• Преподавателю
  • Математика
  • ДокладСОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УЧЕБНОЕ И ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ

ДокладСОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УЧЕБНОЕ И ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ

С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УЧЕБНОЕ И ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ.

Н.И.Серебрякова, учитель математики муниципального общеобразовательного учреждения «Актабанская средняя общеобразовательная школа» Петуховский район

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на

одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате

активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой

исследовательской работе.

А. Н. Колмогоров

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Что же понимается под термином «одаренность»?

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

· интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

· креативности;

· настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и потенциальными возможностями. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения.

Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно: в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои ученики являются победителями районных конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах нашей и соседней областей.

Как я достигаю таких результатов?

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

· выявление одаренных детей

· развитие творческих способностей на уроках;

· развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

· создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности я провожу, используя классические тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра. Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные формы обучения: игры-упражнения, состязания, конкурсы, рассказ-задача, сочинение-описание математического процесса, игры-путешествия и т.д. Мною разработана система развивающих задач-минуток, которые предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач я отвожу не более 1 минуты и требую обязательно подробного объяснения хода решения задачи, это задачи на смекалку или внимание. Провожу "Математический конферанс", используя для этого различные шуточные вопросы и задачи, математические анекдоты, интересные краткие сведения о математиках и т. д. Для многих тем курса математики мною разработаны системы задач с нарастанием уровня сложности для домашней работы. На всех этапах урока математики стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными. Стараюсь показать учащимся, что математические знания необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого я использую беседы, конкретные примеры,

эксперименты, качественные задачи. В практику своей работы ввожу поощрения за решение сложных, олимпиадных задач - это "математическую валюту". На моих уроках учащиеся могут получить оценки «6», «7» и выше. Оценка «6» означает пятерку в журнал и « математическую валюту» в один "Паскаль", который на последующих уроках может быть использован для увеличения оценки на один балл. На контрольных работах за эту «валюту» ученики могут купить подсказки по курсу 2:1. В приобретении таких «денежных единиц» учащиеся проявляют большую активность. Систематически провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи политехнического содержания, доклады учащихся о применении законов математики в различных отраслях науки и техники, уроки-экскурсии. Основная задача этих уроков: нацелить учеников на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.

Применение средств ИКТ позволяют разнообразить традиционные формы обучения и решать самые разные задачи: обеспечить дифференциацию обучения, облегчить контроль знаний, привлечь к оцениванию своей работы самих учащихся, повысить интерес к предмету и познавательную активность. С помощью ИКТ организую дидактический процесс по индивидуальной траектории. Способные ученики сами выбирают приемлемую скорость изучения и усвоения учебного материала. Это способствует эффективному психологическому развитию, профессиональному самоопределению школьника, повышает уровень самообразования и способности к творчеству. Для работы на уроках использую УЭП «Математика 5-11 классы. Практикум», «Интерактивные задачи для интерактивной доски: "Интерактивная алгебра 7-9 классы» и «Интерактивная алгебра для 10-11классов».

Как использовать время, которое есть у одаренного ребенка, в силу того, что они не нуждаются в бесконечных повторениях очевидного? Есть несколько путей: 1) ускорение обучения, т. е. курс за меньшее время, 2) обогащение обучения. В практике свой работы использую «горизонтальное» и «вертикальное» обогащение. «Горизонтальное» означает расширение изучаемой области, а «вертикальное» - более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области предмета (его иногда называют ускорением). Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района, областные научно-практические конференции. Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по математике. Часто в нашей школе проводятся недели физики и математики, на которых учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «КВН», «Занимательные опыты», «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером» и др.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Работу по подготовке к олимпиадам провожу в течение всего учебного года. Для талантливых детей провожу консультации: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты, презентации. Веду элективный курс: «Нестандартные методы решения уравнений и задач» для учащихся 10-11 классов, а в среднем звене математический кружок.

Метод проектов начинаю использовать с 5 класса, что развивает самостоятельную деятельность школьников по разработке проблемы и оформлении практического результата. Ученики старших классов участвуют в исследовательской работе, свои результаты они представляют на школьном и районном уровнях. Ученица 11 класса Попова Н. выступила на конференции ТШО с научно-исследовательской работой «Введение в теорию вероятности», а Сокуманов Д. защищал свой проект «Решение уравнений, содержащих знак модуля».

Немаловажным считаю и создание условий для развития всесторонней личности. Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говорю о том, что, когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та, по которой сам прошел, вовек не позабудется, что «талант - это 1 % способностей, а 99% потения». Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному его развитию. Убеждаю, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе. Я понимаю, что несу ответственность перед ребенком за его счастливое будущее и перед государством за воспитание полноценного, зрелого гражданина, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности. Много беседую с талантливыми ребятами. На этих психологических консультациях обучаю ребенка приемам регулирования своей умственной деятельности, помогаю в определении познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта, смены стратегий переработки информации. Довожу до каждого важную задачу: необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.

5


© 2010-2022