ИКТ как средство формирования УУД

Раздел Математика
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"ИКТ как средство формирования УУД - "умения учиться"

Перепелица Наталья Васильевна

учитель математики и информатики

МБОУ БСОШ № 20

Богородицкое, Песчанокопский район

АННОТАЦИЯ
Для обеспечения системно-деятельностного подхода, который положен в основу Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, создается система формирования и развития универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.


Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности. Кардинальное отличие теории учебной деятельности, основанной на системно-деятельностном подходе, от традиционной состоит в следующем. Согласно общей теории школьникам дают уже вычлененные в учебнике готовые знания. Всевозможные разновидности традиционного школьного обучения, подчиненные задаче усвоения определенной суммы знаний, умений и навыков, опираются на учебную активность репродуктивного типа. Соответственно главная задача учителя в том, чтобы обеспечить развертывание активности этого типа, для чего ему необходимо донести до учащегося учебную информацию, подлежащую усвоению, в доступной форме, организовать анализ, необходимый для её полноценного восприятия и проконтролировать правильность воспроизведения заданного образца. Учителю предстоит организовать систему упражнений, внося в неё необходимые коррективы, учитывающие фактическую успешность работы учащихся по применению усвоенных знаний. В этой ситуации действия учителя могут быть жестко регламентированы и четко формализованы для типичных условий обучения, что позволяет создавать эффективные педагогические технологии, в том числе и с использованием современной компьютерной техники.
Совершенно иную роль играет учитель в системе обучения, которая опирается на учебную активность поисково-исследовательского типа, т.е. на учебную деятельность. И деятельностью здесь называется активность человека, которая приводит к существенному преобразованию ситуации, предмета, созданию чего-то нового. Организовать учебную деятельность учащихся учитель может, лишь осуществляя исследование вместе с ними. Осуществляя деятельность, связанную с решением учебных задач, учитель с самого начала должен втягивать детей не в упражнения, не в повторение того, что было до этого, не в запоминание готового, а в размышление о том, что неизвестно. Учебная деятельность (по определению) должна развивать у школьников прежде всего способность к рефлексии, позволяющей отделять известное от неизвестного и с помощью предположений в относительно неизвестного им обращаться к собственному действию и действиям партнера по решению новых задач. Умение спрашивать, формировать запросы для поиска недостающей информации, готовность к изменению сложившихся способов действия, критичность к собственным и чужим действиям и мнениям, независимость в оценках и самооценках, привычка искать доказательства и склонность к дискуссионным путям решения любого вопроса есть проявления рефлексивного развития школьников.
Одним из важных средств формирования и развития универсальных учебных действий являются информационные коммуникационные технологии (ИКТ).

Наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды.
В учебной деятельности ИКТ помогают решать следующие задачи:
- создание среды для организации учебной деятельности школьников,
- создание нового продукта,
- помощь в поиске и исследовании.
Для решения первой задачи могут быть использованы технологии как локальной сети компьютерного класса, так и сети Интернет. Например, современные сетевые сервисы (Веб 2.0), являющиеся инновационным программным решением на базе Интернет, обеспечивают возможность создавать контент любимому пользователю и управлять доступом к содержимому. Наиболее популярными сетевыми инструментами, используемыми в образовательном процессе, являются: сервисы коллективного гипертекста (вики-среды), сетевые дневники (блоги), средства создания анкет, проведения интервью, размещения и редактирования документов (сетевые офисы), сервисы храненения фотографий и пр.
Такой сетевой инструмент как блог позволяет любому пользователю вести записи любых текстов. Ведущий блога (блоггер) может управлять доступом к своим записям: делать их открытыми всем желающим или определенному кругу пользователей. В блоги Google можно вставлять на страницу материалы, созданные в других приложениях Google (календарь, документ, фотографию, видео и др)
Для учащихся возможны следующие учебные ситуации с использованием сетевых дневников:
 речевые практики,
 предметные преобразования («как сделать, чтобы…», «что будет, если…»,
 практика путешествий и описания маршрута движения (простейшие маршруты передвижения по улицам города, на городском транспорте, правила дорожного движения, безопасного и культурного поведения на улицах и в домах, безопасность в городе),
 календарные практики (отсчет времени, будни и праздники, соотнесение года и века, тысячелетия),
 ведение общеклассного дневника (описание факта, выделение исторического события, переосмысление событий, знакомство со способами хранения личной истории - дневники известных людей, различение исторического и естественнонаучного факта),
 ведение личного или общеклассного дневника природы.
Отличие электронного варианта дневника от бумажного в том, что записи сохраняются, есть возможность редактирования, комментирования, что дает возможность развивать формировать и развивать рефлексивные умения школьников, а учителю организовать процесс формирующего оценивания.

Сетевые сервисы как площадка для учебной деятельности учащихся целесообразны и для вовлечения родителей в совместную работу, дают возможность завершать работу не по формальным признакам (истечение времени), а по окончании выполнения, возвращаться к решениям предыдущего дня.
Вторая задача, создание нового продукта на основе ИКТ, связана с созданием индивидуального и коллективного продукта деятельности, который может быть представлен в цифровом формате: фотоальбом, фильм, компьютерная презентация, публикация (буклет, открытка, визитка, календарь и пр.). Также, к этой категории относится и моделирование, когда существенные свойства изучаемого предмета специально выделяются с помощью учебных моделей, которые могут быть представлены как в графической, так и в словесной форме с помощью средств ИКТ.
Задача поиска информации на основе информационных технологий и поддержка исследования состоит в том, что учитель строит учебную ситуацию таким образом, чтобы помочь детям самостоятельно найти существенные признаки предмета и зафиксировать в виде моделей.
Таким образом, ИКТ становятся инструментом деятельности учащегося, и требуется проектирование учебных ситуаций с их использованием.

Другой вопрос - готовность педагога к такому повороту событий, т.к. на сегодняшний день учитель не в полной мере владеет средствами ИКТ для организации собственной профессиональной деятельности. Большинство педагогов ограничиваются использованием офисных технологий для работы с документами и таблицами, созданием презентаций-конспектов занятия. Самое лучшее, что используется на уроке - это проекционное оборудование, а, следовательно, ИКТ как инструмент деятельности учителя - презентация, сопровождающая иллюстративное объяснение. ИКТ в заданиях для учащихся применяется системно для всех обучающихся в силу условий учебного кабинета и школы. Однако, в этом случае, следует отталкиваться от задачи использования ИКТ учениками для формирования и развития универсальных учебных действий, и под эту задачу создавать условия.
Как сделать так, чтобы ИКТ стали инструментом деятельности ученика?



© 2010-2022