Статья Результаты и оценивание учебно-исследовательской деятельности школьников

   В данной работе идет речь о том, что одной из форм организации образовательной работы  является учебно-исследовательская деятельность школьника, которая направлена на самостоятельное и  активное добывание знаний. Под самостоятельностью школьника в учебно-исследовательской деятельности подразумевается, что учитель консультирует, дает рекомендации, обучает способам исследовательской деятельности, наталкивает на возможные выводы, но, ни в коем случае, не является источником готовой информации. 
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Результаты и оценивание учебно-исследовательской деятельности школьников.

Одной из форм организации образовательной работы является учебно-исследовательская деятельность школьника, которая направлена на самостоятельное и активное добывание знаний. Под самостоятельностью школьника в учебно-исследовательской деятельности подразумевается, что учитель консультирует, дает рекомендации, обучает способам исследовательской деятельности, наталкивает на возможные выводы, но, ни в коем случае, не является источником готовой информации.

Учитель же, в свою очередь, должен уметь:

- выбрать нужный уровень проведения учебного исследования в зависимости от уровня развития мышления учащегося;

- сочетать индивидуальные и коллективные формы проведения исследований на уроке и во внеурочной деятельности;

- формировать проблемные ситуации в зависимости от уровня учебного исследования.

Очень важно обеспечить ученику осознание сути проблемы, иначе весь путь поиска ее решения будет бессмысленным. Тема исследования должна быть на самом деле интересна школьнику и совпадать с кругом интересов учителя, только в этом случае будет существовать взаимопомощь ученика и учителя, взаимоответственность друг перед другом.

Учебно-исследовательская деятельность, как любой другой вид деятельности, направлена на получение результатов.

К результатам учебно-исследовательской деятельности можно отнести:

- создание интеллектуальных продуктов, таких как: рефераты, доклады, научные статьи, разработка наглядных пособий, участие в конференциях и т.д.;

- формирование умений и навыков школьника1;

- обеспечение личностного развития ученика:

  • мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  • формирование системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Сложная, совершенно новая, но в тоже время немаловажная задача для учителя - правильное оценивание результатов учебно-исследовательской деятельности.

В-первую очередь, педагог должен решить - оценивать исследовательскую деятельность одной оценкой или несколькими по разным критериям. На усмотрение учителя, он может обсудить этот вопрос с учениками, а затем принять решение.

Крайне важно наличие перечня возможных критериев. Он показывает множественность оснований для оценки и их неравнозначность.

Оценивать деятельность можно по следующим критериям:

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над исследованием;

  • степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;

  • практическое использование предметных и универсальных учебных действий;

  • количество новой информации, использованной для выполнения исследования;

  • степень осмысления использованной информации;

  • уровень сложности и степень владения использованными методиками;

  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;

  • осмысление проблемы и формулирование цели исследования;

  • уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности;

  • владение рефлексией;

  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

  • социальное и прикладное значение полученных результатов.

Во время индивидуальной работы над исследованием список этих критериев может изменяться - увеличиваться или уменьшаться.

Целесообразно использовать такую схему оценивания, которая даёт наиболее объективную оценку исследовательской деятельности учащихся. Возможно создание специальных оценочных бланков, в которых будет отражаться динамика развития деятельности ученика на каждом этапе исследования2.

При оценивании работы учащегося необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание успешности и результативности. Важно помнить - положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Только в этом случае у школьника останется мотивация к активной созидательной и творческой деятельности.















Приложение 1

Умения и навыки, которые может приобрести ученик в ходе исследовательской деятельности.

Группа умений и навыков

Содержание умений

Рефлексивные

  • осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

  • отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

  • оценивать свою деятельность.

Поисковые (исследовательские)

  • самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

  • самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле (книги, архивы, СМИ, Интернет);

  • устанавливать предмет и объект исследования

  • ставить цели и задачи исследования

  • способность видеть противоречия и проблемы, выдвигать гипотезы

  • собирать, классифицировать, анализировать, систематизировать новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи,

  • оценивать результаты, формулировать выводы

  • находить варианты решения проблемы, выбирать методы исследования, планировать эксперимент

  • кратко и логично излагать мысли

  • оформить результаты достижений,

  • обосновывать собственную точку зрения.

Коммуникативные

  • взаимодействовать с любым партнёром;

  • навыки делового партнёрского общения;

  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т. Д.

  • вести дискуссию;

  • отстаивать свою точку зрения;

  • находить компромисс;

Организаторские

  • планировать деятельность, время, ресурсы;

  • принимать решения и прогнозировать их последствия;

  • анализировать собственную деятельность.

Презентационные

  • вести монологическую речь;

  • уверенно держать себя во время выступления;

  • артистические умения;

  • использовать различные средства наглядности при выступлении;

  • отвечать на незапланированные вопросы.

Приложение 2

Бланк оценивания учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Этапы УИД

Критерии оценивания

Максимальное количество баллов

I

  • степень самостоятельности в выборе темы исследования;

  • степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;

  • осмысление проблемы и формулирование цели исследования;

5

5

5



15


II

  • количество новой информации, использованной для выполнения исследования;

  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;

  • степень самостоятельности в ходе исследования;

  • практическое использование предметных и универсальных учебных действий;

5

5

5

5





20


III

  • уровень организации и проведения презентации;

  • умение работать в команде;

  • уровень сложности и степень владения

использованными методиками;

  • социальное и прикладное значение полученных результатов.

5

5

5

5



20




40-55 баллов оценивается как «отличная работа»

25-40 баллов оценивается как «хорошая работа»

Меньше 40 баллов оценивается как «удовлетворительная работа»

Итого






55





1 См. приложение 1

2Пример оценочного бланка приложение 2.

6


© 2010-2022