План-конспект интегрированного урока по математике и природоведению в 5 классе

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок в 5 классе

(природоведение+математика)

«Астрономия математическим языком»

(обобщение по теме «Вселенная»)

Авторы:

Кузьменко Татьяна Александровна, учитель математики первой квалификационной категории МБОУ « Гимназии №10 ЗМР РТ»,

Прокопьева Светлана Анатольевна, учитель математики первой квалификационной категории МБОУ «Гимназии № 10 ЗМР РТ»

Цель:обобщить и систематизировать знания по теме «Вселенная», с использованием учащимися математических знаний по теме: «Координатный угол»

Задачи:

Познавательные УУД (образовательные):

  • обобщить знания по теме: «Вселенная», «Координатный угол»;

  • закрепить умение строить точки в координатном угле при изображении созвездий;

Коммуникативные и личностные УУД (воспитательные):

  • Формировать интеллектуальные способности (анализировать, сравнивать, делать выводы).

  • Развивать умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • Воспитывать ответственность и аккуратность

  • Научить строить продуктивное взаимодействие учащихся в парах.

Регулятивные УУД (развивающие):

  • Уметь обрабатывать информацию;

  • Осуществлять контроль и оценку процесса и результатов своей деятельности .

Тип урока: урок обобщения знаний

Форма работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная

Методы обучения:

  • Словесный

  • Наглядный

  • Практический

  • Проблемный

Техническое оборудование:

  • Компьютер;

  • Проектор;

  • Интерактивная доска;

  • Раздаточный материал (карточки с тестами, карточки с координатами точек-звёзд);

  • Электронная презентация;

  • Учебники природоведения, математики.

Этапы урока

  1. Организационный этап

  2. Актуализация знаний;

  3. Проверка усвоения знаний;

  4. Осмысление и закрепление полученных ранее знаний;

  5. Подведение итогов, оценивание знаний.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку

Учащиеся готовы к началу работы: на столах лежат учебники, тетради, раздаточный материал

  1. Актуализация знаний

Учитель математики(УМ):

Начнем урок с устного счета.



150

8

52

0

63

136

63

25

200

1




А

128+22

Н

17х8

С

64:8

М

125:5

Т

13х4

И

119+81

Р

0х2013

Я

345:345

О

101-38


УМ: Ребята, объясните, пожалуйста, что изучает астрономия?

Учитель биологии(УБ): корректирует ответы учеников.Прочитайте слова РэяБрэдбери о космосе. Согласитесь ли вы с его оценкой изучения космоса?

«Космос - это все, что есть, что когда-либо было и когда-нибудь будет. Одно созерцание Космоса потрясает: дрожь бежит по спине, перехватывает горло… Мы сознаем, что прикасаемся к величайшей из тайн.» Рэй Брэдбери

Ученики выходят к доске, вписывают буквы в нужные клеткии получают слово «астрономия»





Учащиеся отвечают, что астрономия изучает небесные тела, их поведение

Учащиеся читают и отвечают на вопрос

  1. Проверка усвоения знаний

УБ:Проверим ваши знания по теме «Вселенная» с помощью вариативных тестов (карточки). Проведем взаимопроверку ответов.

УБ: обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку, используя слайды с ответами.(слайд № 1-4 )

УБ: оцените работу соседа по парте.( слайд № 5 )

Дети открывают тетради, выполняют тесты по карточкам.

Дети обмениваются тетрадями и выполняют взаимопроверку: «+»-верно, «-»-неверно

Дети выставляют оценки

  1. Осмысление и закрепление полученных ранее знаний.

УБ: Ребята, а как изучают небесные тела? С помощью каких инструментов, ведь они находятся очень далеко от нас?(слайд №7)

УБ: Но вернемся с небес на землю. Оказывается, невозможно изучать Вселенную без математических методов.

УМ: Находясь на земле, мы видим на небосводе различные небесные тела. Как вы думаете, какой простейшей геометрической фигуре они соответствуют?

УМ: А где мы можем отмечать точки?

УМ:Да, вы правы! Точки можно отмечать в любом месте, но часто бывает важным указать точное ее местоположение. С помощью чего мы можем это сделать?

УМ:Ребята, попробуем построить фигуры двух созвездий, используя координатный угол. Возьмите заготовки координатного угла и карточки с координатами точек.



План-конспект интегрированного урока по математике и природоведению в 5 классе

УМ: Проверьте правильность построения и помогите однокласснику, если он в затруднении.



УМ: Ребята, как называются эти созвездия?

УМ: А знаете ли вы, какая звезда находится на конце ручки Малого ковша?

УБ: Ребята, посмотрите на экран (слайд №6). Что вы можете сказать о форме Большой медведицы?

УБ: Как вы считаете, как быстро происходят эти изменения?

УБ: Предлагаю вам послушать легенду о Большой медведице(слайд №8)

УБ:Салаватов Эмиль расскажет нам о Полярной звезде(слайд №9)

УМ: Ребята, а может вы знаете способ как найти полярную звезду на небе?

УМ: Для этого нужно продолжить правую сторону большого ковша до пересечения с ручкой малого ковша

УБ: А кому и для чего необходимо было знать положение Полярной звезды на небосклоне?

УБ: А как это сделать?(слайд №10)

УБ:объясняет определение сторон света по слайду№11

УМ: Итак, вы поняли что, зная координаты точек, можно построить фигуру, используя координатный угол. А можно выполнить и обратное задание. Изобразите созвездие Ящерица (стр.36 учебник «Природоведение»), а потом определите и запишите координаты точек-звезд, из которых состоит созвездие.

С помощью телескопов, космических кораблей, спутников.

Любую звезду, которую мы видим на небосклоне, можно принять за такую геометрическую фигуру как точка.

Везде: в тетради, на доске, на стене, на асфальте……..

Для этого мы используем координатный луч или координатный угол.

Ученики строят фигуры в тетрадях, используя координаты точек - звезд, записанные на карточках-заданиях, и одновременно кто-то из учеников отмечает точки на интерактивной доске











Учащиеся сверяют свой чертеж с изображением на доске и помогают друг другу(поворачиваются, встают…..)

Большой и Малый ковш или Большая и Малая медведица

Полярная звезда

Форма ковша меняется

За десятки и сотни тысяч лет

Димеев Алмаз рассказывает легенду о возникновения Большой Медведицы

Салаватов Эмиль рассказывает о Полярной звезде

Не знаем

Дети продолжают работу с уже построенными созвездиями: находят точку пересечения(Полярную звезду)

Путешественникам, мореплавателям для определения сторон света

Учащиеся предлагают свои версии

Дети смотрят на экран

Продолжают работать, используя те же заготовки координатного угла, изображают созвездие Ящерица и записывают координаты точек

  1. Подведение итогов, оценивание знаний

УМ: Запишите домашнее задание: выполнить аналогичное задание, используя вид созвездия «Жираф» (стр.36, учебник «Природоведение» 5 класс).

УБ: Сдайте тетради по природоведению с выполненным тестом.

УБ и УМ: учителя выставляют оценки наиболее активным ученикам и двум ученикам, подготовившим сообщения

УБ: Созвездие Большой Медведицы состоит не только из звезд большого ковша, но и из других звезд(слайд №12). Посмотрите как красиво звездное небо, оно завораживает и притягивает взгляд. Сколько тайн с ним связано и еще не раскрыто! Возможно этим в будущем займетесь вы?!(слайд№8)

Дети записывают задание в дневник

Дети сдают тетради.

Дети подают дневники

Дети смотрят на экран

Учебно-методическая литература:


  1. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.-12 издание, испр. и доп.- М.:Мнемозина,2012

  2. Природоведение. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учебных заведений/ А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.- М.:Дрофа,2009

  3. nsportal.ru

  4. festival.1september.ru

© 2010-2022