Значение самостоятельной работы по математике для развития общих компетенций обучающихся

В настоящее время в Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования (ФГОС СПО) третьего поколения требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по всем специальностям представлены общими и профессиональными компетенциями. Общие компетенции характеризуют уровень квалификации выпускников учебных заведений среднего профессионального образования и во многом определяют эффективность и качество сформированности про...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Таран Елена Владимировна

ГОБУ СПО ВО «Лискинский аграрно-

технологический техникум», г. Лиски

[email protected]

Значение самостоятельной работы по математике для развития общих компетенций обучающихся

В настоящее время в Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования (ФГОС СПО) третьего поколения требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по всем специальностям представлены общими и профессиональными компетенциями.

При этом общая компетенция (ОК) понимается как способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.

Общие компетенции характеризуют уровень квалификации выпускников учебных заведений среднего профессионального образования и во многом определяют эффективность и качество сформированности профессиональных компетенций. ОК формируются в процессе учебной и внеучебной деятельности при изучении комплекса различных учебных дисциплин и профессиональных модулей. При этом приоритетным средством их формирования является способ деятельности. Проблема выбора методов формирования ОК является не просто актуальной, а необходимой для эффективной организации учебной деятельности.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, обязательно должны учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

В настоящее время большое внимание уделяется применению информационных и компьютерных технологий в учебном процессе. Почему бы к этому не привлечь обучающихся? Сейчас существует огромное количество компьютерных программ для выполнения различных математических вычислений, решения графических и геометрических задач с помощью ЭВМ, таких как LoviOtvet, Advanced Grapher, Algebrator, Geogebra и др. Можно одному или нескольким студентам поручить исследовать, протестировать, освоить и изучить ту или иную компьютерную программу, а затем оформить результаты своего исследования и выступить с ними перед аудиторией, например на студенческой конференции. Конечно, с этим заданием в состоянии справиться будет не каждый обучающийся, но в каждой группе, как правило, присутствует несколько человек интересующихся компьютерными технологиями. Тем самым преподаватель привлечет студентов к творческой исследовательской работе, а они разовьют в себе способность самопознания, повысят не только свою самооценку, но и авторитет в группе, способность к дальнейшему самосовершенствованию. Также здесь может сыграть свою роль и социально-значимый эффект. Конечно, на уроках математики этим заниматься у преподавателя просто нет времени, но заседания математического кружка смело можно посвятить этим вопросам. Необходимо отметить, что в результате выполнения обучающимися подобной деятельности широко реализуется компетентностный подход к обучению не только математике, но и информатике и информационным компьютерным технологиям.

Актуальность данного вида внеучебной деятельности невозможно переоценить. Необходимо подчеркнуть, что для достижения наилучшего результата и чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной самостоятельной работе, преподавателю следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели, способность четко формулировать ход решения и прогнозировать результаты вычислений, а также в дальнейшем их анализировать.

Примечательно, что один и тот же набор методов может способствовать формированию одновременно нескольких общих компетенций, так как весь перечень общих компетенций формируется непоследовательно, а одновременно.

Таким образом, у студента в процессе всего обучения будут формироваться универсальные компетенции: способность управления информацией, оперирования формулами и математическими терминами, установления причинно-следственных связей между объектом и явлением, понимание принципиальных основ соответствующей области науки и т. д.

Все это приводит к хорошим результатам:

- во-первых, знания, усвоенные таким образом становятся достоянием студентов, т. е. в какой-то степени «твердыми» знаниями;

- во-вторых, усвоенные активно, они глубже запоминаются и легко актуализируются (обучающий эффект), более гибки и обладают свойством переноса в другие ситуации (эффект развития творческого мышления);

- в-третьих, решение проблемных задач выступает своеобразным тренажером в развитии интеллекта (развивающий эффект);

- в-четвертых, подобного рода задания повышает интерес к содержанию и усиливает профессиональную подготовку (эффект психологической подготовки к будущей деятельности).

Таким образом, при формировании общих компетенций перед преподавателем стоит задача целесообразного выбора методов, позволяющих студентам не только обрести опыт практической деятельности в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы, но и овладеть способами непрерывного профессионального и личностного самосовершенствования и карьерного роста.


© 2010-2022