- Преподавателю
- Математика
- Дополнительная образовательная программа по математике. Кружок Занимательная математика
Дополнительная образовательная программа по математике. Кружок Занимательная математика
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Федорищенко Л.И. |
Дата | 24.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Дополнительная образовательная программа по математике. Кружок "Занимательная математика". 7-й классы
Занимательная математика принадлежит к числу любимых жанров популярной литературы. Решая нестандартные своеобразные задачи, учащиеся испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие математики.
Занимательная математика- это прежде всего математика, причем в лучших своих образцах- математика прекрасная. Недаром английский математик Дж. Литлвуд заметил, что хорошая математическая шутка лучше дюжины посредственных работ.
Занимательная математика в учащихся пробуждает наблюдательность, умение логически мыслить, веру в свои силы и драгоценную способность к восприятию прекрасного.
Элемент игры, который делает занимательную математику занимательной, может иметь форму головоломки, состязания, фокуса, парадокса, ошибочного рассуждения или обычной математической задачи с " секретом"- каким - либо неожиданным или забавным поворотом мысли.
Общая цель кружка в том, чтобы способствовать развитию логического мышления школьников, развитию математических навыков и умений.
Общеобразовательные цели:
-
Научить оперировать информацией при решении математических задач.
-
Знать основные приемы оптимального поиска решения математических задач.
-
Иметь представление об основных понятиях и методах решения нестандартных задач.
Воспитательные цели:
-
Формирование эмоционально-ценностного отношения к интеллектуальной деятельности.
-
Воспитание ответственности.
Развивающие цели:
-
Развитие аналитических качеств личности
-
Формирование способов умственного труда с использованием оптимальных средств решения математических задач.
-
Развитие и становление коммуникативных свойств личности.
Задачи:
-
Учащиеся должны приобрести навыки решения занимательных задач и задач по типу отличных от обязательного уровня.
-
ознакомить учащихся с методами и приемами решения нестандартных задач.
-
Обеспечить сознательное овладение учащимися системой математических знаний, умений и навыков.
-
Выявить умения и способности у учащихся к данному виду деятельности, что позволит сориентироваться в выборе математических задач.
Содержание программы.
1.Введение. История занимательной математики. Зачем решают задачи в школе. Методы и формы развития творческой деятельности учащихся на уроке математике.
2.Ваш помощник - микрокалькулятор. Об использовании микрокалькулятора в учебном процессе. Формирование умений применять микрокалькулятор в вычислениях. Приемы применения микрокалькулятора.
3.Числа - слова и микрокалькулятор. Микрокалькулятор знакомить с числами.
4.Магический клавишный квадрат. Может ли микрокалькулятор дать ответ? На много ли ошибается микрокалькулятор.
5.Гексафлексагоны.Флксагоны. Тригексафлексагон. Схема " Пути Таккермана" на гексагексафлексагоне.
6.Гексафлексагоны.Флксагоны. Тригексафлексагон. Схема " Пути Таккермана" на гексагексафлексагоне.
7.Фокусы с матрицами.
8.Девять задач. Путешествие по замкнутому кругу. Покер. Изуродованная шахматная доска. На распутье. Перепутанные таблички. В Бронкс или Бруклин? Распиливании куба. Ранний пассажир. Фальшивые монеты.
9.Занимательные топологические модели.
10. Математические сказки.
11.Математические сказки. Сказка пр нуль. Две подружки 5 и 3.
Функции.
12.Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов. О построении графиков функций и зависимостей, содержащих знак модуля. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7,8 - 9 класса.
13.Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов. О построении графиков функций и зависимостей, содержащих знак модуля. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7,8 - 9 класса.
14.Заседание кружка " Любители кроссвордов". Кросснамберы.
15.Занимательные топологические модели.
16.Девять новых задач. Соприкасающиеся карандаши. Два парома. Как найти длину гипотенузы. Хитрый электрик. Как пересечь сеть прямых. Двенадцать спичек. Отверстие в шаре. Влюбленные жуки. Сколько детей?.
17.Проценты. Понятие процента. Простейшие вычисления с процентами. Простые и сложные проценты. Процентное содержание.
18.Понятие процента. Простейшие вычисления с процентами. Простые и сложные проценты. Процентное содержание.
19.Заочные математические олимпиады.
20. Задачи с параметрами. Методы поиска необходимых условий.
21.Задачи с параметрами. Методы поиска необходимых условий.
22.Тетрафлексагоны. Как сделать тритетрафлексагон. Тетратетрафлексагон.
Гексатетрафлексагон. Как сложить и вывернуть флексотрубку.
23.Заочные математические олимпиады.
24.Золотое сечение. Тайны золотого сечения. Пропорции.
25.Пять Платоновых тел. Тетраэдр, октаэдр, икосаэдр, гексаэдр и додекаэдр.
26.Оригами.
27.Вычисления значений многочлена. Схема Горнера. Теоретические обоснования схемы Горнера. Применение схемы Горнера.
28.Решение уравнений. Аналитическое решение уравнений. Графическое решение уравнений. Численное решение уравнений.
29.Построение графиков элементарными методами, применение графиков в решении задач с параметрами. Повторение изученного, введение понятия " инверсия".Свойства инверсий, построение графиков.
30.Математика и музыка. Пифагор и пифагорейское учение о числе. Пифагорова гамма. " Космическая музыка": от Платона до Кеплера. Математический строй музыки.
31.Тематические тесты. Решение тестов.
32.Игра " Математический поезд".
33.Тематические тесты. Решение тестов.
34.Итоговое занятие.
Учебно-тематический план.
№
Тема занятия
Количество часов
Теория
Практика
1
Введение. История занимательной математики.
1
2
Ваш помощник - микрокалькулятор.
0,5
0,5
3
Числа- слова и микрокалькулятор.
1
4
Магический клавишный квадрат.
0,5
0,5
5
Гексафлексагоны.
1
6
Гексафлексагоны.
1
7
Фокусы с матрицами.
1
8
Девять задач
1
9
Занимательные топологические модели.
1
10
11
Математические сказки.
1
1
12
Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 6-7 классов.
1
13
Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 6-7 классов.
1
14
Заседание кружка " Любители кроссвордов".
1
15
Занимательные топологические модели.
1
16
Девять новых задач.
1
17
Проценты.
0,5
0,5
18
Проценты.
1
19
Заочные математические олимпиады.
1
20
Задачи с параметрами.
1
21
Задачи с параметрами.
1
22
Тетрафлексагоны.
1
23
Заочные математические олимпиады.
1
24
Золотое сечение.
1
25
Пять Платоновых тел.
1
26
Оригами.
1
27
Вычисления значений многочлена.
1
28
Решение уравнений.
1
29
Построение графиков элементарными методами, применение графиков в решении задач с параметрами.
1
30
Математика и музыка.
1
31
Тематические тесты.
1
32
Игра " Математический поезд".
1
33
Тематические тесты. Решение тестов.
1
34
Итоговое занятие.
1
В результате посещения данного кружка учащиеся должны знать:
-
Историю математики.
-
Вычисление задач на проценты и задачи с параметрами.
-
Методы построения графиков функций.
Учащееся должны уметь:
-
Ориентироваться в математическом пространстве.
-
Уметь пользоваться методами и способами решения, построения математических задач.
-
Вычислять проценты и решать задачи с параметрами.
Список литературы
-
Деревянкин А.В " Проценты": методическая разработка для учащихся Заочной школы " Юный математик".- М.: МЦНМО, 2009. - 16 .
-
Беляев С,А. " Задачи с параметрами": методическая разработка для учащихся Заочной школы " Юный математик". - М.: МЦНМО, 2009. - 28 ..
-
Барышникова Н.В. " Контрольные разноуровневые тесты".- Волгоград: Учитель, 2008. - 115 с.
-
Ткачева М.В. " Тематические тесты". 8 класс. - М.: Просвещение, 2010. - 80 с.
-
Власова Т,Г. " Предметная неделя математики в школе".- Изд. 5-е - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 168 с.
-
Барышникова Н.В. Нестандартные уроки. - Волгоград: Учитель, 2007. - 154 с.
-
Карп А.П. " Даю уроки математики.: - М.: Просвещение, 1992.
-
Волошинов А.В. " Математика и искусство". - М.: Просвещение 1992.
-
Гарднер Г. " Математические головоломки и развлечения". - М.: " Мир", 1971.
-
Минаеват С.С. " Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983.
-
Абдуллаев И. Математические задачи с микрокалькулятором. - М.: Поросвещение, 1990.
-
Васильев Н.Б. Заочные математические олимпиады. - М.: Наука. Гл.ред. физ-мат.лит., 1987.
-
Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов. - М.: Просвещение, 1991.
Анализ контрольной работы 5а класса за 1-ю четверть 2014-2015 уч.года.
По списку - 28уч.
Писало -
Написали на «5» -
на «4» -
на «3» -
на «2» -
Типичные ошибки .
При сложении(вычитании) натуральных чисел -
При решении уравнений-
При упрощении выражений-
При решении задач с помощью уравнений-
При решении задачи с отрезками-
В а р и а н т 1.
-
Решите уравнение:
а) 21 + х = 56: б) у - 89 = 90.
-
Найдите значение выражения:
а) а + т, если а = 20, т = 70:
б) 260 + b - 160, если b = 93.
-
Вычислите, выбирая удобный порядок действий:
а) 6 485 + 1 977 + 1 515:
б) 863 - (163 + 387).
-
Решите с помощью уравнения задачу:
В автобусе было 78 пассажиров. После того как на остановке из него несколько человек вышли, в автобусе осталось 59 пассажиров. Сколько человек вышли из автобуса на остановке?
-
На отрезке МК = 19 см отметили точку Р так, что МР = 15 см, и точку В так, что ВК = 13 см. Найдите длину отрезка РВ.
6.* Упрости выражение:
а)(138+а) - 95 б )35-(18+у)
7.* Запиши в виде равенства предложение, и узнайте, при каком значении буквы оно будет верным: сумма числа х и 408 больше числа 321 на 510.
В а р и а н т 2.
-
Решите уравнение:
а) х + 32 = 68: б) 76 - у = 24.
-
Найдите значение выражения:
а) с - п , если с = 80, п = 30:
б) 340 + k - 240 , если k = 87.
-
Вычислите, выбирая удобный порядок действий:
а) 7 231 + 1 437 + 563:
б) (964 + 479) - 264.
-
Решите с помощью уравнения задачу:
В санатории было 97 отдыхающих. После того, как несколько человек уехали на экскурсию, в санатории осталось 78 отдыхающих. Сколько отдыхающих уехали на экскурсию?
-
На отрезке АВ = 25 см отметили точку Lтак, что АL = 19 см, и точку Р так, что РВ = 17 см. Найдите длину отрезка LР.
6.* Упрости выражение:
а)(154+с) - 24 б )168 - (х+47)
7.* Запиши в виде равенства предложение, и узнайте, при каком значении буквы оно будет верным: число 710 больше суммы 54 и числа у на 398.
Учитель : (Федорищенко Л.И.)