Рабочая программа по математике 5 класс Пояснительная записка

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа по математике для 5 класса (базовый уровень), составлена в соответствии с ФГОС ООО на основе авторской программы С.М. Никольского, М.К. Потапова, Н.Н. Решетникова, А.В. Шевкина «Математика. 5-6 классы».

(Сборник рабочих программ «Математика. 5-6 классы». - М.: Просвещение, 2014 г. (составитель Т.А. Бурмистрова).

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен с преемственностью целей образования, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся, и опираются на вычислительные умения и навыки учащихся,полученные на уроках математики 1 - 4 классов: на знании учащимися основных свойств на все действия.

программа имеет целью обновление требований к уровню подготовки школьников в системе естественно-математического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта- переход от суммы «предметных результатов» к « метапредметным результатам». Способствует решению следующих задач изучения математики ступени основного образования:

  • приобретение математических знаний и умений:

  • овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности:

  • освоение компетенций учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора

Математическое образование играет важную роль в практическойжизни общества, которая связана с формированием способностей к умственному эксперименту.

Практическая полезность предмета обусловлена тем, что происходит формирование общих способов интеллектуальной деятельности, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным человеком, так как овладение математическими знаниями и умениями необходимо для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни.

Обучение математике дает возможность формировать у учащихся качества мышления необходимые для адаптации в современном информационном обществе.

Новизна данной программы определяется тем, что в основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.

Общая характеристика учебного курса

В курсе математики 5-6 классов можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика; элементы алгебры; вероятность и статистика; наглядная геометрия. Наряду с этим в содержание включены две дополнительные методологические темы: множества и математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждой из этих тем разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия - «Множества» - служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая - «Математика в историческом развитии» - способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса. Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Содержание линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий. Содержание линии «Наглядная геометрия» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления. Линия «Вероятность и статистика» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего для формирования у учащихся функциональной грамотности - умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах. При изучении вероятности и статистики обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

Место учебного предмета в учебном плане

Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в 5-6 классах основной школы отводит по 5 часов в неделю в течение каждого года обучения, всего по 170 уроков.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следую­щие ценности математики:

  • - понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в приро­де и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);

  • - математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

  • - владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).

Личностные ,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные:

\

1) ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

2) формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

3) умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

4) первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

5) критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

6) креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;

7) умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

8) формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

Метапредметные:

1) способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 2) умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

3) способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

4) умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

5) умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

6) развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

7) формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

8) первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;

9) развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

10) умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

11) умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

12) умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;

13) понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

14) умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

15) способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

Предметные:

1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;

2) владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;

3) умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

4) умения пользоваться изученными математическими формулами;

5) знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;

6) умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

Содержание учебного курса (340часов)

АРИФМЕТИКА. Натуральные числа. Натуральный ряд. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий. Понятие о степени с натуральным показателем. Квадрат и куб числа. Числовые выражения, значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях, использование скобок. Решение текстовых задач арифметическими способами. Делители и кратные. Наибольший общий делитель; наименьшее общее кратное. Свойства делимости. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Деление с остатком.

Дроби. Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части. Десятичные дроби. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Отношение. Пропорция; основное свойство пропорции. Проценты; нахождение процентов от величины и величины по её процентам; выражение отношения в процентах. Решение текстовых задач арифметическими способами.

Рациональные числа. Положительные и отрицательные числа, модуль числа. Изображение чисел точками координатной прямой; геометрическая интерпретация модуля числа. Множество целых чисел. Множество рациональных чисел. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства арифметических действий.

Измерения, приближения, оценки. Зависимости между величинами. Единицы измерения длины, площади, объёма, массы, времени, скорости. Примеры зависимостей между величинами скорость, время, расстояние; производительность, время, работа; цена, количество, стоимость и др. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам. Решение текстовых задач арифметическими способами.

ЭЛЕМЕНТЫ АЛГЕБРЫ Использование букв для обозначения чисел; для записи свойств арифметических действий. Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Уравнение, корень уравнения. Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий. Декартовы координаты на плоскости. Построение точки по её координатам, определение координат точки на плоскости.

ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА. ВЕРОЯТНОСТЬ. КОМБИНАТОРИКА. МНОЖЕСТВА Представление данных в виде таблиц, диаграмм. Понятие о случайном опыте и событии. Достоверное и невозможное события. Сравнение шансов. Решение комбинаторных задач перебором вариантов. Множество, элемент множества. Пустое множество. Подмножество. Объединение и пересечение множеств. Иллюстрация отношений между множествами с помощью диаграмм Эйлера - Венна.

НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, правильный многоугольник, окружность, круг. Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Изображение геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности. Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Равновеликие фигуры. Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники, правильные многогранники. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур.

МАТЕМАТИКА В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ История формирования понятия числа: натуральные числа, дроби, недостаточность рациональных чисел для геометрических измерений, иррациональные числа. Старинные системы записи чисел. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер. Появление отрицательных чисел и нуля. Л. Магницкий. Л. Эйлер.

5 КЛАСС (170 часов)

  1. Натуральные числа и нуль (46ч).

Ряд натуральных чисел. Десятичная запись, сравнение, слоо/сение и вычитание натуральных чисел. Законы сложения. Умножение, законы умножения. Степень с натуральным показателем. Деление нацело, деление с остатком. Числовые выражения. Решение текстовых задач арифме­тическими методами.

  1. Измерение величин (30 ч).

Прямая, луч, отрезок. Измерение отрезков и метрические единицы длины. Представление натуральных чисел на координатном луче. Окружность и круг, сфера и шар. Углы, измерение углов. Треугольники и четырехугольники. Прямоугольный параллелепипед. Площадь прямоуголь­ника, объем прямоугольного парателепипеда. Единицы площади, объема, массы, времени. Реше­ние текстовых задач арифметическими методами.

  1. Делимость натуральных чисел (19 ч).

Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Делители натурального чис­ла. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное.

  1. Обыкновенные дроби (65 ч).

Понятие дроби, равенство дробей (основное свойство дроби). Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей. Законы сложения. Умножение дробей, законы умножения. Деление дробей. Смешанные дроби и действия с ними. Представление дро­бей на координатном луче. Решение текстовых задач арифметическими методамиПодготовка к изучению чисел.

  1. Повторение (10 часов)

6 класс( 170 часов)



  1. Отношения, пропорции, проценты (26 ч).

Отношения, масштаб, пропорции, проценты. Круговые диаграммы. Решение текстовых за­дач арифметическими методами.

  1. Целые числа (34 ч).

Отрицательные целые числа. Сравнение целых чисел. Арифметические действия с целыми числами. Законы сложения и умножения. Раскрытие скобок заключение в скобки и действия с суммами нескольких слагаемых. Представление целых чисел на координатной оси.

  1. Рациональные числа (38ч).

Отрицательные дроби. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметиче­ские действия с дробями произвольного знака. Законы сложения и умножения. Смешанные дро­би произвольного знака. Изображение рациональных чисел на координатной оси. Уравнения и решение задач с помощью уравнений.

  1. Десятичные дроби (34 ч).

Положительные десятичные дроби. Сравнение и арифметические действия с положитель­ными десятичными дробями. Десятичные дроби и проценты. Десятичные дроби любого знака. Приближение десятичных дробей, суммы, разности, произведения и частного двух чисел.

  1. Обыкновенные и десятичные дроби (24 ч).

Периодические и непериодические десятичные дроби (действительные числа). Длина отрез­ка. Длина окружности. Площадь круга. Координатная ось. Декартова система координат на плоскости. Столбчатые диаграммы и графики.

  1. Повторение (14 часов)

ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕМАТИКА 5 класс

Учебный год 2015 /2016__

Учебник Никольский и др.

Количество часов за год 170

Количество часов в неделю 5


Источник планирования

Номер

пункта

Содержание материала

Количество часов

5 часов

6 часов

Глава 1. Натуральные числа и нуль

46

52

1.1

Ряд натуральных чисел

1

1

1.2

Десятичная система записи натуральных чисел

2

2

1.3

Сравнение натуральных чисел

2

2

1.4

Сложение. Законы сложения

3

3

1.5

Вычитание

3

3

1.6

Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания

2

2

1.7

Умножение. Законы умножения

3

3

1.8

Распределительный закон

2

2

1.9

Сложение и вычитание столбиком

3

3

К/Р №1

1

1

1.10

Умножение чисел столбиком

3

3

1.11

Степень с натуральным показателем

2

2

1.12

Деление нацело

3

3

1.13

Решение текстовых задач с помощью умножения и деления

2

2

1.14

Задачи «на части»

3

5

1.15

Деление с остатком

3

3

1.16

Числовые выражения

2

2

К/Р № 2

1

1

1.17

Нахождение двух чисел по их сумме и разности

3

5

Дополнения к главе 1

1

Вычисления с помощью калькулятора

-

1

2

Исторические сведения

3

Занимательные задачи

2

3

Глава 2. Измерение величин

30

38

2.1

Прямая. Луч. Отрезок

2

2

2.2

Измерение отрезков

2

2

2.3

Метрические единицы длины

2

2

2.4

Представление натуральных чисел на координатном луче

2

2

К/Р № 3

1

1

2.5

Окружность и круг. Сфера и шар

1

1

2.6

Углы. Измерение углов

2

3

2.7

Треугольники

2

3

2.8

Четырехугольники

2

3

2.9

Площадь прямоугольника. Единицы измерения

2

3

2.10

Прямоугольный параллелепипед

2

2

2.11

Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема

2

3

К/Р № 4

1

1

2.12

Единицы массы

1

1

2.13

Единицы времени

1

1

2.14

Задачи на движение

3

4

Дополнения к главе 2

1

Многоугольники

-

2

2

Исторические сведения

3

Занимательные задачи

2

2

Глава 3. Делимость натуральных чисел

19

25

3.1

Свойства делимости

2

3

3.2

Признаки делимости

3

4

3.3

Простые и составные числа

2

2

3.4

Делители натурального числа

3

3

3.5

Наибольший общий делитель

3

4

3.5

Наименьшее общее кратное

3

4

К/Р № 5

1

1

Дополнения к главе 3

1

Использование четности и нечетности при решении задач

-

2

2

Исторические сведения

3

Занимательные задачи

2

2

Глава 4. Обыкновенные дроби

65

75

4.1

Понятие дроби

1

1

4.2

Равенство дробей

3

3

4.3

Задачи на дроби

4

5

4.4

Приведение дробей к общему знаменателю

4

4

4.5

Сравнение дробей

3

3

4.6

Сложение дробей

3

3

4.7

Законы сложения

4

4

4.8

Вычитание дробей

4

4

К/Р № 6

1

1

4.9

Умножение дробей

4

4

4.10

Нахождение части целого и целого по его части

2

2

4.11

Задачи на совместную работу

3

5

4.12

Понятие смешанной дроби

3

3

4.13

Сложение смешанных дробей

3

3

4.14

Вычитание смешанных дробей

3

4

4.15

Умножение и деление смешанных дробей

5

5

К/Р № 7

1

1

Представление дробей на координатном луче

3

4

Площадь прямоугольника. Объем прямоугольного параллелепипеда

2

4

Дополнения к главе 4

1

Сложные задачи на движение по реке

-

2

2

Исторические сведения

3

Занимательные задачи

3

5

Повторение

10

14

Повторение за 5 класс

9

13

Итоговая К/Р

1

1

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция

Сборник рабочих программ «Математика. 5-6 классы». - М.: Просвещение, 2014 г. (составитель Т.А. Бурмистрова Учебники

  1. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин].- М.: Просвещение, 2016г.

  2. Математика: Дидакт. материалы для 5 кл./ М.К.Потапов, А.В.Шевкин. - М.: Просвещение, 2014.

Методические пособия для учителя

  1. 1 Математика 5 класс: тематические тесты/ П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнев, О .Ф Зарапина - М.: Просвещение, 2011.

  2. Математика 5-6 класс: книга для учителя/ М. К. Потапов , А. В .Шевкин - М.: Просвещение, 2011.

  3. Задачи на смекалку 5-6 классы: И. Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/- М.: Просвещение, 2013.

  4. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие лоя учащихся 5-6 классов средней школы - М.: Просвещение,1989.

Дополнительная литература:

  1. Клименченко, Д. В. Задачи по математике для любознательных : кн. для 5-6 кл. ср. шк. / Д. В. Клименченко. - М. : Просвещение, 1992.

  2. Аруплоняи, Е. Б. Математические диктанты для 5-9 классов / Е. Б. Арутюиян. - М. : Про­свещение, 2007.

  3. Пичурин, Л. Ф. За страницами учебника алгебры / Л. Ф. Мичурин. - М. : Просвещение, 1990.

  4. Олимпиадные задания по математике. 5-8 классы : 500 нестандартных задач для проведе­ния конкурсов и олимпиад : развитие творческой сущности учащихся / авт.-сост. Н. В. Заболот- псва. - Волгоград : Учитель, 2006.

Интернет ресурсы:

Российский образовательный портал

school.edu.ru

Журнал «Математика в школе»

mailto:[email protected]

Единая коллекция образовательных ресурсов

school.collection.edu.ru

Интернет поддержка учителей математики

math.ru

Сеть творческих учителей

it-n.ru

Готовые презентации к урокам математики

urokimatematiki.ru

Тестирование on-line: 5-11 классы

kokch.kts.ru/cdo

Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия

mega.km.ru

Информационно-коммуникативные средства:

Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Математика. 6 класс» (СD).

«Математика, 5-11 классы. Практикум» (СD, № 215395).

Технические средства обучения:

  1. Ноутбук учителя

  2. Проектор

  3. Демонстрационный экран

  4. Мобильный компьютерный класс (ноутбуки)

Учебно-практическое оборудование:

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления

2. Комплект чертежных инструментов (классных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль.

3. Модели планиметрических и стереометрических тел (демонстрационных и раздаточных).

.

Оборудование класса

Ученические двуместные столы с комплектом стульев.

Стол учительский

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.


© 2010-2022