Возможности использования технических средств обучения на уроках математики в средней школе

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Возможности использования технических средств обучения на уроках математики в средней школе.Возможности использования технических средств обучения на уроках математики в средней школе.Возможности использования технических средств обучения на уроках математики в средней школе.Возможности использования технических средств обучения на уроках математики в средней школе.Возможности использования технических средств обучения на уроках математики в средней школе.Возможности использования технических средств обучения на уроках математики в средней школе.Возможности использования технических средств обучения на уроках математики в средней школе.Возможности использования технических средств обучения на уроках математики в средней школе.Возможности использования технических средств обучения на уроках математики в средней школе.Возможности использования технических средств обучения на уроках математики в средней школе.Возможности использования технических средств обучения на уроках математики в средней школе.Возможности использования технических средств обучения на уроках математики в средней школе.Возможности использования технических средств обучения на уроках математики в средней школе.Возможности использования технических средств обучения на уроках математики в средней школе.Возможности использования технических средств обучения на уроках математики в средней школе.Возможности использования технических средств обучения на уроках математики в средней школе.Возможности использования технических средств обучения на уроках математики в средней школе.Возможности использования технических средств обучения на уроках математики в средней школе.Возможности использования технических средств обучения на уроках математики в средней школе.Возможности использования технических средств обучения на уроках математики в средней школе.Возможности использования технических средств обучения на уроках математики в средней школе.Возможности использования технических средств обучения на уроках математики в средней школе.Возможности использования технических средств обучения на уроках математики в средней школе.Возможности использования технических средств обучения на уроках математики в средней школе.Возможности использования технических средств обучения на уроках математики в средней школе.Возможности использования технических средств обучения на уроках математики в средней школе.Возможности использования технических средств обучения на уроках математики в средней школе.Возможности использования технических средств обучения на уроках математики в средней школе.

Содержание

Введение

3

1. Теоретические особенности использования технических средств обучения на уроках математики…………………………….………..


5

  1. Технические средства обучения и их классификация……..….

5

  1. Психологические и дидактические особенности использования технических средств обучения на уроках математики


8

  1. Методические рекомендации по применению экранных пособий……………………………………………………………………


14

2. Практические аспект использования технических средств обучения на уроках математики………………………………………


18

2.1. 5-6 классы……………………………………………………..….

26

2.2. 7-9 классы………………………………………………………...

28

2.3. 10-11 классы……………………………………………………...

32

Заключение……………………………………………………………….

36

Список используемой литературы и Интернет-ресурсов…………..

38





Введение

Современное общество находиться под влиянием компьютерных технологий, участвующих во всех сферах человеческой деятельности. Распространяя информацию в обществе, они образуют глобальное информационное пространство, важной частью которого является компьютеризация образования. На сегодняшний день в России идет формирование новой системы образования, которое ориентировано на вхождение во всемирное информационно-образовательное пространство и сопровождается значительными переменами в педагогической теории и практике. В первую очередь эти изменения связаны с коррекцией в содержании технологий обучения, которые должны отвечать современным техническим возможностям, и содействовать гармоничному вступлению ребенка в информационное общество.

Сегодня, технические средства обучения (ТСО) довольно таки широко используются на уроках математики в школе, что способствовало накоплению интересного практического опыта и разработке научных основ их использования. Вышесказанным обуславливается актуальность выбранной темы курсовой работы: «Возможности использования технических средств обучения на уроках математики в средней школе». Но, с применением ЭВМ, в качестве технического средства обучения, возникли трудности. Проблема состоит в том, что традиционные ТСО не смогли стать повседневным средством, которые используются учителем, а современные требования говорят о необходимости перехода к современно-образовательным информационным технологиям, основой которых является компьютер и мультимедийная аппаратура. Проблема применения ТСО на уроках математики определяет актуальность курсовой работы: «Возможности использования технических средств обучения на уроках математики в средней школе».

Цель работы - выявить особенности технических средств обучения и привести примеры их практического применения на уроках математике.

Для достижения поставленной цели сформулированы некоторые задачи:

  1. Изучить и проанализировать различные источники литературы по данной теме.

  2. Изучить понятие технические средства обучения.

  3. Рассмотреть дидактические и психологические особенности использования технических средств обучения.

  4. Выявить аспекты использования технических средств на уроках математики.

  5. Привести примеры практического использования ТСО на уроках математики в средней школе.

Практическую же значимость данной работы можно определить в следующем:

  1. Раскрытие психологических и дидактических особенностей применения ТСО позволят учителю математики комбинировать на уроках средства обучения на основе мультимедийной аппаратуры с традиционными.

  2. Описанные в работе методические рекомендации могут быть полезны для учителя в практической работе.





1. Теоретические особенности использования технических средств обучения на уроках математики

1.1 Технические средства обучения и их классификация.

Технические средства обучения - совокупность светотехнических и звуковых учебных пособий и аппаратуры, которая служит для активирования процесса обучения.

В англоязычных источниках ТСО называют аудиовизуальными средствами - средства обучения, обеспечивающие образное понимание изучаемого материала и его наглядная конкретизация в форме, которая наиболее доступна для восприятия и запоминания.

Можно выделить ряд задач технических средств обучения в педагогической деятельности:

  1. расширение количества и доступности всевозможных источников информации и обеспечение удобства ее получения;

  2. совершенствование и ускорение процессов изучения дисциплин;

  3. способствование овладению современным экономическим мышлением и навыками управленческой деятельности;

  4. способствование эстетическому воспитанию;

  5. облегчение усвоения методических подходов к когнитивной и профессиональной практической деятельности, а так же облегчение поиска результативных решений возникающих проблем;

  6. позволяют снизить уровень противоречивости между увеличивающимся потоком информации и ограниченным временем на ее изменение.

Классификация технических средств обучения

Классифицировать ТСО довольно таки не просто, так как существует немало критерий, по которым их можно разделить на группы: устройство, функциональные возможности, способы предъявления информации и т.д.

Ниже представлена, так скажем, условная классификация ТСО, в которой отражены основные виды технических средств обучения:

1. по функциональному назначению (характер решаемых учебно-воспитательных задач):

  • технические средства передачи учебной информации (диапроекторы, магнитофоны, аудиосистемы, кинопроекторы и киноустановки, видеомагнитофоны и др.);

  • технические средства контроля знаний (различные технические устройства и комплексы, которые позволяют некоторой программе по заданным критериям определять степень усвоения учебного материала):

а) индивидуальные;

б) групповые;

  • технические средства обучения и самообучения (средства которые помогают представить учебный материал по определенным программам, которые заложены в технические устройства, а так же обеспечивают самоконтроль усвоения знаний. Такие программы представляют материал небольшими дозами, после каждой из которых идет контрольный вопрос. Скорость усвоения материала зависит от персональных возможностей, потребностей и способностей учащихся;

  • вспомогательные технические средства (радиомикрофоны, микрофонная проводная техника, усилители, полиэкраны, электронные доски и т.п.);

2. по принципу устройства и работы:

  • механические,

  • звукотехнические,

  • комбинированные,

  • электромеханические,

  • электронные,

  • оптические;

3. по роду обучения:

  • индивидуальные,

  • групповые,

  • поточные (для больших групп учащихся);

4. по логике работы:

  • с линейной программой (не зависят от обратной связи),

  • с разветвленной программой (обеспечивают разные режимы работы, зависящие от объема и качества обратной связи);

5. по характеру воздействия на органы чувств:

  • визуальные;

  • аудиосредства;

  • аудиовизуальные.

6. по характеру представления информации:

  • экранные,

  • звуковые,

  • экранно-звуковые.

1.2 Психологические и дидактические особенности использования технических средств обучения на уроках математики.

Технические средства обучения повышают эффективность образовательного процесса лишь в том случае, если преподаватель достаточно хорошо понимает и представляет себе психологические основы их использования. Некоторые учителя в рамках одного урока используют сразу несколько различных ТСО: звукозапись, кинокольцовки, слайды и др., следствием чего является низкий уровень обучения, несмотря на затраченные усилия. Неправильное применение ТСО в процессе обучения возникает, в первую очередь, из-за недостатка знаний о психологических особенностях их применения или пренебрежения ими. Ведь наивысший уровень качества усвоения знаний, может быть, достигнут лишь при комбинировании слов учителя с предъявляемыми учащимся изображениями в процессе обучения. А технические средства обучения как раз таки дают возможность наиболее хорошо задействовать возможности зрительных и слуховых анализаторов учащихся, что непосредственно влияет усвоение знаний.

Огромное значение ТСО имеет в запоминании, которое является логическим завершением процесса усвоения. Они помогают закрепить и систематизировать изученный материал, создавая яркие опорные моменты. Так же огромную роль ТСО играет и на этапе применения знаний. Для этих целей разработано огромное множество специальных тренажеров, компьютерных программ и других статистических и звуковых средств, направленных на выработку умений и навыков.

В ходе урока учитель математики должен учитывать влияние технических средств на эмоциональное состояние ребёнка. Если его целью является концентрация внимания учащихся ему важно сконцентрировать на содержании представляемого материала, то влияния вызывает интерес и помогает положительно настроиться на восприятие.

При взаимодействии учителя с учеником одной из наиболее актуальных и сложнейших проблем является проблема привлечения и сохранения внимания учащихся на протяжении всего урока. К.Д. Ушинский рассматривал внимание ученика, как чрезвычайно важный фактор, который благоприятствует успешному воспитанию и обучению. По его мнению, каждый учитель должен быть в состоянии обратить внимание ученика на желаемый предмет. [22]

Применяя ТСО, важно учитывать некоторые психологические особенности внимания:

  • сосредоточенность внимания (умение удерживать внимание на одном объекте);

  • устойчивость внимания (но не нужно забывать о том, что даже при активной работе с изучаемым объектом необходимо переключение внимания - перерыв);

  • распределение внимания (умение одновременно удерживать во внимании и полностью воспринимать несколько объектов).

ТСО способствуют развитию у учащихся умений сравнивать и делать выводы, ведь с помощью различных форм наглядности изучаемые объект можно рассмотреть под разными углами и неверные рассуждения ученика довести до логического конца, что является весьма убедительным, но не всегда достигаемым словом учителя.

С помощью практических, традиционных и актуальных технических средств обучения возможно развитие творческих способностей учащегося, и способствование усвоению ими знаний на высоком уровне понимания и объяснения. ТСО позволяют применять в образовательном процессе множество различных пособий, где учащиеся по мере усвоения материала, его закрепления и синтезирования могут дорисовывать, заполнять или дописывать что-либо, а также разрабатывать личные учебные пособия и защищать их на уроках. В условиях использования компьютера в качестве средства обучения на уроках математики вопрос о психологических особенностях взаимодействия учителя или ученика с машиной остается пока сложным и мало разработанным. В компьютерных программах материализуется идея включенного обучения, когда ученик, при выполнении какого-либо предложенного ему действия, получает новую информацию, развивает и закрепляет новые умения и навыки. Компьютер способствует повышению активности учащегося в процессе получения и усвоения получаемой информации. На необходимость, которой указывал К.Д. Ушинский.

Психологи утверждают, что при использовании компьютера на уроках математики у учащихся возникает интерес к предмету, они более глубже вдумываются в суть вопроса, активнее используют учебную и техническую литературу. Так же психологи отмечают школьников, которые немало времени уделяют компьютеру, у них иное представление о формировании окружающего мира, выработка новых способов организации своего времени и взаимодействия с окружающими.

Но, с другой стороны, есть и отрицательные моменты: существует значительное количество обучающих программ, которые далеки от совершенства как раз таки из-за того, что разработчики не знают или не достаточно понимают возрастные психологические особенности и имеют слабую педагогическую подготовку. Очень серьёзные опасения возникают и в связи с тем, что снижется личностный фактор.

Немецкий ученый Х.Г. Рольф выделяет ряд негативных факторов компьютерного обучения, которые необходимо учитывать учителям:

1. угроза подавления общения, потому, что из-за частого общения с компьютером снижается количество и качество личных контактов, что может нанести вред и эмоциональному воспитанию;

2. рост социального различия, потому, что возможность приобретения дорогостоящей техники есть не у всех;

3. угроза снижения роли устной и письменной речи, потому что в новых технологиях во многом преобладают звук и изображение;

4. истощение способности к самостоятельному творческому мышлению, потому что для компьютерных обучающих программ присуща так называемая дигитализация - приспособление мышления человека к определённым правилам и моделям. направленность на незначительные логические структуры, замена многозначности на формальную однозначность, на реализацию операций, которые имеют четкие условия и предполагают только один вывод;

5. отсутствие прямого исследования действительности, потому что ученик получает знания, опосредствованные сознанием разработчиков программ;

7. безынициативное и безразличное усвоение информации, потому что создатели программ стремятся сделать усвоение материала простыми и не трудоёмким;

8. угроза снижения социализации человека, т.е. нахождения среди людей и общения с ними, посещение общественных и культурных мероприятий, музеев театров.[7]

Следовательно, формирование навыков работы с ТСО предполагает: успешное усвоение навыков, которые предоставляют возможность учащимся продуктивно общаться с компьютером, формировать иное представление об окружающем мире, выработку новых способов организации личного времени и взаимодействия с окружающими.

Дидактические основы использования технических средств обучения.

Качество изучения и усвоения получаемых знаний в школе обуславливается наглядностью и изложением материала, умением учителя комбинировать живое слово с образами, применяя различные технические средства обучении, обладающие рядом дидактических возможностей:

  • выступают в качестве источника информации;

  • совершенствуют формы представления учебной информации;

  • улучшают степень наглядности, уточняют понятия, явления, события;

  • формируют и направляют восприятие;

  • пополняют круг визуализации учащихся, удовлетворяют их любознательность;

  • соответствую учебным и культурным интересам учащихся;

  • создают условия для формирования эмоционального отношения учащихся к учебной информации;

  • повышают интерес учащихся к учебе при помощи использования новых устройств, технологий и приборов;

  • дают возможность использовать материал, который без ТСО недоступен;

  • стимулируют когнитивную деятельность учащихся, содействуют осмысленному восприятию материала, развитию мышления, внимания и пространственного воображения;

  • выступают в качестве средств обобщения и контроля знаний;

  • объясняют связь теории с практикой;

  • экономят академическое время, энергию учителя и учащихся за счет насыщенности учебной информации и ускорения темпа.

Экспериментально доказано, что воспроизведение различных графиков, таблиц, формул по средствам техники экономит до 15-20% академического времени. Все это достигается за счет определенных дидактических способностей ТСО, к которым можно отнести:

  • информационную насыщенность;

  • возможность форсировать имеющиеся временные и пространственные границы;

  • возможность глубокого осознания сущности изучаемых явлений и процессов;

  • показ осваиваемых явлений в динамике;

  • реальное отображение действительности;

  • экспрессивность, богатство образных приемов, эмоциональная насыщенность.

Целенаправленность заключается в том, что процесс взаимодействия учителя с учеником можно назвать педагогическим только в том случае, если обе стороны четко понимают и осознают цель. ТСО имеют четкое целевое назначение, которое в первую очередь определяется их содержанием, характером и сложностью материала, определяющие возрастные рамки их применения, местом в процессе обучения.

Гуманизация и демократизация образовательного процесса - направленность к личности субъектов участвующих в педагогическом взаимодействии, рост их участия и сотрудничества в нем. Сегодняшние технические средства увеличивают возможности эксплуатации самых разнообразных методов и приемов работы с детьми, учитывая их возраст, уровень развития и компетентности. С любой категорией детей по средствам ТСО можно организовать не только интересное и полноценное по информационной насыщенности обучение, но и соответствующее их возможностям.

Дидактические материалы технических средств обучения, должны:

  • иметь точную дидактическую цель, соответствовать конкретному этапу процесса обучения;

  • отвечать научному уровню материалов учебника и их логическому построению;

  • создавать условия для обеспечения научных и методических связей между структурными элементами пособий;

  • учитывать преемственную связь знаний, уметь применять ранее усвоенные знания;

  • создавать условия для решения ряда общеобразовательных, воспитательных и развивающих задач урока;

  • включать в себя программу контроля познавательной деятельностью учащихся;

  • учитывать уровень компетентности учащихся;

  • полнее использовать эффективные средства для передачи информации разного вида.

Бесконечность и многообразие возможностей ТСО, у некоторых учителей вызывает увлечение ими, и тогда эти средства обращаются в самоцель.

Обширный информационный объем дидактических материалов для ТСО и компьютерных программ не должен наносить ущерб пониманию и запоминанию учебного материала учащимися. Есть оптимальный информационный объем восприятия, превышение которого непременно приводит к снижению качества усвоения учебного материала, из-за чего существенная часть информации останется не усвоенной. Поэтому чрезмерно увеличивать информационную концентрацию образовательного процесса при помощи ТСО нельзя. Ни одно из технических средств, которые используются в школе, даже компьютер с его возможностями, нельзя противопоставить другому, потому что каждое из них сравнительно выигрывает перед остальными лишь в конкретных учебных ситуациях. Поэтому использование их должно быть и раздельно, и в сочетании с другими. Это одна из причин создания мультимедийных средств обучения и воспитания.

Так как ТСО является составной частью совокупности средств обучения, то их необходимо применять в сочетании с традиционными средствами обучения: печатными учебными пособиями, макетами, приборами, натуральными объектами, существующими моделями.

Итак, продуктивность технических средств обучения можно определить по их соответствию определенным учебным целям и задачам, по своеобразию учебного материала, по формам и методам организации деятельности учителя и учащихся, а также по материально-техническим условиям и возможностям.

1.3 Методические рекомендации по применению технических средств обучения

При подготовке к уроку с применением ТСО учитель должен проделать большую работу, в которой педагогическая деятельность представляется познавательной, конструктивной, организаторской и коммуникативной.[12]

Познавательная деятельность, которая направлена на познание возможностей, форм и методов применения ТСО в образовательном процессе, определяет все предстоящие компоненты деятельности учителя.

Конструктивная деятельность связана с поиском, структурированием и проектированием учебного материала, исходя из учебных планов, программ, учебников, методических пособий и руководств. Определяет общие рамки процесса обучения, преобразует, творчески строит и проектирует программу преподавателя, с учетом поставленных перед ним задач и условий, возможностей и интересов учащихся, а также своих личных возможностей. Применение ТСО требует более внимательно подходить к планированию комплекса собственных действий и действий учащихся.

Организаторская деятельность учителя, которая осуществляется в процессе обучения, подразумевает организацию учительской деятельности и деятельности учащихся. Применение ТСО предоставляет возможность креативно подойти к решению организационных вопросов. Здесь могут быть использованы как информационные, так и контролирующие и информационно-контролирующие ТСО.[12]

Применение ТСО играет существенную роль и при организационной деятельности учащихся. Использование ТСО в качестве обучающего комплекса дает возможность достигать наивысшего уровня индивидуализации обучения, организовывать его согласно возможностям каждого обучаемого.

Коммуникативная деятельность, которая охватывает область взаимоотношений учителя и ученика, при использовании ТСО также подвергается определенным изменениям. Вместо диалога учитель - ученик, обычно вербального характера, появляется возможность организовать рациональное общение учителя с учащимся при помощи технических средств. ТСО помогают ученику снять напряжение, которое зачастую возникает у него при взаимодействии с учителем.

Типичные педагогические ошибки, которые снижают эффективность использования технических средств:

  • недостаточность методической подготовленности педагога;

  • неверное определение дидактической роли и места технических средств на уроках;

  • непланируемое, случайное их применение;

  • перегрузка урока демонстрацией, превращает его в зрительно-звуковую или литературно-музыкальную композицию.

На таком уроке, практически, нет учебно-воспитательной работы педагога, идет нарушение элементарных дидактических требований, доминирует безучастное восприятие учебного материала учащимися, нецелесообразно тратится учебное время.

Контроль познавательной деятельности учащихся при использовании ТСО возможно благодаря применению различных контролирующих воздействий. Такое влияние предопределено уже самой организацией представления изучаемого материала: установленный порядок, логика его подачи в материалах для технических средств имеют существенное влияние на восприятие, понимание и запоминание.

Перед тем как использовать на уроке ту или иную наглядность нужно продумать место его применения, учитывая дидактические возможности, заложенные в этом пособии. При этом в первую очередь необходимо учитывать цели и задачи конкретного урока и выбирать такие наглядные пособия, которые точно демонстрируют преимущества рассматриваемого на уроке явления и позволяют ученикам сгруппировывать признаки, на основании которых формируются представления или понятия на данном уроке. Качество обучения зависит от того, на сколько учащиеся подготовлены для того, чтобы применять теоретические знания на практике и выполнять практические работы.

При изучении, повторении и обобщении, в качестве источника знаний о событиях, явлениях и связях обычно, выступает слово учителя, а наглядность подтверждает, иллюстрирует, конкретизирует или является отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, которые недоступны непосредственному восприятию.

При подготовке к уроку с использованием ТСО учитель, в первую очередь, просматривает учебную программу, учебники и дополнительные пособия, устанавливает существование технической аппаратуры, степень её исправности, а также проверяет какие дидактические материалы необходимые по теме урока имеются. До урока нужно прослушать и просмотреть весь материал, приготовленный для урока, так как не всегда тема пособия соответствует его содержанию.

Технические средства обучения применяются почти на всех этапах урока: при изучении нового материала, при проверке домашнего задания, при актуализации опорных знаний, при мотивации, а так же при обобщении и систематизации изучаемого материала.

Итак, применение современных технических средств обучения на уроках математики:

  • дает возможность учителю повысить внимание учеников за счет новизны способа предоставления материала,

  • повышает интерес к математике в целом,

  • учащиеся проявляют инициативу при работе по созданию презентаций к урокам, за счет чего у них развиваются навыки самостоятельной и учебно-исследовательской деятельности,

  • позволяет добиваться улучшения результатов в изучении математики,

  • повышает эстетическую привлекательность урока.

2. Практические аспекты использования технических средств обучения на уроках математики в средней школе

Еще некоторое время назад учитель сталкивался с проблемой дефицита обучающих программ, CD-дисков и образовательных электронных ресурсов. Сегодня же проблема состоит в недостатке времени, на то чтобы познакомиться с той или иной новинкой. В данной главе мы расскажем о наиболее популярных технических средствах, используемых на уроках математики.

Для учителей математики, которые преподают стереометрию, не секрет, что вся наглядность, которую видят на уроках сегодняшние старшеклассники, представляет собой статичные готовые чертежи в школьном учебнике или на доске. Эта проблема решается, например, с помощью обучающих дисков, которые есть не только по стереометрии.

Не секрет, что для построения графиков на уроке уходит масса времени. Но с помощью компьютера, эта проблема легко разрешима. Учащиеся могут наглядно увидеть, как легко строятся графики сложных функций при помощи преобразований графиков элементарных функций, а также могут самостоятельно за компьютером преобразовывать графики функций. Существуют мультимедийные программы, которые существенно облегчают работу с графиками, позволяют видеть происходящие преобразования в динамике.

И таких компьютерных программ очень много, некоторые из них есть в онлайн-версиях, упрошенные конечно, но основные операции в них присутствуют.

Так же помимо дисков и программ, есть разнообразные тесты, которые можно составлять самим, используя определенные сайты, используя средства Microsoft Office или использовать уже готовые онлайн-тесты.

Рассмотрим тесты в MS PowerPoint

Средствами программы MS PowerPoint можно создать тест с заданиями закрытого типа, когда предлагается вопрос и несколько ответов, среди которых один правильный. При выборе правильного ответа ученик переходит к следующему шагу, в противном случае получает разъяснения и еще одну попытку. Тесты создаются без оценки в баллах, поэтому подсчет результатов потребует привлечения программирования.

Особый эффект в обучении достигается в сочетании мультимедийных демонстраций с использованием интерактивной доски. Некоторые ее возможности показаны на рисунках 1-4. Использование интерактивной доски на уроках математики позволяет учителю решать сразу несколько задач:

  • демонстрировать заранее подготовленные чертежи;

  • в короткий промежуток времени проводить дополнительные построения на готовых чертежах, тем самым эффективно использовать время урока;

  • самостоятельно в интерактивном режиме создавать изображения фигур, сохранять выполненные в ходе урока чертежи.

Мультимедийные модели легко встраиваются в современный урок математики, могут быть использованы на любом этапе урока. Эффект проведения урока на интерактивной доске увеличивается даже при использовании самых простых инструментов - умное перо, подсветка, шторка. Пример, использования инструмента «шторка» показана на рисунке 2а.

рисунок 1




Рисунок 2 а рисунок 2 б



С использованием интерактивной доски на различных этапах урока многократно повышается его учебный эффект.

При проверке домашнего задания учащиеся могут отсканировать работу дома, в классе она выводится на доску, при необходимости ошибки тут же исправляются. Если задача имеет несколько решений, на доску выводятся другие

варианты, и учащиеся имеют возможность быстро сравнить различные способы решения задачи.

При объяснении нового материала эффективность достигается благодаря заложенному программному обеспечению: используются готовые шаблоны, модели, что делает процесс объяснения более понятным для учащихся, более наглядным, эстетичным.

Заложенные в программное обеспечение доски инструменты, дают возможность проводить закрепление материала и различного вида проверочные работы с моментальной проверкой учащимися своих знаний. Пример показан на рисунке 3.


Рисунок 3




Трудно переоценить возможности интерактивной доски при подведении итогов урока или при тематическом повторении. Вся информация, появляющаяся в процессе урока на доске сохраняется, и можно быстро просмотреть задачи, решенные на уроке, повторить основные моменты, сделать выводы.

Несомненно, что время учителя на предварительную подготовку при использовании мультимедийных средств на первом этапе увеличивается, однако постепенно накапливается опыт их использования, методическая база, что значительно облегчает подготовку к урокам в дальнейшем.

На рисунке 4 показано, что при работе на интерактивной доске любой объект можно передвинуть на другое место при помощи опции "drag and drop" (тащить и отпустить). Это позволяет передвигать текст и рисунки в любое место на доске. В принципе, это замена традиционного метода: слова на карточках, картинки, скотч или магниты. Возможность передвигать объекты по доске особенно эффективно при выполнении таких заданий как:

  • соединение,

  • классификация,

  • группировка,

  • сортировка,

  • заполнение пропусков,

  • упорядочивание.

Рисунок 4





Презентации.

Презентация, на сегодняшний день, является наиболее распространенным способом представления информации. Слово презентация - (от лат. praesentatio) - представление чего-либо нового.

Существует несколько видов и типов презентаций. Различные виды презентации, как правило, отличаются своей функциональностью и стоимостью. Чем красивее и технологичнее презентация, тем сложнее ее сделать и тем она дороже. В школе же в основном используют более простые презентации, выполненные в Microsoft Power Point или формате PDF.

Презентации можно разделить на следующие виды:

    1. Бумажные презентации.

  1. Электронные презентации:

  • По технике демонстрации:

  • интерактивные презентации, выполняющиеся под управлением пользователя;

  • непрерывно выполняющиеся презентации.

  • По типу формата:

  • презентации, выполненные в Power Point;

  • презентации, выполненные в формате PDF;

  • презентации, выполненные в формате Flash.

  • По способу представления информации:

  • статичные презентации - вид презентаций, на которых информация представлена в статике в виде картинок и текста;

  • анимированные презентации - вид презентаций, на которых информация представлена с использованием анимации;

  • мультимедийные презентации - вид презентаций, в которых применяются анимация, графика, текст, интерактивные элементы, звук, видео;

  • видео презентации - вид презентаций, в которых информация представлена в виде видеофильма;

  • 3D-презентации - вид презентаций, в которых информация представлена с использованием трехмерной графики и трехмерной анимации.

Компьютерные презентации - это уникальнейший и как уже было сказано современный способ представления информации. Это программный продукт, который может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность.

Мультимедийные презентации - это презентации с использованием мультимедийных технологий.

Формы и место использования мультимедийной презентации зависят от содержания урока и цели, которую ставит перед собой учитель:

  • При изучении нового материала;

  • При закреплении новой темы;

  • При совершенствовании знаний;

  • При проверке с/р и к/р;

  • При решении задач обучающего характера;

  • Средство изготовления дидактического материала.

При изучении нового материала, на объяснение, которого дается малое количество часов, особенно в старших классах, и в короткое время необходимо изучить довольно большой объем, целесообразно использовать мультимедийное сопровождение. С его помощью изучение материала происходит значительно быстрее, за счет того что уроки становиться более насыщенными, а сэкономленное время позволяет рассмотреть большее количество задач.

Компьютерные презентации за счет анимационных возможностей, позволяют наглядно продемонстрировать построение сечений, показать динамику развития какого-либо процесса и т.д.

Интерактивная мультимедийная презентация

Мультимедийная презентация может быть и интерактивной, т.е. при просмотре такой презентации пользователь может некоторым образом влиять на отображаемый в тот или иной момент материал. Например, при просмотре презентации имеется меню, по которому можно кликать, для перехода к различным разделам презентации или есть опция смены языка презентации.

Форматы мультимедийных презентаций

Приведем некоторые примеры форматов мультимедийных презентации:

  • Adobe Flash презентация - это swf файл, в котором присутствуют все основные элементы мультимедийной презентации. Такую презентацию можно просматривать прямо на веб странице сайта или создать самостоятельно с помощью Adobe Flash CS5, Adobe Flash Builder.

  • PowerPoint презентация - наиболее асто используемая презентация. Формат ppt от компании Microsoft, который состоит из слайдов. Также, в нее можно легко включить мультимедийные элементы.

  • Видеофайл - обычный видеофайл также может служить мультимедийной презентацией.

Показ или представление презентации

Показ или представление презентации также могут осуществляться разными способами.

  • В аудитории или помещении на экране.

  • Через сеть Интернет, в реальном режиме времени.

  • На веб сайте. Пользователь просматривает презентацию.

  • Сохраненная презентация. Пользователь скачивает и просматривает мультимедийную презентацию на своем компьютере.

  • Электронный носитель с презентацией. Например, flash карта или диск.









  1. 5-6 классы

Компьютерные программы.

  1. Программа «Действия с десятичными дробями».

Программа предназначена для учащихся 6 класса. Предлагает выполнить действия сложения, умножения и деления с десятичными дробями в диапазоне от + -0,01 до 99, на экране показывает правильный ответ и ответ ученика. Одно из заданий данной программы представлено на рисунке 5. [25]

  1. Мультимедийный тренажер по теме «Десятичные дроби» представлен на рисунке 6.

Предназначен для учащихся 5 класса.

Назначение - текущий контроль знаний, повторение, обобщение пройденного материала.

Тренажеры представлены в двух вариантов.

Время выполнения заданий - 20 минут. [25]

  1. Тест-тренажер «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Программа представленная на рисунке 7 предназначена для учащихся 5 класса.

Назначение - отработка навыков устного счета у учащихся, обобщение материала, ликвидация пробелов учащихся по теме. [25]

рисунок 5 рисунок 6



рисунок 7 рисунок 8



Презентации.

  1. Математика. 6 класс. Тема: «Признаки делимости на 9 и на 3».

Фрагмент данной презентации показан на рисунке 8. [27]

  1. Математика. 6 класс. Тема: «Масштаб»

Фрагмент данной презентации показан на рисунке 9.[27]

  1. Математика. 5 класс. Тема: «Смешанные числа».

Фрагмент данной презентации представлен на рисунке 10. [27]

рисунок 9 рисунок 10

2.2 7-9 классы

Обучающие диски

  1. «Уроки алгебры КИМ» 7-8 класс.

Как выглядит данный диск показано на рисунке 11. Предназначен он для учащихся 7-8 классов. С его помощью школьники могут освоить курс алгебры на базовом или повышенном уровне за 7-8 классы, закреплять и систематизировать полученные знания.

Содержание:

  • 24 урока;

  • 377 медиллюстраций;

  • 32 анимации;

  • 32 интерактивных тренажера;

  • 590 тестов и проверочных заданий;

  • 147 терминов и понятий;

  • экзамен по курсу;

  • дневник успеваемости.


Рисунок 11

Компьютерные программы.

  1. Мультимедийный тренажер по теме «Функция обратной пропорциональности».

Тренажер предназначен для учащихся 8 класса.[25]

Одно из заданий и варианты ответов показаны на рисунке 12.

Назначение - текущий контроль знаний, повторение, обобщение пройденного материала.

Тренажеры представлены в четырех вариантах, 12 заданий с выбором ответа.

Время выполнения 20 минут.

  1. Компьютерная программа по математике «Построение графиков функций по точкам» (рисунок 13) [25]

graphik.exe - одно из первых приложений под Windows, с помощью этой программы можно демонстрировать построение графиков функций по точкам. Можно использовать в 7-9 классах при изучении новых функций и при решении задач на построение графика данной функции на данном отрезке.

Программа проиллюстрирована на рисунке 13.

рисунок 12 рисунок 13










  1. Геометрия. 9 класс. Мультимедийный тест на тему: «Теоремы синусов и косинусов». 9 класс [25].

Назначение - может быть использована в качестве самостоятельной или контрольной работы, а также для закрепления и повторения изученного материала.

Одно из заданий и варианты ответов показаны на рисунке 14.

Презентации.

  1. Алгебра. 9 класс. Тем: «Пдготовка к ГИА» [28].

Фрагмент презентации представлен на рисунке 15.

рисунок 14 рисунок 15




  1. Геометрия. 8 класс. Тема: «Отношение площадей треугольников, имеющих равный угол» [25].

Фрагмент презентации представлен на рисунке 16.



  1. Геометрия. 8 класс. Тема: «Симметрия в геометрии» [28].

Фрагмент презентации представлен на рисунке 17.

рисунок 16





рисунок 15




  1. 10-11 классы

Обучающие диски

  1. Обучающий диск «Открытая математика. Стереометрия».

Как выглядит этот диск показано на рисунке 18. На нем представлены динамичные трехмерные модели всех многогранников. Одно нажатие кнопки мыши позволяет пятиугольную призму заменить восьмиугольной, а также позволяет увеличивать или уменьшать длины ребер и радиусы окружностей. Причем, при замене одного из параметров, эта программа выдает новые значения для площадей боковой и полной поверхностей многогранника, а так же его объем.

  1. Видео репетитор «Подготовка к ЕГЭ. Математика»

2 диска, содержат в себе подобные задания, встречающиеся на ЕГЭ.

Как выглядит этот диск показано на рисунке 19.

Рисунок 18 рисунок 19






Компьютерные программы.

  1. Программа FBK Grapher.

Фрагмент показан на рисунке 20. Это приложение является инструментом для построения двумерных и трёхмерных графиков в декартовых, полярных, сферических координатах.

  1. Master Function.

Фрагмент показан на рисунке 21.

Возможности:

  • построение графиков функции любой сложности, заданных обычным текстовым выражением;

  • нахождение производной в текстовом виде;

  • таблица значений функции в разных точках;

  • построение касательных и нормалей;

  • вычисление определенного интеграла;

  • построение графиков прямых и парабол по известным точкам;

  • программа для решения квадратных уравнений;

  • возможность одновременно работать с 16 функциями.

рисунок 20 рисунок 21



  1. Mathcad.

Фрагмент показан на рисунке 22.

Среди возможностей Mathcad можно выделить:

  • Построение двумерных и трёхмерных графиков функций в разных системах координат;

  • Использование греческого алфавита, как в уравнениях, так и в тексте;

  • Выполнение вычислений в символьном режиме;

  • Выполнение операций с векторами;

  • Символьное решение систем уравнений;

  • Выполнение подпрограмм;

  • Проведение статистических расчетов и работа с распределением вероятностей;

  • Вычисления с единицами измерения.


  1. Компьютерная программа по математике «Карта. Установка соответствия» [25].

Фрагмент программы представлен на рисунке 23.

Предназначена для учащихся 10 класса.

Mapinect.exe - приложение-оболочка. Приложение для проверки знания формул.

рисунок 22 рисунок 23

Заключение

В последнее время, технические средства обучения широко применяются во всех видах и формах обучения. Увеличивается количество методов и способов их применения на уроках математики. Накапливается опыт их организации и продуктивного применения на всех ступенях непрерывного обучения. Такое положение дает возможность определять ТСО не только как средство сопровождения учебного процесса, но и как индивидуальную учебную дисциплину. В основе психолого-педагогических аспектов лежит концепция современного учебного процесса, который ориентирован на максимальное раскрытие возможностей обучаемых, способности их самостоятельно добывать необходимые знания и оперативно принимать правильные решения. Эффективность применения ТСО на уроках математики требует создания методов их использования в каждом определенном случае, в том числе направленных на осуществление конкретных целей и задач. Поэтому, могут иметь место и универсальные технологии, и исключительные их составляющие.

Так как есть ТСО, то должны быть и специалисты, которые способны создавать комплексы ТСО и рентабельно их использовать в образовательном процессе. Методы и формы обучения, учебно-методическая литература, контрольные задания, учебные планы, разнообразные базы данных учебного характера являются информационными ресурсами образовательного процесса, доступ к которым обеспечивается дифференцированно в зависимости от назначения хранящихся в базах данных электронных информационных ресурсов.

Следовательно, получается, что ТСО - это не просто набор неких аппаратно-программных средств, которые используются в учебном процессе от случая к случаю, а учебная дисциплина, которую используют на уроках математики. Эффективность технических средств обучения можно определить по их соответствию определенным учебным целям и задачам, по своеобразию учебного материала, по формам и методам организации деятельности учителя и учащихся, а так же по материально-техническим условиям и возможностям.

Анализ дидактические функции ТСО и ряд особенностей их использования на уроках математики, позволяет нам сделать вывод, о том, выбор способов и приёмов обучения с помощью ТСО осуществляется учителем, в пределах той системы, по которой идет обучение. К тому же технические средства обучения вместе с учебно-дидактическим материалом, нужно использовать с учетом, способностей учащихся воспринимать информацию.

Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что ТСО - это не просто комплекс технических средств, которые необходимы для осуществления образовательного процесса, но и важный аспект любого современного образовательного процесса, где их эффективное применение на уроках математики допустимо только при условии тщательной разработки необходимых установочных материалов, проведения научных и практических мероприятий.

Список используемой литературы и интернет-ресурсов

  1. Батаршев А.В. Технические средства в учебном процессе. - Таллин., 2005. - 246 с.

  2. Белов Л.А. Методические рекомендации по использованию видеозаписей в учебно-воспитательном процессе. - М.,2004. - 331 с.

  3. Гейн А.Г. Информатика. Учебник для общеобразовательных учебных заведений / Гейн А.Г., Сенокосов А. И., Шолохович В. Ф. - М., 2000. - 221 с.

  4. Журин А.А. Интеграция медиаобразования с курсом алгебры. - М., 2004.-144 с.

  5. Зазнобина Л.С. Экранные пособия на уроках математики. - М., 2001. - 297 с.

  6. Кешман Б. Основы компьютерной грамотности / Кешман Б., Новембер А., - М., 2008. - 625 с.

  7. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования / Коджаспирова Г.М., Петров К.В. - М., 2001. - 319 с.

  8. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 2007. - 221 с.

  9. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука - реформе школы) - М.: Педагогика, 1988. - 192 с.

  10. Прессман Л.П. Мультимедиа в школе. - М., 2005.

  11. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М., 2004. - 361с.

  12. Смирнов А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей.- М., 2005. - 370 с.

  13. Семакин И.Г. Информатика в средней школе: Методическое пособие / Семакин И.Г., Шеина Т. - М., 2004. - 540 с.

  14. Сергеева В.А. Экранно-звуковые средства обучения на уроках. - М., 2006. - 259 с.

  15. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на Дону., 2001.- 412 с.

  16. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. - М., 2003. - 298 с.

  17. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. - М., 1954. Т.2,. С. 339-341.

  18. Фридланд А.Я. Информатика: толковый словарь основных терминов. - Тула.,2006. - 472 с.

  19. Якушина Л.С. Использование экранно-звуковых средств на уроках математики. - М., 2005. - 204 с.

  20. bmstu.ucoz.ru

  21. schoolcollection.edu.ru

  22. uztest.ru/

  23. matemkonst.narod.ru/

  24. journal.edusite.ru/

  25. uchportal.ru/load/287

  26. 900igr.net/

  27. urokimatematiki.ru/

  28. 5klass.net/



45


© 2010-2022