- Преподавателю
- Математика
- Статья Результаты и оценивание учебно-исследовательской деятельности школьников
Статья Результаты и оценивание учебно-исследовательской деятельности школьников
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сучкова А.В. |
Дата | 25.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Результаты и оценивание учебно-исследовательской деятельности школьников.
Одной из форм организации образовательной работы является учебно-исследовательская деятельность школьника, которая направлена на самостоятельное и активное добывание знаний. Под самостоятельностью школьника в учебно-исследовательской деятельности подразумевается, что учитель консультирует, дает рекомендации, обучает способам исследовательской деятельности, наталкивает на возможные выводы, но, ни в коем случае, не является источником готовой информации.
Учитель же, в свою очередь, должен уметь:
- выбрать нужный уровень проведения учебного исследования в зависимости от уровня развития мышления учащегося;
- сочетать индивидуальные и коллективные формы проведения исследований на уроке и во внеурочной деятельности;
- формировать проблемные ситуации в зависимости от уровня учебного исследования.
Очень важно обеспечить ученику осознание сути проблемы, иначе весь путь поиска ее решения будет бессмысленным. Тема исследования должна быть на самом деле интересна школьнику и совпадать с кругом интересов учителя, только в этом случае будет существовать взаимопомощь ученика и учителя, взаимоответственность друг перед другом.
Учебно-исследовательская деятельность, как любой другой вид деятельности, направлена на получение результатов.
К результатам учебно-исследовательской деятельности можно отнести:
- создание интеллектуальных продуктов, таких как: рефераты, доклады, научные статьи, разработка наглядных пособий, участие в конференциях и т.д.;
- формирование умений и навыков школьника1;
- обеспечение личностного развития ученика:
-
мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
-
формирование системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок;
-
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
Сложная, совершенно новая, но в тоже время немаловажная задача для учителя - правильное оценивание результатов учебно-исследовательской деятельности.
В-первую очередь, педагог должен решить - оценивать исследовательскую деятельность одной оценкой или несколькими по разным критериям. На усмотрение учителя, он может обсудить этот вопрос с учениками, а затем принять решение.
Крайне важно наличие перечня возможных критериев. Он показывает множественность оснований для оценки и их неравнозначность.
Оценивать деятельность можно по следующим критериям:
-
степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над исследованием;
-
степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;
-
практическое использование предметных и универсальных учебных действий;
-
количество новой информации, использованной для выполнения исследования;
-
степень осмысления использованной информации;
-
уровень сложности и степень владения использованными методиками;
-
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
-
осмысление проблемы и формулирование цели исследования;
-
уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности;
-
владение рефлексией;
-
творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
-
социальное и прикладное значение полученных результатов.
Во время индивидуальной работы над исследованием список этих критериев может изменяться - увеличиваться или уменьшаться.
Целесообразно использовать такую схему оценивания, которая даёт наиболее объективную оценку исследовательской деятельности учащихся. Возможно создание специальных оценочных бланков, в которых будет отражаться динамика развития деятельности ученика на каждом этапе исследования2.
При оценивании работы учащегося необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание успешности и результативности. Важно помнить - положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Только в этом случае у школьника останется мотивация к активной созидательной и творческой деятельности.
Приложение 1
Умения и навыки, которые может приобрести ученик в ходе исследовательской деятельности.
Группа умений и навыков
Содержание умений
Рефлексивные
-
осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
-
отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
-
оценивать свою деятельность.
Поисковые (исследовательские)
-
самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
-
самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле (книги, архивы, СМИ, Интернет);
-
устанавливать предмет и объект исследования
-
ставить цели и задачи исследования
-
способность видеть противоречия и проблемы, выдвигать гипотезы
-
собирать, классифицировать, анализировать, систематизировать новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи,
-
оценивать результаты, формулировать выводы
-
находить варианты решения проблемы, выбирать методы исследования, планировать эксперимент
-
кратко и логично излагать мысли
-
оформить результаты достижений,
-
обосновывать собственную точку зрения.
Коммуникативные
-
взаимодействовать с любым партнёром;
-
навыки делового партнёрского общения;
-
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
-
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т. Д.
-
вести дискуссию;
-
отстаивать свою точку зрения;
-
находить компромисс;
Организаторские
-
планировать деятельность, время, ресурсы;
-
принимать решения и прогнозировать их последствия;
-
анализировать собственную деятельность.
Презентационные
-
вести монологическую речь;
-
уверенно держать себя во время выступления;
-
артистические умения;
-
использовать различные средства наглядности при выступлении;
-
отвечать на незапланированные вопросы.
Приложение 2
Бланк оценивания учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Этапы УИД
Критерии оценивания
Максимальное количество баллов
I
-
степень самостоятельности в выборе темы исследования;
-
степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;
-
осмысление проблемы и формулирование цели исследования;
5
5
5
15
II
-
количество новой информации, использованной для выполнения исследования;
-
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
-
степень самостоятельности в ходе исследования;
-
практическое использование предметных и универсальных учебных действий;
5
5
5
5
20
III
-
уровень организации и проведения презентации;
-
умение работать в команде;
-
уровень сложности и степень владения
использованными методиками;
-
социальное и прикладное значение полученных результатов.
5
5
5
5
20
40-55 баллов оценивается как «отличная работа»
25-40 баллов оценивается как «хорошая работа»
Меньше 40 баллов оценивается как «удовлетворительная работа»
Итого
55
1 См. приложение 1
2Пример оценочного бланка приложение 2.
6