- Преподавателю
- Математика
- Спецкурс: Диалоги о статистики
Спецкурс: Диалоги о статистики
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Детистова М.Б. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа
элективного курса
по математике в 10 классе
«Диалоги о статистике: элементы математической статистики»
34 часов
Автор: О.А. Оруждова
Составитель: учитель математики
Детистова М.Б.
2015
Пояснительная записка
В последнее десятилетие в России произошли коренные экономические преобразования, связанные с переходом к рыночным условиям хозяйствования. В условиях развития рыночных отношений большую роль в управлении экономикой играет статистика, которая осуществляет сбор, научную обработку, обобщение и анализ информации о различных явлениях и процессах общественной жизни, характеризующей развитие экономики и необходимой для принятия управленческих решений. Поэтому статистика занимает важное место в системе подготовки будущих специалистов по экономике, позволяет ориентироваться в постоянно изменяющемся мире, окружающем нас.
Элективный курс рассчитан на учащихся 10-11 классов, успешно освоивших базовый курс математики, направлен в основном на поддержку профильного предмета экономики. Он позволяет ученику сориентироваться в выборе будущей профессии, даст возможность проявить себя и добиться успеха в новых видах деятельности.
Содержание электива в базовых курсах представлено очень кратко, отдельные вопросы рассматриваются в разделе "Теории вероятности", который в включен в программу по математике.
Цели изучения элективного курса:
-
раскрыть предмет, методы и задачи статистики в условиях развития рыночных отношений;
-
помочь учащимся овладеть статистическими методами сбора, группировки, составления сводки и наглядного изображения статистической информации;
-
выработать умения и навыки вычисления обобщающих показателей, их экономической оценки.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения элективного курса учащиеся должны:
-
иметь представление об общих правилах и принципах статистических исследований и наблюдений;
-
знать основные способы получения, обработки, анализа и наглядного представления информации; статистические показатели и способы их расчета;
-
научиться выполнять необходимые расчеты обобщающих показателей и давать им экономическую оценку; использовать специальную литературу, справочный материал и средства вычислительной техники.
Учебный материал должен излагаться в доступной для учащихся форме с сохранением научной основы содержания, логики изложения. Необходимо постоянно обращать внимание на прикладной характер статистической науки, показывать, где и когда осваиваемые теоретические и практические навыки могу быть использованы в будущей практической деятельности.
Практические занятия по курсу должны обеспечить достаточный уровень самостоятельной работы учащихся по решению задач, способствующих усвоению правил построения рядов, таблиц, графиков, способов вычисления их экономической оценки, а также направленной на привитие навыков работы с учебной литературой, составления конспектов.
На изучение элективного курса отводится 34 часа.
Методы и приемы, используемые при обучении:
-
Принципы технологии уровневой дифференциации
-
Блоки домашних заданий по алгебре
-
Применение интерактивной доски на различных этапах учебной деятельности для активизации учебного процесса
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Предмет, метод и организация статистики в Российской Федерации. Основные понятия (2 ч.).
Понятие и значение статистики. Предмет и методы статистики. Приемы и методы статистики Российской Федерации. Государственный комитет Российской Федерации по статистике, его значение, функции и стуктура. Республиканские, областные комитеты и управления статистики. Городские и окружные (районные) управления и отделы статистики, их функции. Основные понятия в статистике: статистическая совокупность, статистическая единица, статистический признак, варианты и т.д.
После изучения темы учащиеся должны знать:
-
предмет и основные задачи статистики;
-
методы, используемые в статистическом анализе
уметь:
-
осуществлять основные этапы статистического исследования, пользоваться литературными источниками, нормативными актами и другими материалами по проблемам статистики.
Тема 2. Статистическое наблюдение (4 ч.).
Статистическое наблюдение, его значение и этапы проведения. План, цель, объект, единица, программа наблюдения; статистические формуляры и инструкции. Организационные вопросы плана статистического наблюдения: органы наблюдения; время и критический момент, место наблюдения; способы проведения наблюдения.
Виды статистического наблюдения по времени регистрации (текущее, периодическое и единовременное), по охвату единиц совокупности (сплошное и несплошное) и по форме организации (статистическая отчетность и специально организованное наблюдение). Ошибки статистического наблюдения: случайные и систематические; преднамеренные и непреднамеренные. Контроль данных статистического наблюдения: формальный, арифметический, логический.
После изучения темы учащиеся должны знать:
-
сущность и задачи статистического наблюдения;
-
основные понятия статистического наблюдения (единица, объект, программа);
-
формы, виды и способы наблюдения;
научиться:
-
определять ошибки статистического наблюдения;
-
осуществлять логический и арифметический контроль статистических данных.
Тема 3. Учет и группировка данных. Таблицы и графики (7 ч.).
Понятие сводки и группировки, их значение и задачи. Виды группировок. Число групп и интервалов в количественной и качественной группировках. Ряды распределения, их виды. Элементы вариационного ряда. Статистическая сводка и ее виды. Программа статистической сводки и результаты сводки.
Статистические таблицы, их значение и использование в экономических исследованиях. Виды таблиц: простые, групповые, комбинированные. Требования, предъявляемые к построению и оформлению таблиц. Статистические графики1, их значение и основные элементы. Классификация графиков. Виды графических изображений и правила их построения. Диаграммы: столбиковые, линейные, секторные, фигурные.
После изучения темы учащиеся должны знать:
-
понятия сводки и группировки статистических данных;
-
виды группировок (типологическая, аналитическая, многомерная);
-
виды статистических таблиц и графиков;
-
понятие и классификацию видов графиков;
-
виды статистических графиков и их применение;
уметь:
-
выбирать группировочный признак;
-
осуществлять сводку и группировку статистических данных;
-
строить и анализировать статистические таблицы;
-
строить различные виды графиков, анализировать их содержание.
Тема 4. Средние величины статистических рядов (7 ч.).
Сущность, значение и условия применения средних величин. Средняя арифметическая: простая и взвешенная. Вычисление средних. Основные свойства средней арифметической. Средняя гармоническая: простая и взвешенная. Средняя хронологическая, ее применение. Понятие о моде и медиане. Вариация, среднее квадратичное отклонение.
После изучения темы учащиеся должны знать:
-
понятие средних величин, их виды и способы определения;
-
структурные средние (мода и медиана);
-
показатели вариации; размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратичное отклонение и коэффициент вариации;
уметь:
-
вычислять средние величины и показатели колеблемости величины качественного признака.
Тема 5. Выборочное наблюдение (4 ч.).
Понятие о выборочном наблюдении. Генеральная и выборочная совокупности и их характеристики. Виды, методы и способы отбора выборочной совокупности. Индивидуальный и групповой, повторный и бесповторный, случайный, механический, типический, серийный, комбинированный отбор. Ошибки выборочного наблюдения, их виды и способы вычисления. Способы распространения результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность. Определение численности совокупности выборочной совокупности для проведения наблюдения.
После изучения темы учащиеся должны знать:
-
теоретические основы выборочного наблюдения;
-
значение, задачи, причины и условия применения выборочного наблюдения;
-
классификацию методов несплошного наблюдения (методы основного массива, анкетное наблюдение, монографическое наблюдение, выборочное наблюдение);
уметь:
-
применять основные способы отбора единиц из генеральной совокупности;
-
использовать на практике выборочный метод в статистике.
Тема 6. Статистическое изучение связи между явлениями (8 ч.).
Изучение связей между социально-экономическими явлениями. Виды и формы связей. Статистические методы выявления связи между явлениями: балансовый, метод группировок, графический метод. Корреляционный анализ связи: задачи, этапы, выбор уравнения и расчет его параметров, интерпретация уравнения. Оценка тесноты связи между явлениями. Эмпирическое и корреляционное отношения. Линейный коэффициент, индекс корреляции.
После изучения темы учащиеся должны знать:
-
понятие корреляционной связи и моделирования;
-
параметры линейной корреляции;
-
понятие коэффициента корреляции;
-
множественной уравнения регрессии;
уметь:
-
составлять уравнение корреляционной связи;
-
составлять уравнение парной регрессии;
-
вычислять параметры парной линейной корреляции;
-
вычислять коэффициенты корреляционных рангов;
-
строить множественные уравнения регрессии.
Список литературы
1. Бутузов, В.Ф. Математика: учебно-методическое пособие для 11 кл. /
В.Ф. Бутузов. Ю.М. Колягин и др. - М.: Просвещение. 1996.
2. Гарит, В. Математика: учебник для 10 кл. / В. Гарит, И. Акири. - Молдова.
3. Макарычев, Ю.М. Алгебра: Элементы статистики и теории вероятности / Ю.М. Макарычев, Н.Г. Миндюк. - М.: Просвещение. 2003.
4. Толстик, Н.В. Статистика: учебно-методическое пособие для студентов /
Н.В. Толстик, Н.М. Матегорина. - Ростов на Дону: Феникс, 2000.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Тема 1. Предмет, метод и организация статистики в Российской Федерации. Основные понятия.
2
Тема 2. Статистическое наблюдение.
4
1.
Статистическое наблюдение, его значение и организация
2
2.
Виды статистического наблюдения
2
Тема 3. Учет и группировка данных. Таблицы и графики
7
3.
Сводка и группировка статистических данных
2
4.
Статистические таблицы и графики
1
5.
Изображение структуры качественной совокупности
2
6.
Практическое занятие: группировка и сводка статистических данных, построение таблиц и запись в них результатов сводки
2
Тема 4. Средние величины статистических рядов
7
7.
Средние величины, их сущность и значение
1
8.
Средняя арифметическая, медиана, мода
2
9.
Средняя гармоническая и средняя хронологическая
2
10.
Практическое занятие: вычисление средних величин и их экономическая оценка
2
Тема 5. Выборочное наблюдение
4
Выборочное наблюдение и организация его проведения
2
Практическое занятие: вычисление показателей выборочного наблюдения и их экономическая оценка
2
Тема 6. Статистическое изучение связи между явлениями
8
13.
Статистическое изучение взаимосвязей социально-экономических явлений
2
14.
Практическое занятие: расчет параметров аналитического уравнения и их экономическая оценка
2
15.
Экскурсия. Посещение отдела статистики
2
16
Зачет, или контрольная работа, или защита реферата, проектной работы
2
17.
Резерв времени
2
Всего
34