Урок – обобщение по теме «Проценты и пропорции» (энергосбережение в задачах)

На Земле используется очень много энергии. Те источники энергии, которые мы используем — нефть, уголь, газ — загрязняют окружающую среду и требуют больших финансовых затрат. Чтобы изменить такое положение вещей, нужно уменьшить потребление энергии.  Как обстоят дела в доме? Как сберегается энергия в школе? Знают ли дети, как можно сохранить энергию? Этим вопросам и посвящён урок – обобщение «Проценты и пропорции». На этом уроке учащимся дается возможность самим все рассчитать, проверить и сделат...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Урок – обобщение по теме «Проценты и пропорции» (энергосбережение в задачах)

Урок - обобщение по теме «Проценты и пропорции»

(энергосбережение в задачах)

Урок – обобщение по теме «Проценты и пропорции» (энергосбережение в задачах)

Сценарий урока-обобщения «Проценты и пропорции»

Тема урока: «Проценты и пропорции»

Цели урока:

  1. Повторить правила нахождения процентов от числа, числа по его проценту, пропорции; решить задачи на проценты, пропорции энергосберегающей направленности.

  2. Создать условия для понимания школьниками эффективного энергопользования и воспитания у них ответственности за экономное и бережное отношение к электроэнергии, теплу, воде, природе в целом

  3. Ознакомить учащихся с элементарными методами, способами, приемами и средствами энергосбережения и экономии;

  4. Содействовать формированию у учащихся убеждения в важности личного вклада в энергосбережение.

  5. Привлечь внимание к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды.

  6. Воспитать аккуратность, развить познавательную активность, логическое мышление.

Тип урока: урок обобщения материала.

Ход урока.

  1. Организационный момент

  • Проверка готовности класса к уроку;

  • Сообщение темы и цели урока.

Вступительное слово учителя.

Мы сегодня будем не просто решать задачи, мы будем говорить об энергосбережении, или о том, как мы можем помочь себе и своей стране, а понятия процента и пропорции нам помогут в этом.

Вы, ребята - будущее нашей страны, её хозяева. Для того чтобы наша страна была сильной и процветающей, надо с детства учиться искусству разумного, рационального потребления света, тепла, воды и научить этому окружающих.

Девиз нашего сегодняшнего занятия: «Бережливость - важнейший источник благосостояния». Итак, что же мы можем сделать прямо в наших домах, квартирах, в школе для сбережения энергии. Будем решать задачи и рассматривать проблемы затронутые в них.

  1. Повторение пройденного материала (устно)

Вопрос 1: что называется процентом?

Задание: представьте числа в виде процентов: 45,8; 6,09; 0,034; Урок – обобщение по теме «Проценты и пропорции» (энергосбережение в задачах) ; 1; 76;

Представьте проценты в виде десятичной дроби: 45%; 226%; 21,9%; 6%; Урок – обобщение по теме «Проценты и пропорции» (энергосбережение в задачах) .

Вопрос 2: как найти проценты от числа?

Задание: найдите 20% от 100; 1% от 256; 115% от 2.

Вопрос 3: как найти число по его проценту?

Задание: найдите число, если 5% составляет 55; 10% составляет 25.

Вопрос 4: что называется пропорцией? какие пропорциональные зависимости вы знаете?

  1. Решение задач (устно)

1.Из крана, оставленного открытым при чистке зубов, вытекает 50 литров воды. Сколько литров воды вытечет, если семья состоит из 4 человек? Правильно ли это?

2. Вода из крана течет быстро. За минуту из открытого крана вытекает 12-20 литров бесценной пресной воды! Сколько литров воды вытечет за час, если вы забыли закрыть кран? А за сутки?

3. С самой маленькой струйкой из неисправного крана в сутки вытекает 150 литров воды. Сколько литров воды может быть потеряно 20 семьями за 10 дней, если в квартире каждой семьи неисправен, хотя бы один кран?

Учитель: Почему говоря об энергосбережении, мы говорим, о воде? Как мы, можем экономить воду? (Ответы детей). Давайте попробуем сформулировать правила хорошего хозяина:

- Закрывайте кран, пока чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта.

- Мойте посуду не под текущей струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.

- А главное - не забывайте выключать воду.

Учитель: Три простых правила - и за год сможете сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра. Кроме этого, вы экономите химикаты, которые используются для очистки воды, и энергию, которая используется на ее нагрев и перекачку.

  1. Работа в тетрадях по вариантам

(Текст на слайде)

Средний расход электроэнергии на освещение квартиры составляет примерно 1 кВт/ч =1000 Вт/ч. Но и этот расход можно сократить за счет периодического протирания лампочек: хорошо протертая лампочка светит на 10-15% ярче грязной, запыленной.

1 вариант

В квартире имеется две электролампы по 60 Вт, и две по 40Вт. Каждую из них включают на 3 часа в сутки. Определите стоимость электроэнергии израсходованной лампами за 1 месяц(30 дней). (Действующий тариф за 1 кВт /ч у вас представлен в таблице Приложение 1)

2 вариант

Семья Ивановых платит за месяц потребления электроэнергии 125,25 тыс. рублей, а семья Петровых, на 25% меньше, потому что использует энергосберегающие лампы. Какова разница в оплате?

Учитель: Что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила? (Ответы детей.)

- Выключать электрический свет, если в комнате никого нет.

- Не включать свет, когда солнце освещает помещение.

- Не закрывать окна шторами в дневное время.

- использовать энергосберегающие лампы.

По оценкам специалистов, 40 % потерь тепла происходит через окна. Их дополнительная тепловая изоляция или замена на современные стеклопакеты может повысить температуру в помещении на 4-5°С, что позволит сократить затраты на дополнительное отопление. Чтобы привести окна в порядок, не обязательно устанавливать дорогостоящие стеклопакеты. В большинстве случаев достаточно утеплить их современными изоляционными материалами.

  1. Практическая работа

Класс делится на три группы. У каждой группы свое задание.

1 группа учащихся проводит практическую работу по расчету потребления и экономии электроэнергии.

Задача. Подсчитать, сколько можно сэкономить денег, если заменить обычные лампы накаливания на энергосберегающие в пятирожковой люстре.

Покупаем 5 энергосберегающих лампочек за 35 000 руб. каждая, и обычные лампы накаливания за 3000 рублей каждая. Мощность лампы накаливания 100Вт, ей соответствует энергосберегающая лампа мощностью 20Вт.

обычная

энергосберегающая

Кол-во ламп

5

5

Мощность

5ламп ∙ 100 Вт = 500Вт

5ламп ∙ 20 Вт =100Вт

Затраты на лампы

5 ламп ∙ 3000 руб = 15 000 руб

5 ламп ∙ 36,3 руб = 181,5 руб

Плата за электроэнергию за 1 месяц



Плата за электроэнергию за год



Итого с затратами на лампы



Экономия

(выразить в процентах)


Вывод:

2 группа учащихся проводит практическую работу по расчету потребления и экономии электроэнергии в школе во время перемены.

Задача. Сколько стоит стоимость сэкономленная электроэнергия при выключении света в кабинетах школы во время большой пятнадцатиминутной перемены?

Дано:

Кабинетов в школе - 40

В одной классной комнате - 12 светильников

В одном светильнике - 4 лампы

Мощность 1 лампы - 18 Вт.

Время перемены - 15 минут

Тарифы в таблице (Приложение 1)


Какова экономия электроэнергии за 4 перемены?

Вывод: Экономия ________________________.

(выразить в процентах)

3 группа учащихся проводит практическую работу по расчету потребления воды в школе во время перемены.

Задача. Лёша помыл на перемене в школе доску и неплотно закрыл кран. За 1 минуту вытекает из неплотно закрытого крана 8 м³ воды. Сколько стоит сэкономленная вода при плотном закрытии кранов в кабинетах школы во время большой пятнадцатиминутной перемены?

Дано:

Кабинетов в школе - 40

В одной классной комнате - 1 кран

Время перемены - 15 минут

Тарифы в таблице (Приложение 1)


Какова экономия воды, затрат за 4 перемены?

Вывод: Экономия ________________________.

(выразить в процентах)


  1. Дополнительное задание

Привычка оставлять оборудование в режиме «standby» (режим ожидания) сокращает ваш семейный бюджет. Выключение из сети телевизора, видеомагнитофона, музыкального центра позволит снизить потребление электроэнергии в среднем до 300 кВт•ч в год. Например, если Вы смотрите телевизор 6 часов в день, то его потребление в режиме ожидания составляет в сутки 297 Bт•ч, а за месяц почти 9 кВт•ч. Аналогичные расчеты в отношении музыкального центра дают почти 8 кВт•ч в месяц, видеомагнитофона - почти 4 кВт•ч в месяц. Итого только по трем приборам - почти 21 кВт•ч в месяц.

Зарядное устройство для мобильного телефона, оставленное включенным в розетку, нагревается, даже если телефон к нему не подключен. Это происходит потому, что устройство все равно потребляет электричество. 95% энергии используется впустую, когда зарядное устройство подключено к розетке постоянно.

Рассчитайте, сколько стоит сэкономленная электроэнергия, при выключении из сети трех приборов за год.

  1. Домашнее задание

Рассчитать потребление и экономию электроэнергии дома (свет в комнатах, расход воды на приготовление пищи, стирку)

  1. Подведение итогов

Выставление оценок.

Заключительное слово учителя.

Используя природные ресурсы, задумывайтесь о том, что будет завтра. А будет ли вообще это «ЗАВТРА»? Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный предвестник её - парниковый эффект. Он вызван увеличением содержания в атмосфере углекислого газа, который образуется в огромных количествах при сжигании топлива. Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом и водой. Значит, судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов!

У вас на парте у каждого лежат капельки. Они разного цвета.

Голубую капельку возьмите те, кто понял, что энергоресурсы нужно беречь. Вы будете стараться это делать всегда.

Жёлтую капельку возьмите те, кто не совсем понимает, для чего нужно беречь энергоресурсы. Вы не всегда это делаете.

Красную капельку возьмите те, кого проблема бережливости не волнует.

Есть ли такие в классе, кто возьмет красную капельку? Конечно, нет.




Приложение 1

Тарифы на техническое обслуживание и цены и тарифы на

коммунальные услуги, обеспечивающие полное возмещение

экономически обоснованных затрат на их оказание

Тарифы

с 01.01.2013г.

Тех.обслуживание с 1м²общ.пл.,руб.

1.500,0

Тепловая энергия для нужд отопления и горячего водоснабжения, руб./1Гкал

240 000,0

Хол.вода, руб. за 1м³

4.550,0

Водоотведение, руб. за 1 м³

3.350,0

Пользование лифтом, руб. с 1 прожив.

8.200,0

Вывоз мусора, руб. 1 м³

36 000,0

Газ, руб. за 1 м³

2.095,1

Газ, руб. с 1 проживающего

16.760,8

Электроэнергия, руб. за 1 кВт

841,7





Приложение 2

1 группа учащихся проводит практическую работу по расчету потребления и экономии электроэнергии.

Задача. Подсчитать, сколько можно сэкономить денег, если заменить обычные лампы накаливания на энергосберегающие в пятирожковой люстре.

Покупаем 5 энергосберегающих лампочек за 35 000 руб. каждая, и обычные лампы накаливания за 3000 рублей каждая. Мощность лампы накаливания 100Вт, ей соответствует энергосберегающая лампа мощностью 20Вт.

обычная

энергосберегающая

Кол-во ламп

5

5

Мощность



Затраты на лампы



Плата за электроэнергию за 1 месяц



Плата за электроэнергию за год



Итого с затратами на лампы



Экономия

(выразить в процентах)





2 группа учащихся проводит практическую работу по расчету потребления и экономии электроэнергии в школе во время перемены.

Задача. Сколько стоит стоимость сэкономленная электроэнергия при выключении света в кабинетах школы во время большой пятнадцатиминутной перемены?

Дано:

Кабинетов в школе - 40

В одной классной комнате - 12 светильников

В одном светильнике - 4 лампы

Мощность 1 лампы - 18 Вт.

Время перемены - 15 минут

Тарифы в таблице (Приложение 1)


Какова экономия электроэнергии за 4 перемены?

Вывод: Экономия ________________________.

(выразить в процентах)



3 группа учащихся проводит практическую работу по расчету потребления воды в школе во время перемены.

Задача. Лёша помыл на перемене в школе доску и неплотно закрыл кран. За 1 минуту вытекает из неплотно закрытого крана 8 м³ воды. Сколько стоит сэкономленная вода при плотном закрытии кранов в кабинетах школы во время большой пятнадцатиминутной перемены?

Дано:

Кабинетов в школе - 40

В одной классной комнате - 1 кран

Время перемены - 15 минут

Тарифы в таблице (Приложение 1)


Какова экономия воды, затрат за 4 перемены?

Вывод: Экономия ________________________.

(выразить в процентах)



© 2010-2022