- Преподавателю
- Математика
- План-конспект интегрированного урока по математике и природоведению в 5 классе
План-конспект интегрированного урока по математике и природоведению в 5 классе
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузьменко Т.А. |
Дата | 07.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Интегрированный урок в 5 классе
(природоведение+математика)
«Астрономия математическим языком»
(обобщение по теме «Вселенная»)
Авторы:
Кузьменко Татьяна Александровна, учитель математики первой квалификационной категории МБОУ « Гимназии №10 ЗМР РТ»,
Прокопьева Светлана Анатольевна, учитель математики первой квалификационной категории МБОУ «Гимназии № 10 ЗМР РТ»
Цель:обобщить и систематизировать знания по теме «Вселенная», с использованием учащимися математических знаний по теме: «Координатный угол»
Задачи:
Познавательные УУД (образовательные):
-
обобщить знания по теме: «Вселенная», «Координатный угол»;
-
закрепить умение строить точки в координатном угле при изображении созвездий;
Коммуникативные и личностные УУД (воспитательные):
-
Формировать интеллектуальные способности (анализировать, сравнивать, делать выводы).
-
Развивать умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
-
Воспитывать ответственность и аккуратность
-
Научить строить продуктивное взаимодействие учащихся в парах.
Регулятивные УУД (развивающие):
-
Уметь обрабатывать информацию;
-
Осуществлять контроль и оценку процесса и результатов своей деятельности .
Тип урока: урок обобщения знаний
Форма работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная
Методы обучения:
-
Словесный
-
Наглядный
-
Практический
-
Проблемный
Техническое оборудование:
-
Компьютер;
-
Проектор;
-
Интерактивная доска;
-
Раздаточный материал (карточки с тестами, карточки с координатами точек-звёзд);
-
Электронная презентация;
-
Учебники природоведения, математики.
Этапы урока
-
Организационный этап
-
Актуализация знаний;
-
Проверка усвоения знаний;
-
Осмысление и закрепление полученных ранее знаний;
-
Подведение итогов, оценивание знаний.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
-
Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку
Учащиеся готовы к началу работы: на столах лежат учебники, тетради, раздаточный материал
-
Актуализация знаний
Учитель математики(УМ):
Начнем урок с устного счета.
-
150
8
52
0
63
136
63
25
200
1
А
128+22
Н
17х8
С
64:8
М
125:5
Т
13х4
И
119+81
Р
0х2013
Я
345:345
О
101-38
УМ: Ребята, объясните, пожалуйста, что изучает астрономия?
Учитель биологии(УБ): корректирует ответы учеников.Прочитайте слова РэяБрэдбери о космосе. Согласитесь ли вы с его оценкой изучения космоса?
«Космос - это все, что есть, что когда-либо было и когда-нибудь будет. Одно созерцание Космоса потрясает: дрожь бежит по спине, перехватывает горло… Мы сознаем, что прикасаемся к величайшей из тайн.» Рэй Брэдбери
Ученики выходят к доске, вписывают буквы в нужные клеткии получают слово «астрономия»
Учащиеся отвечают, что астрономия изучает небесные тела, их поведение
Учащиеся читают и отвечают на вопрос
-
Проверка усвоения знаний
УБ:Проверим ваши знания по теме «Вселенная» с помощью вариативных тестов (карточки). Проведем взаимопроверку ответов.
УБ: обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку, используя слайды с ответами.(слайд № 1-4 )
УБ: оцените работу соседа по парте.( слайд № 5 )
Дети открывают тетради, выполняют тесты по карточкам.
Дети обмениваются тетрадями и выполняют взаимопроверку: «+»-верно, «-»-неверно
Дети выставляют оценки
-
Осмысление и закрепление полученных ранее знаний.
УБ: Ребята, а как изучают небесные тела? С помощью каких инструментов, ведь они находятся очень далеко от нас?(слайд №7)
УБ: Но вернемся с небес на землю. Оказывается, невозможно изучать Вселенную без математических методов.
УМ: Находясь на земле, мы видим на небосводе различные небесные тела. Как вы думаете, какой простейшей геометрической фигуре они соответствуют?
УМ: А где мы можем отмечать точки?
УМ:Да, вы правы! Точки можно отмечать в любом месте, но часто бывает важным указать точное ее местоположение. С помощью чего мы можем это сделать?
УМ:Ребята, попробуем построить фигуры двух созвездий, используя координатный угол. Возьмите заготовки координатного угла и карточки с координатами точек.
УМ: Проверьте правильность построения и помогите однокласснику, если он в затруднении.
УМ: Ребята, как называются эти созвездия?
УМ: А знаете ли вы, какая звезда находится на конце ручки Малого ковша?
УБ: Ребята, посмотрите на экран (слайд №6). Что вы можете сказать о форме Большой медведицы?
УБ: Как вы считаете, как быстро происходят эти изменения?
УБ: Предлагаю вам послушать легенду о Большой медведице(слайд №8)
УБ:Салаватов Эмиль расскажет нам о Полярной звезде(слайд №9)
УМ: Ребята, а может вы знаете способ как найти полярную звезду на небе?
УМ: Для этого нужно продолжить правую сторону большого ковша до пересечения с ручкой малого ковша
УБ: А кому и для чего необходимо было знать положение Полярной звезды на небосклоне?
УБ: А как это сделать?(слайд №10)
УБ:объясняет определение сторон света по слайду№11
УМ: Итак, вы поняли что, зная координаты точек, можно построить фигуру, используя координатный угол. А можно выполнить и обратное задание. Изобразите созвездие Ящерица (стр.36 учебник «Природоведение»), а потом определите и запишите координаты точек-звезд, из которых состоит созвездие.
С помощью телескопов, космических кораблей, спутников.
Любую звезду, которую мы видим на небосклоне, можно принять за такую геометрическую фигуру как точка.
Везде: в тетради, на доске, на стене, на асфальте……..
Для этого мы используем координатный луч или координатный угол.
Ученики строят фигуры в тетрадях, используя координаты точек - звезд, записанные на карточках-заданиях, и одновременно кто-то из учеников отмечает точки на интерактивной доске
Учащиеся сверяют свой чертеж с изображением на доске и помогают друг другу(поворачиваются, встают…..)
Большой и Малый ковш или Большая и Малая медведица
Полярная звезда
Форма ковша меняется
За десятки и сотни тысяч лет
Димеев Алмаз рассказывает легенду о возникновения Большой Медведицы
Салаватов Эмиль рассказывает о Полярной звезде
Не знаем
Дети продолжают работу с уже построенными созвездиями: находят точку пересечения(Полярную звезду)
Путешественникам, мореплавателям для определения сторон света
Учащиеся предлагают свои версии
Дети смотрят на экран
Продолжают работать, используя те же заготовки координатного угла, изображают созвездие Ящерица и записывают координаты точек
-
Подведение итогов, оценивание знаний
УМ: Запишите домашнее задание: выполнить аналогичное задание, используя вид созвездия «Жираф» (стр.36, учебник «Природоведение» 5 класс).
УБ: Сдайте тетради по природоведению с выполненным тестом.
УБ и УМ: учителя выставляют оценки наиболее активным ученикам и двум ученикам, подготовившим сообщения
УБ: Созвездие Большой Медведицы состоит не только из звезд большого ковша, но и из других звезд(слайд №12). Посмотрите как красиво звездное небо, оно завораживает и притягивает взгляд. Сколько тайн с ним связано и еще не раскрыто! Возможно этим в будущем займетесь вы?!(слайд№8)
Дети записывают задание в дневник
Дети сдают тетради.
Дети подают дневники
Дети смотрят на экран
Учебно-методическая литература:
-
Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.-12 издание, испр. и доп.- М.:Мнемозина,2012
-
Природоведение. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учебных заведений/ А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.- М.:Дрофа,2009
-
nsportal.ru
-
festival.1september.ru