- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии, 9 класс
Рабочая программа по геометрии, 9 класс
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бережнова Н.Н. |
Дата | 15.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Лицей №2» города Михайловска
Рабочая программа по предмету « Геометрия»
учителя математики Бережновой Н.Н.
9 класс.
г.Михайловск
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по геометрии 9 класс реализуется на основе следующих документов:
-
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике
-
Примерных программ основного общего образования по математике, рекомендованная Министерством образования и науки РФ / Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - 2-е изд. стереотип. - М.: Дрофа, 2008
-
Учебного плана МКОУ «Лицей №2» на текущий учебный год.
Для обучения геометрии в 7 - 9 классах выбрана содержательная линия Л.С. Атанасяна, рассчитанная на 3 года обучения, 204 часа. В девятом классе реализуется третий год обучения по 2 часа в неделю, всего 68 часов за один учебный год.
Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
-
приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умениях, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждениях РФ на изучение геометрии на ступени основного общего образования отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю в 9 классе.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В курсе геометрии 9-го класса формируется понятие вектора. Особое внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Обучающиеся дополняют знания о треугольниках сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольниках, основанных на теоремах синусов и косинусов. Даются систематизированные сведения о правильных многоугольниках, об окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной. Особое место занимает решение задач на применение формул. Даются первые знания о движении, повороте и параллельном переносе. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий.
В результате изучения курса геометрии 9-го класса учащиеся должны уметь:
-
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
-
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
-
решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. Повторение. Векторы. Метод координат (22 часа)
Вектор. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число, разложение. Применение векторов к решению задач: средняя линия трапеции. Координаты вектора. Решение простейших задач в координатах.
Коллинеарные векторы. Проекция на ось. Разложение вектора по координатным осям. Уравнение прямой и окружности.
Основная цель - сформировать понятие вектора как направленного отрезка, показать учащимся применение вектора к решению простейших задач.
При изучении данной темы основное внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Понятие равенства векторов вводится на интуитивной основе. Завершается изучение темы знакомством с понятием координат вектора.
2. Соотношения между сторонами и углами треугольника. (16 часов)
Скалярное произведение векторов. Синус, косинус и тангенс угла от 0° до 180°; приведение к острому углу. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Формула, выражающая площадь треугольника через две стороны и угол между ними. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника. Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.
Основная цель - познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников.
В процессе изучения данной темы знания учащихся о треугольниках дополняются сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольников, основанных на теоремах синусов и косинусов. Кроме того, здесь же учащиеся знакомятся еще с одной формулой площади треугольника. При этом воспроизведения доказательств этих теорем от учащихся можно не требовать.
3. Длина окружности и площадь круга (10 часов)
Правильные многоугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Формулы, выражающие площадь правильного многоугольника через периметр и радиус вписанной окружности. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Число .
Площадь круга и площадь сектора.
Основная цель - расширить и систематизировать знания учащихся об окружностях и многоугольниках. В этой теме обучающиеся знакомятся с окружностями, вписанными в правильные многоугольники, и окружностями, описанными около правильных многоугольников, и их свойствами. При этом воспроизведения доказательств этих теорем можно не требовать от всех обучающихся.
4. Движение (14 часов)
Примеры движений фигур. Параллельный перенос и поворот.
Основная цель - познакомить учащихся с понятием движения на плоскости: симметриями, параллельным переносом, поворотом. Понятие отображения плоскости на себя как основы для введения понятия движения рассматривается на интуитивном уровне с привлечением уже известных учащимся понятий осевой и центральной симметрии. Изучение понятия движения и его свойств дается в ознакомительном плане.
При изучении темы основное внимание следует уделить выработке навыков построения образов точек, отрезков, треугольников при симметриях, параллельном переносе, повороте.
5. Повторение. Решение задач (6 часов)
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса геометрии 9-го класса учащиеся должны
уметь:
-
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять
преобразование фигур;
-
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе:
-
определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов;
-
находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить
стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных
геометрических фигур и фигур, составленных из них;
-
решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений
между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и
-
тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы,
обнаруживая возможности для их использования;
-
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
знать/понимать
-
понятия математического доказательства; примеры доказательств;
-
понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их
-
применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости;
приводить примеры такого описания;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения
понятия числа;
-
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры
статистических закономерностей и выводов;
-
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры
геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
-
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности
математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
ПО ГЕОМЕТРИИ
УЧИТЕЛЯ БЕРЕЖНОВОЙ Н.Н.
Предмет: геометрия
Класс: 9 класс
Учитель: Бережнова Н.Н.
Количество часов всего: 68 часа (2 часа в неделю)
Плановых контрольных работ: 6
Учебник: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. «Геометрия 7-9»
Часов в неделю
всего
Из них
контрольных работ
практических работ
экскурсий
1 четверть
2
16
1
2 четверть
2
14
1
3 четверть
2
24
2
4 четверть
2
14
2
ГОД
68
6
№
Тема
Кол-во часов
1
Повторение
3
2
Векторы
10
3
Метод координат
9
4
Соотношение между сторонами и углами треугольника
16
5
Длина окружности и площадь круга
10
6
Движение
14
7
Повторение
6
Итого
68
«Учебно-методический комплекс»
по геометрии в 9 классе
учителя математики Бережновой Н.Н.
Учебники:
1. Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия 7-9. - М.: Просвещение, 2013г.
Дополнительная литература для учителя:
-
Артюнян Е. Б., Волович М. Б., Глазков Ю. А., Левитас Г. Г. Математические диктанты для 5-9 классов. - М.: Просвещение, 1991.
-
Буланова Л. М., Дудницын Ю. П. Проверочные задания по математике для учащихся 5-8 и 10 классов. - М.: Просвещение, 1998.
-
Зив Б. Г., Мейлер В. М. Дидактические материалы по геометрии за 9 класс. - М.: Просвещение, 2005.
-
Иченская М. А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. С. Атанасяна 7-9 классы. - Волгоград: Учитель, 2006.
-
Поурочные разработки по геометрии 8 кл.Н.Ф. Гаврилова М.: ВАКО , 2004.-288с
-
Математика в школе. Научно-теоретический и методический журнал.
-
Математика. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября».
Материалы Интернет - ресурсов:
-
Министерство образования РФ
informika.ru/
ed.gov.ru/
edu.ru/
-
Тестирование online: 5 - 11 классы
kokch.kts.ru/cdo/
-
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое
teacher.fio.ru
-
Новые технологии в образовании
edu.secna.ru/main/
-
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия
mega.km.ru
-
сайты «Энциклопедий энциклопедий», например:
rubricon.ru/
encyclopedia.ru/