Рабочая программа по алгебре 8 класса

Рабочая программа для 8 класса по алгебре. Алгебра в 8 классе складывается из двух компонентов: алгебра; элементы статистики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курс...
Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Татарская гимназия № 65 Орджоникидзевского района

городского округа город Уфа Республики Башкортостан


РАССМОТРЕНО

на заседании МО

протокол № _____ от

«____»__________2014г

Руководитель МО

И.К.Семёнова __________

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

_________________

Л.У. Насырова

«___»__________2014г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ТГ №65

_______________

А.Ф.Галимзянова

«___» ________2014 г.



Рабочая программа

по алгебре для 8 класса

на 2014-2015 учебный год


3 часа в неделю,

102 часа за год


УМК «Алгебра - 8класс»

под редакцией Мордкович А. Г.



Учитель математики

высшей квалификационной категории

МБОУ Татарская гимназия № 65

Забатурина Танзиля Габбасовна.


Пояснительная записка

Основой для рабочей программы по алгебре в 8 классе на 2014-2015 учебный год МБОУ Татарская гимназия № 65 города Уфа является

авторская программа А.Г. Мордкович для общеобразовательных учреждений (Программы. Математика. 5-6 кл. Алгебра 7 - 9 классы. Алгебра и начала мат анализа 10 - 11 классы. / авт -сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.. 24-е изд., -М.: Мнемозина, 2009. - 63 с.)

А.Г. Мордкович приводит тематическое планирование из расчёта 3 часа в неделю, 102 часа в год. Учебным планом МБОУ ТГ №65 на 2014-15 учебный год тоже выделено

102 часа (3 часа в неделю). В содержании данной рабочей программы и требованиях к уровню подготовки обучающихся существенных расхождений нет.

Основным учебным пособием для учащихся является:

Мордкович А.Г. Алгебра. 8 кл.: В двух частях:

  • Ч.1. Учебник для общеобразовательных учреждений. - / Мордкович А.Г. 12-е изд. доработанное -М.: Мнемозина, 2010 год/

  • Ч.2. Задачник для общеобразовательных учреждений/А.Г.Мордкович, Л.А. Александрова, Т.Н.Мишустина, Е.Е. Тульчинская. -12-е издание исправленное - М.: Мнемозина, 2010/

Выбранный УМК входит в логически завершенную линию алгебры А.Г.Мордкович и является логическим продолжением курса алгебры в 7 классе.

Для обучения в 7-11 классах выбрана содержательная линия А.Г.Мордковича, рассчитанная на 5 лет. В 8 классе реализуется второй год обучения.

Общая характеристика учебного предмета алгебра в 8 классе

Алгебра в 8 классе складывается из двух компонентов: алгебра; элементы статистики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Элементы статистики являются обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности - умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах. При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса алгебры учащиеся получают возможность:

Цели:

- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности,

- изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Задачи:

  • Выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.

  • Расширить класс функций, свойства и графики которых известны учащимся; продолжить формирование представлений о таких фундаментальных понятиях математики, какими являются понятия функции, её области определения, ограниченности. Непрерывности, наибольшего и наименьшего значений на заданном промежутке.

  • Выработать умение выполнять несложные преобразования выражений, содержащих квадратный корень, изучить новую функцию Рабочая программа по алгебре 8 класса.

  • Навести определённый порядок в представлениях учащихся о действительных (рациональных и иррациональных) числах

  • Выработать умение выполнять действия над степенями с любыми целыми показателями.

  • Выработать умения решать квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к квадратным, и применять их при решении задач.

  • Выработать умения решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной; познакомиться со свойствами монотонности функции.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными=способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности,

  • выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Особенностью предмета алгебра является то, что он является продолжением курса алгебры, который базируется на функционально- графическом подходе. Это выражается в том, что какой бы класс функций, уравнений и выражений не изучался, построение материала практически всегда осуществляется по жёсткой схеме:
Функция - уравнения - преобразования.

Содержание программы:

Повторение курса алгебры 7 класса (2 ч.)

Алгебраические дроби. (21 ч.)

Понятие алгебраической дроби. Основное свойство алгебраической дроби. Сокращение алгебраических дробей.

Сложение и вычитание алгебраических дробей.

Умножение и деление алгебраических дробей. Возведение алгебраической дроби в степень.

Рациональное выражение. Рациональное уравнение. Решение рациональных уравнений (первые представления).

Степень с отрицательным целым показателем.

Функция Рабочая программа по алгебре 8 класса. Свойства квадратного корня. (18 ч.)

Рациональные числа. Понятие квадратного корня из неотрицательного числа. Иррациональные числа. Множество действительных чисел.

Функция Рабочая программа по алгебре 8 класса, её свойства и график. Выпуклость функции. Область значений функции.

Свойства квадратных корней. Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня. Освобождение от иррациональности в знаменателе дроби модуль действительного числа. График функции Рабочая программа по алгебре 8 класса. Формула Рабочая программа по алгебре 8 класса.

Квадратичная функция. Функция Рабочая программа по алгебре 8 класса. (18 ч.)

Функция Рабочая программа по алгебре 8 класса, её график, свойства.

Функция Рабочая программа по алгебре 8 класса, её свойства, график. Гипербола. Асимптота.

Построение графиков функций Рабочая программа по алгебре 8 класса, Рабочая программа по алгебре 8 класса, Рабочая программа по алгебре 8 класса, Рабочая программа по алгебре 8 класса по известному графику функции Рабочая программа по алгебре 8 класса.

Квадратный трёхчлен. Квадратичная функция, её свойства и график. Понятие ограниченной функции. Построение и чтение графиков кусочных функций, составленных из функций Рабочая программа по алгебре 8 класса, Рабочая программа по алгебре 8 класса, Рабочая программа по алгебре 8 класса, Рабочая программа по алгебре 8 класса, Рабочая программа по алгебре 8 класса, Рабочая программа по алгебре 8 класса.

Графическое решение квадратных уравнений.

Квадратные уравнения. (19 ч.)

Квадратное уравнение. Приведённое (неприведённое) квадратное уравнение. Полное (неполное) квадратное уравнение. Корень квадратного уравнения. Решение квадратного уравнения методом разложения на множители, методом выделения полного квадрата.

Дискриминант. Формулы корней квадратного уравнения. Параметр. Уравнение с параметром (начальные представления).

Алгоритм решения рационального уравнения. Биквадратное уравнение. Метод введения новой переменной.

Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций.

Частные случаи формулы корней квадратного уравнения.

Теорема Виета. Разложение квадратного трёхчлена на линейные множители.

Иррациональное уравнение. Метод возведения в квадрат.

Неравенства. (16 ч.)

Свойства числовых неравенств.

Неравенство с переменной. Решение неравенств с переменной. Линейное неравенство. Равносильные неравенства. Равносильное преобразование неравенства.

Квадратное неравенство. Алгоритм решения квадратного неравенства.

Возрастающая функция. Убывающая функция. Исследование функций на монотонность (с использованием свойств числовых неравенств).

Приближённые значения действительных чисел, погрешность приближения, приближение по недостатку и избытку. Стандартный вид числа.

Обобщающее повторение. (8 ч)

Требования к уровню подготовки учащихся:

В соответствии с государственным образовательным стандартом в результате изучения данного курса в 8 классе учащиеся должны:

Уметь:

  • Составлять буквенные выражения и модели по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления. Осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через другую

  • Выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

  • Применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

  • Решать квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним; решать несложные иррациональные уравнения;

  • Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной;

  • Решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • Находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

  • Определять свойства функции по её графику; применять графические представления при решении уравнений, неравенств;

  • Описывать свойства изученных функций, строить их графики;

Знать/ понимать:

  • Сущность понятия алгоритм; примеры алгоритмов;

  • Как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения при решении математических и практических задач.

  • Как математически определённые функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания.

  • Как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа.

  • Вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира.

  • Смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;

  • Моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

  • Описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;

  • Интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Структура учебно - тематического плана


№ п/п

Тема

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

1.

Повторение курса алгебры 7 класса

-

2

2.

Алгебраические дроби

21

21

3.

Функция Рабочая программа по алгебре 8 класса. Свойства квадратного корня

18

18

4.

Квадратичная функция. Функция Рабочая программа по алгебре 8 класса

18

18

5.

Квадратные уравнения

21

19

7.

Неравенства

16

16

8.

Обобщающее повторение курса 8 класса

8

8

102

102

Календарно-тематическое планирование по курсу «Алгебра» в 8 классе

(3 часа в неделю, 102 часа в год)

Учебная неделя

№ урока

Тема урока

Дом. задание

Дата

1

Повторение курса алгебры 7 класса

1

Повторение курса алгебры 7 класса. Стартовая контрольная работа (тест)

1

§1. Основные понятия.

2

§2.Основное свойство алгебраической дроби.

2

§2.Основное свойство алгебраической дроби.

2

§3.Сложение и вычитание алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями.

3

§3.Сложение и вычитание алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями.

3

§3.Сложение и вычитание алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями.

3

§4.Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями.

4

§4.Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями.

4

§4.Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями.

4

Контрольная работа № 1.

5

§5. Умножение и деление алгебраических дробей.

5

§5. Возведение алгебраической дроби в степень.

5

§6. Преобразование рациональных выражений.

6

§6. Преобразование рациональных выражений.

6

§6. Преобразование рациональных выражений.

6

§7.Первые представления о решении рациональных уравнений

7

§7.Первые представления о решении рациональных уравнений

7

§8. Степень с отрицательным целым показателем.

7

§8. Степень с отрицательным целым показателем.

8

§8. Степень с отрицательным целым показателем.

8

Контрольная работа № 2.

8

§9. Рациональные числа.

9

§9. Рациональные числа.

9

§10.Понятие квадратного корня из неотрицательного числа.

9

§11. Иррациональные числа.

10

§11. Иррациональные числа.

10

§12. Множество действительных чисел.

10

§13. Функция Рабочая программа по алгебре 8 класса, её свойства и график.

11

§13. Функция Рабочая программа по алгебре 8 класса, её свойства и график.

11

§14. Свойства квадратных корней.

11

§14. Свойства квадратных корней.

12

§14. Свойства квадратных корней.

12

§15. Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня.

12

§15. Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня.

13

§15. Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня.

13

§16. Модуль действительного числа.

13

§16. Модуль действительного числа. График функции у = |x|

14

§16. Модуль действительного числа. График функции у = |x|

14

Контрольная работа № 3.

14

§17. Функцияe y = kx2 , её свойства и график.

15

§17. Функция y = kx2, её свойства и график.

15

§18. Функция Рабочая программа по алгебре 8 класса, её свойства и график.

15

§18. Функция Рабочая программа по алгебре 8 класса, её свойства и график.

16

§ 19. Как построить график функции Рабочая программа по алгебре 8 класса, если известен график функции Рабочая программа по алгебре 8 класса.

16

§ 19. Как построить график функции Рабочая программа по алгебре 8 класса, если известен график функции Рабочая программа по алгебре 8 класса.

16

§ 19. Как построить график функции Рабочая программа по алгебре 8 класса, если известен график функции Рабочая программа по алгебре 8 класса.

17

§ 20. Как построить график функции Рабочая программа по алгебре 8 класса, если известен график функции Рабочая программа по алгебре 8 класса.

17

§ 20. Как построить график функции Рабочая программа по алгебре 8 класса, если известен график функции Рабочая программа по алгебре 8 класса.

17

§ 21. Как построить график функции Рабочая программа по алгебре 8 класса, если известен график функции Рабочая программа по алгебре 8 класса.

18

§ 21. Как построить график функции Рабочая программа по алгебре 8 класса, если известен график функции Рабочая программа по алгебре 8 класса.

18

§ 22. Функция Рабочая программа по алгебре 8 класса, её свойства и график

18

§ 22. Функция Рабочая программа по алгебре 8 класса, её свойства и график

19

§ 22. Функция Рабочая программа по алгебре 8 класса, её свойства и график

19

§ 22. Функция Рабочая программа по алгебре 8 класса, её свойства и график

19

§ 23. Графическое решение квадратных уравнений.

20

§ 23. Графическое решение квадратных уравнений.

20

Контрольная работа № 4.

20

§25. Формулы корней квадратных уравнений.

21

§25. Формулы корней квадратных уравнений.

21

§25. Формулы корней квадратных уравнений.

21

§26. Рациональные уравнения.

22

§26. Рациональные уравнения.

22

§26. Рациональные уравнения.

22

§27. Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций.

23

§27. Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций.

23

§27. Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций.

23

§27. Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций.

24

§28. Ещё одна формула корней квадратного уравнения.

24

§28. Ещё одна формула корней квадратного уравнения.

24

§29. Теорема Виета.

25

§29. Теорема Виета.

25

§29. Теорема Виета.

25

§ 30. Иррациональные уравнения.

26

§ 30. Иррациональные уравнения.

26

§ 30. Иррациональные уравнения.

26

Контрольная работа № 5

27

§31. Свойства числовых неравенств.

27

§31. Свойства числовых неравенств.

27

§31. Свойства числовых неравенств.

28

§32. Исследование функций на монотонность

28

§32. Исследование функций на монотонность

28

§32. Исследование функций на монотонность

29

§33. Решение линейных неравенств.

29

§33. Решение линейных неравенств.

29

§33. Решение линейных неравенств.

30

§34. Решение квадратных неравенств.

30

§34. Решение квадратных неравенств.

30

§34. Решение квадратных неравенств.

31

§34. Решение квадратных неравенств.

31

§35. Приближённые значения действительных чисел.

31

§36. Стандартный вид положительного числа.

32

Контрольная работа №6

32

Обобщающее повторение.

32

Обобщающее повторение.

33

Обобщающее повторение.

33

Обобщающее повторение.

33

Обобщающее повторение.

34

Обобщающее повторение.

34

Итоговая контрольная работа

34

Подведение итогов обучения

Для оценки учебных достижений обучающихся используется:

  • текущий контроль в виде проверочных работ и тестов;

  • тематический контроль в виде контрольных работ;

  • итоговый контроль в виде контрольной работы и теста.

Перечень используемого учебно-методического комплекта для проверочных и контрольных работ:

  1. Л.А. Александрова. Алгебра - 8. Самостоятельные работы. Под ред. А.Г. Мордковича.

  2. Л.А. Александрова. Алгебра - 8. Контрольные работы. Под ред. А.Г. Мордковича.

  3. Е.Е. Тульчинская. Алгебра - 8. Блиц-опрос. Пособие для учащихся.

  4. А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская. Алгебра, 7 - 9. Тесты.

  5. А.Г. Мордкович. Алгебра 7 - 9. Методическое пособие для учителя.

  6. А.Г. Мордкович. Алгебра - 8. Методическое пособие для учителя.

  7. А.Н.Рурукин и др. Поурочные разработки по АЛГЕБРЕ к УМК А.Г.Мордкович,

8 кл. Москва. «ВАКО». 2014

Тематика контрольных работ

Фонды оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации

Стартовая (входная) контрольная работа

Входная проверочная работа в иде теста

Контрольная работа №1 «Сложение и вычитание алгебраических дробей»

Алгебра 7 - 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений./ Бурмистрова Т.А.;М., «Просвещение», 2010., ст.40

Контрольная работа №2 «Алгебраические дроби»

Алгебра 7 - 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений./ Бурмистрова Т.А. ;М., «Просвещение», 2010 ст.40-41

Контрольная работа №3 «Свойства арифметического квадратного корня

Алгебра 7 - 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений./ Бурмистрова Т.А. ;М., «Просвещение», 2010, ст.41-42

Контрольная работа №4 «Квадратичная функция. Функция Рабочая программа по алгебре 8 класса»

Алгебра 7 - 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений./ Бурмистрова Т.А. ;М., «Просвещение», 2010, ст.42

Контрольная работа №5 «Квадратные уравнения»

Алгебра 7 - 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений./ Бурмистрова Т.А. ;М., «Просвещение», 2010, ст.43

Контрольная работа №6 «Неравенства»

Алгебра 7 - 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений./ Бурмистрова Т.А. ;М., «Просвещение», 2010, ст.43-44

Итоговая контрольная работа

Алгебра 7 - 9 классы. Программы общеобразовательных учреждений./ Бурмистрова Т.А. ;М., «Просвещение», 2010,ст.46-47


Критерии и нормы оценки знаний учащихся

1. Оценка письменных контрольных работ учащихся по математике.

При оценке знаний учитывается основные качественные характеристики овладения учебным материалом: имеющиеся у учащихся фактические знания и умения, их полноту, прочность, умение применять на практике в различных ситуациях, владение терминологией и специфическими способами обозначения и записи.

Отметка зависит от наличия и характера погрешностей, допущенных при устном ответе или в письменной работе. Среди погрешностей можно выделить ошибки, недочеты и мелкие погрешности. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и умениями и их применением. К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или отсутствии знаний, которые в соответствии с программой не считаются основными. Недочетом также считается погрешность, которая могла бы расцениваться как ошибка, но допущена в одних случаях и не допущена в других аналогичных случаях. К недочетам относятся погрешности, объясняемые рассеянностью или недосмотром, небрежная запись. К мелким погрешностям относятся погрешности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Вопрос об отнесении погрешности к ошибкам, недочетам или мелким погрешностям решается учителем в соответствии с требованиями к усвоению материала на данном этапе обучения. Если одна и та же ошибка (недочет) встречается несколько раз, то это рассматривается как одна ошибка (один недочет). Зачеркивания и исправления ошибкой считать не следует.

Задание считается выполненным безупречно, если содержание ответа точно соответствует вопросу, указывает на наличие у школьника необходимых теоретических знаний и практических навыков, окончательный ответ дан при правильном ходе решения и аккуратном оформлении. Задание считается невыполненным, если ученик не приступил к его выполнению или допустил в нем погрешность, считающуюся в соответствии с целью работы ошибкой.

Отметка «5» выставляется если ученик безошибочно излагает материал устно или письменно; обнаружил усвоение всего объема знаний, умений и практических навыков в соответствии с программой; сознательно излагает материал устно и письменно, выделяет главные положения в тексте, легко дает ответы на видоизмененные вопросы; точно воспроизводит весь материал, не допускает ошибок в письменных работах; свободно применяет полученные знания на практике. Отметка «5» соответствует высокому уровню достижения планируемых результатов.

Отметка «4» выставляется, если ученик обнаружил знание программного материала; осознанно излагает материал, но не всегда может выделить существенные его стороны; обладает умением применять знания на практике, но испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы; в устных и письменных ответах допускает неточности, легко устраняет замеченные учителем недостатки. Отметка «4» соответствует повышенному уровню достижения планируемых результатов.

Отметка «3» выставляется, если ученик обнаружил знание программного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера; испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы; в устных и письменных ответах допускает ошибки. Отметка «3» соответствует базовому уровню достижений. Базовый уровень достижений - уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования

Отметка «2» выставляется, если ученик имеет отдельные представления о материале; в устных и письменных ответах допускает грубые ошибки.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2.Оценка устных ответов учащихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

  • возможны одна - две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

  • Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

  • допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

  • Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

  • Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

  1. Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

3.1. Грубыми считаются ошибки:

- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

- незнание наименований единиц измерения;

- неумение выделить в ответе главное;

- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

- неумение делать выводы и обобщения;

- неумение читать и строить графики;

- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

- потеря корня или сохранение постороннего корня;

- отбрасывание без объяснений одного из них;

- равнозначные им ошибки;

- вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

- логические ошибки.

3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:

- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;

- неточность графика;

- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

3.3. Недочетами являются:

- нерациональные приемы вычислений и преобразований;

- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

I. Работа учителя по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся

Воспитание речевой культуры школьников может успешно осуществляться только в результате целенаправленных и квалифицированных действий всего педагогического коллектива.

1. Учителю необходимо: тщательно продумывать ход изложения материала на уроке, правильность и точность всех формулировок, вопросов; грамотно оформлять все виды записей (на доске, в журнале, в дневниках учащихся и т. п.); писать разборчивым почерком.

2. Не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках определений, заданий.

3. Систематически проводить работу по обогащению и конкретизации словаря учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. При объяснении новых терминов - слова четко произносить, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление. Использовать таблицы, плакаты с трудными по написанию и произношению словами, относящимися к данной учебной дисциплине, к данному разделу программы.

4. Большое внимание уделять формированию на всех уроках умений анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материал, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения.

5. Учить школьников работать с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой, каталогами и картотекой, таблицами.

6. Следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением всех записей в них.

7. Исправлять допущенные ошибки.

8. Контролировать наличие у обучающихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.

9. Использовать все формы внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, факультативные, кружковые занятия, диспуты, семинары, КВН и т.п.) для совершенствования речевой математической культуры учащихся.

II. Требования к речи учащихся

Обучающиеся должны уметь:

- излагать материал логично и последовательно;

- отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации.

Для речевой культуры обучающихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарищей, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы.

III. О письменных работах и тетрадях учащихся

1. О видах письменных работ

1.1. Основными видами классных и домашних письменных работ обучающихся являются обучающие работы.

1.2. По математике проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы, самостоятельные работы, контроль знаний в форме теста.

Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.

Итоговые контрольные работы проводятся:

- после изучения наиболее значимых тем программы,

- в конце учебной четверти,

- в конце полугодия.

В целях предупреждения перегрузки обучающихся время проведения текущих и итоговых контрольных работ определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по согласованию с учителями. В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную текущую или итоговую контрольную работу. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия.

Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник.

Самостоятельные работы или тестирование могут быть рассчитаны как на целый урок, так и на часть урока, в зависимости от цели проведения контроля.

2. Количество и назначение ученических тетрадей

2.1. Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:

по математике:

в V-VI классах - 2 рабочие тетради;

в VII-IX классах - 3 рабочих тетради (2 по алгебре и 1 по геометрии);

в X - XI классах - 2 рабочие тетради, из них 1 по алгебре и началам анализа и 1 - по геометрии.

2.2. Для контрольных работ по математике выделяются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения контрольных работ и работ над ошибками:

в V-VI классах - 1 тетрадь для написания контрольных работ;

в VII-IX классах - 2 тетради для контрольных работ (1 по алгебре и 1 по геометрии);

в X - XI классах - 2 тетради для контрольных работ (1 по алгебре и началам анализа и 1 по геометрии).

3. Порядок ведения тетрадей учащимися.

Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:

3.1. Писать аккуратным, разборчивым почерком.

3.2. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по алгебре, для контрольных работ ).

3.3. Указывать дату выполнения работы. В тетрадях по математике число и месяц записываются цифрами на полях тетради.

3.4. Писать на отдельной строке название темы урока.

3.5. Обозначать номер упражнения, указывать вид выполняемой работы (самостоятельная работа, тест), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).

Например: Классная работа.

№ 124.

3.6. Соблюдать красную строку.

3.7. Между классной и домашней работой, между заданиями - отступать 2 клеточки.

3.8. Чертежи и построения выполнять карандашом - с применением линейки и циркуля.

4. Порядок проверки письменных работ учителями.

4.1. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы по математике, проверяются:

  • 5 класс - в течение всего учебного года проверяются все домашние и классные работы у всех учеников;

  • 6 класс - 1 полугодие - ежедневно проверяются работы у всех обучающихся;

  • 6 класс 2 полугодие, 7 - 9 классы - ежедневно проверяются работы у слабых и 1 раз в 1-2 недели - наиболее значимые - у всех остальных;

  • 10 - 11 классы - ежедневная проверка работ у слабых обучающихся, у всех остальных проверяются наиболее значимые работы с таким расчетом, чтобы все тетради были проверены 1-2 раза в месяц.

  • 4.2. Все виды контрольных работ проверяют у всех обучающихся.

  • Учитель соблюдает следующие сроки проверки контрольных работ:

  • 5 - 8 классы - работы проверяются к уроку следующего дня;

  • 9 - 11 классы - работы проверяются либо к уроку следующего дня, либо через один - два урока.

4.4. Учитель проводит работу над ошибками после проверки контрольных работ и хранит тетради контрольных работ обучающихся в течение учебного года.

4.5. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:

- при проверке тетрадей и контрольных работ обучающихся V -XI классов по математике учитель только подчеркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик;

- подчеркивание ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом).

4.6. Все контрольные работы оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал. Оценки за самостоятельные работы (тесты), если они не запланированы на весь урок, могут выставляться выборочно на усмотрение учителя.

Классные и домашние письменные работы по математике оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.

При оценке письменных работ обучающихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников.

4.7. После проверки письменных работ обучающимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению заданий, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.

Работа над ошибками осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.

Литература:

  • Мордкович А.Г. Алгебра. 8 кл.: В двух частях. Ч.1: Учебник для общеобразоват. учреждений. - 12-е изд. -М.: Мнемозина, 2010.

  • Мордкович А.Г. и др. Алгебра. 8 кл.: В двух частях. Ч.2: Задачник для общеобразоват. Учреждений/А.Г.Мордкович, Т.Н.Мишустина, Е.Е. Тульчинчкая. -12-е изд.,испр. -М.: Мнемозина, 2010.

  • Мордкович А.Г., Тульчинская Е.Е. Алгебра: Тесты для 7- 9 кл. общеобразоват. учреждений. -- М.: Мнемозина, 2008.

  • Мордкович А.Г. Алгебра.7-9 кл.: Методическое пособие для учителя. -М.: Мнемозина, 2008

  • Дудницын Ю.П., Тульчинская Е.Е.Алгебра. 8 кл.: Контрольные работы. Под ред. А.Г. МордковичаМ.: Мнемозина, 2009.

Интернет-ресурсы для учителя

  1. Министерство образования РФ. - Режим доступа : informika.ru; ed.gov.ru; edu.ru

  2. Тестирование online: 5-11 классы. - Режим доступа : kokch.kts.ru/cdo

  3. Интерактивные тесты

  4. Сетевое объединение методистов (В помощь учителю)

  5. Учительский портал! - около 15000 разработок для учителя

  6. Досье школьного учителя математики

  7. ctege.info/content/category/15/67/48/ Варианты тестов

  8. mathtest.ru/ Тестирование

  9. school-tests.ru/online-ege-math.html Тестирование

  10. mccme.ru курсы, интернет библиотека

  11. Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое. - Режим доступа : teacher.fio.ru

  12. Новые технологии в образовании. - Режим доступа: edu.secna.ru/main

  13. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия -Режим доступа: mega.km.ru

  14. Сайты энциклопедий. режим доступа: rubricon.ru; ency-clopedia.ru

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)

  1. Интернет-портал Всероссийской олимпиады школьников. - Режим доступа : rusolymp.ru

  2. Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады по математике. - Режим доступа: eidos.ru/olymp/mathem/index.htm

  3. Информационно-поисковая система «Задачи». - Режим доступа : zadachi.mccme.ru/easy

  4. Задачи: информационно-поисковая система задач по математике. - Режим доступа : zadachi .mccme .ru

  5. Конкурсные задачи по математике: справочник и методы решения. - Режим доступа : mschool.kubsu.ru/cdo/shabitur/kniga/tit.htm

  6. Олимпиадные задачи по математике: база данных. - Режим доступа: zaba.ru

  7. Гущин Д.Д.Решу ЕГЭ и Сдам ГИА по математике. - Режим доступа: reshuege.ru/

  8. Виртуальная школа юного математика. - Режим доступа: math.ournet.md/indexr.htm

  9. Библиотека электронных учебных пособий по математике. - Режим доступа : mschool.kubsu.ru

  10. Заочная физико-математическая школа. - Режим доступа : ido.tsu.ru/schools/physmat/index.php

  11. ЕГЭ по математике. - Режим доступа: uztest.ru


© 2010-2022