
-
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
-
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
-
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
-
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
-
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
-
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
в предметном направлении:
-
понимание значения математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широты и ограниченности применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе; значения практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
-
знакомство с идеей расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
-
умение определить значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
-
умение различать требования, предъявляемые к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
-
применять универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности; вероятностных характер различных процессов и закономерностей окружающего мира;
-
использовать роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
-
владение геометрическим языком как средством описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения.
Содержание учебного курса.
Многогранники - 19часов
Двугранный и многогранный углы. Линейный угол двугранного угла.
Многогранники. Сечения многогранников. Призма. Прямая и правильная призмы. Параллелепипед. Пирамида. Усеченная пирамида. Правильная пирамида. Правильные многогранники.
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать: понятия двугранного угла, понятие меры соответствующего ему линейного угла, понятие трехгранного угла, многогранника и его элементов; понятие призмы и ее элементов; понятие пирамиды и ее элементов; теоремы о боковой поверхности призмы и пирамиды.
Уметь : строить линейный угол двугранного угла и определять его величину; изображать призмы и пирамиды; применять полученные знания для решения задач.
Тела вращения - 17 часов
Тела вращения: цилиндр, конус, шар. Сечения тел вращения. Касательная плоскость к шару. Вписанные и описанные многогранники. Понятие тела и его поверхности в геометрии.
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать: определения цилиндра , конуса и шара, а так же их элементов; понятия вписанной и описанной призмы; вписанного и описанного конуса.
Уметь: выполнять построение чертежей цилиндра и конуса; вычислять площади поверхностей цилиндра и конус; находить взаимосвязь между элементами вписанных и описанных фигур.
Объемы многогранников - 9 часов
Понятие об объеме. Объемы многогранников: прямоугольного и наклонного параллелепипедов, призмы, пирамиды. Равновеликие тела. Объемы подобных тел.
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать: свойства площадей и объемов; формулы для нахождения объемов многогранников;
Уметь: применять формулы объемов для решения задач
Объемы и поверхности тел вращения - 15часов
Объем цилиндра, конуса, шара. Объем шарового сегмента и сектора. Понятие площади поверхности. Площади боковых поверхностей цилиндра и конуса, площадь сферы.
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать: формулы объема тел вращения, формулы для нахождения объемов шарового сектора и сегмента; формулы боковой поверхности конуса и цилиндра.
Уметь: применять формулы объемов для решения задач
Повторение курса геометрии - 8 часов
Цель : Обобщить курс стереометрии
Тематическое планирование изучения учебного материала по геометрии в 11 классе
по учебнику А. В. Погорелова (68 часов, 2 ч в неделю)
№ урока
№ в теме
Тема урока
Кол-во часов
Обязательный минимум
Дата урока
по плану
Дата по факту
Глава I. Многогранники (19 часов)
1
Двугранный угол. Трехгранный и многогранные углы.
1
Знать понятия двугранного ,трехгранного, многогранного углов и подчиненные понятия.
1нед
2
Многогранники.
1
Знать понятие многогранника и подчиненные понятия.
3
Призма. Изображение призмы и построение ее сечений.
Знать понятие призмы и подчиненные понятия.
2нед
3
Призма. Изображение призмы и построение ее сечений.
Знать понятие призмы и подчиненные понятия.
5
Прямая призма.
1
Знать понятие прямой и правильной призмы, уметь определять полную и боковую поверхность призмы.
3нед
6
Параллелепипед. Центральная симметрия параллелепипеда.
1
Знать понятие параллелепипеда и подчиненные понятия.
7
Прямоугольный параллелепипед. Симметрия прямоугольного параллелепипеда.
1
Знать понятие прямоугольного параллелепипеда и подчиненные понятия.
4нед
8
Прямоугольный параллелепипед. Симметрия прямоугольного параллелепипеда.
1
Уметь применять основные понятия темы при решении задач.
9
Контрольная работа № 1
Многогранники.
Проверить усвоение темы.
5нед
10
Пирамида.
1
Знать понятие пирамиды и подчиненные понятия.
11
Построение пирамиды и ее плоских сечений.
1
Уметь выполнять стандартные построения пирамиды.
6нед
12
Построение пирамиды и ее плоских сечений.
1
Уметь выполнять стандартные построения пирамиды.
13
Правильная пирамида.
1
Знать понятие правильной пирамиды и подчиненные понятия. Уметь решать задачи на применение св-в пирамиды.
7нед
14
Правильная пирамида.
1
Знать понятие правильной пирамиды и подчиненные понятия. Уметь решать задачи на применение св-в пирамиды.
15
Усеченная пирамида.
1
Знать понятие усеченной пирамиды и подчиненные понятия.
Уметь решать задачи на применение св-в усеченной пирамиды.
8нед
16
Усеченная пирамида.
1
знать понятие усеченной пирамиды и подчиненные понятия.
Уметь решать задачи на применение св-в усеченной пирамиды.
2 четверть
17
Правильные многогранники.
1
Знать понятие правильного многогранника.
9нед
18
Зачет №1 «Многогранники»
1
УПЗ
19
Контрольная работа № 2
«Многогранники»
Проверить усвоение темы. УПЗ
10нед
Глава II. Тела вращения (17 часов)
1
Цилиндр. Сечения цилиндра плоскостями.
17
Знать определение цилиндра и связанные с ним понятия, основные сечения цилиндра. Уметь решать задачи на основные понятия цилиндра
2
Цилиндр. Сечения цилиндра плоскостями.
1
Знать определение цилиндра и связанные с ним понятия, основные сечения цилиндра. Уметь решать задачи на основные понятия цилиндра
11нед
3
Вписанная и описанная призма.
1
Знать понятия вписанной и описанной призмы
4
Конус. Сечение конуса плоскостями.
1
Знать определение конуса и подчиненные понятия, уметь выполнять построение сечений конуса
12нед
5
Конус. Сечение конуса плоскостями.
1
Знать определение конуса и подчиненные понятия, уметь выполнять построение сечений конуса
6
Вписанная и описанная пирамиды.
1
Знать понятия вписанной и описанной пирамиды. Уметь решать задачи на основные изученные понятия .
13нед
7
Вписанная и описанная пирамиды.
1
Знать понятия вписанной и описанной пирамиды. Уметь решать задачи на основные изученные понятия .
8
Вписанная и описанная пирамиды.
1
Знать понятия вписанной и описанной пирамиды. Уметь решать задачи на основные изученные понятия .
14нед
9
Шар. Сечение шара плоскостью. Симметрия шара..
1
Знать определение шара и сферы и связанные с ними понятия
10
Шар. Сечение шара плоскостью. Симметрия шара..
1
Знать определение шара и сферы и связанные с ними понятия
15нед
11
Касательная плоскость. Решение задач.
1
Знать понятие касательной плоскости к шару
12
Касательная плоскость. Решение задач.
1
Знать понятие касательной плоскости к шару
16нед
13
Пересечение 2-х сфер.
1
Знать уравнение сферы, теорему о линии пересечения двух сфер
3 четверть
14
Пересечение 2-х сфер.
1
Знать уравнение сферы, теорему о линии пересечения двух сфер
17нед
15
Вписанные и описанные многогранники.
1
Знать свойства симметрии шара. Понятия сферы, описанной около мн-ка, и сферы, вписанной в мн-к
16
Вписанные и описанные многогранники.
1
Знать свойства симметрии шара. Понятия сферы, описанной около мн-ка, и сферы, вписанной в мн-к
18нед
17
Контрольная работа № 3
«Тела вращения»
ПЗ
Глава III. Объемы многогранников (9 часов)
1
Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда.
1
Знать общее понятие объема, формулу объема прямоугольного и прямого параллелепипедов
19нед
2
Объем наклонного параллелепипеда.
1
Знать понятие наклонного п-да. Формулу объема н. п.
3
Объем призмы.
1
Знать формулу для объема призмы.
20нед
4
Объем призмы.
1
Знать формулу для объема призмы.
5
Равновеликие тела.
1
Уметь применять формулы для расчета объемов призмы, любого п-да.
21нед
6
Объем пирамиды.
1
Знать формулу для объема треугольной пирамиды. Уметь применять формулу для вычисления объема пирамиды.
7
Объем усеченной пирамиды.
1
Знать понятие усеченной пирамиды, отношение подобных тел.
22нед
8
Объемы тел. Решение задач.
1
Уметь применять основные понятия темы при решении задач.
9
Контрольная работа № 4
«Объемы многогранников»
1
Проверить усвоение темы.
23нед
Глава IV. Объемы и поверхности тел вращения (15часов)
1
Объем цилиндра
1
Знать формулу для объема цилиндра.
2
Объем конуса.
1
Знать формулу для объема конуса.
24нед
3
Объем усеченного конуса.
1
Знать формулу для объема усеченного конуса.
4
Общая формула для объема тел вращения.
1
Знать формулу для вычисления объема шара.
25нед
5
Объем шара.
1
Знать основные части шара и формулы для их вычисления.
6
Объем шарового сегмента и сектора.
1
Уметь вычислять объем шарового сегмента и сектора.
26нед
7
Объем шарового сегмента и сектора.
1
Уметь вычислять объем шарового сегмента и сектора.
8
Площадь боковой поверхности цилиндра.
1
Знать формулу площади боковой пов. Цилиндра.
27нед
9
Площадь боковой поверхности цилиндра.
1
Знать формулу площади боковой пов. Цилиндра.
10
Площадь боковой поверхности конуса.
1
Знать формулу площади боковой пов. Конуса.
28нед
11
Площадь боковой поверхности конуса.
1
Знать формулу площади боковой пов. Конуса.
12
Площадь сферы.
1
Знать формулу площади сферы.
29нед
13
Площадь сферы.
1
Знать формулу площади сферы.
14
Решение задач
1
ПЗУ
30нед
15
Контрольная работа № 5
Объемы и поверхности тел вращения
1
Проверить усвоение темы.
Повторение - 8 часов
1
Решение задач по планиметрии и стереометрии .
1
ПЗУ
31нед
2
Решение задач по планиметрии и стереометрии .
1
ПЗУ
3
Решение задач по планиметрии и стереометрии .
1
ПЗУ
32нед
4
Решение задач по планиметрии и стереометрии .
1
ПЗУ
5
Решение задач по планиметрии и стереометрии .
1
ПЗУ
33нед
6
Решение задач по планиметрии и стереометрии .
1
ПЗУ
7
Итоговая контрольная тестовая работа
1
ПЗ по материалам ЕГЭ
34нед
8
Решение задач по планиметрии и стереометрии .
1
ПЗУ
Учебно - методический комплект:
1. Для проведения контрольных работ используется сборник « Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 10 - 11. Составитель Т.А.Бурмистрова. Москва, « Просвещение», 2011 с 50 -60.
Для организации текущих проверочных работ
2. - « Дидактические материалы по геометрии для 11 класса. С.Б.Веселовский - М.: Просвещение, 2005
3. - « Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 11 класса» А.П.Ершова, В.В.Голобородько - М.: Илекса, 2006
4. - «Геометрия. Тесты. 10-11класс». П.И.Алтынов. - М.: Дрофа, 2003
5. - Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 10 -11 классы. Геометрия. М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2011. - 56 с.
6. Для мониторинга готовности учащихся к ЕГЭ используются материалы сайта mathege.ru
Планируемые результаты изучения предмета
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
уметь
-
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
-
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
-
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
-
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
-
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
-
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
-
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
-
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
-
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства
-
выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
-
распознавания логически некорректных рассуждений;
-
записи математических утверждений, доказательств;
-
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
-
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
-
сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
-
понимания статистических утверждений.
10