- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока Числовые характеристики выборки
Конспект урока Числовые характеристики выборки
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дяченко В.В. |
Дата | 21.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока по математике для 7 класса по теме: «Числовые характеристики выборки»
Автор: Дяченко Виктория Викторовна, учитель математики МОУ СОШ С УИОП №16 г. Комсомольск-на-Амуре
Описание материала: Предлагаю конспект урока по математике для учеников 7 класса по теме «Числовые характеристики выборки». Данный материал будет полезен для учителей математики при подготовке к урокам по данной теме
Конспект урока.
Тема урока: «Числовые характеристики выборки».
Тип урока: урок-ознакомление с новым материалом.
Цели и задачи урока:
-
формирования у учащихся понятий среднего арифметического, размаха, моды, медианы.
-
повторение, обобщение и систематизация изученного материала.
Ход урока:
1. Вводно-мотивационная часть.
-
Организационный момент.
2. Основная часть урока.
-
Знакомство с новым материалом.
Характеристики среднего описывают положение всего числового ряда в целом на числовой прямой. Их часто называют также характеристиками положения.
Наиболее известной и употребительной такой характеристикой является среднее арифметическое всех членов данного ряда, т.е.
В статистике эту величину называют еще средним значением или выборочным средним. В большинстве реальных исследований именно среднее арифметическое несет наиболее важную (но, разумеется, не всю!) информацию об изучаемом явлении. Достаточно вспомнить выражения «средний балл», «средняя зарплата», «средний доход», хорошо знакомые и понятные большинству людей, далеких от математики.
Пример 1. Пусть ученик получил в течение первой учебной четверти следующие отметки по алгебре:
5, 2, 4, 5, 5, 4, 4, 5, 5, 5.
Найдем его средний балл, т.е. среднее арифметическое всех членов ряда:
Именно эта величина, скорее всего, будет главным ориентиром для учителя при выставлении четвертной оценки. Заметьте, что среднее значение ряда вполне может не совпадать ни с одним из его элементов. В нашем примере средний балл получился 4,4, хотя все оценки выражались целыми числами. Следуя полученному результату, ученику придется поставить 4.
Посмотрим еще раз на приведенный ряд. А какую итоговую отметку поставили бы этому ученику вы? Думаю, что многие ответили бы - «5». Можно привести весомый аргумент в пользу такого решения: ведь именно такую оценку ученик получал в течение четверти чаще всего. Такая числовая характеристика называется в статистике модой.
Итак, модой числового ряда называют число, которое встречается в этом ряду наиболее часто. Можно сказать, что оно в этом ряду самое «модное». Для нашего примера мода равна 5.
В отличие от среднего арифметического, которое можно вычислить для любого числового ряда, моды у ряда может вообще не быть. Например, пусть тот же ученик получил по русскому языку следующие отметки: 4, 2, 3, 5.
Каждая отметка встречается в этом ряду только один раз, и среди них нет числа, встречающегося чаще других. Значит, у этого ряда нет моды. Иногда используют в этой связи другую терминологию: ряд, имеющий единственную моду, называют унимодальным, а ряд, у которого моды нет (или, если угодно, мод несколько) - полимодальным.
Еще одной важной средней характеристикой числового ряда является его медиана - число ряда, которое делит его ровно пополам. Более точно, медианой числового ряда называют число этого ряда (или полусумму двух его чисел), слева и справа от которого на числовой прямой лежит одинаковое количество членов ряда.
Чтобы найти медиану числового ряда, нужно его сначала упорядочить - составить ранжированный ряд. В нашем примере с оценками он выглядит так:
2, 4, 4, 4, 5, 5, 5, 5, 5, 5.
Если ряд содержит нечетное число членов, то нужно взять число, которое находится ровно посередине. Если ряд содержит четное число членов (как в нашем примере), то нужно взять два средних числа и найти их полусумму:
Итак, мы ввели в рассмотрение три числовых характеристики для описания поведения числового ряда в среднем:
-
среднее арифметическое;
-
мода;
-
медиана.
-
Решение задач на нахождение числовых характеристик.
-
Среднее арифметическое некоторого ряда данных, состоящего из 10 чисел, равно 7. К этому ряду приписали числа 17 и 18. Чему равно среднее арифметическое нового ряда?
-
Сколько чисел в ряду, если его медианой служит: а) пятнадцатый член; б) среднее арифметическое семнадцатого и восемнадцатого членов? В ряду чисел 12, __, __, 7, 15, 20 пропущены два числа, одно из которых вдвое больше другого. Найдите эти числа, если известно, что среднее арифметическое ряда равно 13.
-
В ряду чисел 8, 16, 26,__, 48,__, 46 два числа оказались стертыми. Найдите эти числа, если известно, что одно из них на 20 больше другого, а среднее арифметическое этого ряда чисел равно 32.
-
На стадионе «Локомотив» была зафиксирована следующая посещаемость первых четырех футбольных матчей: 24 000, 18 000, 22 000, 24 000. Какова была средняя посещаемость этих матчей? Сколько зрителей должно посетить следующий матч, чтобы средняя посещаемость выросла?
-
Президент компании получает зарплату 100 000 руб., четверо его заместителей получают по 20 000 руб., а 20 служащих компании - по 10 000 руб. Найдите все средние характеристики (среднее арифметическое, моду, медиану) зарплат в компании. Какую из этих характеристик выгоднее использовать президенту в рекламных целях?
-
Каждое число исходного числового ряда увеличили на 10. Что произойдет с его средним арифметическим? модой? медианой?
-
Все числа исходного числового ряда увеличили в два раза. Что произойдет с его средним арифметическим? модой? медианой?
3. Рефлексивно-оценочная часть урока.
-
Информация о домашнем задании.
-
Подведение итогов урока.
Использованная литература:
1. Макарычев Ю.Н. и др. "Алгебра 7 класс". М., Просвещение, 2013.
2. Бунимович Е.А., Булычев В.А. Вероятность и статистика в курсе математики общеобразовательной школы, 2006 г.