Методическая разработка «Организация рефлексии на уроках математики»

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБПОУ СПО СТ №30 г.МОСКВА

Учитель математики Хасянова Т.Г.



Методическая разработка

« Организация рефлексии на уроках математики».

В педагогике и психологии есть множество определений рефлексии. Обращусь к двум из них.

Рефлексия - размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.(Ожегов С. И. , Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка).

Рефлексия - умение человека осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность и осознавать своё состояние. (Пахольченко Г.В.)

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ

деятельности и ее результатов.

В данной статье я обобщила свой опыт проведения рефлексии на уроках математики. В зависимости от изученного материала, возраста, психологических особенностей обучающихся я использую различные формы проведения рефлексии. Рефлексию можно применять не только в конце урока, как принято считать, но и на любом этапе урока. Рефлексия направлена на осознанное понимание проделанного на определенном пути исследования. Ее цель-построение осмысленной цепочки способов и методов исследования, приводящих к нужным результатам.


Исходя из функций рефлексии, существует следующая классификация:

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

  2. Рефлексия деятельности.

  3. Рефлексия содержания учебного материала.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Очень важно осознавать тот факт, что эмоциональный настрой учителя, его настроение является основой хорошего урока. Его доброжелательное отношение к ребятам, веселое и даже игривое, но без фамильярности, настроение является залогом успеха в процессе обучения. Поэтому, начиная урок на «позитиве», мы гарантированно получим отличный результат в конце урока. Сославшись на латинскую поговорку, которая хвалит уже само желание, если даже исполнение отстало от намерений-следует поощрять ребят за стремление познать, исправить, изучить.

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Изложение теорий - задача сложная, и лучше всего идти по пути постепенного и последовательного рассмотрения объекта исследования. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии повторения материала - это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов в процессе решения примеров или задач , при доказательстве теорем; при размышлении - наглядное объяснение пройденного. Существенным является одно из основных методологических положений, заключающееся в том, что для возникновения рефлексии в деятельности должно содержаться затруднение, тогда она дает возможность развития деятельности через рефлексию опыта. Последовательность действий в данном случае можно выразить так: затруднение - рефлексия - деятельность.


Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма. Учитель должен постоянно следить за тем, чтобы учащиеся закрепляли свои навыки в действиях, восстанавливали в памяти приемы действий. Одним из простых и действенных методов рефлексии содержания учебного материала является «работа над ошибками», проводимая после выполнения и проверки самостоятельных и контрольных работ. Мой опыт подсказывает, что эта работа должна проводиться обязательно. Практически на следующем, после написания работы занятии. С помощью учителя или справившихся с заданиями учеников, исправляются все ошибки и недочеты в работах. Проводится подробный разбор решений. Работа может быть организована индивидуально, в группах или с консультантами из числа ребят. Выполнение учащимися индивидуальных или групповых самостоятельных работ способствует развитию творческих возможностей учащихся, логического мышления, интереса к предмету.

Основным приемом организации рефлексивной деятельности является диалог в обучении. В ходе урока необходимо задавать ученикам вопросы, как на осмысление нового, так и ранее изученного материала. Вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы направлять учеников к ранее изученному материалу или практическому применению теоретических знаний, учить прогнозировать, помогать конкретизировать и находить взаимосвязь между изучаемыми понятиями. На уроке необходимо организовывать диалог как между учителем и учащимися, так и между учащимися. При проведении рефлексии необходимо учитывать подготовку учащихся, их склонности и индивидуальные особенности. Практика показывает, что решение каждой задачи подлежит проверке, т.е. ученик, найдя ответ, возвращается к условию, проводя, таким образом рефлексию своей деятельности. Особенно актуальным стали данные умения при решении задач из блока «Реальная математика» , «Теория вероятностей» в ЕГЭ и ОГЭ, где математика применяется, как прикладная наука и большое внимание уделяется умению логически рассуждать, держать в памяти несколько ветвей решения, что заставляет регулярно возвращаться к условию и вопросу задачи, как таковому. Это приучает учащихся к самостоятельной оценке хода и результатов решения.

Предлагаю несколько вариантов применения рефлексии , которые прочно вошли в мои уроки, приносят удовольствие ребятам, вызывают у них живой интерес к уроку, пробуждают в них дух соревнования с целью стать лучше, умнее, активнее. Учат не бояться самостоятельно думать. Развивают такие качества, как конкурентоспособность, самостоятельность, предприимчивость.

1.«Разбор полетов».

Задача.

Упростить выражение: 2(х-5)+8=

Вопрос: какое свойство умножения понадобиться применить при раскрытии скобок? (распределительное). Применив его, получим: 2х-10+8=

Вопрос: есть ли в данном выражении подобные слагаемые? Если есть - назовите их.(-10 и 8).

Вопрос: какое действие можно применить к ним? (сложение чисел с разными знаками).

Применив его, получим: 2х-2. Выражение упростили. Задача решена. При упрощении данного выражения мы трижды применяли знания, полученные ранее , и делали на этом акцент.

2. «Закончи предложение».

В конце занятия учащимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.

Предлагаемые варианты:

"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

"Я похвалил бы себя за…";

"Особенно мне понравилось…";

"Сегодня мне удалось…";

"Я смог…";

"Было интересно…";

"Было трудно, потому что…";

"Я понял, что…";

"Теперь я могу…";

"Я научился…";

"Меня удивило…" и т. п.



  1. Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить материал в нескольких словах, сформулировав существенные элементы . Особенно ярко и красочно можно применить синквейн в планиметрии и стереометрии при изучении геометрических тел и фигур при обобщении понятий и информации.

«Синквейн» .

Слово происходит от французского "5". Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка - тема или предмет (одно существительное);
2 строка - описание предмета (два прилагательных);
3 строка - описание действия (три глагола);
4 строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке - это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. При работе в малых группах, ученики имеют возможность выяснить друг у друга , все что им не известно. Группа может привлечь учителя для решения сложных вопросов, или один, усвоивший тему может доступно донести до товарищей. Свою точку зрения ученики учатся доказывать, аргументируя теоретическими знаниями, начинают понимать, где и как смогут применить знания и умения, полученные на уроке. Они учатся общаться между собой, овладевают коммуникативными навыками.

4. «Анкета».

  1. Над чем сегодня работали?

  2. Верно ли спланировали работу?

  3. Уложились в заданное время ?

  4. Какой стиль работы преобладал в работе?

  5. Был ли обмен информацией и взаимодействие всех членов команды?

  6. Кто или что сыграло решающую роль в работе группы?

Проблема рефлексии является очень важной в преподавании математики и может рассматриваться как условие развития важных качеств современной личности: саморазвития, самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.


Литература.

  1. Роль рефлексии в процессе обучения математике в средней школе. Тонких Г.Д., журнал «Ученые записки забайкальского Государственного Университета. Серия: физика, математик, техника, технология» №2, 2010г.

Народное образование. Педагогика.

  1. Рефлексия и её роль в преодолении профессиональных затруднений педагога. Кандидат педагогических наук Метаева Валентина Александровна . Общая педагогика. Екатеринбург. 1996г.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов.

  1. Виды рефлексии. Андросик М.И. 09.08.2012.

Социальная сеть работников образования. Nsportal.ru



© 2010-2022