- Преподавателю
- Математика
- Статья на тему Социально-экологическое воспитание на уроках математики
Статья на тему Социально-экологическое воспитание на уроках математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Яцкевич Т.В. |
Дата | 19.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Социально - экологическое воспитание школьников на уроках математики
Яцкевич Татьяна Валентиновна - учитель математики
МБОУ СОШ № 47 г. Белгорода
В современном мире идет нарастание глобальных проблем, носящих социально-экологический характер, и поэтому воспитание человека будущего, это, прежде всего, формирование у него культуры взаимодействия с окружающей природой и социальной средой. Экологическое воспитание - это формирование единства сознания и поведения, гармоничного с природой. Достигается это единство при помощи различных информационных методов о единстве всего живого на планете и ответственности человека, венца природы, за это все живое. Сущность экологического воспитания определяется, прежде всего, его задачами, которые предполагают формирование:
-
потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и явлений;
-
установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;
-
убеждения в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;
-
потребности участия в практической деятельности по изучению и охране природы, пропаганда экологических знаний.
И начинать эти формирования надо со школьной скамьи. Это сложный и длительный процесс, но он необходим, так как будущее планеты зависит от того, насколько глубоко у детей будут воспитаны нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природы. Следовательно, основная задача учителя - вводить экологический материал в ткань каждого урока, ведь экологически ориентированные уроки более всего способствуют формированию экологического сознания. Такая возможность есть практически на всех уроках и ее необходимо использовать.
Уделять внимание во внеклассной работе это хорошо, но классные часы, экологические субботники, акции, исследовательская деятельность носят фрагментный характер, а любой результат достигается лишь в системе.
Поэтому мне хочется поделиться опытом, как реализуются поставленные задачи на уроках математики.
В 5 - 8 классах учащимся предлагается материал, связанный с природой, экологией, интересными фактами из жизни животных и т. д. и зашифровываю. Ставится вопрос, на который можно ответить, лишь решив задачу, уравнение или пример. Ответы закладываются и в презентацию, которая должна быть красочной. Учащиеся получают не только знания, но и учатся чувствовать красоту природы и боль при ее гибели. Знания, которые не прошли через эмоции, чувства, не перейдут в навыки, не станут нормой поведения, частью мировоззрения, сознанием.
Приведу пример: рассмотрим один из законов экологии: «в природе все взаимосвязано». Человек, для развития мебельной промышленности, вырубил лес негде жить кукушке расплодились гусеницы уничтожены растения - что станет с землей?
За урок решаются задачи, где учащиеся узнают о жизни кукушки, сколько она съедает гусениц за лето, сколько гусеницы уничтожат растений за сезон, сколько лет надо, чтобы восстановить лес.
Другой урок посвящен Красной книге Белгородской области. Учащиеся решают задания и узнают о растениях, занесенных в Красную книгу Белгородской области и причину занесения. Третий урок посвящен связи леса и производства, четвертый - сосне, пятый - закону природы: «Природа знает лучше нас», шестой - пресной воде, седьмой - закону «в природе все что-нибудь да стоит», восьмой - сломанному крану, девятый - брошенному целлофановому пакету, десятый - забытой в лесу пластиковой бутылке, одиннадцатый - кормлению птиц зимой и т. д
В старших классах учащиеся решают задачи экономического содержания, задачи на распространение вируса, размножение бактерий, разложение отходов производства, бытовых отходов, на распад радиоактивного вещества и т.д. Через решение задач проводится анализ последствий техногенных катастроф. Здесь, кроме поставленной в начале урока задачи социально-экологического воспитания, решается задача о том, что все в природе подчинено законам математики.
Законы природы постижимы для человеческого разума, и математика является одним из ключей к их познанию.
Главное чувство, которое испытывает ученик при решении таких задач, это, конечно чувство глубокого удивления, удивления всему: многообразию связей и тонкостям мира. А это, как правило, надолго позволяет задуматься над вопросом: «А что будет дальше?»
Список использованных источников:
-
Детская энциклопедия «Я познаю мир: экология» - М. «Астрель», 2003
-
Муртазалиева Б. «Вести республики» [текст] / Б. Муртазалиева. №113, 9 августа 2007
-
Шаронова Е.Г. Определение феномена «социально-экологическое» в педагогической теории // «Вестник Челябинского государственного педагогического университета» № 9, 2010