Робочая программа по геометрии 10 класс

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

г. Белёва Тульской области


ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета МБОУ «СОШ №3» г.Белёва


Протокол № __1__


от « » __августа__2014 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ «СОШ №3» г.Белёва


_______/С.Н. Морозова /


«___»____________ 2014г.



УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора МБОУ «СОШ №3» г.Белёва

ПРИКАЗ №____

от «_____» ______ 2014г.

Директор школы:


_______ / А. Б. Семенова /





Рабочая программа

по геометрии

10 класс



Составитель:

учитель математики

МБОУ «СОШ №3» г.Белёва

Иванова Елена Семёновна











2014 г.

Содержание


1. Пояснительная записка 3

2. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по программе

Геометрия -10 класс 4

3. Учебно-тематический план 5

4. Содержание программы учебного предмета 6

5. Перечень учебно-методических средств обучения 8

6. Формы контроля и критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся 9

7. Календарно-тематическое планирование 12

8. Лист корректировки рабочей программы 16













Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «_Геометрия» для учащихся 10 класса составлена с учетом Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования по математике, примерной «Программы общеобразовательных учреждений Геометрия. 10-11 классы. Москва. Просвещение.2009 г. составитель: Т.А.Бурмистрова . Рабочая программа полностью соответствует образовательным целям МБОУ «СОШ №3» г.Белёва. Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, 70 учебных часов в год. Программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования и рассчитана на реализацию в 2014/2015 учебном году..

Рабочая программа включает 8 разделов: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе, учебно-тематический план, содержание программы с перечнем разделов, перечнем практических и контрольных работ, перечень учебно-методического обеспечения и используемую литературу, формы контроля, критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков, календарно-тематическое планирование, лист корректировки рабочей программы.

Данная рабочая программа рассчитана на 70 час ( 2 часа в неделю), в том числе контрольных работ - 4. Контрольные работы составляются с учетом обязательных результатов обучения, они завершают изучение разделов: «Параллельность прямых и плоскостей», «Перпендикулярность прямых и плоскостей», «Многогранники».

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:

1. Геометрия, 10-11. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.В.Кадомцев и др.-М.: Просвещение, 2010-2014.

2. Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса. -М.: Дрофа, 2010

3.Книга для учителя. Изучение геометрии в 10-11 классах. Авторы: Саакян С.М., Бутузов Москва. Просвещение.2010

Изучение геометрии в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие логического мышления;

  • пространственного воображения и интуиции

  • математической культуры;

  • творческой активности учащихся;

  • интереса к предмету; логического мышления;

  • активизация поисково-познавательной деятельности;

  • воспитание средствами геометрии культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры.

Задачи курса геометрии для достижения поставленных целей:

  • систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве

  • формирование умения применять полученные знания для решения практических задач;

  • формирование умения логически обосновывать выводы для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне;

  • развитие способности к преодолению трудностей.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся.



Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения курса геометрии 10 класса ученик должен уметь:

  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;

  • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве; аргументировать свои суждения об этом расположении;

  • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;

  • изображать основные многогранники; выполнять чертежи по условиям задач;

  • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;

  • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей);

  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;

  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для исследования несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

  • для вычислений площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.











Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

Количество часов

Контрольных работ

Дата

1

Введение. Аксиомы стереометрии и их следствие

4 ч

-

2

Параллельность прямых и плоскостей

16 ч

2

3

Перпендикулярность прямых и плоскостей

19 ч

1

4

Многогранники

19 ч

1

5

Итоговое повторение

12 ч

-

Всего

70 ч

4










































Содержание программы учебного предмета

1.Введение (4 часа)

Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.

Основная цель - сформировать представления учащихся об основных понятиях и аксиомах стереометрии, их использовании при решении стандартных задач логического характера, а также об изображениях точек, прямых и плоскостей на проекционном чертеже при различном их взаимном расположении в пространстве. В этой теме учащихся фактически впервые встречающихся здесь с пространственной геометрией. Поэтому важную роль в развитии пространственных представлений играют наглядные пособия: модели, рисунки, трехмерные чертежи и т. д. Их широкое привлечение в процессе обучения поможет учащимся легче войти и тематику предмета. В ходе решения задач следует добиваться от учащихся проведения доказательных рассуждений.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

  • знать, что изучает предмет стереометрия, аксиомы стереометрии, следствия из аксиом.

  • уметь: использовать основные понятия и аксиомы при решении стандартных задач логического характера, изображать точки, прямые и плоскости на чертеже при различном их взаимном расположении в пространстве.

2. Параллельность прямых и плоскостей (16 часов)

Основная цель - систематизировать наглядные представления учащихся об основных элементах стереометрии (точках, прямых, плоскостях); сформировать представление о взаимном расположении прямых и плоскостей в пространстве, о параллельности прямых и плоскостей в пространстве. Изучение темы начинается с беседы об аксиомах стереометрии. Все сообщаемые учащимся сведения излагаются на наглядной основе путем обобщения очевидных или знакомых им геометрических фактов. Целесообразно завершить беседу рассказом о роли аксиоматики в построении математической теории. Данная тема является опорной для дальнейшего изучения всего геометрического материала. Основной материал этой темы посвящен формированию представлений о возможных случаях взаимного расположения прямых и плоскостей, причем акцент делается на формирование умения распознавать эти случаи в реальных формах (на окружающих предметах, стереометрических моделях и т. п.). При решении стереометрических задач на вычисление длин отрезков особое внимание следует уделить осмысленному применению фактов из курса планиметрии.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

  • знать определение и признаки параллельных плоскостей, прямой и плоскости, плоскостей в пространстве.

  • уметь различать тетраэдр и параллелепипед; определять взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, изображать пространственные фигуры на плоскости.

3. Перпендикулярность прямых и плоскостей (19 часов)

Основная цель - дать учащимся систематические сведения о перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве, ввести понятие углов между прямыми и плоскостями, между плоскостями. В ходе изучения темы обобщаются и систематизируются знания учащихся о перпендикулярности прямых, перпендикуляре и наклонных, известные им из курса планиметрии Постоянное обращение к знакомому материалу будет способствовать более глубокому усвоению темы. Постоянное обращение к теоремам, свойствам и признакам курса планиметрии при решении задач по изучаемой теме не только будет способствовать выработке умения решать стереометрические задачи данной тематики, но и послужит хорошей пропедевтикой к изучению следующих тем курса.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

  • знать определение и признаки перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве; понятия о перпендикуляре, наклонной, проекции наклонной

  • уметь доказывать все теоремы, решать задачи с их применением.

4. Многогранники (19 часов)

Основная цель - дать учащимся систематические сведения об основных видах многогранников. Учащиеся уже знакомы с такими многогранниками, как тетраэдр и параллелепипед. Теперь предстоит расширить представления о многогранниках и их свойствах. В учебнике нет строгого математического определения многогранника, а приводится лишь некоторое описание, так как строгое определение громоздко и трудно не только для понимания учащимися, но и для его применения. Изучение многогранников нужно вести на наглядной основе, опираясь на объекты природы, предметы окружающей действительности. Весь теоретический материал темы откосится либо к прямым призмам, либо к правильным призмам и правильным пирамидам. Все теоремы доказываются достаточно просто, результаты могут быть записаны формулами. Поэтому в теме много задач вычислительного характера, при решении которых отрабатываются умения учащихся пользоваться сведениями из тригонометрии, формулами площадей.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

  • знать виды многогранников, их характеристики, основные понятия

  • уметь решать задачи с использованием таких понятий, как "угол между прямой и плоскостью", "двугранный угол" и др.




















Перечень учебно-методических средств обучения

Список литературы

1. Геометрия, 10-11. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.В.Кадомцев и др.-М.: Просвещение, 2010-2014.

2. Зив Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса. -М.: Дрофа, 2010

3.Книга для учителя. Изучение геометрии в 10-11 классах. Авторы: Саакян С.М., Бутузов Москва. Просвещение.2010

4.Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;

5.Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. - М.: Просвещение,2009.

Интернет-ресурс

1. edu - "Российское образование" Федеральный портал.

2. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".

3. school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

4. mathvaz.ru - дocье школьного учителя математики
5. it-n.ru "Сеть творческих учителей"

6. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"


































Формы контроля и критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся

Формы и виды контроля

Диагностический контроль

Тесты

сентябрь-май

Контрольные и самостоятельные работы

Текущий контроль

Фронтальный и индивидуальный контроль

поурочно

Работа по карточкам

Тематический контроль

Контрольные работы и зачёты

в конце изученной темы

Самостоятельные работы

При оценке устных и письменных ответов учитель должен учитывать полноту, глубину, прочность знаний и умений учащихся, использование их в различных ситуациях. Оценка зависит от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются погрешности и недочеты.

Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел ЗУН программы. К недочетам относятся погрешности, которые свидетельствуют о недостаточно полном усвоении основных знаний или умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла, полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.

Граница между ошибкой и недочетом считается в некоторой степени условной.

Оценка ответа учащегося при устном или письменном опросе проводится по пятибалльной системе: 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложения и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ и аккуратно записано решение.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне математического развития учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.

Итоговые отметки (за тему, четверть, курс) выставляются по состоянию знаний на конец этапа обучения с учетом текущих оценок.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается оценкой «5», если ученик:

полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;

правильно выполнил чертежи, рисунки, графики, сопутствующие ответу;

показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

продемонстрировал знание ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя

возможны 1-2 неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается оценкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;

допущены 1-2 недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленных по замечанию учителя.

Ответ оценивается оценкой «3», если:

неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, в использовании математической терминологии, в чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

не раскрыто основное содержание учебного материала»

обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках , которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Оценка письменных и контрольных работ учащихся

Отметка «5» ставится, если:

работа выполнена полностью;

в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

допущена одна ошибка или 2-3 недочета в выкладках, чертежах, графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки)

Отметка «3» ставится, если:

допущены более одной ошибки или более 2-3 недочетов в выкладках, чертежах или графиках, на учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере

График проведения контрольных работ за 2014-2015 учебный год.

Номера контрольных работ

Тема контрольных работ

Планируемая дата

Фактическая дата

1

«Параллельность прямой и плоскости»

2

«Параллельность плоскостей»

3

«Перпендикулярность прямых и плоскостей»

4

«Многогранники»















Согласовано

Заместитель директора

по УВР

МБОУ «СОШ №3» г.Белёва

_________ С.Н.Морозова

«____»__________2014г.



Календарно-тематическое планирование

по геометрии на 2014/2015 учебный год


10 класс








Составитель:

учитель математики

МБОУ «СОШ №3» г.Белёва

Иванова Елена Семёновна

п/п

Наименование раздела и тем

Количество

часов

Плановые сроки

прохождения

Примечание

Введение

4

1

Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии.

1

2

Некоторые следствия из аксиом

1

3

Решение задач на применение аксиом стереометрии

1

4

Решение задач по теме : «Следствие из аксиом стереометрии»

1

Параллельность прямых и плоскостей

16

5

Параллельные прямые в пространстве.

1

6

Параллельность трех прямых.

1

7

Параллельность прямой и плоскости.

1

8

Решение задач на параллельность прямой и плоскости

1

9

Скрещивающиеся прямые.

1

10

Углы с сонаправленными сторонами.

1

11

Угол между прямыми

1

12

Решение задач по теме «Параллельность прямой и плоскости»

1

13

Контрольная работа №1 на тему: «Параллельность прямой и плоскости»

1

14

Анализ контрольной работы. Параллельные плоскости.

1

15

Свойства параллельных плоскостей.

1

16

Тетраэдр. Параллелепипед.

1

17

Задачи на построение сечений.

1

18

Решение задач по теме «Параллельность плоскостей, тетраэдр, параллелепипед»

1

19

Зачет по теме: «Параллельность прямых и плоскостей»

1

20

Контрольная работа №2 на тему: «Параллельность плоскостей»

1

Перпендикулярность прямых и плоскостей

19

21

Анализ контрольной работы и зачёта. Перпендикулярные прямые в пространстве..

1

22

Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости

1

23

Признак перпендикулярности прямой и плоскости

1

24

Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости

1

25

Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости

1

26

Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости

1

27

Расстояние от точки до плоскости.

1

28

Теорема о трех перпендикулярах

1

29

Угол между прямой и плоскостью.

1

30

Решение задач на применение теоремы о трех перпендикулярах

1

31

Решение задач на угол между прямой и плоскостью

1

32

Двугранный угол.

1

33

Признак перпендикулярности двух плоскостей.

1

34

Прямоугольный параллелепипед

1

35

Свойство прямоугольного параллелепипеда

1

36

Решение задач по теме «Двугранный угол.»

1

37

Решение задач по теме «Перпендикулярность плоскостей»

1

38

Зачет по теме: «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

1

39

Контрольная работа №3 на тему: «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

1

Многогранники

19

40

Анализ контрольной работы и зачёта. Понятие многогранника.

1

41

Призма

1

42

Площадь поверхности призмы

1

43

Решение задач по теме: «Площадь поверхности призмы»

1

44

Пирамида

1

45

Правильная пирамида

1

46

Площадь поверхности пирамиды. Площадь боковой поверхности правильной пирамиды

1

47

Усеченная пирамида

1

48

Площадь поверхности усечённой пирамиды. Площадь боковой поверхности правильной усечённой пирамиды

1

49

Решение задач по теме: «Правильная пирамида»

1

50

Решение задач по теме: «Площадь поверхности пирамиды»

1

51

Симметрия в пространстве.

1

52

Понятие правильного многогранника.

1

53

Элементы симметрии правильных многогранников

1

54

Решение задач по теме: «Многогранники. Призма.»

1

55

Решение задач по теме: «Многогранники. Пирамида»

1

56

Решение задач по теме: «Многогранники. Правильные многогранники»

1

57

Контрольная работа №4 на тему: «Многогранники»

1

58

Зачет по теме: «Многогранники»

1

Повторение

12

59

Анализ контрольной работы и зачёта. Повторение. Аксиомы стереометрии и их следствие

1

60

Повторение . Параллельность прямых.

1

61

Повторение. Параллельность плоскостей.

1

62

Повторение . Перпендикулярность прямых.

1

63

Повторение. Перпендикулярность плоскостей.

1

64

Повторение. Теорема о трёх перпендикулярах

1

65

Повторение. Призма.

1

66

Повторение. Пирамида

1

67

Повторение .Усечённая пирамида

1

68

Повторение. Правильные многогранники. Симметрия.

1

69

Решение задач повышенной сложности

1

70

Из истории геометрии

1










Лист корректировки Рабочей программы

по геометрии

10 класс


п/п

Дата

Содержание корректировки

Примечания
































































































© 2010-2022