Урок Теорема Пифагора с применением познавательных УУД

Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Смолина Татьяна Георгиевна, учитель математики МБОУ «Колюбакинская СОШ»

Развитие познавательных УУД при обучении геометрии учащихся 8 класса.

  1. Вступление.

При переходе на новые Федеральные государственные образовательные стандарты одной из важнейших задач учителя становится формировании у учащихся универсальных учебных действий (УУД).

Новыми стандартами определены УУД:

Урок Теорема Пифагора с применением познавательных УУДУрок Теорема Пифагора с применением познавательных УУД

Урок Теорема Пифагора с применением познавательных УУДУрок Теорема Пифагора с применением познавательных УУДУрок Теорема Пифагора с применением познавательных УУД

Урок Теорема Пифагора с применением познавательных УУДУрок Теорема Пифагора с применением познавательных УУД

Урок Теорема Пифагора с применением познавательных УУД

Урок Теорема Пифагора с применением познавательных УУДУрок Теорема Пифагора с применением познавательных УУД

Урок Теорема Пифагора с применением познавательных УУДУрок Теорема Пифагора с применением познавательных УУДУрок Теорема Пифагора с применением познавательных УУДУрок Теорема Пифагора с применением познавательных УУД

Урок Теорема Пифагора с применением познавательных УУД

Урок Теорема Пифагора с применением познавательных УУДУрок Теорема Пифагора с применением познавательных УУД

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

  • определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

Постановка и решение проблем

  • постановка и формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Знаково-символические универсальные действия:

  • моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

В рамках школьного обучения под логическим мышлением понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия :

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

  • - сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств), различия, определения общих признаков и составление классификации.

  • - анализ- выделение элементов, расчленение целого на части;

  • - синтез- составление целого из частей;

  • - классификация- отношение предмета к группе на основе заданного признака;

  • обобщение- генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

  • доказательство- установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений;

  • установление аналогий.

  1. Развитие познавательных УУД при обучении геометрии учащихся 8 класса

УУД должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Познавательные УУД

Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном миреУрок-поиск по геометрии в 8 классе.

Тема урока: Теорема Пифагора.

Цели урока:

развивающие:

  • развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения;

  • повышение мотивации обучения учащихся;

  • расширение кругозора учащихся и обогащение словарного запаса. Развитие познавательного интереса;

  • осуществление межпредметной связи геометрии с алгеброй, географией, историей, биологией, литературой, технологией;

обучающая:

  • формирование общеучебных математических навыков и умений: при помощи поисковых заданий, практической работы ввести теорему Пифагора;

  • показать применение теоремы при решении задач;

  • познакомить учащихся с «египетским треугольником»;

воспитывающая:

  • обучение детей трудолюбию и аккуратности.

  • воспитывать « чувство прекрасного» при изучении темы на примере истории Древней Греции.

Прогнозируемый результат:

  1. Знать зависимость между сторонами прямоугольного треугольника.

  2. Уметь доказывать теорему Пифагора.

  3. Уметь применять теорему Пифагора для решения задач.

Оборудование:

  1. Компьютер, проектор.

  2. Конверт с 2 прямоугольниками и 8 прямоугольными треугольниками, текст « Практической работы».

  3. Карточки для работы в группах.

  4. Портрет Пифагора.

  5. Чертежные инструменты.

  6. Презентация к уроку.

  7. Электронный учебник

Технологии: исследовательско -поисковая, ИКТ технология, коллективного сотрудничества

План урока

На обратной стороне

1Урок Теорема Пифагора с применением познавательных УУД. ?

6

8

2Урок Теорема Пифагора с применением познавательных УУД.

? 5

6

с2, с

План урока

1.Повторение;

2.Практическая работа;

3.Поисковые задания;

4.Теорема Пифагора;

5.Исторические сведения;

Египетский треугольник;

6. Применение теоремы;

7. Домашнее задание.

Тема: Теорема Пифагора


Геометрия владеет двумя сокровищами -
теоремой Пифагора и золотым сечением…"

Иоганн Кеплер

На обратной стороне

3Урок Теорема Пифагора с применением познавательных УУД.

13 12

Урок Теорема Пифагора с применением познавательных УУД

9 ?

4.

7

ХУрок Теорема Пифагора с применением познавательных УУДод урока.









I. Повторение

1. Какие бывают треугольники? 3..Как называются стороны прямоугольного треугольника ? 2. Какой треугольник называется прямоугольным

Урок Теорема Пифагора с применением познавательных УУД

a c


  1. катет

  2. катет

  3. гипотенуза

Урок Теорема Пифагора с применением познавательных УУД

3.Чему равна площадь квадрата ?

4. Чтобы это значило (a - b)2=a2-2ab+b2?

Урок Теорема Пифагора с применением познавательных УУД

II. «Практическая работа

Урок Теорема Пифагора с применением познавательных УУД

Замечание: За два урока до изучения темы «Теорема Пифагора» учащиеся готовят из цветной бумаги в конверт

  • 2 синих квадрата со стороной 14 см;

  • 8 красных прямоугольных треугольников с катетами 6см и 8см.

На каждом столе лежит конверт и текст «Практическая работа»

I этап

  1. Обозначьте на своих треугольниках за:

а- меньший катет;

b - больший катет;

с- гипотенузу.

  1. На стороне одного квадрата расположите прямоугольные треугольники так, чтобы на каждой из них присутствовали катеты а и b.

  2. Укажите: на какие фигуры при этом разобьётся квадрат.

  3. Чему равны стороны полученного внутреннего четырёхугольника?

  4. Чему равны углы этого четырёхугольника?

  5. Какой вывод можно сделать о внутреннем четырёхугольнике?

  6. Какова его площадь? Запишите S=

II этап

  1. На другом квадрате расположите прямоугольные треугольники так, чтобы они образовали обязательно два прямоугольника с одной общей вершиной.

  2. На какие фигуры при этом разобьётся второй квадрат?

  3. Чему равны их стороны?

  4. Какова их площадь?

  5. Запишите формулой какой вывод можно сделать .Урок Теорема Пифагора с применением познавательных УУД

Урок Теорема Пифагора с применением познавательных УУДУрок Теорема Пифагора с применением познавательных УУД

III.Поиск

Вопросы:

  1. Чем является с в прямоугольном треугольнике ?

  2. Чем является a и b в прямоугольном треугольнике ?

  3. Кто сформулирует полученное в практической работе утверждение c22+b2?

Урок Теорема Пифагора с применением познавательных УУД

ИУрок Теорема Пифагора с применением познавательных УУДУрок Теорема Пифагора с применением познавательных УУДТАК только что мы с вами вывели "Теорему Пифагора".

Какую связь отражает эта теорема ?

Теорема эта отражает связь между катетами и гипотенузой в прямоугольном треугольнике.

IV. Работа над теоремой Пифагора

В тетрадях записываем заголовок ТЕОРЕМА ПИФАГОРА-. На экране компьютера портрет Пифагора и формулировка теоремы. Слайд ( Электронный учебник)

Урок Теорема Пифагора с применением познавательных УУД

ЕУрок Теорема Пифагора с применением познавательных УУДсли дан нам треугольник
И притом с прямым углом,
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдем:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим.
И таким простым путем
К результату мы придем.

РУрок Теорема Пифагора с применением познавательных УУДабота над теоремой. (Без преувеличения можно сказать, что это самая известная теорема геометрии, ибо о ней знает подавляющее большинство населения планеты, хотя доказать ее способна лишь очень незначительная его часть.)

Задание: ( на доске)

  1. Для данных треугольников записать т Пифагора:

Урок Теорема Пифагора с применением познавательных УУДУрок Теорема Пифагора с применением познавательных УУДА М N E

Урок Теорема Пифагора с применением познавательных УУД

В С F D

K

  1. Записать как найти катет ВС, MK, DE

Урок Теорема Пифагора с применением познавательных УУД


VУрок Теорема Пифагора с применением познавательных УУДУрок Теорема Пифагора с применением познавательных УУД.Применение теоремы

Урок Теорема Пифагора с применением познавательных УУД1. Устно

Урок Теорема Пифагора с применением познавательных УУД8 ? ? 3 ?

Урок Теорема Пифагора с применением познавательных УУД

15 5 4

2. № 483(а) Задача 1. Найдите гипотенузу прямоугольного треугольника, если катеты равны 6 см и 8 см.

Общепринято мнение, что египетский треугольник с соотношением сторон 3:4:5 активно применялся для построения прямых углов египетскими землемерами и архитекторами, например, при построении пирамид.

Урок Теорема Пифагора с применением познавательных УУДУрок Теорема Пифагора с применением познавательных УУД

4.Работа в рабочей тетради № 45

5.Задачи в чертежах № 1 и №2

Урок Теорема Пифагора с применением познавательных УУД

Урок Теорема Пифагора с применением познавательных УУДУрок Теорема Пифагора с применением познавательных УУД

VI.Работа в группах ( по рядам и в парах )

Учитель: А теперь, дети, каждый из вас попробует совершить открытие .Слайд

Перед вами задачи на теорему Пифагора. Правильно решив их, вы получите названия стиля в архитектуре, где применяется теорема Пифагора.

Урок Теорема Пифагора с применением познавательных УУД

a c

c=20

a= 12

b= ?

о

a = 8

b = 15

c = ?

т

Урок Теорема Пифагора с применением познавательных УУДУрок Теорема Пифагора с применением познавательных УУДb

a c

c=10

a= 8

b= ?

г

c=?

a= 16

b= 12

и

Урок Теорема Пифагора с применением познавательных УУДУрок Теорема Пифагора с применением познавательных УУД

у у

х

х=6

h= 4

у= ?

а

х= ?

h= 9

у= 15

г

6

16

17

20

24

5


РУрок Теорема Пифагора с применением познавательных УУДешая задачу, дети вписывают букву в таблицу против получившегося ответа. Дети получают слово "готика"

6

16

17

20

24

5

г

о

т

и

к

а

Урок Теорема Пифагора с применением познавательных УУД




Показать Собор Парижской богоматери. "Нотр-Дам де Пари"?Урок Теорема Пифагора с применением познавательных УУД

Собор был объявлен Храмом Разума.

VУрок Теорема Пифагора с применением познавательных УУДII. Исторические сведения.



В школе Пифагора рассматривались четыре mathema (науки): арифметика, музыка (гармония), геометрия и астрономия с астрологией. Пифагорейцы считали, что в основе всего лежат числа и гармония, ими поддерживаемая, но что все в математике нужно доказывать. Изучению математики придавался мистический характер, что не помешало найти доказательство теоремы Пифагора, а из нее получить (доказать!) иррациональность корня из двух! Это были великие математические открытия... Однако в школе существовал Декрет, по которому авторство всех математических работ приписывалось Пифагору.

Сохранилось древнее предание, что в честь своего открытия Пифагор принёс в жертву богам быка, по другим свидетельствам - даже сто быков. Но это противоречит сведениям о моральных и религиозных воззрениях Пифагора. Говорят, что он "запрещал даже убивать животных, а тем более ими кормиться, ибо животные имеют душу, как и мы". В связи с этим более правдоподобной можно считать следующую запись: "… когда он открыл, что в прямоугольном треугольнике гипотенуза имеет соответствие с катетами, он принес в жертву быка, сделанного из пшеничного теста".

" Слайд На экране компьютера появляется карта Древнего мира.

Если соединить города, где родился, набирался опыта и жил Пифагор, отрезками, то получиться прямоугольный треугольник.

Урок Теорема Пифагора с применением познавательных УУД

VIII. Подведение итогов урока.

Учитель: Какое открытие мы сегодня совершили? Для чего мы делали это открытие?

Давайте попробуем повторить формулировку теоремы Пифагора.

В завершении хотелось бы сказать: Причина популярности теоремы Пифагора триедина - это красота, простота и значимость!

Домашнее задание § 3 п.54,55; № 483 (в,г); № 486 ( а, б),Р.Т.№ 46 ( учебник Атанасян Л.С. и др.)

  1. Заключение

Памятка для учителя по формированию и развитию

универсальных учебных действий.

  • Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других.

  • Развитие внутренней мотивации - это движение вверх.

  • Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.





11



© 2010-2022