Рабочая программа по геометрии 7 класс

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ненецкого автономного округа «Средняя школа п. Красное»

«Согласовано»

Руководитель МО


/Широкая О. В./


« » сентября 2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УМР


_______/Калита К.В./

« » сентября 2015 г.

«Утверждаю»

Директор


_________ /Ледков В. В./

Приказ № от

« » сентября 2015 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ГЕОМЕТРИИ

ДЛЯ 7 КЛАССА

НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД





Составлена на основе

Федерального образовательного стандарта

и Примерной программы по математике





Программу составил учитель математики

Ледков Владислав Владимирович










п. Красное

2015 год


Структура документа


Программа включает в себя следующие разделы:

  1. Пояснительная записка

  2. Содержание обучения

  3. Требования к уровню подготовки обучающихся

  4. Формы и средства контроля

  5. Календарно-тематическое планирование

  6. Перечень учебно-методических средств обучения


1. Пояснительная записка


Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем и дает распределение учебных часов по разделам курса геометрии. Рабочая программа выполняет две основные функции:

  • информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитании и развитии учащихся средствами геометрии.

  • организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе и для содержательного наполнения итоговой аттестации учащихся.

Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Программа для общеобразовательных учреждений. Математика. Министерство образования Российской Федерации.

  2. Федеральный общеобразовательный стандарт. Вестник образования. №12,2004.

  3. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. Составитель: С.А. Бурмистрова. Москва. «Просвещение», 2010 год.

Программа соответствует учебнику «Геометрия. 7-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А. В. Погорелов. - 12 изд. - М.: Просвещение, 2011».

Данный учебник входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015-2016 учебный год.

Для обучения в 7-11 классах учителем выбрана содержательная линия А.В. Погорелова, рассчитанная на 5 лет. В седьмом классе реализуется первый год обучения. Учебным планом ГБОУ НАО «СШ п. Красное» на 2015-2016 учебный год выделено 68 часов (2 часа в неделю). В учебном году 35 рабочих недель. Фактически за вычетом праздничных дней 23 февраля, 8 марта, 1 мая и 9 мая количество недель уменьшается до 34.

В ходе изучения курса геометрии учитывается обязательное применение на уроках национально-регионального компонента (содержательная часть текстовых задач, формулировки устных упражнений на этапе повторения опорных знаний и др.). Объём использования НРК - 10% от общего количества занятий.

Общая характеристика учебного предмета

Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников.

Цель обучения - начать овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся, развития логического мышления, формирование понятия доказательства.

Задачи обучения

  1. Учить овладевать символическим языком геометрии, выработать формально - оперативные геометрические умения и научиться применять их к решению математических задач;

  2. Изучать свойства геометрических фигур, научиться использовать их для решения геометрических задач;

  3. Развивать изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии;

  4. Развивать логическое мышление и речь - умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  5. Формировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Для реализации программы мною будут использованы образовательные технологии:

  • технология уровневой дифференциации;

  • технология опорного конспекта;

  • информационно - коммуникационные технологии;

  • методики коллективного взаимообучения;

  • презентация - предъявление учащимися результатов самостоятельной работы;

  • здоровьесберегающие технологии.

Основные формы организации деятельности обучающихся на учебных занятиях:

1. индивидуальные;

2. парные;

3. групповые;

4. фронтальные.


Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

2. Содержание обучения


Основные свойства простейших геометрических фигур (14 часов)

Геометрические фигуры. Точка и прямая. Отрезок измерение отрезков. Полуплоскости. Полупрямая. Угол. Откладывание отрезков и углов. Треугольник. Существование треугольника равного данному. Параллельные прямые. Теоремы, аксиомы, доказательства.

Важной задачей темы является введение терминологии, развитие у учащихся наглядных геометрических представлений и навыков изображения плоских фигур, устной математической речи, что необходимо для всего последующего изучения курса геометрии. При выполнении практических заданий обращается внимание на работу с рисунками, поиск решения и постепенное формирование навыков доказательных рассуждений.

Смежные и вертикальные углы (8 часов)

Смежные углы. Вертикальные углы. Перпендикулярные прямые. Доказательство от противного.

Особое внимание уделяется отработке навыков применения свойств углов в процессе решения задач, с использованием вычислительных навыков, а также навыков составления и решения линейных уравнений.

Признаки равенства треугольников (15 часов)

Первый признак равенства треугольников. Использование аксиом при доказательстве теорем. Второй признак равенства треугольников. Равнобедренный треугольник. Обратная теорема. Высота, медиана и биссектриса угла треугольника. Свойство медианы равнобедренного треугольника. Третий признак равенства треугольников.

Использование признаков равенства треугольников является основополагающим во всем курсе геометрии. Они должны усваиваться в процессе решения задач.

Сумма углов треугольника (13 часов)

Параллельность прямых. Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей. Признак параллельности прямых. Свойство углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Прямоугольный треугольник. Существование и единственность перпендикуляра к прямой.

В ходе решения задач уделяется значительное внимание формированию умений доказывать параллельность данных прямых с использованием признаков, находить углы при параллельных прямых и секущей. Рассматривается одна из важнейших теорем курса - теорема о сумме углов треугольника.

Геометрические построения (13 часов)

Окружность. Окружность, описанная около треугольника. Касательная к окружности. Окружность, вписанная в треугольник. Что такое задачи на построение. Построение треугольника с данными сторонам. Построение угла равного данному. Построение биссектрисы угла. Деление отрезка пополам. Построение перпендикулярной прямой. Геометрическое место точек. Метод геометрических мест.

Итоговое повторение курса геометрии 7 класса (5 часов)



  1. Требования к уровню подготовки

В результате изучения геометрии в 7 классе ученик должен знать / понимать:

  • существо понятия математического доказательства; некоторые примеры доказательств;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

  • основные геометрические понятия на плоскости: точка, прямая; их свойства;

  • определения отрезка, луча, угла; виды улов;

  • определение вертикальных и смежных углов и их свойства;

  • определение биссектрисы угла и её свойства;

  • определение и свойства параллельных и перпендикулярных прямых;

  • понятие треугольника, его элементы; виды треугольников, их свойства; признаки равенства треугольников;

  • признаки равенства прямоугольных треугольников;

  • признаки параллельности двух прямых, свойства параллельных прямых;

  • соотношения между сторонами и углами треугольника.

В результате изучения геометрии в 7 классе ученик должен уметь:

  • Пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира

  • Распознавать изученные геометрические фигуры, различать их взаимное расположение

  • Изображать изученные геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач

  • Вычислять значение геометрических величин: длин и углов.

  • Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения

  • Проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования

  • Проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений.

4. Формы и средства контроля


Формы контроля: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Средства контроля:

  • устный опрос;

  • тестирование;

  • самостоятельные работы;

  • задания на выявление операционных умений.

Для оценки учебных достижений обучающихся используется:

  • текущий контроль в виде проверочных работ и тестов;

  • тематический контроль в виде контрольных работ;

  • итоговый контроль в виде контрольной работы.

Для проведения контрольных работ используется методическое пособие Нечаева М.П. «Уроки по курсу «Геометрия-7»: Поурочные разработки к учебнику А.В. Погорелова. - М. 5 за знания, 2008 г.».


График проведения контрольных работ

Номер контрольной работы

Дата

Тема

Форма проведения

Контрольная работа № 1

16.10.15

Основные свойства простейших геометрических фигур.

Письменная контрольная работа по вариантам

Контрольная работа № 2

20.11.15

Смежные и вертикальные углы.

Письменная контрольная работа по вариантам

Контрольная работа № 3

22.01.16

Признаки равенства треугольников.

Письменная контрольная работа по вариантам

Контрольная работа № 4

15.03.16

Сумма углов треугольника.

Письменная контрольная работа по вариантам

Контрольная работа № 5

06.05.16

Геометрические построения.

Письменная контрольная работа по вариантам

Контрольная работа № 6

24.05.16

Итоговая

Письменная контрольная работа по вариантам

Критерии оценивания контрольных и самостоятельных работ

Отметка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Критерии оценивания тестовых работ обучающихся

Отметка «5» ставится, если выполнено 91-100% работы.

Отметка «4» ставится, если выполнено 75-90% работы.

Отметка «3» ставится, если выполнено 50-74% работы.

Отметка «2» ставится, если выполнено 20-49% работы.

Отметка «1» ставится, если выполнено менее 20% работы.


Критерии оценивания устных ответов обучающихся

Отметка «5» ставится, если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

  • возможны одна - две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Отметка «4» ставится, если ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

  • допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.





  1. Перечень учебно-методических средств обучения

Литература


  1. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. Составитель Т.А. Бурмистрова - М.: Просвещение, 2011;

  2. А.В. Погорелов. Геометрия: учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011;

  3. Нечаев М.П. Уроки по курсу «Геометрия-7»: Поурочные разработки к учебнику А.В. Погорелова. - М. 5 за знания, 2008 г.

  4. Л.Ю. Березина и др. Преподавание курса геометрии по учебнику А.В. Погорелова «Геометрия 7 - 9». - М.: Экзамен, 2008;

  5. Геометрия 7-11 классы: развернутое тематическое планирование по программе А.В.Погорелова. - Волгоград: Учитель, 2011;

  6. В.И. Жохов и др. Геометрия. Поурочные разработки: 7 - 9 классы: книга для учителя. - М.: Просвещение, 2010;

  7. Е.П. Моисеева. Геометрия 7 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Погорелова. - Волгоград: Учитель, 2006;

  8. Н.Б. Мельникова и др. Геометрия 7 - 9 классы. Дидактические материалы для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 1998;

  9. В.А. Гусев, А.И. Медяник. Геометрия. Дидактические материалы 7 класс. - М.: Просвещение, 2010;

  10. А.П. Ершова, В.В. Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса. - М.: Илекса, 2008;

  11. Ю.П. Дудницин, В.Л. Кронгауз. Контрольные работы по геометрии 7 класс. - М.: НПО «Образование», 1997.

Оборудование


  1. АРМ учителя.

  2. Комплект чертёжных инструментов: линейка, транспортир, угольники, циркуль.

  3. Набор планиметрических фигур.

  4. Интерактивный комплекс (проектор, экран, ноутбук)


Образовательные сайты


  1. terver.ru/ - Школьная математика. Справочник;

  2. fipi.ru/ - Федеральный институт педагогических измерений;

  3. it-n.ru/ - Сеть творческих учителей;

  4. math.ru/ - Интернет-поддержка учителей математики;

  5. proshkolu.ru/ - Бесплатный школьный портал. Все школы России.

9


© 2010-2022