«Формирование универсальных учебных действий у учащихся основной школы в учебной деятельности»

Данный проект является итоговой работой по вариативному блоку Именного образовательного чека «Формирование универсальных учебных действий у учащихся основной школы в учебной деятельности» по теме«Анализ учебного занятия по формированию универсальных учебных действий на материале различных учебных областей. Для анализа выбрана тема "Прямоугольник", которая изучается в 5 классе по учебнику «Математика. 5 класс : учеб.  для учащихся общеобразоват. учрежденй /И.И.Зубарева,  А.Г.Мордкович.-12-е издан...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Итоговая работа

по вариативному блоку Именного образовательного чека

«Формирование универсальных учебных действий у учащихся основной школы в учебной деятельности»

по теме «Анализ учебного занятия по формированию универсальных учебных действий

на материале различных учебных областей

(Математика. 5 класс / И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович)»

Проект выполнила:



Александрина Светлана Ивановна,

учитель математики

ГБОУ СОШ с. Алексеевка

м. р. Алексеевский





Введение





Для анализа выбрана тема «Прямоугольник», которая изучается в 5 классе по учебнику «Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учрежденй /И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович.-12-е издание., испр. и доп._М.:Мнемозина,2012. На изучение темы отводится 2 урока. На примере содержания учебного материала п.11 и заданий к нему анализируется возможность формирования различных УУД.





«Формирование универсальных учебных действий у учащихся основной школы в учебной деятельности»Познавательные УУД

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ

ЛОГИЧЕСКИЕ

ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

ПО1 - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

ПО2 - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

ПО3 - структурирование знаний;

ПО4 - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

ПО5 - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

ПО6 - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

ПО7 - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

ПО8 - знаково-символическое моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

ПЛ1 - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

ПЛ2 - синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

ПЛ3 - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

ПЛ4 - подведение под понятие, выведение следствий;

ПЛ5 - установление причинно-следственных связей;

ПЛ6 - построение логической цепи рассуждений;

ПЛ7 - доказательство;

ПЛ8 - выдвижение гипотез и их обоснование.

ПП1 - формулирование проблемы;

ПП2 - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.




«Формирование универсальных учебных действий у учащихся основной школы в учебной деятельности» Регулятивные УУД


РЦ - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

РПл - планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

РПр - прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

РКон - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

РКор - коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

РО - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

РВС - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

«Формирование универсальных учебных действий у учащихся основной школы в учебной деятельности»

Коммуникативные УУД

Общий уровень развития общения (предпосылки формирования УУД)


  1. Потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

  2. Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

  3. Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

  4. Ориентация на партнера по общению,

1.5 Умение слушать собеседника

2. Коммуникация как общение (интеракция)


  1. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

  2. Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;

  3. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору,

  4. Учет разных мнений и умение обосновать собственное.

3. Коммуникация как кооперация


  1. Умение договариваться, находить общее решение,

  2. Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

  3. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,

3.4 Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

4. Коммуникация как условие интериоризации

4.1 Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,

  1. Способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

4.3 Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.



«Формирование универсальных учебных действий у учащихся основной школы в учебной деятельности»

Самоопределение

Смыслообразование

Нравственно-этическая ориентация


1. Формирование гражданской идентичности личности:

- чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;

- осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.

2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:

- ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

3. Развитие Я-концепции и самооценки личности:

- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

- развития познавательных интересов, учебных мотивов;

- формирования мотивов достижения и социального признания;

- мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.


- формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

- знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

- выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;

- формирование моральной самооценки;

- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;

- формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;

- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Заключение

Проведённый анализ материала по теме «Прямоугольник» показал, что формировались все виды УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные личностные.

Больше всего заданий было на формирование познавательных УУД. Среди познавательных УУД преобладали задания на на формирование общеучебных и логических действий.

Заданий на формирование коммуникативных и личностных недостаточно. Поэтому при планировании урока необходимо продумать дополнительные задания.



© 2010-2022